Автор: Цыганкова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гуманных чувств у дошкольников с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Дошкольный возраст является периодом первоначального становления
личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования
подтверждают,
что
именно
в
эти годы
при условии целенаправленного
воспитания закладываются основы нравственных ценностей..
Сочувствие, которое выражается в активной и бескорыстной помощи, в
заботе о
другом
человеке становится одним из первых гуманных чувств,
пробуждающихся у детей с ОВЗ дошкольного возраста. А формирование у
дошкольников с нарушением зрения умения выражать свои желания, мнения
и чувства так,
чтобы
они стали понятны другим людям, а так
же умение
принимать иную точку зрения – основа гуманного отношения к окружающим
людям.
Формирование гуманных чувств дошкольников с патологией зрения
находиться в зависимости не только от уровня этических представлений, но и
от
спо собно сти эмоционально
реагировать
на р а з л и ч н ы е события:
радоваться, сопереживать, возмущаться. Поэтому в процессе воспитание у
детей
с
нарушением
зрения
дошкольного
возраста гуманных
чувств
необходимо, прежде всего, развивать у них способность к сопереживанию и к
переживанию вообще, т.е. развивать общую эмоциональность.
Понятно, что в одних и тех
же условиях
разные дети ведут себя по-
разному:
одни проявляют
заботу,
чуткость,
готовы
сразу
же прийти на
помощь товарища, пожалеть его и успокоить. Другие же напротив, проявляют
равнодушие, в большинстве случаев они эгоистичны, т.е. таких детей волнует
только то, что касается их лично. Третьи могут проявлять вместо сострадания
агрессию по отношению к своим сверстникам, могут оскорбить, ударить или
отнять
игрушку.
При этом
в
большинстве случаев,
взрослые н е всегда
осознают,
что
появление сочувствия
у
детей,
начинается
с
простого
на
первый
взгляд
вопроса:
«Тебе больно?»,
«Как
ты
себя
чувствуешь,
все
хорошо?».
В связи с этим в настоящее время перед воспитателями стоит целый
ряд
насущных
вопросов:
«Как
преподносить
ребёнку
плохое?»,
«О
чём
ребёнок должен знать и о чём нет?», «В каких случаях нужно вызвать у
ребенка сочувствие к тем детям, которые, например, наказаны, в каких –
нет?» и т.д.
Воспитание сочувствия у детей тесно связано с воспитанием чувства
доброты,
защите тех, кто слабее, заботы о тех, кто нуждается в данный
момент в помощи. Постепенно дети усваивают то, что добрый человек с
добром относится к животным, никогда не мучает их, он не может обидеть
своих товарища, сестер, братьев, родителей и взрослых.
При этом
начало воспитания доброты у детей начинаются с чувства
любви к родителям, которое возникает как ответное чувство на постоянную
любовь и заботу родителей о своем ребенке или детях. Но достаточно часто,
особенно в современном обществе дети проявляются эгоистические чувства
по отношению к значимым близким. Например, дети не просят, а настойчиво
требуют
покупки игрушки и л и другой
вещи,
не обращая
внимания
на
финансовые возможности родителей
и их уговоры. Часто дети эгоистично
требуют
внимания
к
себе,
переставая
обращать
внимание н а желания
и
потребности родителей. Дети могут проявлять грубость, если их желания по
каким-либо причинам не удовлетворено, в то же время отказывают родителям
в
помощи и н е замечают
того,
что
родители чем-то
огорчены
Поэтому,
первостепенной
задачей
в
формировании гуманных чувств, должно стать
развитие эмоциональности детей
с
нарушением
зрения,
умение видеть и
поднимать
внутреннее состояние человека и
соответствующим
образом
менять своё поведение.
При это
м формирование гуманно
го
о
тно
шения к окружающим должно
осуществляться с по
мощью определённых средств:
окружающая обстановка;
общение;
собственная деятельность детей;
художественные средства;
природа
То есть в формировании гуманных
отношений
все средства представляют
собой
некоторую
общность,
и воздействие каждого
элемента является
существенным и важным (рис. 2).
Рис. 2 Средства способствующие формированию гуманного отношения к
окружающим
Рассмотрим
данные средства педагогического
воздействия
на детей
старшего дошкольного возраста более подробно.
1. Атмосфера, в которой находится ребёнок в ДОУ, также является
важным средством формирования гуманных чувств дошкольников.
Окружающая ребенка обстановка становится средством формирования
чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм
нравственного во спитания.
Атмо сфера д о л ж н а быть
пропитана
доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью,
безнравственностью.
И м е н н о о т с юд а основным
условиям
успешного
формирования
гуманных чувств в ДОУ является деятельность педагога, так как любая
система ценностей предполагает, что педагог, вступая в общение с детьми с
нарушением зрения, неизбежно, хочет он того или нет, будет влиять на них
нравственно.
При этом
влияние это может быть различным, оказано оно
может быть в разной мере, зависит оно от множества факторов, но главным
всегда был и будет фактор личностный – личность наставника, его душевные
и духовные качества, его вера и убеждения.
Ведь только воспитатель в детском саду своим поведением показывает
примеры доброго, заботливого отношения к людям, может побуждать ребят
замечать
состояние сверстника (обижен,
огорчён,
скучает)
и проявлять
сочувствие,
готовность
помочь.
Воспитатель,
создавая
в
группе ситуации
гуманистической
направленности,
может
побуждать
детей
с
нарушением
зрения к проявлению заботы, внимания, помощи.
Кроме личного примера педагог должен знать и уметь создать условия
для
успешного
формирования
духовно -
нравственных
представлений
и
поступков:
- полное понимание сущности нравственно
го
воспитания как психолого
- педагогического
процесса;
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу по
формированию культуры по
ведения,
-
у м е н и е разрабатывать
и творчески применять
н а практике
эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.
Р е ш а ю щ е е з н а ч е н и е для
нравственного
во с п и т а н и е имеет
положительный
нравственный
опыт,
особенное значение, для накопления
которого имеет общение и совместная деятельность детей.
Для того чтобы добится поставленной цели, ребенок должен расти и
воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви
родителей и педагогов.
2. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность.
Педагогической наукой доказано, что развитие личности происходит в
деятельности,
поэтому
самым
существенным
фактором
в
воспитании у
дошкольников
с
ОВЗ
нравственных
чувств
–
это,
конечно
же,
непосредственное проявление этих
чувств
в
деятельности детей,
в
их
поступках и в целом в поведении. При этом каждый вид деятельности детей с
нарушением зрения, выполняя функцию средства воспитания, имеет свою
определенную
специфику.
Особое место
в
этой
группе средств занимает
общение,
которое как
средство
нравственного
воспитания,
лучше всего
выполняет
задачи по
корректировке представлений
о
формировании
гуманных чувств и отношений.
Важным
методом
также является детская игра, особенно сюжетно -
ролевая.
Игра,
как
ведущий
вид
деятельности в
дошкольном
возрасте
отражается
содержание окружающего
ребёнка социального
мира,
существующих
в
нём
нравственных
норм
и правил.
Исследования
В.П.
Зологиной,
Д.В.
Менджерицкой,
Р.И.Жуковской
показали,
что
игра
социальна по
своим
мотивам,
функциям
и структуре,
оказывает
существенное влияние н а социальное и нравственное развитие личности
ребёнка дошкольного
возраста.
Значение игры
как
фактора социального
развития
подтверждается
исследованиями О.Л.Ведьмедь, Н.П.Дубриковой,
Ю.Н.Косенко,
М.М.Стрекаловской,
и многих
других.
Большой
вклад
в
р а з в и т и е т е о р и и и г р ы
в н е с л и Р.С.Буре,
В.Я.Воронова,
В.П.ЗалогинаН.Я.Михайленко, С.Л.Новосёлова.
Именно в игре ребенок получает непосредственное проявление своих
эмпатийных
способностей.
Игра дает
ребенку
возможность
наиболее
свободно
и самостоятельно
устанавливать
отношения
с
другими детьми,
выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил
поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра
так же позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне
нравственного
развития
ребенка,
наметить
дальнейшие з а д а ч и его
воспитания.
Значит,
именно
игра является
эффективным
средством
формирования нравственных качеств ребёнка с нарушением зрения.
3. Общение
Любое взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит в
процессе общения,
формы
которого
меняются
в
зависимости от возраста
ребенка.
В
работах
М.И.
Лисина отмечается,
что
до
7
лет
у
ребенка
с
нарушением
зрения последовательно
сменяются
четыре основные формы
общения со взрослыми: первая - ситуативно-личностная, затем - ситуативно-
д е л о ва я ,
д а л е е -
внеситуативно-познавательная,
и в
последствии
внеситуативно-личностная.
При этом ребенок неизбежно переносит опыт
своего общения с взрослыми в ситуации общения со сверстниками. В связи с
чем, в данном контексте выявляется особая роль личного примера гуманного
отношения педагогов ДОУ как детям, так и к своим коллегам.
В
процессе формирования
нравственных
представлений
у
детей
с
патологией зрения необходимо постоянно ставить перед ними, новые задачи,
сосредотачивать внимание детей на жизненном опыте их самих. Например,
можно поговорить с ребёнком на тему несправедливости, свидетелем которой
он сам являлся, и предложить ребенку решить эту ситуацию, чтобы он мог
сделать, что чтобы все исправить? Несомненно, решение подобных задач для
ребенка дошкольного возраста является достаточно трудным занятием, для
этого
ребенку
необходимо
обладать
самокритичностью,
а т а к ж е уметь
непредвзято относиться как к окружающим, а так и к самому себе. Учить
детей с ОВЗ правильно оценивать свои поступки,
через
сравнение своего
поведения с поведением других людей, является одной из первостепенных
задач в процессе целенаправленного формирования у детей гуманных чувств.
4. Художественные средства.
Практика показывает,
что
достаточно
эффективным
средством
в
процессе формирования
у
детей
моральных
представлений
и воспитании
гуманных
чувств
являются
художественные средства. Через многообразие
форм
искусства -
живопись,
поэзию,
музыку,
окружающую
природу
–
возможно
пробуждение в
человеке чувства прекрасного,
светлого
и
радостного. В связи с чем, данная группа средств очень важна в решении
задач воспитания гуманных чувств, поскольку способствует эмоциональной
окраске познаваемых моральных явлений.
П р и этом
в
развитии личности ребенка
с
нарушением
зрения роль
художественной
литературы
наиболее четко
прослеживается
через
те
функции,
которые о н а выполняет
именно
как
искусство
слова.
Из
всех
функции стоит выделить историческую, воспитательную, информационно -
образовательную,
эстетическую,
национально –
д у х о в н у ю
и
культурологическую.
Существует
большое количество
примеров
влияния
образом
художественной
литературы
на формирование нравственных
ценностей.
Например,
писатель
А.
Кривицкий
вспоминал:
«Так
вот
и вышло,
что
мальчишкой я оплакивал судьбу королевы Марии-Антуанетты. Спустя два-
три года я стал понимать живую, реальную жизнь, начал читать серьезные
книги и уже бредил Маратом, восхищался Сен-Жюстом, сидел с ним рядом
н а заседании конвента, распевал «Марсельезу», сражался при Вальми, где
волонтёры, применив новую тактику, разбили войска интервентов». Таким
образом,
положительные образы
выступают
примером,
который
можно
заимствовать, в то время как отрицательные примеры должны отвращать
человека ошибок
и от ложных шагов, тем самым способствуя коррекции
дефектов личности .
Здесь необходимо отметить, что процесс развития художественного
восприятия у детей с патологией зрения, становится очень заметным именно
в
дошкольном
возрасте.
Понять,
что
в
художественном
произведении
отражаются типичные черты явлений, личностей, взаимоотношений ребенок
в
состоянии у ж е в
возрасте 4–5
лет.
Отмечаются
такие особенности
художественного
восприятия
ребенка,
как
активное и
глубокое личное
сопереживание персонажам
произведений.
То
есть
старший
дошкольный
возраст выступает как качественно, новый этап в литературном восприятии
дошкольников.
Художественная
литература является
мощным
воздействующим
фактором на разум и чувства ребенка, она развивает его эмоциональность и
восприимчивость. По мнению Б.М. Теплова, искусство независимо от воли
человека способно захватывать различные стороны его психики, такие как
воля, чувства, воображение, и при этом развивает его сознание, самосознание
и в целом формирует мировоззрение .
Книга,
как
произведение искусства,
но
основанное н а реальных
взаимоотношениях вводит ребенка в мир человеческих чувств, мир радостей
и огорчений, сложных и не всегда однозначных взаимоотношений, побуждает
к активному размышлению, оцениванию поступков, восприятию и анализу
характеров.
Книга учит
ребенка вглядываться
в
человека,
понимать
его
чувства и мотивы,
раскрывает
человеческие,
нравственные и духовные
ценности.
Художественное слово
при этом
воздействует
не только
на
сознание, но и н а чувства, и поступки ребенка. Слово может его окрылить,
вызвать желание стать лучше, совершить хороший поступок.
В тоже время восприятие дошкольниками с нарушением зрения текста
тесно
связано,
а часто
и полностью
зависит
от
иллюстраций.
Поэтому
картинки в книге, их рассматривание и изучение, так же являются средством
приобщения детей к нравственным ценностям, так как конкретизируют его
через образность и наглядность, понятные детям.
Для развития у детей с нарушением зрения этических представлений
целе сообразно
использовать
такие произведения
художественной
литературы, в которых не только бы описывалась какая-либо конфликтная
ситуация, а, как, например, в сказках, были бы противопоставлены друг другу
добро и зло.
Конечно решая
задачи воспитания
гуманных
чувств
у
детей
с
патологией зрения дошкольного возраста средствами искусства, необходимо
обратиться к советской поэзии и литературе, а так же к классической русской
и зарубежной переводной литературе. Для формирования у дошкольников с
нарушением зрения гуманных чувств воспитатель может использовать такие
произведения
как:
«Кукушка»
(ненецкая
сказка),
«Сестрица Алёнушка и
братец
Иванушка»,
«Сказка о
рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкина,
«Конёк
-
Горбунок»
П.Ершова,
«Хаврошечка»,
«Серебряное копытце»
П.Бажова,
«Рассказ
о
известном
герое»
С.Маршака,
«Айболит»
К.Чуковского,
«На
льдине» Б.Житкова, «Серая звёздочка» Б.Заходера, «Уехали» А.Барто, стихи
«Моя бабушка» С.Капутикян, «Почему?», «Плохо» В.Осеевой, «Посидим в
тишине» Е.Благиной.
Таким
образом,
художественная
литература выступает
важным
средством
формирования
нравственных
ценностей
дошкольников
с
ОВЗ,
помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему.
Искусство
слова отражает действительность через художественные образы,
показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные
факты.
5.
Природа,
как
средство
формирования
гуманных
чувств
дошкольников с нарушением зрения.
Очевидно,
что
взрослые н е всегда знают, как пробудить в ребёнке
чувство
прекрасного.
При этом ребенок с нарушением зрения, умеющий
радоваться
окружающему
миру,
не оставляет
места злобе,
обидам
или
зависти.
Общение детей с природой во время прогулок на реку, в лес, в поле или
в парк, так же является одним из наиважнейших средств, способных вызвать
радость,
развивающим
у
детей
восприимчивостью
к
прекрасному.
Воздействие природы на нравственную сферу личности детей с нарушением
зрения
многогранно
и п р и соответствующей педагогической организации
становится значимым средством формирования чувств и поведения ребенка,
так
как
природа способна вызывать
у
детей
гуманные чувства, желание
заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
В связи с этим педагог должен заранее готовиться к таким прогулкам,
создавать
в
детском
коллективе атмосферу
радостного
ожидания
и
таинственности. Например, педагог может объявить: «Дети, завтра мы с вами
отправимся в сказочную страну ромашек. Пожалуйста, постарайтесь в этой
стране увидеть
все самое красивое. Мы с вами потом расскажем об этом
родителям и нарисуем наши сказочные картины».
Таким
образом,
воспитание у
детей
гуманных
чувств
–
сложный
процесс, который предполагает, прежде всего, формирование у дошкольников
этических
представлений,
как
обобщённых,
так
и дифференцированных:
«Что
значит
быть
хорошим?»
«Что
значит
быть
добрым,
справедливым,
честным,
чутким?»
Методика формирования
этих
представлений
должна
основываться
на доступных,
конкретных,
образных
примерах
из
жизни,
художественных
произведений,
в
процессе сюжетно –
ролевых
игр,
способствующих
развитию
нравственного
сознания
детей
с
нарушением
зрения, самостоятельности их суждений.
Гуманные чувства выступают как высшие ценности человека, при этом
главными категориями их
определяющими являются
категории д о б р а и
совести. Ребенок учиться гуманности на протяжении всего своего развития, в
процессе постоянного общения и взаимодействия с людьми, и чем раньше
начинается
процесс
формирования
гуманных
чувств,
тем
прочнее о н и в
последствии укрепятся как черты личности, составляя тем самым моральный
облик
будущего
взрослого
человека.
Поэтому
воспитанию
гуманного
отношения
к
другим
людям
у
детей
с
нарушением
зрения
дошкольного
возраста всегда уделялось достаточно много внимания, а в настоящее время
о н а становится
одним
из
приоритетных
направлений
в
инклюзивной
педагогике.
Среди средств воспитания гуманных чувств особое место отводится
искусству
и в
частности художественной литературе, как одного из самых
доступных средств воздействия на чувства детей, развития их человечности,
гуманных
каче ств
лично сти:
д о б р а и
справедливости,
чувства
гражданственности в условиях ДОУ.