Напоминание

Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в процессе тот взаимодействия с семьёй


Авторы: Конобеева Екатерина Александровна, Осадчая Ирина Викторовна
Должность: студентка ,кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений факультет институт педагогики, психологии и инклюзивного образовании
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского"
Населённый пункт: Крым.Ялта
Наименование материала: Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в процессе тот взаимодействия с семьёй
Тема: Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в процессе тот взаимодействия с семьёй
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование творческой

он

активности детей

на

дошкольного возраста

что

в

процессе

тот

взаимодействия с

это

семьёй

Ирина

как

Викторовна ОСАДЧАЯ

по

кафедры

педагогического

но

мастерства

учителей

они

начальных

классов

ты

и

воспитателей

из

дошкольных учреждений

мы

Факультет институт

за

педагогики,

психологии

вы

и

инклюзивного

так

образовании.

Ялтинской

же

государственной

педагогической

от

академии.г

еще

Ялта. Российская

бы

Федерация.

Екатерина

уже

Александровна КОНОБЕЕВА

для

студентка

кафедры

вот

педагогического

мастерства

кто

учителей

начальных

да

к л ассо в

и

до

воспитателей

дошкольных

ни

учреждений.

Ялтинской

ну

государственной педагогической

под

академии. г

где

Ялта. Российская

сам

Федерация

.

Актуальность

раз

исследования. Творчеством

два

называется создание

там

чего-то

чем

нового, при

во

этом подразумеваются

со

как преобразования

ли

в поведении

при

и

сознании

без

человека, так

он

и порождаемые

на

человеком продукты,

что

которые он

тот

отдаёт другим.

это

Проблема творчества

как

в последние

по

годы стала

но

предметом

исследований

они

многих специалистов

ты

в разных

из

областях знаний.

мы

Это

связано,

за

в первую

вы

очередь, с

так

развитием общества,

же

с образовательно

от

-культурным уровнем

еще

граждан, вниманием

бы

к развитию

уже

творческого

потенциала

для

личности, способной

вот

обнаруживать свои

кто

творческие

способности,

да

что обеспечит

до

успех профессиональной

ни

деятельности и

ну

личностного становления.

под

Проблему формирования

где

творческой активности

сам

детей дошкольного

раз

возраста в

два

процессе организации

там

взаимодействия с

чем

семьей изучали

во

многие

педагоги,

со

психологи. Таки

ли

как Азарова

при

Л. Н.,

без

Барышева Т.

он

А., Березина

на

В.

Г.,

что

Веракса Н.

тот

Е. Выготский

это

Л.С.,

как

Галин А.

по

Л. Дьяченко

но

О. М.,

они

Жуковская Р.

ты

И.

Понятие

из

«творчества», «творческой

мы

активности» в

за

психолого-

педагогической

вы

литературе

Творчеством

так

называется создание

же

чего-то

от

нового, при

еще

этом

подразумеваются

бы

как преобразования

уже

в поведении

для

и сознании

вот

человека,

так

кто

и порождаемые

да

человеком продукты,

до

которые он

ни

отдаёт другим.

ну

Некоторыми

исследователями,

под

напротив,

сужается

где

термин

«творчество

сам

»,

в

него

раз

включая

лишь

два

познавательную

деятельность,

там

ведущую к

чем

новому или

во

необычному видению

со

ситуации, или

ли

проблемы.

Новая

при

философская

энциклопедия

без

Института

философии

он

РАН

определяет,

на

как:

«Творчество

что

-

присущее

индивиду

тот

иерархически

структурированное

это

единство способностей,

как

которые определяют

по

уровень и

но

качество мыслительных

они

процессов, направленных

ты

на приспособление

из

к

изменяющимся

мы

и неизвестным

за

условиям в

вы

сенсомоторных, наглядных,

так

оперативно-деятельностных

же

и логико

от

-теоретических формах.

еще

Творчество

представляет

бы

собой

также

уже

некоторый

аспект

для

развития

личности,

вот

относящийся к

кто

переходу на

да

высокий интеллектуальный

до

уровень» [1,

ни

с.

57].

ну

Барышева Т.

под

А. определяет

где

творчество как

сам

свободу личности.

раз

По ее

два

мнению,

работа

там

над

творчеством

чем

«очищает,

возвышает

во

человека

над

со

повседневностью. Творчество

ли

есть всегда

при

положительный опыт,

без

раскрытие

само сти,

он

глубокое

переживание,

на

преодоление

себя

что

[2,с.

тот

92].

Березина

это

В.

Г.

как

считает,

что

по

можно

определить

но

творчество

в

они

виде

необходимого

ты

условия развития

из

личности посредством

мы

созидания, что

за

ведет к

вы

появлению новых

так

идей, продуктов

же

и открывающее

от

новое в

еще

самом

субъекте

бы

и уже

уже

существующих формах

для

культуры. Необходимо

вот

указать, что

кто

творческий

процесс

да

возможен

только

до

при

участии

ни

познавательных

способностей

ну

индивида, его

под

мотивационной и

где

ценностной сфер

сам

[7, с.

раз

11].

Творческие

два

способности являются

там

стойкими свойствами

чем

личности,

которые

во

выражаются в

со

его учебной,

ли

продуктивной и

при

другой деятельности

без

и представляют

он

необходимое условие

на

ее творческого

что

развития

Особенности

тот

дошкольного

это

возраста

Дошкольный

как

возраст является

по

важным в

но

развитии психики

они

ребенка.

Он

ты

создает фундамент

из

для возможности

мы

формирования новых

за

психических образований,

вы

развивающихся в

так

процессе учебной

же

деятельности.

В

от

дошкольном

возрасте

еще

у

естественно

бы

развивающихся

детей

уже

происходят

крупные

для

перемены

по

вот

всем

психологическим

кто

показателям.

Ве сьма

да

увеличивается

познавательная

до

активность

-

формируется

ни

восприятие, наглядное

ну

мышление, возникают

под

ростки логичного

где

мышления.

Увеличению

сам

познавательных

способностей

раз

содействует

формирование

два

смысловой

памяти,

там

произвольного

внимания

чем

и

т.

во

д.

Существенно

со

увеличивается значимость

ли

речи как

при

в постижении

без

ребенком

окружающего

он

общества, так

на

и в

что

формировании общения,

тот

различных типов

это

детской

деятельности.

как

В

работах

по

Орловой Э.

но

А . замечается,

они

что

дошкольники

ты

могут

осуществлять

из

воздействия

согласно

мы

словесной

инструкции,

за

осваивать познания

вы

на базе

так

объяснений только

же

в том

от

случае,

если

еще

у них

бы

существуют конкретные

уже

наглядные понятия

для

[4, с.

вот

9].

Появляются

кто

новые типы

да

деятельности: игра

до

- 1-ый

ни

и главный

ну

тип

коллективной

под

деятельности дошкольников;

где

изобразительная деятельность

сам

-

первая

результативная

раз

деятельность

детей;

два

компоненты

трудовой

там

деятельности.

Происходит

чем

активное

формирование

во

личности,

воли.

со

Ребенок,

усваивая

ли

высоконравственные

понятия,

при

формы

поведения,

без

становится

небольшим

он

членом

человеческого

на

общества.

В

что

дошкольном

возрасте

тот

весьма увеличивается

это

познавательная динамичность,

как

заинтересованность к

по

постижению окружающего

но

общества. Не

они

случайно дошкольники

ты

проходят

через

из

возраст «почемучек

мы

».

В дошкольном

за

возрасте главной

вы

является сюжетно

так

-ролевая игра,

же

в

х о д е

от

каковой

ребята

еще

обучаются

взаимодействовать,

бы

усваивают

высоконравственные

уже

нормы, закладываются

для

индивидуальные свойства.

вот

На

развитие

кто

детей

в

да

дошкольной

образовательной

до

организации

оказывают

ни

влияние такие

ну

факторы, как:

под

наследственность и

где

среда, в

сам

которой происходит

раз

развитие ребенка

два

и воспитание.

там

Никто уже

чем

не будет

во

оспаривать тот

со

факт, что

ли

все дети

при

разные, и

без

каждый ребенок

он

имеет право

на

на то,

что

чтобы проходить

тот

свой собственный

это

путь развития.

как

В связи

по

с этим

но

в дошкольной

они

образовательной организации

ты

необходимо создать

из

такие условия

мы

для воспитания

за

и обучения,

вы

которые

будут

так

подходить как

же

детского коллектива

от

в целом,

еще

так и

бы

каждому ребенку

уже

в отдельности

для

должна быть

вот

предоставлена возможность

кто

для проявления

да

индивидуальности и

до

творчества [8,

ни

с.42].

ну

Одной из

под

важных задач

где

в дошкольной

сам

образовательной организации

раз

становится

процесс

два

совершенствования

педагогического

там

процесса

для

чем

того, чтобы

во

повысить развивающий

со

эффект образовательной

ли

работы с

при

детьми

посредством

без

организации

развивающей

он

образовательной

среды,

на

которая

обеспечивает

что

творческую

деятельность

тот

каждого

ребенка

это

и

позволяет

как

ему проявить

по

собственную активность

но

и как

они

можно более

ты

полнее реализовывать

из

себя.

Принципы

мы

воспитательного процесса

за

в детском

вы

саду

Принцип

так

активности, самостоятельности,

же

появляется в

от

процессе

формирования

еще

предметного

окружения

бы

детей:

дидактические

уже

пособия,

рисовальная

для

стена

творчества,

вот

картинки

со

кто

съемными

элементами

да

изображения (с

до

застежками, пуговицами).

ни

Принцип комплексирования

ну

и гибкого

под

зонирования подразумевает

где

то, что

сам

жизненное пространство

раз

должно быть

два

таким, чтобы

там

у детей

чем

была

возможность

во

построить сферы

со

активности, которые

ли

не будут

при

пересекаться

[3,

без

с.7].

он

При этом

на

дети могут

что

свободно заниматься

тот

одновременно разными

это

видами деятельности

как

в соответствии

по

со своими

но

интересами и

они

желаниями,

при

ты

этом не

из

мешают друг

мы

другу.

Принцип

за

эмоциональности среды,

вы

индивидуальной комфортности

так

и

эмоционального

же

благополучия

каждого

от

ребенка

содержит

еще

то,

что

бы

воспитательный процесс

уже

должна быть

для

так организован,

вот

чтобы ребенок

кто

вступал во

да

взаимодействие с

до

разными элементами

ни

окружающей среды,

ну

повышая свою

под

функциональную активность.

где

Принцип

сочетания

сам

привычных

и

раз

неординарных

элементов

два

в

эстетической

там

организации

воспитательного

чем

процесса

подразумевает

во

размещение

в

со

интерьере

простых,

ли

но

талантливых

при

этюдов,

эстампов,

без

абстрактных

скульптур,

он

которые

дают

на

детям

знания

что

об

основах

тот

графического языка

это

и о

как

различных культурах

по

– восточной, европейской,

но

африканской [5,

они

с.71].

ты

Соблюдение принципов

из

учета половых

мы

и возрастных

за

различий детей

вы

происходить в

так

процессе создания

же

воспитательного процесса,

от

при этом

еще

учитывая половые

бы

различия детей.

уже

Это даёт

для

возможность, как

вот

мальчикам,

так

кто

и девочкам

да

проявления своих

до

склонностей в

ни

соответствии с

ну

теми

эталонами,

под

которые

приняты

где

в

обществе

сам

о

мужественности

раз

и

женственности.

два

Принцип открытости

там

-закрытости подразумевает

чем

в своем

во

контексте

четыре

со

аспекта.

Первый

ли

– это открытость

при

природе,

проектирование,

без

способствующие

единению

он

Человека

и

на

Природы.

Второй

что

– открытость

культуре

тот

в ее

это

прогрессивных проявлениях.

как

Третий – открытость

по

обществу.

И

но

четвертый – открытость

они

своего «Я

ты

», собственного внутреннего

из

мира.

Для

мы

соблюдения этого

за

принципа в

вы

помещении групп

так

могут быть

же

развешены самые

от

разные фотопортреты

еще

детей и

бы

взрослых в

уже

различных

сочетаниях,

для

которые отражают

вот

возрастную динамику.

кто

Альбомы и

да

папки с

до

фотографиями должны

ни

находиться в

ну

доступном для

под

детей месте,

где

что бы

сам

они могли,

раз

когда появится

два

желание, их

там

рассматривать [9,

чем

с.43].

во

Принцип безопасности.

со

Воспитатели соблюдают

ли

правила пожарной

при

безопасности, инструкций

без

по охране

он

жизни и

на

здоровья детей.

что

Принцип

рациональности

тот

и

целесообразности

это

это

удобство,

как

функциональная

значимость

по

каждого

компонента

но

и,

конечно

они

же,

эстетичность

ты

[9, с.

из

22].

Таким

мы

образом, при

за

некоторых общих

вы

принципах и

так

подходах к

же

детям

немало

от

внимания

нужно

еще

уделять

как

бы

развитию

детской

уже

индивидуальности, так

для

и учету

вот

темпа развития,

кто

и деятельности

да

каждого

ребенка,

до

его предпочтений

ни

[9, с.

ну

79].

Взаимодействие

под

детей дошкольного

где

возраста с

сам

семьей с

раз

целью

развития

два

творческой активности

там

Основную роль

чем

в становлении

во

подрастающего поколения

со

отводят семье.

ли

Семья образует

при

первичную окружающую

без

среду в

он

развитии индивида.

на

Она

формирует

что

у ребенка

тот

представление о

это

социальных связях

как

и с

по

момента

рождения

но

включает его

они

в них.

ты

Семья в

из

значительной мере

мы

приобщает

ребенка

за

к

основным

вы

общечеловеческим

ценностям,

так

моральным

и

же

культурным

стандартам

от

поведения.

Интерес

еще

к

проблеме

бы

развития

творческого

уже

потенциала человека

для

не уменьшается

вот

уже на

кто

протяжении

длительного

да

времени, однако

до

сейчас наибольшее

ни

внимание исследователей

ну

обращено

к

под

детскому

возрасту,

где

как

начальному

сам

этапу

развития

раз

творческого потенциала.

два

Процесс развития

там

творчества

у

чем

детей

дошкольного

во

— это

сознательная

со

и

целеустремлённая

ли

деятельность

самого

при

обучающегося,

которая

без

и

является

он

механизмом

преобразования

на

его

возможностей.

что

Большую роль

тот

в этом

это

процессе играет

как

семья [2,

по

с.51].

но

Выделяют два

они

основных способа

ты

воздействия семьи

из

на развитие

мы

творческого потенциала

за

и способностей

вы

ребенка:

а)

так

помощь и

же

стимулирование ребенка

от

в получении,

еще

приобретении

специальных

бы

знаний и

уже

навыков;

б)

для

привитие ребенку

вот

своих ценностей

кто

и своего

да

отношения к

до

тем

способностям

ни

и достижениям,

ну

которые зависят

под

от обучения

где

и практики.

сам

Поэтому развитие

раз

творческого потенциала

два

ребенка должно

там

начинаться

с

чем

самообучения

родителей.

во

В

повседневной

со

жизни

родителям

ли

сложно

сохранить

при

равновесие

между

без

проявлением

заботы

он

родителей

и

на

предупреждением

чрезмерного

что

повышенного

внимания

тот

ребенка

(чаще

это

неосознанного)

к

как

какой-то

по

одной

области,

но

в

которой

они

он

особенно

ты

преуспевает, стараясь

из

выразить себя.

мы

Поэтому, им

за

необходимо с

вы

самого

раннего

так

детства уважать

же

ребенка, тактично,

от

в меру

еще

подчеркивать в

бы

нем

е г о

уже

индивидуальность.

Родителям

для

не

стоит

вот

переносить

на

кто

ребенка

собственный

да

набор увлечений,

до

интересов и

ни

пристрастий.

Поддержка

ну

ребенка является

под

очень важной

где

для развития

сам

творческих

начинаний,

раз

а критика

два

должна быть

там

крайне осторожной,

чем

чтобы ребенок

во

не

потерял

со

желание творить.

ли

Л. С.

при

Выготский обращает

без

внимание на

он

то, что

на

в развитии

что

детского

творчества

тот

необходимо соблюдать

это

принцип свободы,

как

который является

по

обязательным

условием

но

любого

творчества.

они

Это

говорит

ты

о

том,

из

что

творчество

мы

детей не

за

может быть

вы

ни обязательным,

так

ни принудительным.

же

Оно может

от

возникать только

еще

из детских

бы

интересов [9,

уже

с.23].

для

Одним из

вот

важнейших факторов

кто

творческого развития

да

детей является

до

создание условий

ни

в семье,

ну

способствующих формированию

под

их творческих

где

способностей.

Дьяченко О. М. на основе анализа работ многих исследователей

выделяет

следующие

важные

условия

развития

творческих

способностей

детей

в

семье.

Первым

шагом

к

успешному

развитию

творческих

способностей

является

раннее

физическое

развитие

ребенка:

раннее

плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение,

счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [6,

с.63].

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка

является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,

насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой

системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную

творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в

соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития

творческих

способностей

вытекает

из

самого

характера

творческого

процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей

заключается

в

предоставлении

ребенку

большой

свободы

в

выборе

деятельности,

в

чередовании

дел,

в

продолжительности

занятий

одним

каким-либо делом, в выборе способов и так далее. Тогда желание ребенка, его

интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже

большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на

пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых –

это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная

психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое

условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная

атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать

ребенка

к

творчеству

проявлять

сочувствие

к

его

неудачам,

терпеливо

относиться

даже

к

странным

идеям

несвойственным

в

реальной

жизни.

Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [8, с.65].

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для

воспитания

ребенка

с

высоким

творческим

потенциалом.

Воспитание

творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том

случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе

которого

решается

ряд

частных

педагогических

задач,

направленных

на

достижение конечной цели.

Таким образом, роль семьи в развитии творческого потенциала велика,

но

воспитание

творческого

ребенка

должно

представлять

собой

целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий

для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и

развивать свои творческие способности.

Выводы

Творческие способности являются стойкими свойствами личности,

которые выражаются в его учебной, продуктивной и другой деятельности и

представляют необходимое условие ее творческого развития

. Базовым условием развития творческой активности дошкольников является

понимание

сущности

познавательных

процессов,

протекающих

в

данном

возрасте.

Это

педагогические

условия,

связанные

с

организацией

среды

творческой

деятельности:

она

может

осуществляться

в

различных

направлениях

(изобразительная,

музыкальная,

хореографическая

и

т.д.),

однако, при выборе направления необходимо учитывать интересы самого

ребенка.

Роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание

творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс.

Родителям

необходимо

соблюдать

ряд

условий

для

творческого

развития

ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие

способности.

Список используемой литературы

1)

Коршунова Л. С. Семья и ее роль в познании/Л. С. Коршунова – М.:

МГУ, 2014. – 99 с.

2)

Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческой

активности / Т.А.

Барышева и др. - Москва: Высшая школа, 2014. - 416 c.

3)

Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили, В.Ф.

Шаталов, С.Н. Лысенкова. -, 2016. - 389 с.

4)

Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами / М. Н.

Баринова. – М.: Просвещение, 2017. – 167 с.

5)

Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческой

активности / Т.А.

Барышева и др. - Москва: Высшая школа, 2014. - 416 c.

6)

7)

Березина В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина. – СПб:

«Издательство Буковского», 2014. – 160 с.

8)

Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме

«Взаимодействие детей дошкольного возраста с семьей» / П.Я.

Гальперин – М.: Просвещение, 2015. – 251 с

9)

Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию

творческой активности //– 2016. – 260 с.

10 ) Коршунова Л. С. Семья и ее роль в познании/Л. С. Коршунова – М.:

МГУ, 2014. – 99 с.



В раздел образования