Автор: Ситница Валентина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Гнёздышко" Населённый пункт: город Новый Уренгой Наименование материала: консультация Тема: "Процесс изучения, как забава" Раздел: дошкольное образование
Консультация по образовательной робототехнике
«Процесс изучения, как забава»
Составила воспитатель МАДОУ "ДС «Гнёздышко»
Ситница Валентина Сергеевна
г. Новый Уренгой
2016г.
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного
процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных
возможностей каждого ребенка.
С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей важную
роль в формировании творчества играют специфические виды детской
деятельности, к которым относится и конструирование.
Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие
люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе
образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение
придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот
период закладываются фундаментальные компоненты становления личности
ребенка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов.
Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий
обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра
помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В
играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость,
эмоции, чувства, интеллект, общение и др.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части
программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской
и творческой активности детей, а также умений наблюдать и
экспериментировать.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только
увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он
должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому
конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в
процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного
возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане
формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного
возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата,
получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые
предпосылки учебной деятельности.
Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT
и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень
легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы,
что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного
мышления.
Образовательные наборы серии Kicky – это серия непрограммируемой
робототехники. Данная серия конструкторов знакомит детей с основами
робототехники и конструирования, учит правильно читать инструкцию и
грамотно организовать процесс конструирования.
Программа построена по принципу "от простого к сложному" и содержит
занятия начального уровня по сборке моделей из пластиковых деталей и
минимумом электроники, так и продвинутые с использованием контроллеров
для управления моделями, датчиков и исполнительных устройств.
Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны
детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои
первые шаги в конструировании и робототехнике.
Робототехника - универсальный инструмент для образования.
Вписывается и в дополнительное образование, и в совместную деятельность,
причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех
возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с
использованием робототехнического оборудования - это и обучение в
процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует
воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей
нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как
инновационной методики на занятиях в детских садах, обычных школах и
учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ
детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-
логическое мышление, идет активное развитие элементарных
математических способностей и логики. Конструирование и робототехника
как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные
навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и
постоянно общаться как с воспитателем, так и со сверстниками. Дети
начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и
развитию более грамотной и связной речи.
Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы
можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие
навыков практического решения актуальных образовательных задач;
Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,
дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к
использованию робототехники в межпредметном преподавании.
Технику будущего, умные машины и роботов со сверх возможностями
будут создавать те, кто сейчас только переступает порог школы. Именно они
через полтора десятка лет пополнят изрядно поредевшие ряды грамотных
специалистов в области автоматики, робототехники и других
высокотехнологичных отраслях экономики.
Для этого они могут уже сейчас делать свои первые шаги в электронике и
робототехнике с помощью увлекательных конструкторов HUNA и Fun&Bot.
Благодаря запатентованной конструкции деталей, сборку моделей можно
производить с шести сторон, что позволяет создавать по-настоящему
трёхмерные модели с неограниченным количеством собственных вариантов.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства
воспитанника с основами робототехники, радиоэлектроники и
программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом,
практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике,
через эксперимент, воспитанники постигают физику процессов,
происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и
микропроцессоры.
Программа «Робототехника в детском саду»- не просто занятия по
конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент.
Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном
процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей
практически всех возрастных групп. Программа помогает детям
адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее
болезненным и более эффективным.
Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе
уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так
необходимы стране.
«Робототехника в детском саду» решает несколько задач:
1.
Познавательную: формировать у детей познавательную и
исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
развитие интереса к робототехнике, информатики, физики.
2.
Образовательную: формирование умений и навыков конструирования,
приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по
механике.
3.
Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в
принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование
внимания, оперативной памяти, воображения, мышления; развитие мелкой
моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений.
4.
Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры,
дисциплины, коммуникативных способностей.
Основные формы, методы и приемы работы:
- беседа;
- просмотр видео материалов;
- просмотр презентаций;
- ролевая игра;
- познавательная игра;
- задание по образцу (с использованием инструкции);
- творческое моделирование;
- викторина.
Путь целенаправленного формирования элементов конструкторского
творчества у дошкольников предполагает самостоятельное конструирование
детей по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным
материалом. Повышение уровня конструирования выражается в новизне
замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от
одиночных построек к сюжетному конструированию.
Исторический опыт показывает, что создатели новой техники пользовались
некоторыми общими приемами или методами поиска новых решений:
•
Метод «проб и ошибок»;
•
Метод «мозговой атаки»;
•
Метод «обратной мозговой атаки»;
•
Метод педагогической оценки или анализа;
•
Синектический метод;
•
Метод «контрольных вопросов»;
•
Метод фокальных объектов;
•
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций;
•
Алгоритм решения изобретательских задач.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок, исследователи предложили различные
формы организации обучения:
•
Конструирование по образцу;
•
Конструирование по модели;
•
Конструирование по условиям;
•
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
•
Конструирование по замыслу;
•
Конструирование по теме.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Конструирование для детей этой возрастной группы является одним из
наиболее привлекательных занятий. У них уже накопился опыт в познании
окружающей действительности, сложилось осознанное отношение к технике,
архитектурным памятникам. Дети способны дать элементарную
эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры,
технике; стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с
требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать
свою деятельность.
Для детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием тесно
связаны с игрой. Появляется особый интерес к технике, который следует
поддерживать. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по
собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.
Поэтому необходимо уделить внимание развитию творческой фантазии детей.
Дети могут конструировать из разнообразных конструкторов, что
приобретает технический характер, дети создают программируемые модели.
Оформление предметно-пространственной среды.
Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется
системой материальных объектов и средств деятельности ребенка,
функционально моделирующей содержание развития его духовного и
физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Созданию предметно-развивающей среды активно способствуют занятия по
конструированию. Для эффективной организации занятий в детском саду
обустроена среда, где проводятся занятия с детьми. Кабинет разделен на три
части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу,
планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол.
Во второй части размещены стеллажи для контейнеров с конструктором, а в
третьей – место для занятий с детьми.
Образовательные и обучающие конструкторы помогут поднять
самовыражение и уверенность в себе. В процессе создания и игры повысятся
навыки научного мышления и творческого потенциала. Дети научатся:
собирать макеты по образцу, знать и понимать особенности схемы, собирать
модели по выбору и замыслу; познакомятся с программным обеспечением.
Дети старшего дошкольного возраста будут уметь задумывать содержание
постройки, будут знать название деталей, способы крепления. Научатся
работать в команде, овладеют навыками конструирования. Познакомятся с
панелью инструментов, функциональными командами, с составлением
программ в режиме конструирования (блок процессора, приемник
дистанционного управления. Закрепят свои знания по образовательным
областям. Смогут проявлять творческую инициативу и самостоятельность.
Литература:
1.
Комарова Л.Г. Строим из лего.-М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
2.
Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и
ручному труду.-М.: Издательство «Совершенство», 1999.
3.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
4.
Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,
2012г.
5.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всерос. Уч.-метод. Центр
образоват. Робототехники. –М.: Изд.-полиграф. центр «Маска».-2013.
6.
Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие
для воспитателей и родителей.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.