Автор: Сабанбаева Назифа Ахияровна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№5"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Родной язык – хранитель знаний и мудрости.
Раздел: полное образование
Родной язык – хранитель знаний и мудрости.
Мой язык не бедней, чем другие,
Не устану я им дорожить.
Нежен он, как цветы полевые,
Он - богатство народной души.
Рами Гарипов.
Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на
современном этапе перед Россией, это актуально и для многонационального Башкортостана. В
настоящее время в Башкортостане проживают представители более 100 национальностей. В
формировании национальной идентичности главную роль, занимает родной язык.
Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень
специфичная, и без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная
культура может усваиваться вместе с родным языком. Язык представляет собой уникальное
явление, так же жизнь человека неразрывно связана с языком, поэтому изучение языка и
практическое овладение им жизненно важно в деятельности человека.
Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит сказки,
материнские колыбельные песенки. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда
представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало
смерти нации. О нации судят по его культуре. Поэтому важно воспитать детей на основе
преданий, песен, легенд. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно
любить ее, нужно ею жить. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С
помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, своё
воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не
только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и
культурный уровень.
Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении
веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. За последние годы в
Башкортостане существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что
часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов
невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах
преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с
детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе
родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским
языками, родного языка. Известно случаи небрежного отношения к родному языку, нежелания
родителей обучать своих детей родному языку, считающих, что лучше владеть иностранными
языками, чем ненужным родным языком. Современные молодые родители часто задаются
вопросом: зачем детям изучать и знать родной язык? Ведь это может и не пригодится в их
жизни…
Если смотреть с точки зрения устроения счастливой судьбы — то пригодится обязательно!
Знание и понимание языка, его законов и правил, любого и, особенно, родного языка – это
первое и самое важное, что необходимо человеку для устроения счастливой жизни, личной,
своей семьи, своих родных и близких, всех других людей в нашем мире.
Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень
развития родного языка - это показатель духовности народа. Человек, который не является
носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни
говорил, уважения к нему не будет. Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во
тьме».
От знания и владения родным языком человек ничего не потеряет, наоборот, приобретает –
начинает лучше понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Если
исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до
тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может
возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что
родной язык - самое большое сокровище.
По мнению психологов, философов, педагогов, лингвистов для того, чтобы ребенок был
интеллектуально развит, важно первоначальное усвоение им родной речи. Очень актуально и
сегодня утверждение великого педагога Я.А.Каменского о том, когда необходимо изучать
несколько языков, то обязательно организовать обучение отдельно друг от друга, и прежде
всего, изучить родной, только потом другие.
В становлении ребенка как личности чрезвычайно велика роль родного языка, который
связан с национальной психологией, с национальным самосознанием, с национальной
самобытностью каждого народа, знание которого приобщает к родной национальной культуре.
Воспитание мыслящей личности, полное раскрытие ее умственных способностей возможны
лишь через родного языка. Поэтому изучение родного языка необходимо на всех ступенях
школьного обучения.
Чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны
быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием
занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи,
использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы и поговорки. А для этого учитель
должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное
сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего
народа. Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного
предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение
потомками дела, начатого предками. Приобщение подрастающего поколения к национальной
культуре, обычаям, традициям.
Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, ведь общение
в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи,
нации. Без языка не может существовать и развиваться общество. Еще в детстве родной язык
помогает нам познавать мир, открывать для себя большой и волшебный мир жизни.
Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Долг
родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже
донести до ребёнка. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии
заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя
и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому
нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях
города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Семья и школа вместе
помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего
народа. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер
народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции,
быт народа, его ум и опыт, красота и сила души. Ведь не зря же язык называют Душой народа.
А что такое Душа? Это вечное и мудрое, что живёт в нас. Это тот добрый советчик, кто
останавливает нас при неверных шагах, предостерегает от ошибок, радуется и плачет вместе с
нами, вычищая горести и тяжести жизни…
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы. Ведь родной
язык – это хранитель знаний и мудрости.
Список использованной литературы:
Кильмухаметова М./Национальное образование. Учитель Башкортостана. 2005, №12.
Рахматуллина З./ О задачах по изучению государственных и родных языков в образовательных
учреждениях. Учитель Башкортостана.2006, №2.
Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960