Автор: Дабижа Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 16 "Интерес"
Населённый пункт: Люберцы
Наименование материала: конспект урока
Тема: Решение орфографических задач в корне слова
Раздел: начальное образование
Тема урока: Решение орфографических задач в корне слова
Тип урока - обобщения и систематизации знаний
Цель урока закрепление умений в решении орфографических задач в корне слова
Задачи урока:
1. Обобщить изученный материал по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне»; закреплять умения подбирать
проверочные слова и обосновывать написание безударной гласной и парной согласной в корне слов и другие орфограммы
2. Развивать орфографическую зоркость, навык самоконтроля и взаимоконтроля;
Формы и методы:
Работа в группах, самостоятельная работа, работа в парах
Технологии: технология проектного обучения, игровая технология, проблемно-диалогическая технология
Планируемые результаты
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений, использование
дифференцированных заданий, контроль и оценка своих достижений, формирование интереса к народным праздникам
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать
процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: добывать информацию из разных источников, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать,
делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка, с помощью информации решать проблемные ситуации
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с
пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мобилизирование к учебной
деятельности
Сегодня наш урок пройдет в форме традиционного
весеннего праздника, который издавна известен на
Руси. Нарядитесь на праздник. (дети надевают
Настрой на работу
Отгадывание ребуса
Работа с пословицей
ободки)Как он называется?
ЯР
В старину говорили так: «Где двое , там рынок, трое-
базар, а семеро- ярмарка.
Как понимаете смысл? Назовите слова синонимы.
Что такое ярмарка? Точные сведения из словаря?
Толковый словарь
2.Сообщение темы урока
-Какая красивая карусель, но кабинки пусты и она не
работает.
-Чтобы карусель на нашей ярмарке начала двигаться,
давайте вспомним, какую тему мы изучаем на
последних уроках? (заполнить середину)
-Вспомните, основные орфограммы корня. (заполнить
названия кабин)
Посмотрите на эту карусель и назовите тему урока
«Обобщение……..( и закрепление решения
орфографических задач в корне слова)
Поднимите левую руку те, кто хотел бы закрепить эту
тему?
Дети формулируют тему
Приём «До и после»
3.Постановка целей и задач урока
- А чтобы уйти с ярмарки с товаром, со прочными
знаниями, какую цель поставим? (закрепить ……)
Тот кто будет активен, конечно же не уйдёт с ярмарки
без товара. «Успешки» оценят ваши знания.
Дети формулируют цель
4.Планирование деятельности
для реализации задач
Предложите варианты, как нам побывать на
орфографической ярмарке и закрепить умения решать
орфографические задачи в корне.
Предлагают варианты работы для реализации
целей и задач
5.Реализация предложенного
варианта и поэтапный контроль
Начнём заполнять знаниями первую кабинку.
Хором правило.
Прочитайте слова. З…мля, т..плеет, в…сна, гн…здо,
ж..льцы, пот…нулись, тр…ва, к…пель, скв…рцы,
гр..чи. Что объединяет все эти слова?
Устно подберите проверочные слова, в тетрадь
запишите только пропущенные буквы. (е, е, е, е, и, я, а,
а, о, а.)
Проверка по слайду. Успешка.
Начнём заполнять знаниями вторую кабинку. Правило.
На ярмарке присутствует Бабушка- Загадушка.
Поработайте в парах, разгадайте её загадки, в тетрадь
запишите слова, сначала проверяемое, затем
проверочное.
Чтобы в цель попасть не раз, требуется зоркий ….
Всё перетрут терпенье и …..
Недотрога весь в иголках, а живёт в норе под ёлкой.
За тобой плетётся, хоть на месте остаётся.
Если я пуста бываю, про тебя я забываю. Но когда несу
еду, мимо рта я не пройду.
В лесу под ёлкой крошка, только шапка да ножка.
Организация самостоятельной работы,
Контроль по эталону на слайде
Работа в парах
Запись в тетрадь проверочных и
проверяемых слов. Взаимопроверка. Дети
учат друг друга (взаимообучение)
Глаза- глаз
Труды- труд
Ежи-ёж
Грибы-гриб
Ложечка- ложка
Следы- след
Успешка. Молодцы
Продолжаем кататься на карусели.
На ярмарке купцы, покупая товары, много общались
друг с другом, были и заморские гости на ярмарке. От
мы и узнали эти слова. О чём идёт речь? Я даю вам 1
минуту. Вспомните, какие слова вы знаете, запишите.
А теперь, походите по нашей ярмарке, пообщайтесь и
соберите как можно больше слов с двойными
согласными в корне слова.
Дети на планшетах записывают слова.
Садимся в следующую кабинку?
Тары- бары, растобары, есть хорошие товары! Не
товар, а сущий клад, забирайте нарасхват!
(картинка коробейника)
Приём сингапурской методики «МИКС-
ФРИС- ГРУП». Дети сначала
самостоятельно, а потом под музыку
двигаясь по классу, обмениваются
заимствованными словами с двойными
согласными в корне слов
Дети из корзины коробейника получают
задание и работают с непроизносимыми
согласными
В корзинах коробейники носили товары. У меня там
находятся заморочки. ( раздать)
Прочитайте. Что объединяет эти предложения? (о
весне) Найдите слова с непроизносимыми согласными,
назови их вместе с проверочными. Правило
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце
весело греет. Поют птички. Радостно журчат ручьи.
Вся местность ожила. Из земли показалась травка. .
Здравствуй, весна
!
Активным успешку
Кабина 5 . В этой кабинке Ь знак «приготовил» для
нас тест. Поработайте в группах, передавая по очереди
вопросы теста.
Кабина 6 Видеофрагмент.
Посмотрите, что однажды произошло на ярмарке.
Назовите правила ошибкоопасных сочетаний.
На ярмарке люди устраивали игры, много танцевали и
водили хороводы. Сделайте два круга. Повернитесь
друг к другу.
А теперь задание. По моей команде вы называете дуг
другу слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Групповая работа Приём сингапурской
методики РАУНД ТЕЙБЛ. Показывают
готовность. Проверяют по эталону. Берут по
успешке
Физминутка для глаз
Приём «ИНСАЙД- АУТСАЙД-СЁКЛ»
Назвали, переходите по кругу к другому. Называя,
запоминайте, что вам сказали, чтобы не повторяться.
Начинаем водить грамматический хоровод.
Запишите по 5 слов в тетрадь.
Запись в тетрадь. Проверка через ВЕБ-
КАМЕРУ
7.Коррекция результатов работы
Создание коллективного проекта
Возвращаемся с ярмарки. Закружилась голова пока все
орфограммы повторили? Какая для вас самая простая?
Самая сложная?
А если вдруг забудешь способы проверки, куда нужно
обращаться?
А давайте сделаем памятку, на всякий случай, чтобы
корень слова был без ошибок.
.
У каждого из вас есть конверт с материалом, выберите
только то, что касается вашей орфограммы, и наклейте
на лист. Оформите оригинально, красиво
Работа в группах
8.Оценивание. Итог
Дети решают в группах, какую орфограммы будут
представлять, говорят правило, приводят примеры.
Поднимите правую руку те, кто закрепил знания по
орфограммам корня и стал ещё грамотнее?
Защита проектов
Приём «До и после»
9.Рефлексия.
Много ли вы «товара» купили на ярмарке? Ваши
знания орфограмм корня покажут ваши «успешки»
Подсчёт «успешек»
10.Домашнее задание
По выбору. три варианта заданий: 1. Перфокарта. 2.
Работа корректором. 3. Составить текст на тему
«Ярмарка» используя орфограммы корня