Автор: Петренко Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ Улыбка"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей
Наименование материала: Статья.
Тема: "Портфолио – как средство индивидуализации дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Татьяна Викторовна Петренко
МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»
п. Ханымей ЯНАО, 2019г.
Статья
«Портфолио – как средство индивидуализации
дошкольника»
«Основной смысл портфолио – показать всё,
на что способен ребёнок»
Новикова Т.Г.
Немножко истории…
Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и
разностороннюю направленность.
Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв.
Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы
и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую
называли «портфолио».
Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление
о профессиональных качествах претендента.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования
возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки.
Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более
популярной в Европе и Японии.
Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и
реальное практическое применение в России.
Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки
индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио,
по мнению Т. Г. Новиковой: « Показать все, на что ты способен».
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии
детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного
образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к
поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий.
Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного
образования» и «индивидуальные образовательные достижения».
Именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить
эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных
отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий,
обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио ребенка» в ДОУ является то, что
она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и
родителей, коллег, представляя собой одновременно форму,
процесс организации и технологию работы.
Цель: отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в
образовательном контексте; сбор, систематизация и фиксация результатов
развития дошкольника и достижений, демонстрация всего спектра его
способностей, интересов, формирования личности ребёнка, открытия им
своего образа «Я».
Задачи:
- определить форму и содержание портфолио;
- содействовать максимальному раскрытию индивидуальных особенностей
ребенка;
- создать для него ситуацию успеха;
- формировать установку на творческую деятельность;
- формировать положительные нравственные качества личности,
- развивать и расширять круг познавательных интересов
- создать условия практического применения ребенком приобретённых
знаний и умений;
- наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка;
- активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;
- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию
по оформлению портфолио;
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период
адаптации к школе.
Функции данной технологии:
мотивационная - мотивировать к совместной деятельности самого
ребёнка, его родителей;
содержательная - в процессе работы над портфолио охватывать
разнообразное образовательное содержание и различные виды детской
деятельности;
развивающая - использовать огромный развивающий потенциал
технологии;
целеполагающая - научить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно
портфолио) и стремиться к её достижению;
социообразующая - портфолио показывает ребёнка не только в группе
сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на
танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной
социализации;
диагностическая - портфолио нужно для того, чтобы посторонний
взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке,
его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве;
рейтинговая - иметь сегодня портфолио – это престижно.
Для успешного применения технологии детского портфолио необходимо
соблюдать ряд условий:
добровольность – ни в коем случае мы не должны принуждать
родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво
рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты;
ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио;
работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе,
недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про
него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как
часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в
квартал), всё зависит от ситуации;
для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя
привлекательность объекта или предмета, поэтому портфолио
дошкольника должно быть красочным и ярким;
детские портфолио не должны находиться в приёмной на шкафчиках
или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей
месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить
приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на
материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии;
количество разделов и рубрик, их тематика определяется
индивидуально для каждого случая;
при создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание
определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации
пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
Виды портфолио:
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации
информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников.
Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с
множеством интересных эффектов.
2. Портфолио - раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для
ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь
допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что
содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички
из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист
рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать
как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен
сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных.
Создаётся в виде папок.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого
автора! Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник,
который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь.
Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Примерные рубрики портфолио
(могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и
взрослых):
«Здравствуйте, это я», «Моя семья», «Моя группа» (детский сад),
«Мои друзья», «Я люблю», «Моё творчество»/«Золотые ручки»,
«Расскажи обо мне», «Мои успехи в обучении», «Мои достижения»,
«Мой поселок»/«Мои любимые места в поселке», «Размышления вслух»,
«Познакомьтесь со мной» - раздел пополняется данными о рождении, знаке
зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день; можно
разместить информацию о том, что означает имя ребёнка, а также
генеалогическое древо;
«Я расту» - эту рубрику можно подразделить на две:
«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на
разных возрастных этапах; «Чему я научился» - прописываются умения и
навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год;
«Моя семья»; «Мои друзья», «Мир вокруг нас» - фото или детские
рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов;
«Золотые ручки»; «Мои достижения».
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и
достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и
развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки портфолио, у
детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском
саду.
Как же запускается технология детского портфолио?
Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и
взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над
портфолио (как правило, до выпускного бала);
вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая
может изменяется в процессе работы - могут появляться новые рубрики.
Алгоритм запуска технологии детского портфолио:
1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему
портфолио;
2 шаг - Определить вид портфолио
3 шаг– определение времени работы над портфолио (как правило, до
выпускного бала);
4 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;
5 шаг – определение критериев оценивания;
6 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио
(презентации).
В качестве критериев мы выбрали всего три позиции:
- полнота и разносторонность представленных материалов;
- степень участия ребёнка в формировании портфолио;
- единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.
Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того,
как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы
данная работа стала именно технологией.
Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка»
проводится следующим образом:
- работа с педагогами,
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Важно чтобы родители стали не только источником информации, но и
реальными помощниками , непосредственными участниками,
испытывая при этом чувство сопричастности и удовлетворения от успехов
ребёнка.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его
участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт
определённого жизненного пути маленького человечка, его продвижение
вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Подведем итог всему сказанному.
И так, детское портфолио – это:
- технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход
воспитания и образования детей;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за
определённый период развития ребёнка;
- коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс,
личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты
успеха;
- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств,
возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных
достижений для выстраивания траектории развития;
- форма работы с детьми;
- форма работы с семьёй.
Технология детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно
собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать
индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что
особенно важно для дошкольного возраста.