У истоков… Кирилл и Мефодий.(Сценарий праздника в школе)
Автор: Юнгверт Наталия Кирилловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: х.Шунтук, Республика Адыгея Наименование материала: методическая разработка Тема: У истоков… Кирилл и Мефодий.(Сценарий праздника в школе) Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
« У истоков… Кирилл и Мефодий.»
(Мероприятия к дням
славянской письменности и культуры в
школе.)
Руководитель
ш кол ь н о го
методического объединения
учителей русского
языка
и
литературы
МБОУ
СОШ №8
Юнгверт Н.
Шунтук 2016
План проведения, цели и задачи «Дней славянской письменности и культуры»
В с я ко е
и с ку с с т в о ,
и
и с к у с с т в о
в о с п и т а н и я
тоже ,
и м е е т
ц е л ь ю
восполнить
то,
чего
не
достает
от
природы.
Аристотель
Цель : расширить познания детей об истоках просвещения и развития письменности и
культуры.
Задачи:
Познакомиться с историей древнерусского языка ,славянской письменности;
Формировать интерес к древнейшим памятникам письменности, истории и культуре
;
Воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к книге;
Посетить выставку словарей, ярмарку новых учебных и художественных книг.
Формы : круглый стол, конференция, проба пера, мой писатель, конкурс рисунков, встреча
с писателем, авторский вечер, концерт школьного фольклорного ансамбля «Казачата».
Участники :
учителя
гуманитарного
цикла,
ученики
5-11
классов,
библиотекарь,
приглашенные гости и т.д.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Идея: «Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый
ребенок
неповторимо
индивидуален;
воспитывать
без
книг
неразумно:
никто
не
в
силах
превзойти
мудрость
народов,
мудрость тысячелетий; воспитывать с помощью книг, с опорой
на книги, с учетом мирового опыта – значит экономить время и
силы, значить растить и развивать на практике человека».
Сократ.
2
Программа :
1.
Круглый стол «Необычное путешествие в Древнюю Русь».
2.
Доклады по истории родного языка, обсуждение, обмен опытом исследования (8- 11
кл.).
3.
Конференция «Родное слово».
Великие русские писатели о русском языке.
Занимательная грамматика.
Великие русские лингвисты.
4.
Подведение итогов.
Начало письменности
День Славянской Письменности и Культуры, именуемый в народе ещё как День памяти
Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , не только церковный но и государственный
праздник, который отмечается всеми от мала до велика. Те, кто выступает против языческого
невежества,
за
просвещение,
чему
посвятили
свою
жизнь
братья-просветители
из
македонского городка Солоники, приглашаются принять в нем участие.
Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий родились соответственно в 27 и 8 1 5 годах
нашей эры, изучали богословие, философию и знали по нескольку языков. Первый праздник
отмечался в 894 году в Болгарии и назывался «Праздник букв» . В России он возрожден в 1 986
году, в 1. 99 1 году получил государственный статус, а годом позже в Успенском соборе
Москвы впервые прошла литургия, и на Славянской площади открыт братьям памятник.
Древнерусский язык —
это язык древних русичей,
населявших государство Русь
в8 — 14 веках..
Этот язык был прародителем языков
трех близкородственных
славянских народов —
русских украинцев и белорусов.
Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой 11
века – это рукописные книги, грамоты, надписи на камне.
Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были
принесены церковные книги на славянском языке — «Евангелие», «Апостол», псалтырь,
3
проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени
создателя азбуки славянского первоучителя 9 века Константина (Кирилла) Философа.
Не только звучанием и некоторыми грамматическими формами отличался книжный язык
русичей от их живого языка. На книжно-славянском языке совершалось богослужение, на нем
русичи обращались с молитвой к Богу, и нес этот язык в себе слова, обозначавшие высокие и
светлые понятия: благовествовать, благодать, покаяние, любомудрие . . . Эти новые для
древних русичей слова вошли и в древнерусский язык7 наполнили его новыми прекрасными
образами.
А древнерусский язык питал и насыщал книги живыми выразительными словами.
Соединяясь и переплавляясь в единое целое, два эти языка образовали то, что языковеды
называют
русский
извод
книжно-славянского
языка..
Живой
древнерусский
язык
грамот,
летописей и книжно-славянский язык житий, повестей, поучений — таков языковой мир
Древней Руси 8 века.
О начале русской книжности.
У истоков русской книжности, как и письменности всего славянского мира, стоят Кирилл
и Мефодий, солунские братья, создатели славянской азбуки и первые переводчики с греческого
на славянский язык основных богослужебных книг. Существовало две славянские азбуки –
глаголица и кириллица. Слово глаголица от слав. глаголь обозначало азбуку вообще.
Вопрос о том, какая из двух азбук была создана Кириллом, долгое время оставалось
дискуссионным. В настоящее время считается что, Кирилл является создателем глаголицы, а
кириллица появилась в Болгарии в эпоху царя Симеона. Глаголица широко употреблялась в
Моравии, затем проникла в Болгарию и Хорватию.
Источником обоих алфавитов ученые считают греческое письмо: для кириллицы это
греческий
литературный
устав,
для
глаголицы
–
греческая
скоропись.
Ряд
букв
для
образования звуков был добавлен самим Кириллом. Буквенный состав кириллицы отражает
строй славянской речи и некоторыми видоизменениями сохранился в составе той азбуки,
которой мы пользуемся.
38 букв кириллического алфавита имеют свои наименования, благодаря которым азбука
«звучит».
Особый интерес представляют сохранившиеся на полях записи, содержащие имена ее
писцов. Сказанное говорит о том, что каждая рукопись уникальна и неповторима, имеет свою
судьбу и занимает определенное место в истории нашей письменности.
4
Подводя итоги, следует отметить высокое мастерство и культуру древнерусских книжников.
Книга изготовлялась в мастерской, она являла произведение искусства созданное трудом
писцов, переводчиков, переплетчиков, мастеров. Записи писцов и владельцев книг помогают
понять то место в истории письменности, которое занимает каждый из этих бесценных
памятников нашей культуры.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Идея: «Один может открыть больше другого, но никто всего».
Древнеримское изречение.
Программа :
1.
Конкурс «Из истории слов» ( 5 -11 кл.).
Занимательные рассказы о словарном составе.
Знаешь ли ты, что …(словообразовательная игра).
Грамматические викторины, загадки, головоломки.
2.
«Защити язык» - презентация неологизмов.
3.
Выставка научно- популярных книг по языкознанию.
4.
Конкурс стихотворений о родном языке.
5.
«Память человечества»: просмотр видеофильмов «Древняя Русь: письменность».
6.
Праздник «В гостях у словарей русского языка».
7.
Подведение итогов.
5
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Идея дня: «Кто учился наукам, но не применяет их, похож на
того, кто пахал, но не сеет».
Саади.
Программа :
1.
Вступительное слово (Склярова Н.А.).
2.
Видеоэнциклопедия «Из истории русской письменности».
3.
«Круглый стол»: «Русский язык и культура на современном этапе» (6-9 кл.).
4.
У нас в гостях…(слово Салову Е., писателю – земляку).
5.
Презентация книги Е.Салова.
6.
Фотосалон.
6
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Идея дня: « Помнить – значит сохранять в памяти порученное
тебе другими, а знать – это значит делать и по-своему, не
оглядываясь всякий раз на учителя».
Сенека.
Программа :
1.
Выставка лучших творческих работ учащихся (5- 9 кл.).
2.
Проба пера: исполнители авторских стихов (5-11 кл.).
3.
Экскурсии – библиотека, музей.
4.
Видеофильм «Шунтук – мой хутор родной». Обсуждение.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Идея дня: «Хорошими люди становятся больше от упражнения,
чем от природы».
Демокрит.
Программа :
1. Круглый стол « Проблемы русского языка на современном этапе развития общества» (для
учителей, воспитателей, учащихся школы).
Цель: воспитание речевой культуры школьников
1 ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята. Мы предлагаем отправиться в путешествие по
стране “иностранных” слов.
2 ведущий : Мы поедем за границу?
1 ведущий : Нет. Зачем же так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому
что говорить мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее
содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в
одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
(Сценка)
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова (учащиеся 6 класса)
7
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая
одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с
мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
8
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
Входит Света.
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот
иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со
мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
1 ведущий : А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
2 ведущий : Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без
переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу,
9
иными словами, жаргон, сленг – искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель
настоящего языка.
1 ведущий : А я хочу прочитать стихотворение. В нем тоже рассказывается о том, как один
мальчик не умел разговаривать по-человечески.
“История о друге Илюшке”
Друг Илья – пацан не нудный,
Но на стыд свой и позор
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор
Смотрим мы борьбу – армрестлинг.
Я твержу: “Рука крепка”.
И Илюша комплиментик
Отпускает: “Ни фига-а-а!”
Вот два друга неразлучных
Спорят: - Ты, Илья, пенек! –
А Илюша равнодушно:
- На фиг ты иди, Санек! –
Тот Санек и на контрольной
Продолжает приставать.
А Илья самодовольно:
- Фиг тебе, а не списать.-
Пусть Илья – пацан не нудный,
Но, на стыд свой и позор,
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор.
3 ведущий : Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие
качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец,
правильность.
1 ведущий : Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее
большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в
смысле, э-э-э, ну-у и других
2 ведущий : Помните, ребята, пролог к поэм А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
3 ведущий : Сатирик Р.Кривицкий в произведении “Дополнительные правила русского языка”
в пародийной форме использует несоответствие между формой, в качестве которой он берет
поэму А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, и содержанием, которым пародист критикует
употребление слов-паразитов. Послушайте, как это звучит у пародиста:
Как говорится, у лукоморья, типа того, что дуб, значит, зеленый,
Такая история, златая, как ба, цепь на дубе том.
10
Ну-у-у. И днем, и ночью кот, понимаешь, ученый,
Вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом.
1 ведущий : Не правда ли, смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные
заполнители пауз, сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь
приводит к упрощению языка, “междометизации” речи.
2 ведущий : А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить
свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.
“Лишние слова” (А. Хайт)
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. – Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
3. Можно трубку положить
Все давно сгорело.
4. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
5. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
6. – Вы проехали давно
Возвращаться нужно.
7. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
8. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
11
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
9. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
2 ведущий : Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-
паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
3 ведущий : Еще, ребята, хочется поговорить с вами о такой серьезной проблеме в нашей речи,
как сквернословие.
1 ведущий : А нужно ли об этом громко заявлять? Так ли опасно распространение
сквернословия?
3 ведущий : Да, потому что оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти
все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. Поэтому и возникает острая
необходимость решать эту проблему.
1 ведущий : Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить
элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается
болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”,
старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
2 ведущий : Не стоит заменять ругательства словами типа елки-палки, блин, японский
городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этих фраз. Культурные
ругательства не лучше и не чище обычных.
3 ведущий : Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабляется, выплеснул
наболевшее, а значит, успокоился. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя найти его
ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в
высочайшем спортивном достижении, в музыке, рукоделии, коллекционировании.
1 ведущий : А как быть с теми, кто сквернословит?
3 ведущий : Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в
семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает.
2 ведущий : Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но,
надеемся, наши советы помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
- Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то,
сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что
выходит из уст”
- Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой
вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В
такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учеба.
12
- Не засоряйте свою речь словами-паразитами. Если в нужный не можешь подобрать
подходящего слова, лучше высказаться кратко, чем собирать целый букет лишних слов.
- Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие
качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.
1 ведущий : А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами И Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
Идея
дня:
«Главная
задача
человека
во
всякой
сфере
деятельности – быть человеком».
Белинский В.Г.
Программа :
1.
Просмотр видеофильма «Дни славянской письменности в школе» (библиотека, 1-11
кл.).
2. Подведение итогов « Недели славянской письменности и культуры ». Награждение.
13
Русский язык неисчерпаем
И это убедительно подтвердил праздник, прошедший в школе. Посвящалось это
мероприятие
Дню
славянской
письменности
и
культуры.
В
некотором
роде
это
было
заключительное заседание литературно-краеведческого клуба «Память», подведение итогов
его работы за год.
Открыл заседание руководитель клуба Лагошин А.Г. . Директор школы В.В.Ратуев сказал о
важности проводимого праздника. Приятным моментом стало вручение Благодарственных
писем и призов тем ребятам, которые отличились в изучении наук, активно участвовали в
пропаганде книги, писали творческие работы по программе клуба.
Затем был круглый стол по проблеме «Русский язык и литература на современном этапе».
С докладами и рефератами на нем выступили клубовцы – учащиеся 9 «А» класса. Они
представили пять исследований: «У истоков русской книжности», «Русский язык и речевая
культура», «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающиеся явление», «Скрытая
этимология известных фамилий» .
Групповая работа «К вопросу о русских пословицах и поговорках» (авторы – учащиеся 8
класса А.Балашова, Катансус А.) вызвала особое оживление у присутствующих. Обухов К. и
Самойленко Д. из 6 класса организовали презентацию сборника стихов .В роли критика
выступала Потягунина Д.
Держал речь и писатель- земляк Е.Салов, почетный член клуба. Он искренне поблагодарил
всех участников заседания за «чистоту языка родного и любовь к Слову, книге , чтению.
Прозвучали в тот день и стихи, авторами которых были учащиеся школы. Юные поэты
разбудили
воображение
слушателей
светлыми
мечтами,
романтическими
тревогами
и
радостями.
Свое слово сказала и библиотекарь школы. Поздравив ребят с праздником, она поделилась
радостью,
что
администрация
пополнила
книжный
фонд
энциклопедиями
и
справочной
литературой.
Заключительным аккордом была видео-энциклопедия «Из истории русской
письменности». Кроме того, были оформлены выставка лучших тетрадей, библиотека «Лирика
адыгейских поэтов», стенд «К истокам слова».
2. Подведение итогов «Дней...». Награждение
14