Напоминание

"Портфолио – как средство индивидуализации дошкольника"


Автор: Петренко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ Улыбка"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей
Наименование материала: Статья.
Тема: "Портфолио – как средство индивидуализации дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Татьяна Викторовна Петренко

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

п. Ханымей ЯНАО, 2019г.

Статья

«Портфолио – как средство индивидуализации

дошкольника»

«Основной смысл портфолио – показать всё,

на что способен ребёнок»

Новикова Т.Г.

Немножко истории…

Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и

разностороннюю направленность.

Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв.

Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы

и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую

называли «портфолио».

Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление

о профессиональных качествах претендента.

Идея создания и использования портфолио в сфере образования

возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки.

Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более

популярной в Европе и Японии.

Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и

реальное практическое применение в России.

Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио,

по мнению Т. Г. Новиковой: « Показать все, на что ты способен».

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии

детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного

образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к

поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий.

Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного

образования» и «индивидуальные образовательные достижения».

Именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить

эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных

отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий,

обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Преимуществом технологии «Портфолио ребенка» в ДОУ является то, что

она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и

родителей, коллег, представляя собой одновременно форму,

процесс организации и технологию работы.

Цель: отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в

образовательном контексте; сбор, систематизация и фиксация результатов

развития дошкольника и достижений, демонстрация всего спектра его

способностей, интересов, формирования личности ребёнка, открытия им

своего образа «Я».

Задачи:

- определить форму и содержание портфолио;

- содействовать максимальному раскрытию индивидуальных особенностей

ребенка;

- создать для него ситуацию успеха;

- формировать установку на творческую деятельность;

- формировать положительные нравственные качества личности,

- развивать и расширять круг познавательных интересов

- создать условия практического применения ребенком приобретённых

знаний и умений;

- наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка;

- активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;

- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию

по оформлению портфолио;

- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период

адаптации к школе.

Функции данной технологии:

мотивационная - мотивировать к совместной деятельности самого

ребёнка, его родителей;

содержательная - в процессе работы над портфолио охватывать

разнообразное образовательное содержание и различные виды детской

деятельности;

развивающая - использовать огромный развивающий потенциал

технологии;

целеполагающая - научить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно

портфолио) и стремиться к её достижению;

социообразующая - портфолио показывает ребёнка не только в группе

сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на

танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной

социализации;

диагностическая - портфолио нужно для того, чтобы посторонний

взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке,

его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве;

рейтинговая - иметь сегодня портфолио – это престижно.

Для успешного применения технологии детского портфолио необходимо

соблюдать ряд условий:

добровольность – ни в коем случае мы не должны принуждать

родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво

рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты;

ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио;

работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе,

недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про

него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как

часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в

квартал), всё зависит от ситуации;

для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя

привлекательность объекта или предмета, поэтому портфолио

дошкольника должно быть красочным и ярким;

детские портфолио не должны находиться в приёмной на шкафчиках

или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей

месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить

приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на

материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии;

количество разделов и рубрик, их тематика определяется

индивидуально для каждого случая;

при создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание

определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации

пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

Виды портфолио:

1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации

информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников.

Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с

множеством интересных эффектов.

2. Портфолио - раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для

ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь

допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что

содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички

из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист

рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать

как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен

сделать взрослый.

3. Печатное портфолио одно из самых традиционных.

Создаётся в виде папок.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого

автора! Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник,

который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь.

Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Примерные рубрики портфолио

(могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и

взрослых):

«Здравствуйте, это я», «Моя семья», «Моя группа» (детский сад),

«Мои друзья», «Я люблю», «Моё творчество»/«Золотые ручки»,

«Расскажи обо мне», «Мои успехи в обучении», «Мои достижения»,

«Мой поселок»/«Мои любимые места в поселке», «Размышления вслух»,

«Познакомьтесь со мной» - раздел пополняется данными о рождении, знаке

зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день; можно

разместить информацию о том, что означает имя ребёнка, а также

генеалогическое древо;

«Я расту» - эту рубрику можно подразделить на две:

«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на

разных возрастных этапах; «Чему я научился» - прописываются умения и

навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год;

«Моя семья»; «Мои друзья», «Мир вокруг нас» - фото или детские

рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов;

«Золотые ручки»; «Мои достижения».

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и

достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и

развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки портфолио, у

детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском

саду.

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и

взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над

портфолио (как правило, до выпускного бала);

вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая

может изменяется в процессе работы - могут появляться новые рубрики.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему

портфолио;

2 шаг - Определить вид портфолио

3 шаг– определение времени работы над портфолио (как правило, до

выпускного бала);

4 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;

5 шаг – определение критериев оценивания;

6 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио

(презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего три позиции:

- полнота и разносторонность представленных материалов;

- степень участия ребёнка в формировании портфолио;

- единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того,

как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы

данная работа стала именно технологией.

Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка»

проводится следующим образом:

- работа с педагогами,

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями.

Важно чтобы родители стали не только источником информации, но и

реальными помощниками , непосредственными участниками,

испытывая при этом чувство сопричастности и удовлетворения от успехов

ребёнка.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его

участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт

определённого жизненного пути маленького человечка, его продвижение

вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Подведем итог всему сказанному.

И так, детское портфолио – это:

- технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход

воспитания и образования детей;

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за

определённый период развития ребёнка;

- коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс,

личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты

успеха;

- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств,

возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных

достижений для выстраивания траектории развития;

- форма работы с детьми;

- форма работы с семьёй.

Технология детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно

собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать

индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что

особенно важно для дошкольного возраста.



В раздел образования