Напоминание

У истоков… Кирилл и Мефодий.(Сценарий праздника в школе)


Автор: Юнгверт Наталия Кирилловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: х.Шунтук, Республика Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: У истоков… Кирилл и Мефодий.(Сценарий праздника в школе)
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

« У истоков… Кирилл и Мефодий.»

(Мероприятия к дням

славянской письменности и культуры в

школе.)

Руководитель

ш кол ь н о го

методического объединения

учителей русского

языка

и

литературы

МБОУ

СОШ №8

Юнгверт Н.



Шунтук 2016


План проведения, цели и задачи «Дней славянской письменности и культуры»
В с я ко е и с ку с с т в о , и и с к у с с т в о в о с п и т а н и я тоже , и м е е т ц е л ь ю восполнить то, чего не достает от природы. Аристотель
Цель
: расширить познания детей об истоках просвещения и развития письменности и культуры.
Задачи:
 Познакомиться с историей древнерусского языка ,славянской письменности;  Формировать интерес к древнейшим памятникам письменности, истории и культуре ;  Воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к книге;  Посетить выставку словарей, ярмарку новых учебных и художественных книг.
Формы
: круглый стол, конференция, проба пера, мой писатель, конкурс рисунков, встреча с писателем, авторский вечер, концерт школьного фольклорного ансамбля «Казачата».
Участники
: учителя гуманитарного цикла, ученики 5-11 классов, библиотекарь, приглашенные гости и т.д.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Идея: «Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать с помощью книг, с опорой на книги, с учетом мирового опыта – значит экономить время и силы, значить растить и развивать на практике человека». Сократ. 2

Программа
: 1. Круглый стол «Необычное путешествие в Древнюю Русь». 2. Доклады по истории родного языка, обсуждение, обмен опытом исследования (8- 11 кл.). 3. Конференция «Родное слово».  Великие русские писатели о русском языке.  Занимательная грамматика.  Великие русские лингвисты. 4. Подведение итогов.
Начало письменности
День Славянской Письменности и Культуры, именуемый в народе ещё как День памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , не только церковный но и государственный праздник, который отмечается всеми от мала до велика. Те, кто выступает против языческого невежества, за просвещение, чему посвятили свою жизнь братья-просветители из македонского городка Солоники, приглашаются принять в нем участие. Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий родились соответственно в 27 и 8 1 5 годах нашей эры, изучали богословие, философию и знали по нескольку языков. Первый праздник отмечался в 894 году в Болгарии и назывался «Праздник букв» . В России он возрожден в 1 986 году, в 1. 99 1 году получил государственный статус, а годом позже в Успенском соборе Москвы впервые прошла литургия, и на Славянской площади открыт братьям памятник. Древнерусский язык — это язык древних русичей, населявших государство Русь в8 — 14 веках.. Этот язык был прародителем языков трех близкородственных славянских народов — русских украинцев и белорусов. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой 11 века – это рукописные книги, грамоты, надписи на камне. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — «Евангелие», «Апостол», псалтырь, 3
проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени создателя азбуки славянского первоучителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Не только звучанием и некоторыми грамматическими формами отличался книжный язык русичей от их живого языка. На книжно-славянском языке совершалось богослужение, на нем русичи обращались с молитвой к Богу, и нес этот язык в себе слова, обозначавшие высокие и светлые понятия: благовествовать, благодать, покаяние, любомудрие . . . Эти новые для древних русичей слова вошли и в древнерусский язык7 наполнили его новыми прекрасными образами. А древнерусский язык питал и насыщал книги живыми выразительными словами. Соединяясь и переплавляясь в единое целое, два эти языка образовали то, что языковеды называют русский извод книжно-славянского языка.. Живой древнерусский язык грамот, летописей и книжно-славянский язык житий, повестей, поучений — таков языковой мир Древней Руси 8 века.
О начале русской книжности.
У истоков русской книжности, как и письменности всего славянского мира, стоят Кирилл и Мефодий, солунские братья, создатели славянской азбуки и первые переводчики с греческого на славянский язык основных богослужебных книг. Существовало две славянские азбуки – глаголица и кириллица. Слово глаголица от слав. глаголь обозначало азбуку вообще. Вопрос о том, какая из двух азбук была создана Кириллом, долгое время оставалось дискуссионным. В настоящее время считается что, Кирилл является создателем глаголицы, а кириллица появилась в Болгарии в эпоху царя Симеона. Глаголица широко употреблялась в Моравии, затем проникла в Болгарию и Хорватию. Источником обоих алфавитов ученые считают греческое письмо: для кириллицы это греческий литературный устав, для глаголицы – греческая скоропись. Ряд букв для образования звуков был добавлен самим Кириллом. Буквенный состав кириллицы отражает строй славянской речи и некоторыми видоизменениями сохранился в составе той азбуки, которой мы пользуемся. 38 букв кириллического алфавита имеют свои наименования, благодаря которым азбука «звучит». Особый интерес представляют сохранившиеся на полях записи, содержащие имена ее писцов. Сказанное говорит о том, что каждая рукопись уникальна и неповторима, имеет свою судьбу и занимает определенное место в истории нашей письменности. 4
Подводя итоги, следует отметить высокое мастерство и культуру древнерусских книжников. Книга изготовлялась в мастерской, она являла произведение искусства созданное трудом писцов, переводчиков, переплетчиков, мастеров. Записи писцов и владельцев книг помогают понять то место в истории письменности, которое занимает каждый из этих бесценных памятников нашей культуры.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Идея: «Один может открыть больше другого, но никто всего». Древнеримское изречение.
Программа
: 1. Конкурс «Из истории слов» ( 5 -11 кл.).  Занимательные рассказы о словарном составе.  Знаешь ли ты, что …(словообразовательная игра).  Грамматические викторины, загадки, головоломки. 2. «Защити язык» - презентация неологизмов. 3. Выставка научно- популярных книг по языкознанию. 4. Конкурс стихотворений о родном языке. 5. «Память человечества»: просмотр видеофильмов «Древняя Русь: письменность». 6. Праздник «В гостях у словарей русского языка». 7. Подведение итогов. 5

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Идея дня: «Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет». Саади.
Программа
: 1. Вступительное слово (Склярова Н.А.). 2. Видеоэнциклопедия «Из истории русской письменности». 3. «Круглый стол»: «Русский язык и культура на современном этапе» (6-9 кл.). 4. У нас в гостях…(слово Салову Е., писателю – земляку). 5. Презентация книги Е.Салова. 6. Фотосалон. 6

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Идея дня: « Помнить – значит сохранять в памяти порученное тебе другими, а знать – это значит делать и по-своему, не оглядываясь всякий раз на учителя». Сенека.
Программа
: 1. Выставка лучших творческих работ учащихся (5- 9 кл.). 2. Проба пера: исполнители авторских стихов (5-11 кл.). 3. Экскурсии – библиотека, музей. 4. Видеофильм «Шунтук – мой хутор родной». Обсуждение.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Идея дня: «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит.
Программа
: 1. Круглый стол « Проблемы русского языка на современном этапе развития общества» (для учителей, воспитателей, учащихся школы).
Цель:
воспитание речевой культуры школьников
1 ведущий
: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы предлагаем отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.
2 ведущий
: Мы поедем за границу?
1 ведущий
: Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника… (Сценка) Навстречу друг другу выходят Саша и Вова (учащиеся 6 класса) 7
Саша: Привет, Вова! Вова (небрежно). Салют, дерево! Саша (недоуменно). Ой, где дерево? Вова (объясняет). Это же ты, кореш. Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света? Вова. Отпад! Саша. Что??? Вова. Ну, ништяк! Саша. Ой, а что это? Вова. Это значит, что прикид у нее клевый! Саша. Что она прикидывает и кого клюет? Вова. Ну, убойная чувиха. Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь! Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться. Саша. Это что – в карты поиграть? Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать. Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо? Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают. Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает? Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый. Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался. Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками. Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой? Вова. Ты лох, что ли? Саша. Нет, я не оглох. 8
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю? Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это? Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит… Саша. Я колбасу утром ел, это верно. Вова. Ты что – упертый? Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую. Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил. Входит Света. Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби! Света (удивленно). Здравствуй, Вова. Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно. Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен? Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный. Света (непонимающе) Кто – потный? Вова. Нет, вообще ты классная. Света. А из класса я давно уже ушла. Вова. Ну, так как, в киношку слиняем? Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”! Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку) Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой. Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то.. Саша. Больше не будешь так разговаривать? Вова. Больше не буду.
1 ведущий
: А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
2 ведущий
: Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу, 9
иными словами, жаргон, сленг – искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.
1 ведущий
: А я хочу прочитать стихотворение. В нем тоже рассказывается о том, как один мальчик не умел разговаривать по-человечески. “История о друге Илюшке” Друг Илья – пацан не нудный, Но на стыд свой и позор В голове имеет скудный Наших русских слов набор Смотрим мы борьбу – армрестлинг. Я твержу: “Рука крепка”. И Илюша комплиментик Отпускает: “Ни фига-а-а!” Вот два друга неразлучных Спорят: - Ты, Илья, пенек! – А Илюша равнодушно: - На фиг ты иди, Санек! – Тот Санек и на контрольной Продолжает приставать. А Илья самодовольно: - Фиг тебе, а не списать.- Пусть Илья – пацан не нудный, Но, на стыд свой и позор, В голове имеет скудный Наших русских слов набор.
3 ведущий
: Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность.
1 ведущий
: Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других
2 ведущий
: Помните, ребята, пролог к поэм А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
3 ведущий
: Сатирик Р.Кривицкий в произведении “Дополнительные правила русского языка” в пародийной форме использует несоответствие между формой, в качестве которой он берет поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, и содержанием, которым пародист критикует употребление слов-паразитов. Послушайте, как это звучит у пародиста: Как говорится, у лукоморья, типа того, что дуб, значит, зеленый, Такая история, златая, как ба, цепь на дубе том. 10
Ну-у-у. И днем, и ночью кот, понимаешь, ученый, Вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом.
1 ведущий
: Не правда ли, смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные заполнители пауз, сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь приводит к упрощению языка, “междометизации” речи.
2 ведущий
: А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха. “Лишние слова” (А. Хайт) 1. Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по “ноль один” Срочно сообщает: 2. – Я не знаю, как начать, Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться. Вообщем, значит, стало быть, Тут такое дело… 3. Можно трубку положить Все давно сгорело. 4. – Как проехать на вокзал? - Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает 5. – Вообщем, где-то, так сказать, Это близко очень. Просто тут рукой подать, Говоря короче. Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе… 6. – Вы проехали давно Возвращаться нужно. 7. Кот нахально влез на стол, Тянется к котлете. Тут хозяин подошел И коту заметил: 8. – Вы, Василий, не того, Знаете ли, бросьте. 11
Не для вас для одного Будут, значит, гости! Вообщем, я сказать хотел, Что терпеть не стану… 9. Кот давно котлету съел, Взялся за сметану.
2 ведущий
: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов- паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
3 ведущий
: Еще, ребята, хочется поговорить с вами о такой серьезной проблеме в нашей речи, как сквернословие.
1 ведущий
: А нужно ли об этом громко заявлять? Так ли опасно распространение сквернословия?
3 ведущий
: Да, потому что оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. Поэтому и возникает острая необходимость решать эту проблему.
1 ведущий
: Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
2 ведущий
: Не стоит заменять ругательства словами типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этих фраз. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.
3 ведущий
: Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабляется, выплеснул наболевшее, а значит, успокоился. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя найти его ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном достижении, в музыке, рукоделии, коллекционировании.
1 ведущий
: А как быть с теми, кто сквернословит?
3 ведущий
: Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает.
2 ведущий
: Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но, надеемся, наши советы помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище. - Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст” - Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учеба. 12
- Не засоряйте свою речь словами-паразитами. Если в нужный не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко, чем собирать целый букет лишних слов. - Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.
1 ведущий
: А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами И Бунина: Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
Идея дня: «Главная задача человека во всякой сфере деятельности – быть человеком». Белинский В.Г.
Программа
: 1. Просмотр видеофильма «Дни славянской письменности в школе» (библиотека, 1-11 кл.). 2. Подведение итогов «
Недели славянской письменности и культуры
». Награждение. 13

Русский язык неисчерпаем
И это убедительно подтвердил праздник, прошедший в школе. Посвящалось это мероприятие Дню славянской письменности и культуры. В некотором роде это было заключительное заседание литературно-краеведческого клуба «Память», подведение итогов его работы за год. Открыл заседание руководитель клуба Лагошин А.Г. . Директор школы В.В.Ратуев сказал о важности проводимого праздника. Приятным моментом стало вручение Благодарственных писем и призов тем ребятам, которые отличились в изучении наук, активно участвовали в пропаганде книги, писали творческие работы по программе клуба. Затем был круглый стол по проблеме «Русский язык и литература на современном этапе». С докладами и рефератами на нем выступили клубовцы – учащиеся 9 «А» класса. Они представили пять исследований: «У истоков русской книжности», «Русский язык и речевая культура», «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающиеся явление», «Скрытая этимология известных фамилий» . Групповая работа «К вопросу о русских пословицах и поговорках» (авторы – учащиеся 8 класса А.Балашова, Катансус А.) вызвала особое оживление у присутствующих. Обухов К. и Самойленко Д. из 6 класса организовали презентацию сборника стихов .В роли критика выступала Потягунина Д. Держал речь и писатель- земляк Е.Салов, почетный член клуба. Он искренне поблагодарил всех участников заседания за «чистоту языка родного и любовь к Слову, книге , чтению. Прозвучали в тот день и стихи, авторами которых были учащиеся школы. Юные поэты разбудили воображение слушателей светлыми мечтами, романтическими тревогами и радостями. Свое слово сказала и библиотекарь школы. Поздравив ребят с праздником, она поделилась радостью, что администрация пополнила книжный фонд энциклопедиями и справочной литературой. Заключительным аккордом была видео-энциклопедия «Из истории русской письменности». Кроме того, были оформлены выставка лучших тетрадей, библиотека «Лирика адыгейских поэтов», стенд «К истокам слова». 2. Подведение итогов «Дней...». Награждение 14


В раздел образования