Напоминание

Ребенок и литература: что читает современный подросток?


Автор: Кириллова Аделя Ринатовна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимнази №3"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Ребенок и литература: что читает современный подросток?
Раздел: среднее образование





Назад




РЕБЕНОК И ЛИТЕРАТУРА: ЧТО ЧИТАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК?

Книга. Нередко она становится предметом не просто чтения, но и заинтересованного обсуждения.

Роли книги в современной культуре многопрофильны: она и источник знаний / информации, и

средство

саморазвития,

и

инструмент

развития

цивилизации.

Однако

наиболее

продуктивно

и

разумно рассматривать книгу как совокупность данных мнений и понятий. Сейчас принято считать,

что

современная

молодежь

перестала

читать.

Многое

в

статистике

ситуации,

действительно,

настораживает.

Все

реже

появляются

школьники

у

книжных

полок

в

магазинах,

а

количество

читающих подростков на уроках литературы заметно падает. Этим и обусловлена актуальность

исследуемой темы.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2018 году в сравнении с аналогичным периодом

2017 года число выпущенных наименований книг сократилось на 3,1%, а совокупный тираж упал

почти на 15%. Однако при этом скачивание книг на электронные носители в 2018 году увеличилось

на 50% в сравнении с 2017 годом. Действительно ли подростки стали мало читать, как многие об этом

говорят?

Целью

нашего

исследования

является

выявление

литературных

предпочтений

учащихся

5-7

классов.

Объектом

исследования

стали

уроки

литературы

в

основной

школе,

а

также

внеурочная

деятельность по данному предмету.

Предмет исследования: произведения художественной литературы, которые вызывают интерес у

школьников.

Материал исследования: А.Г. Акимова «Читательская культура молодежи: мифы и реальность», Е.

А. Колосова «Детское чтение в современной России: социальная функция, структура и практика»,

статистические данные Российской книжной палаты.

В

связи

с

вышесказанным

возникает

следующая гипотеза:

современные

подростки

читают

достаточно литературы, но не на бумажных, а в электронных носителях; активный переход на

цифровые технологии не сокращает количество читающих подростков, давая возможность быстро

найти необходимую литературу и читать ее в любом месте, в любое время.

Мы выделили в соответствии с поставленными задачами следующие методологические этапы,

необходимые для исследования:

- проведение опытно-экспериментального исследования особенностей чтения у учащихся 5-7

классов;

-

проведение

анкетирования

для

выявления

числа

читающих

детей

и

популярных

жанров

литературы;

опроса

учащихся

с

целью

узнать

мнение

их

о

чтении

школьной

и

внеклассной

литературы; обработка результатов;

-

составление

списка

популярных

среди

молодежи

произведений,

рекомендуемых

ими

для

прочтения с целью повышения читательской культуры.

Исследование

было

проведено

на

базе

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани.

Участие в исследовании приняли учащиеся 5-7 классов. Всего участие приняли 98 человек: 5

классы – 53 учащихся, 6 класс – 18 учащихся, 7 класс – 27 учащихся.

Для исследования были выбраны методы анкетирования, опроса и педагогического эксперимента.

Данные методы наиболее полно раскрывают проблему и имеют преимущество перед другими по

ширине охвата лиц, участвующих в исследовании.

Результаты анкетирования показали, что 75% учащихся читают произведения ежедневно, 10% -

один-два раза в неделю, 12% - один раз в неделю и только 3 % не читают их вовсе. Что касается

покупок бумажных изданий, то 62% учащихся не покупают книги для себя и своей семьи, 19%

покупают раз в неделю, 9% - раз в месяц, 10% - раз в год или реже. 78% опрошенных почти никогда

не бывают в библиотеке. Наиболее популярными для современных подростков являются зарубежные

любовные и приключенческие романы и детективы – 23%, 32% и 28% соответственно, оставшиеся

17% интересуются детской литературой. 2% имеют в домашней библиотеке свыше 1000 книг, 3% - от

500 до 1000 книг, 15% - от 300 до 500 книг, 38% - от 100 до 30 книг, 42% - от 50 до 100 книг. При этом

ни один ребенок не интересуется литературными журналами даже на электронных носителях.

Произведения школьной программы вызывают интерес лишь у 23% учащихся. Сами учащиеся во

время беседы на уроке литературы, посвященном проблеме чтения, ответили на вопрос об интересе к

отечественной классике по-разному. Кто-то считает, что произведения школьной программы – это

навязывание со стороны старших, а дети, по их мнению, должны сами выбирать, что им хочется

читать; на других эти произведения не производят впечатления с первых страниц, поэтому чтение

оригинала, как правило, заменяется чтением краткого содержания; некоторые объясняют падение

интереса к произведениям школьной программы тем, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в

жанрах

литературы:

кому-то

нравится

фантастика,

кому-то

детективы,

а

кому-то

приключения,

поэтому не все произведения отечественной классики читаются в полном объеме.

В

результате

опроса

было

выявлено,

что

часть

подростков

действительно

читают

книги

на

электронных

носителях

(менее

половины

опрошенных

-

34%),

но

имеют

желание

перейти

на

бумажные носители, потому что часто отвлекаются на социальные сети. Чтение одного произведения,

рассчитанного на 2-2,5 часа, в итоге растягивается в среднем на 4-4,5 часа, если делать это через

смартфон,

планшет,

ноутбук

или

компьютер.

Дети,

читающие

книгу

на

бумажном

носителе,

справляются с произведением за 2,5-3 часа, почти не отвлекаясь ни на что.

На уроке литературы учащимся 5, 6 и 7 классов было предложено составить топ 5 книг, которые

обязательно

должен

прочитать

каждый

ребенок

их

возраста.

Каждый

ученик

составил

свой

уникальный список, но были и совпадения с другими учениками. Так, например, почти все учащиеся

5 класса присудили первое место в своем списке произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький

принц»,

назвав

его

философской

сказкой.

Дети

также

уточнили,

что

именно

это

произведение

написано для всех возрастов, времен и народов. Конечно же, не обошлось без «Гарри Поттера» Джоан

Роулинг. Из всех учащихся, предложивших прочитать «Гарри Поттера», только одна ученица назвала

другое произведение того же автора: «Сказки Барда Бидля». Что же касается отечественных авторов,

то интерес учащихся вызвали произведения А.Н. Рыбакова, Г.Н. Троепольского, А.С. Грина, В.К.

Железникова, Н.Н. Носова и другие.

Конечно, есть в списках авторы, которые изучаются в школе и одновременно нравятся ученикам.

Такими,

например,

являются

М.

Булгаков

и

его

произведение

«Роковые

яйца»,

повесть

Ф.М.

Достоевского «Белые ночи» и роман «Бедные люди», З. Прилепин и его «Очарованный остров»,

«Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и др.

Мы можем с уверенностью заявить, что подрастающее поколение не стало читать меньше. Дети

читают,

имея

возможность

самостоятельно,

без

нажима

со

стороны

взрослых,

выбирать

произведения, которые могут им понравиться. Полученные данные показывают, что в круг чтения

подростков попадают абсолютно разные жанры и авторы. На чтение книг не повлияло развитие

новых информационных технологий, а сам процесс чтения рассматривается теперь как развлечение.

Например, М.М. Булгаков интересен детям своей фантастичностью, Ф.М. Достоевский заинтересовал

только

девочек

7

класса

тем,

что

«над

ним

можно

поплакать»,

-

именно

так

учащиеся

прокомментировали тягу к чтению Федора Михайловича. Именно это тревожит больше всего, ведь

испокон

веков

художественная

литература

формировала

жизненные

ценности

и

воспитывала

подрастающее поколение. В данной ситуации библиотеки и образовательные организации должны

способствовать развитию вкуса, ценностных ориентиров и критического мышления у читателей.

Например, «поттериана» может научить ребенка самостоятельности: Гарри и его друзья не ждут,

когда придут взрослые и сделают что-то за них, а сами приступают к решению проблем; поможет

осознать ценность семьи и дружбы; научить понимать, что ошибаться могут все, принимать людей

такими,

какие

они

есть;

заставляет

понять

то,

как

важно

уметь

постоять

за

себя

и

других.

«Поттериана» воспитывает и укрепляет в детях такие качества, как решительность, преданность,

смелость, доброту, бесстрашие, отважность, самоотверженность и многое другое.

По окончании исследования нами был подготовлен список наиболее интересных произведений для

учащихся 5-7 классов:

1.

Григорий Остер «Вредные советы»

2.

Александр Степанович Грин «Алые паруса»

3.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

4.

Джозеф Редьярд Киплинг «Маугли»

5.

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

6.

Жюль Габриэль Верн «Таинственный остров»

7.

Анатолий Наумович Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»

8.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер и..», «Сказки Барда Бидля»

9.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

10.

Наринэ Юрьевна Абгарян «Манюня»



В раздел образования