Напоминание

"Музыкальные данные, способы их выявления при поступлении в музыкальную школу. Дальнейшее их развитие"


Автор: Селиванова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа" г.Новозыбкова
Населённый пункт: город Новозыбков Брянской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Музыкальные данные, способы их выявления при поступлении в музыкальную школу. Дальнейшее их развитие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» г. НОВОЗЫБКОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Музыкальные данные, способы их выявления при поступлении в

музыкальную школу. Дальнейшее их развитие»

Подготовила:

Преподаватель по классу фортепиано

Селиванова С.А.

НОВОЗЫБКОВ 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

2.ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В

МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………3

3.КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ФОРМЫ И ТИПЫ

ПРИЕМНЫХ ИСПЫТАНИЙ…………………………………………………....4

4.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………….6

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………7

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...8

2

1.Введение

Музыкальное обучение требует целого комплекса различных

способностей.

Конечно,

важна

особая

предрасположенность

к

занятиям

музыкой

склонность

мыслить

художественными

образами,

наличие

фантазии в музыкальной области, желание слушать и слышать музыку и т.д.

Но следует учесть, что даже очень музыкально одаренный человек рождается

не с «готовыми» музыкальными способностями, а только с их задатками.

2.Задатки

и

способности,

необходимые

для

обучения

в

музыкальной

школе.

Задатки – это только возможности и предпосылки развития способностей.

Возникая

на

основе

задатков,

способности

развиваются

под

влиянием

определенной деятельности. Ни один человек, какими бы задатками он не

обладал, не может быть талантливым ученым, художником, музыкантом, не

занимаясь много и упорно своим делом. Бесконечный труд педагогов, самого

ученика, благоприятная культурная обстановка, поддержка родителей – вот

необходимые условия формирования из задатков музыкальных способностей.

В практике отбора детей в музыкальную школу, задатками часто считают

высокую степень развития элементарных музыкальных способностей (слух,

ритм, музыкальная память). Наличие этих способностей педагог оценивает,

скорее,

как

показатель

отсутствия

дефектов

музыкального

слуха

и

т.д.,

нежели как показатель будущих успехов.

Даже специфические задатки,

например:

хорошая

растяжка

у

пианиста,

длинные

пальцы

у

скрипача,

гибкость суставов верхних конечностей, форма руки, - они влияют, но не

определяют

развитие

профессиональных

способностей.

Тем

более,

что

в

искусстве

много

примеров

высоких

достижений

вопреки

задаткам:

у

Ф.

Шопена

и

А.Скрябина

были

очень

маленькие

руки,

у

Г.Улановой

«небалетное» телосложение.

- «Есть ли у моего ребенка способности к занятиям музыкой?» - этот

вопрос волнует многих родителей, которые переступают вместе со своими

малышами

порог

музыкальной

школы.

Когда

я

начинала

свою

педагогическую

деятельность,

вступительные

экзамены

в

музыкальную

школу

были

событием

необычайным.

Экзаменам

предшествовали

консультации,

конкурс

доходил

до

3-4

человек

на

место.

Обучение

в

музыкальной школе было чрезвычайно престижным.

Ребенок самостоятельно входил в зал, где его ждала большая приемная

комиссия

и

преподаватель

сольфеджио

за

фортепиано.

Начиналась

кропотливая процедура выявлений музыкальных способностей: малыш пел,

хлопал в ладоши, читал стихи, отвечал на вопросы педагогов. Часто члены

комиссии

смотрели

на

его

ручки

проверяли

гибкость,

цепкость

и

пластичность. Такой ажиотаж длился довольно долго, но постепенно затих.

Желающих

учиться

становилось

меньше.

Изменилась

и

сама

форма

3

поступления в музыкальную школу. Сейчас все проще и спокойнее, нет

такого серьезного стресса для ребенка. Сейчас главное при поступлении –

желание учиться музыке и желание родителей нести эту ношу вместе с

ребенком долгие годы обучения. Но цель осталась прежней – культурно –

эстетическое, гармоничное развитие ребенка.

3.Компоненты музыкальных способностей. Формы и типы приемных

испытаний.

По мнению практикующих педагогов – музыкантов, каждый ребенок

обладает достаточными способностями, чтобы обучаться музыке. Ведь цель

начального музыкального образования – широкое музыкальное и творческое

развитие

детей,

повышение

интереса

к

музыке,

всестороннее

развитие

ребенка

и,

как

следствие,

удаление

его

от

негативных

воздействий

окружающей среды.

Прежде чем начать обучение ребенка на музыкальном инструменте,

необходимо

проверить

его

музыкально

слуховые

данные,

природные

способности.

Конечно,

первичные

сведения

не

будут

исчерпывающими,

однако помогут в выборе пути начального обучения.

Различают два основных компонента музыкальных способностей

ребенка:

1)

комплекс

природных

физических

данных:

слух,

ритм,

память,

эмоциональность;

2)

комплекс

более

многогранный

включает

в

себя

музыкально-

исполнительские и общие способности: это творческая инициатива,

воля к преодолению трудностей, эмоциональная чуткость, прочтение

авторского текста и т.д.

Как правило, действующие и доныне методы определения природных

музыкальных

способностей

на

экзаменах,

далеко

не

всегда

бывают

объективны в оценке возможностей ребенка. Нередко, дети, непроявившие

себя на вступительных испытаниях, в силу робости, волнения, непривычной

обстановки, успешно развиваются, и наоборот – наличие ярких музыкальных

способностей

и

возможностей

не

всегда

означает

спешное

музыкальное

развитие

ученика.

Тому

примеров

великое

множество

в

классе

любого

педагога.

Только

лишь

испытания

детей,

обладающих

помимо

хороших

музыкальных данных, еще и открытым характером, уверенностью в себе,

артистизмом

выявляют

объективную

картину.

Таким

образом ,

распространенная

форма

проверки

слуховых

данных

явно

нуждается

в

совершенствовании

и

дополнении.

Такие

важные

качества,

как

эмоциональная отзывчивость, отношение к музыке – должны приниматься во

внимание при поступлении детей в музыкальную школу.

Рассмотрим формы и типы приемных испытаний:

- Слух

Как определить слуховые возможности ребенка? Обычно музыкальный слух

выявляется в процессе пения, или (очень редко) в процессе подбирания на

4

фортепиано. Я помню, что на вступительных экзаменах не только пела, но и

играла, подобранную самостоятельно песенку. Детки часто поют знакомые

популярные мелодии, чаще всего поют их неточно, нечисто, воспроизводя

лишь ритмический рисунок. Следует предложить более удобные попевки в

удобном диапазоне (до – фа 1 октавы), желательно с движением вниз к

тонике. При начальном вдохе, дети легче и чаще напевают при постепенном

выдохе («Скок, скок, поскок…», «Во поле береза», «Василек» и т.д.). Вряд ли

стоит пропевать с детками песенки на одной ноте – это больше напоминает

проверку ритмических данных. Доя определения звуковысотного слуха, надо

объяснить малышу, что есть высокие, низкие и средние звуки. Высокие звуки

(сыграть) – это дождик и птички; низкие (сыграть) – мишки и слоники;

средние

(сыграть)

человеческий

голос.

Педагог

играет,

а

ребенок

показывает ручками высоту звуков – ручки вверх, ручки вниз, ручки вперед.

Определяем гармонический слух, предварительно показав, как звучит

один звук, два или больше. Загадка: « Отгадай, сколько звуков звучит?».

Мелодический слух проверим по определению движения мелодии. «Как она

движется – вверх или вниз? Покажи ручкой».

«Во поле береза стояла», «Скок-скок», «Вот иду я вверх» и т.д. Пение

мелодичных отрывков может сочетаться с пением отдельных звуков, которые

играет

экзаменатор

на

фортепиано,

или

пением

интервалов.

Можно

предложить ребенку найти на клавиатуре звук, взятый педагогом на педали, в

заранее показанном отрезке клавиатуры.

Часто бывает, что приходя на экзамен из садика, ребенок совершенно не

интонирует не потому, что у него нет слуха, потому что в садике этому не

уделяли достаточного внимания. Почти всегда детки из садика не могут спеть

мелодию с инструмента, но поют ее вместе с педагогом. Этот момент надо

учитывать, так как от волнения ребенок может вообще ничего не пропеть.

Важно создать правильную обстановку доброжелательности и терпения.

- Ритм

Отметим, что чувство ритма развивается намного тяжелее, чем

музыкальный слух. Оно достаточно четко проявляется при проверке звуко –

высотного слуха в пении. Чаще всего, при проверке ритма просят прохлопать

ритмический

рисунок,

предложенный

педагогом,

-

ребенок

должен

его

повторить.

Можно

попросить

спеть

песенку

и

прочитать

стихотворение,

отбивая и прохлопывая ритм. Если ребенок достаточно подвижен и активен,

то ему можно предложить подвигаться под музыку (марш, полька, вальс).

Таким образом, логично определить, насколько он хорошо чувствует характер

и настроение музыки.

- Слуховая память

Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью

выявления

слуховых

способностей.

«Измерить»

память

на

приемных

экзаменах

сложнее

всего,

потому

что

ребенок

от

рассеянности

ил

непривычной обстановки может что-то не запомнить. Специальных заданий

обычно

не

проводится,

разве

что

предложить

повторить

пропетую

ил

сыгранную мелодию. Этот вид памяти будет хорошо развиваться в групповых

5

занятиях

по

слушанию

музыки,

когда

при

повторном

проигрывании

исполнявшихся ранее произведений, выявляются способности ребенка к их

узнаванию.

- Игровой аппарат

Желательно проверить игровой аппарат ребенка, координацию движений,

способность к расслаблению: положим ручку малыша на стол, так, чтобы его

касались только кончики пальцев, назвать их по номерам (1 – 5). Педагог

называет номер пальчика, которым должен постучать ребенок. Остальные

пальчики остаются в исходном положении. Рука от плеча, локтя и в кисти

должна быть свободная. Чтобы проверить эту свободу, педагог придерживает

предплечье в то время, как ребенок совершает маховые движения кистью.

Умение расслабить всю руку можно проверить, подняв расслабленную руку

за кончики пальцев. В таком же состоянии она должна упасть, когда буле

отпущена.

После

падения

остается

в

расслабленном

виде,

совершая

небольшие колебательные движения.

4.Развитие музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей строятся на взаимодействии

взрослого

и

ребенка,

при

ведущей

роли

взрослого,

который,

учитывая

детскую индивидуальность, организует его деятельность.

Пение – одно из основных способов развития способностей. При

исполнении

песен

развиваются

все

музыкальные

навыки:

точность

интонации, чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость.

Пение способствует самовыражению детей, поэтому к занятиям вокалом они

относятся с радостью и желанием. Исполнение песен – одна из постоянных

творческих потребностей детей. Изучение песен благоприятно сказывается

на

общем

развитии

ребенка

тренируется

память

за

счет

запоминания

текстов. Словарный запас «поющих» деток более обширен и разнообразен.

Привлекает

внимание

детей

содержание

песен,

интересные

факты

из

биографии

композиторов

песенников.

Э

то

заставляет

еще

больше

интересоваться

искусством.

Занятие

пением

развивает

дыхание,

максимальную

сосредоточенность,

внимание.

Ребенок

эмоционально

отвечает, выражая свое отношение к сюжету песни. Все это делает пение

одним из лучших способов развития музыкальных навыков.

Чувство ритма напрямую связано с музыкальным слухом. Развивая слух,

мы развиваем и ритм. У некоторых детей с рождения чувство ритма хорошее:

ребенок слышит музыку, может шагать в такт и хлопать ритм в ладошки. Есть

дети,

которым

это

дается

с

трудом.

Воспитание

ребенка

это

весьма

непростой процесс, требующий времени и терпения. Но все достижимо при

упорстве и желании. Развивается ритм в движении под музыку (марш, вальс,

галоп и т.д.), второй момент – прохлопывание в такт простых песенок,

мелодий; прохлопывание за педагогом различных ритмических рисунков.

Помогает

развитию

чувства

ритма

знакомство

с

записью

нот,

их

длительностями,

паузами,

счетом.

Действенным

способом

является

6

декламация стихов. Читать стихи надо, выделяя в них ударения жестами,

хлопками, голосом. Ну а для музыкантов, самое эффективное упражнение –

игра под метроном. Нужный уровень усердия обязательно поможет достичь

видимых результатов.

Для развития музыкальной памяти можно использовать упражнения с

определением названия произведения по его фрагментам, упражнения по

подбору на слух простых мелодий. Обязательно учить всех детей подбору

гармонического

сопровождения

к

мелодии.

Ученик,

закончивший

музыкальную школу или обучающийся в ней, должен уметь исполнять по

слуху известную мелодию, подобрав к ней аккомпанемент. Это умение можно

и нужно развивать, предлагая ученику все более сложные и интересные

задачи.

Слушание музыки является важнейшим видом музыкальной

деятельности, которое обеспечивает развитие всех основных музыкальных

способностей

учащегося.

В

настоящее

время

слушание

музыки

стало

доступной

формой

общения

с

искусством,

благодаря

широко

развитой

концертной деятельности, развитию различных видов технических средств

(кино,

телевидение,

интернет).

Однако,

научить

детей

вдумчиво

слушать

музыку с каждым годом становится все труднее, так как поток информации

безграничен и это обостряет проблему. В первую очередь, нужно слушать

хорошую, качественную музыку. Это может быть классика, танцевальная

музыка, народная музыка, джаз и даже рок. Но лучше забыть об электронике,

шансоне,

рэп

культуре

и

поп

музыке.

Организация

слушания

музыки,

помогающей сформировать художественный вкус, помощь в решении этой

задачи лежит на педагогах и родителях.

5.Заключение

В итоге хочу сказать, что обучать абсолютно всех детей музыке можно и

нужно.

Все

музыкальные

способности

поддаются

развитию.

В

процессе

музыкальных

занятий

будут

развиваться

многие

необходимые

качества

личности. Это усидчивость, трудолюбие, настойчивость, ответственность за

свою работу перед педагогом и партнером (в ансамбле), умение держаться на

сцене,

выступать

перед

публикой.

Развитие

слуха

и

памяти

поможет

в

изучении иностранных языков, гуманитарных и точных наук. А музыкальное

воспитание

сделает

ребенка

гармоничным,

думающим,

образованным

и

неординарным.

Занятия

в

музыкальной

школе

обогащают

личность,

развивают

художественный

вкус

предоставляет

возможность

проявить

и

раскрыть свою индивидуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1970г.

7

2.

Л. Баренбойм «Путь к музыцированию» Л., 1989г.

3.

Б. Милич «Воспитание ученика – пианиста» М., 2008г.

4.

Е. Тимакин «Воспитание пианиста» М., 2009г.

5.

Г. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., 1987г.

8



В раздел образования