Напоминание

Применение нотного редактора Final


Автор: Хмелева Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им.К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин Тульская обл.
Наименование материала: Методические рекомендации:
Тема: Применение нотного редактора Final
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Алексинская детская школа искусств им. К.М. Щедрина»

Доклад на тему:

«Практическое применение нотного редактора Finale»

Выполнила:

Хмелева Е.В.

Алексин, 2017

Развитие

современного

образования

тесно

связано

с

широким

использованием

информационно-коммуникативных

технологий.

Потому

введение

компьютерных

технологий

в

образовательный

процесс

детских

музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на

данный

момент

одной

из

самых

актуальных

проблем

музыкального

образования.

В

данном

случае

речь

пойдет

об

использовании

нотного

редактора Finaleв работе музыканта..

Одним

из

важных

аспектов

деятельности

преподавателя,

помимо

чтения

с

листа,

является

умение

транспонировать

музыку

в

другую

тональность.

В

современной

практике

музыкантов-исполнителей

транспозиция

производится с целью:

- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил

произведение, написанное для более низкого);

- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного

инструмента;

- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный

транспорт).

Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь.

Однако

владение

техникой

работы

в

нотном

редакторе Finale

позволяет

концертмейстеру значительно сэкономить время для творческих задач.

Нередко

приходится

играть

аккомпанемент

не

в

тональности

оригинала.

Это

объясняется

возможностями

тесситуры

и

состоянием

голосового аппарата учащихся на данный момент. С помощью всего лишь

одного нажатия клавиши возможно транспонирование произведения в любую

тональность, на нужное количество тонов.

Большинство

людей,

которые,

так

или

иначе,

связаны

с

набором

нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений

и т.д., знакомы с программой Finale.

Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988

году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во

многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых

стандартов.

Первую

версию

программы Finaleразработал

Фил

Фэрренд,

пианист,

композитор,

писатель,

кинокритик.

Данная

программа

широко

используется

в

профессиональном

создании

музыки

для

издательских

и

образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет

вводить,

редактировать

и

печатать

нотный

текст

разной

сложности

в

диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур

до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до

авангарда) и нотных изданий.

Программа Finale

глубоко

внедрилась

в

образовательный

процесс,

построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет

немалое

количество

по-разному

настраиваемых

заданий

музыкального

образования:

всевозможные

карточки-задачи,

головоломки,

упражнения

и

развернутый словарь, словарь музыкальных терминов.

Finaleидеально подходит для образовательных целей, так как включает

в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора,

проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный

набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры

(мышью).

Приятное

и

очевидное

управление

этим

нотным

редактором

позволяет

пользователю

найти

любую

функцию

с

помощью

всего

лишь

нескольких

кликов.

Все

объекты

отображаются

графически

прямо

в

файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не

очень хорошо владеющий английским языком.

В

нотном

редакторе Finale

присутствует

много

дополнительных

алгоритмов,

например,

позволяющих

создавать

в

нотах

автоматическую

гармонизацию

мелодии,

распознавать

сканированный

текст,

сохранять

изображение

не

только

в

растровом

(TIFF),

но

и

в

веторном

(EPS)

графическом

формате

(при

этом

возможна

печать

нотных

партитур

абсолютно разного размера –от микроскопического до гигантского).

Finale

-

это

тот

нотный

редактор,

лицензионная

версия

которого

доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем

требованиям отечественной музыкальной науки.

Основная палитра инструментов редактора следующая:

- аккордовая цифровка;

- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);

- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и

внутри такта);

-

атрибуты

нотоносца

и

системы

нотоносцев

(ключ,

акколада,

текстовое

обозначение, транспозиция и т.д.);

- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой

черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в

заданной области и многотактовые паузы;

- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;

- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги,

глиссандо, трели и т.д.;

- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к

конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;

- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);

- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

сегодня

музыкальный

звук

и

нотография

соединились

в

универсальном

языке

цифрового

искусства

и

образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли

вовсе

не

программисты,

а

музыканты,

обратившиеся

к

компьютерным

средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.

Умение

пользоваться

нотным

редактором

в

наше

время

просто

необходимо.

Список литературы.

1.

Концертмейстерский

класс:

Метод.

Разработка

по

курсу/

Моск.ин-т

культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.

2.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М.,

2002. – 192 с.

3.

Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. - 2001.- №5

4.

Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор»

Санкт-Петербург. - 2003.- 208 с.

5.

Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е

изд. – М., 1998.

6.

Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1:

Стратегии и методики.

– М.:

Издательский дом «Классика – XXI»,

2007. – 128 с., ил., компакт-диск.

7.

Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2:

Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика – XXI»,

2007. – 120 с., ил.

8.

Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3:

Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика –

XXI», 2007. – 128 с., ил.



В раздел образования