Напоминание

Родной язык – хранитель знаний и мудрости.


Автор: Сабанбаева Назифа Ахияровна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№5"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Родной язык – хранитель знаний и мудрости.
Раздел: полное образование





Назад




Родной язык – хранитель знаний и мудрости.

Мой язык не бедней, чем другие,

Не устану я им дорожить.

Нежен он, как цветы полевые,

Он - богатство народной души.

Рами Гарипов.

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на

современном этапе перед Россией, это актуально и для многонационального Башкортостана. В

настоящее время в Башкортостане проживают представители более 100 национальностей. В

формировании национальной идентичности главную роль, занимает родной язык.

Родной язык это неотъемлемая часть культуры, но часть очень обширная и очень

специфичная, и без знания родного языка невозможно усвоить культуру. Национальная

культура может усваиваться вместе с родным языком. Язык представляет собой уникальное

явление, так же жизнь человека неразрывно связана с языком, поэтому изучение языка и

практическое овладение им жизненно важно в деятельности человека.

Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит сказки,

материнские колыбельные песенки. Речь человека – зеркало его самого. Любую нацию всегда

представляют дети. Когда национальная культура умирает в детях, то это означает начало

смерти нации. О нации судят по его культуре. Поэтому важно воспитать детей на основе

преданий, песен, легенд. Недостаточно помнить культуру своего народа, нации, недостаточно

любить ее, нужно ею жить. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С

помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, своё

воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не

только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и

культурный уровень.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении

веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им. За последние годы в

Башкортостане существенно деформировались языковые процессы. Это привело к тому, что

часть населения утратило владение и пользование родными языками. Жители городов

невольно отвыкают от родного языка, забывают его, так как общение в городах

преимущественно – на русском языке. Во многих городских семьях родители общаются с

детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе

родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским

языками, родного языка. Известно случаи небрежного отношения к родному языку, нежелания

родителей обучать своих детей родному языку, считающих, что лучше владеть иностранными

языками, чем ненужным родным языком. Современные молодые родители часто задаются

вопросом: зачем детям изучать и знать родной язык? Ведь это может и не пригодится в их

жизни…

Если смотреть с точки зрения устроения счастливой судьбы — то пригодится обязательно!

Знание и понимание языка, его законов и правил, любого и, особенно, родного языка – это

первое и самое важное, что необходимо человеку для устроения счастливой жизни, личной,

своей семьи, своих родных и близких, всех других людей в нашем мире.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень

развития родного языка - это показатель духовности народа. Человек, который не является

носителем культурно - духовных достояний, считают чужеземцем и отступником. И чтобы он ни

говорил, уважения к нему не будет. Не знать своего родного языка – значит, быть «идущим во

тьме».

От знания и владения родным языком человек ничего не потеряет, наоборот, приобретает –

начинает лучше понимать историю своего народа, его культуру и национальные ценности. Если

исчезнет родной язык - исчезает и народ. И наоборот, пока родной язык народа в его устах, до

тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может

возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что

родной язык - самое большое сокровище.

По мнению психологов, философов, педагогов, лингвистов для того, чтобы ребенок был

интеллектуально развит, важно первоначальное усвоение им родной речи. Очень актуально и

сегодня утверждение великого педагога Я.А.Каменского о том, когда необходимо изучать

несколько языков, то обязательно организовать обучение отдельно друг от друга, и прежде

всего, изучить родной, только потом другие.

В становлении ребенка как личности чрезвычайно велика роль родного языка, который

связан с национальной психологией, с национальным самосознанием, с национальной

самобытностью каждого народа, знание которого приобщает к родной национальной культуре.

Воспитание мыслящей личности, полное раскрытие ее умственных способностей возможны

лишь через родного языка. Поэтому изучение родного языка необходимо на всех ступенях

школьного обучения.

Чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны

быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием

занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи,

использовать игровые моменты, загадки, сказки, пословицы и поговорки. А для этого учитель

должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное

сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего

народа. Связь поколений заключается в передаче потомкам опыта, накопленного

предыдущими поколениями, в соблюдении обычаев и традиций предков, в продолжение

потомками дела, начатого предками. Приобщение подрастающего поколения к национальной

культуре, обычаям, традициям.

Нельзя добиться прочных знаний языка, не привлекая к обучению родителей, ведь общение

в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи,

нации. Без языка не может существовать и развиваться общество. Еще в детстве родной язык

помогает нам познавать мир, открывать для себя большой и волшебный мир жизни.

Необходимо с раннего детства приобщать к ценностям национальной культуры, языку. Долг

родителей – открыть красоту и богатство родного языка, самим понять, изучить, а потом уже

донести до ребёнка. Приоритетную роль в этом деле играет мать. При отсутствии

заинтересованности ребенка и поддержки семьи даже под руководством талантливого учителя

и при наличии хорошего учебника трудно достичь изучения ребенком родного языка. Поэтому

нужно заботиться о повышение роли семьи в решении данной проблемы. Если в условиях

города не будем прививать родной язык в семье, то останемся без него. Семья и школа вместе

помогут ребёнку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего

народа. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер

народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции,

быт народа, его ум и опыт, красота и сила души. Ведь не зря же язык называют Душой народа.

А что такое Душа? Это вечное и мудрое, что живёт в нас. Это тот добрый советчик, кто

останавливает нас при неверных шагах, предостерегает от ошибок, радуется и плачет вместе с

нами, вычищая горести и тяжести жизни…

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы. Ведь родной

язык – это хранитель знаний и мудрости.

Список использованной литературы:

Кильмухаметова М./Национальное образование. Учитель Башкортостана. 2005, №12.

Рахматуллина З./ О задачах по изучению государственных и родных языков в образовательных

учреждениях. Учитель Башкортостана.2006, №2.

Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960



В раздел образования