Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников через игровую деятельность
Автор: Шокол Светлана Викторовна Должность: учитель физкультуры Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Кургана Населённый пункт: г. Курган Наименование материала: методическая разработка Тема: Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников через игровую деятельность Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №45»
Тема самообразования
«Современные подходы к нравственно-
патриотическому воспитанию младших
школьников через игровую деятельность».
2016 год
«Современные подходы к нравственно-патриотическому
воспитанию младших школьников через игровую
деятельность».
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора
для привития священного чувства любви к Отечеству. Патриотизм — одна из важнейших
черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно
переоценить.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных
задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние
годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У
детей
искажены
представления
о
патриотизме,
доброте,
великодушии.
Изменилось
отношение
людей
к
Родине.
Этому
за
последние
годы
способствовало
усиленное
насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, а так же насаждение
культа
вседозволенности,
насилия
и
жестокости
в
средствах
массовой
информации.
Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Патриотическое воспитание граждан и подрастающего поколения – важнейшее
направление в деятельности государства. Руководством и основой для организации этой
работы являются: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2011-2016 годы». В соответствии с программными документами ведется системная
работа
по
совершенствованию
патриотического
воспитания
молодежи:
развивается
кадетское движение, возрождается казачество»…
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его
вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим в
младшем
школьном
возрасте
следует
продолжать
начатое
в
дошкольном
детстве
формирование у детей высоких нравственных и морально-психологических качеств, среди
которых важное значение имеет патриотизм.
В
свою
очередь,
формирование
патриотизма
немыслимо
вне
физкультурно-
спортивной воспитательной работы со школьниками. Только физически и психически
здоровая личность может осознавать значимость Родины и готова сделать все, вплоть до
самопожертвования, чтобы защитить ее. Развитие патриотических чувств немыслимо вне
спорта, как и спортивные достижения теряют во многом смысл вне рассмотрения с
позиции гражданских и патриотических чувств. Как следствие, в настоящее время два
направления воспитания рассматриваются как единое значимое направление.
Основы
формирования
личности,
как
известно,
приходятся
на
дошкольный
и
младший
школьный
возраст.
Эти
сенситивные
периоды
наиболее
значимы
в
жизни
человека в плане усвоения норм морали, права, взглядов. Для младших школьников
характерно накопление знаний и умений во всех областях научного знания и житейской
практики.
В
данный
период
формирования
личности
закладывается
и
основа
патриотического
воспитания,
что
не
осталось
без
внимания
исследователей.
Тема
спортивно-патриотического
воспитания
младших
школьников
достаточно
широко
и
глубоко рассмотрена во многих научных исследованиях.
Физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения всегда
уделялось
большое
внимание.
Сильные,
смелые,
выносливые
люди
издавна
были
почитаемы в народе. О них слагали легенды и песни. На них смотрели не только с
восхищением и гордостью, но и с надеждой: кто же, как не они, могли спасти родную
землю от порабощения, защитить от угнетателей? Не удивительно, что даже в древние
времена народы, населяющие территорию нашей страны, особое значение придавали
физическому совершенствованию. Старшие передавали
младшим накопленный веками
опыт, учили быть сильными, мужественными, готовили к защите Отечества. При помощи
исторических преданий, былин детям передавали исторические знания о прошлом своей
Родины, воспитывали гордость за свое Отечество, формировали патриотическое сознание.
Высшим
идеалом
добра
считались
такие
качества,
как
сила,
храбрость,
мужество,
выдержка, самообладание, выносливость
(у мальчиков), терпеливость, великодушие,
заботы о ближнем, доброты, чуткости (у девочек).
Данной проблемой занимаюсь с 2011 года. Накоплен большой материал работы по
вышеуказанной теме, и пытаюсь применить к условиям работы в начальной школе.
Цель :
разработать
комплексную
модель
взаимосвязи
физического
и
патриотического
воспитания
младших
школьников,
с
целью
развития
физических,
волевых качеств и формирования нравственного, в том числе и патриотического сознания.
Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:
1.
На
основе
анализа
психолого-педагогической
и
спортивно-методической
литературы
выявить
сущность
и
значимость
спортивно-патриотического
воспитания младших школьников;
2.
Выявить
особенности физического воспитания и состояние спортивно-
п а т р и о т и ч е с ко й
р а б о т ы
в
н ач а л ь н о м
з в е н е
с о в р е м е н н о й
общеобразовательной школы;
3.
Проанализировать опыт спортивно-патриотического воспитания младших
школьников, сложившийся в общеобразовательной школе №45;
4.
Разработать
модель
взаимосвязи
физического
и
патриотического
воспитания
младших
школьников
в
рамках
проекта
и
программно-
методическое сопровождение уроков;
5.
Определить содержание,
формы и методы патриотического воспитания
младших школьников через физическую культуру;
Содержание работы осуществлялось по трем направлениям:
Военно-патриотическое воспитание
Приобщение к фольклору
Олимпийское движение
Военно-патриотическое воспитание
Идея защиты Отечества явилась основной для разработки Мономахом стройной
системы
военно-физического
воспитания,
главное
в
котором
-
тренировка.
Путем
тренировок
необходимо
обеспечить
развитие
у
будущих
защитников
таких
волевых
качеств, как сила, выносливость, быстрота, подвижность, смелость.
В этом направлении основной моей задачей являлось: не ограничиться разовыми и
разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической и интересной для
учащихся.
Основными
направлениями
в
системе
военно-патриотического
воспитания
в
Начальной школе является
Военно-патриотическое .
Ориентировано
на
формирование
у
подрастающего
поколения высокого патриотического сознания.
Героико-патриотическое.
Составная
часть
патриотического
во спитания,
ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
во спитание
силы,
ловко сти,
выно сливо сти,
стойко сти,
м уже с т ва ,
дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Содержание военно-патриотического воспитания включает в себя
реализацию
длительного проекта (рассчитанного на 4 года) «Защитники Отечества», в реализации
которого
принимают участие ученики первых классов, педагоги и родители.
Проект
представлен военно-спортивной игрой «Тропа к генералу».
Цель: Формировать патриотическое, нравственное сознание у детей школьного возраста.
Задачи:
1.
Познакомить с образом защитника земли Русской.
2.
Расширять знания детей о традициях и истории русского воинства.
3.
Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим воинам, защищающим Родину
в разные периоды истории.
Основные положения:
1.
Взаимосвязь физического и патриотического воспитания учащихся является
важным направлением деятельности школы.
2.
Предложенная модель взаимосвязи физического и патриотического воспитания
позволяет улучшить процесс в начальной школе и более успешно реализовать
задачи физического и патриотического воспитания младших школьников.
3.
Применение разработанного проекта способствует нравственному воспитанию,
развитию волевых и психических качеств учащихся, а также повышает уровень
физической подготовленности и физического развития младших школьников.
Наиболее
эффективной
формой
патриотического
воспитания
детей
на
уроках
физкультуры,
позволяющей
реализовать
индивидуальные
и
коллективные
запросы
и
интересы младших школьников, является игра. По свидетельству военных исследователей
военно-спортивные игры являются сильным средством патриотического воспитания и
волевой подготовки, особенно мальчиков. Включение в игру нравственных элементов в
виде
точно
найденных
и
сформулированных
девизов,
эмблем
и
другой
символики,
соблюдение
спортивной
этики
и
церемониальных
приемов
(в
том
числе
построение
соревнующихся команд до начала и по окончании игры), требований взаимного уважения
и
взаимопомощи
–
способствует
формированию
общей
дисциплинированности,
организованности, чувства товарищества у детей. Игра приучает действовать дружно,
целеустремленно, в интересах общего дела. Она развивает инициативу, сообразительность,
умение быстро взвешивать условия меняющейся обстановки. В игре ребенок добровольно
приобретает новые знания, навыки и умения. Игра способствует
сплочению детей,
происходит наиболее полное накопление социального опыта. Игровая деятельность дает
возможность создания жизненных воспитывающих ситуаций. В процессе игр, можно
учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты, на которых наносить
условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть «разведчиков»,
чтобы выполнить «боевое задание».
В рамках проекта военно-спортивные игры связаны единым сюжетом и проходят в
форме
сюжетно-ролевой
игры
«Тропа
к
генералу»,
которая
включает
в
себя
как
проведение
отдельных
подвижных
игр:
«Пограничники»,
«Летчики»,
«Танкисты»,
«Снайпер»;
дидактических
игр:
«Армейский
магазин»,
«Чей
предмет»
и
др.;
игр
с
элементами ориентирования: «Найди знамя», «Доставь секретное донесение», «Найди
пакет», так и проведение развлечений
в форме сюжетной игры «Зарница», « Бравые
солдаты», «Мы богатыри».
Помимо
игры
широко
использовала
такие
методы
как:
тематические
беседы,
художественное слово, музыкальное сопровождение, праздники и развлечения. Итогом
систематической
работы
по
завершению
проекта
запланирован
праздник
ко
Дню
защитника Отечества « Верные защитники Отчизны».
Большое внимание младших школьников обращаю и на защиту Отечества в мирное
время.
Традиционно
в
апреле
к
празднованию
службы
МЧС
организую
встречу
с
интересными людьми «Спасателями», военно-спортивную игру «Пожарные на учении».
Работу по данному направлению строю в тесном сотрудничестве с учителями, так
как для проведения многих игр требуется предварительная работа: тематические беседы,
просмотр фильмов, выбор девизов подготовка эмблем, подбор художественного слова
(стихов, пословиц, поговорок) и др.
Патриотическое
воспитание,
в
отношении
мальчиков
военно-патриотическое
воспитание начинается с семьи. Авторитет отцов, особенно для мальчиков в этом возрасте
велик. В своей работе с родителями, через выступления на родительских собраниях
пытаюсь объяснить, что семья должна быть примером для детей в здоровом образе жизни,
в ежедневных занятиях спортом. Обращаю внимание на соблюдение меры в количестве
военизированных
игрушек,
кинофильмов
(боевиков)
и
компьютерных
игр,
так
как
чрезмерное
увлечение
«войной»
ведет
к
стимулированию
агрессии,
искажению
нравственных начал. Рекомендую педагогам и родителям рассказывать о героических
поступках наших предков, совместно просматривать фильмы об исторических событиях с
комментированием. Приглашаю родителей к подготовке и участию в играх, праздниках.
Приобщение к фольклору
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к
фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние подрастающему
поколению. Напившись из чистого родника, ребенок познаёт сердцем родной народ,
становится духовным наследником его традиций. Народные игры актуальны, интересны и
в наши дни. Русские люди забывают свои корни, свои традиции, современные дети не
играют и не знают игр, в которые играли их предки.
Три
года
в
рамках
инновационного
проекта
целенаправленно
работала
по
ознакомлению и использованию русских народных игр на занятиях физической культурой.
Увидев эффективность проводимой работы, заинтересованность и радость
со стороны
детей к народным играм, а так же в целях преемственности, продолжила данную работу и
в
начальном
звене
общеобразовательной
школы.
Разработала
долгосрочный
проект
(рассчитанный на 4 года) «Русские народные игры Зауралья» (см. Приложение)
Цель:
Совершенствовать
физическое
воспитание
младших
школьников
на
основе
использования
народных
подвижных
игр,
составляющих
основу
национально-
регионального компонента учебной программы.
Свою
деятельность
по
данному
направлению
два
года
проводила
в
рамках
кружковой работы через организацию игротеки «Русские народные игры Зауралья». В
теме проекта обратилась к подбору и ознакомлению младших школьников
именно с
русскими народными подвижными играми (так как мы живем в России и коренное
население у нас русские и мы, русские должны знать именно свои корни). Работа носила
немного исследовательский характер, так как о народных играх Зауралья мало литературы,
одним из источников сбора игр были воспоминания бабушек и дедушек о своих играх
детства и играх их предков.
Последующие два года предполагают включение разученных с детьми русских
народных игр в структуру урока по физической культуре, активное использование на
переменах, проведение физкультурных досугов и праздников.
В помощь педагогам по использованию игр оформила картотеку «Народные игры
Зауралья».
Считаю,
что
построенная
таким
образом
работа
позволяет
донести
до
детей
самобытность русского народа, в том числе и народа Зауралья, колорит его обычаев,
своеобразие
русского
языка
и,
что
самое
важное,
сформировать
интерес
к
русской
народной культуре и ее традициям.
Олимпийское движение
Следующим
направлением
патриотического
воспитания
младших
школьников
является олимпийское движение.
Цель: Формировать
стойкий
интерес
к
физической
культуре
и
спорту,
к
личным
достижениям, к спортивным событиям школы, нашего города, страны.
Основные формы, методы и приемы по реализации:
Тематические беседы с учащимися, направленные на систематизацию знаний детей
о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах, спортсменах
Зауралья;
Использование художественного слова;
Использование мультимедийных презентаций;
Экскурсии. Большую роль в формировании патриотического воспитания отвожу
экскурсиям в спортивные школы №1,2,3 (КЗКТ), бассейн «Дельфин». В каждом
спортивном комплексе есть стенд, альбомы, рассматривая которые дети знакомятся
с
выдающимися
спортсменами
нашей
области
в
том
или
ином
виде
спорта.
Объясняю, что занятия в спортивных школах, клубах не только готовят будущих
спортсменов, но и помогут, особенно мальчикам стать мужественными, сильными,
ловкими, целеустремленными, находчивыми. Другими словами развить в себе те
качества, которые помогут в подготовке к армии и без которых трудно защищать
Родину.
Спортивные
праздники
и
развлечения
«Мама,
папа
я
–
спортивная
семья»,
«Спартакиада», «Веселые старты», «Вместе с папой»- военизированные эстафеты,
которые
стали
традиционными
в
нашей
школе.
Характерной
особенностью
праздников
является
включение
в
программу
игр
с
элементами
командного
и
личного соревнования и эстафет. На таких праздниках мы вспоминаем народные
игры.
Подвижные игры, способствующие физическому развитию младших школьников,
воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-
волевых и дружеских качеств.
Встречи с интересными людьми – спортсменами.
Участие в городских спортивных мероприятиях.
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
Средняя общеобразовательная школа №45
Проект
«Тропа к генералу»
ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В истории России патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое
воспитание
представляет
собой
систематическую
и
целенаправленную деятельность по формированию у учащихся патриотического сознания,
чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по
защите интересов Родины.
Наиболее
эффективной
формой
патриотического
воспитания
детей
на
уроках
физкультуры,
позволяющей
реализовать
индивидуальные
и
коллективные
запросы
и
интересы младших школьников, является игра.
Сущность военно-спортивной игры
Игра
-
необходимый
вид
деятельности,
в
процессе
которого
применяется
и
обогащается
накопленный
детьми
жизненный
опыт,
углубляются
представления
об
окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой
деятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность
в
играх
объясняется
возрастными
особенностями
детей,
их
стремлением
к
активной
практической
деятельности,
познанию
окружающего
мира,
участию в жизни взрослых.
Военно-спортивная игра - это одна из разновидностей детских игр. Она является
исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей. Военно-
спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и
разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность,
жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные
признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
наличие
элементов
героики
и
боевой
романтики.
Рисуя
в
своем
воображении
картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве
участников, стремятся быть достойными героев;
ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре:
решение
тактических
задач,
передвижение
отрядов
в
четком
строю,
ориентирование
на
местности
по
различным
признакам,
ведение
разведки,
совершение
скрытых
и
быстрых
передвижений
и
маневров
на
местности,
преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые
стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;
возможность
широко
применять
в
процессе
игр
компасы,
бинокли,
топографические
карты,
схемы,
разнообразные
средства
сигнализации,
макеты
оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.),
в
военно-спортивной
игре
деятельностью
коллектива
или
отдельных
ребят
руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи,
планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как
общеобразовательное
требование,
которое
беспрекословно
должен
выполнять
каждый участник игры.
важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что
достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде
отражающих
характер
военных
занятий
и
боевых
действий.
Выполняя
свои
обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и
результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за
обстановкой, контролировать свое поведение;
разнообразные
упражнения,
применяемые
в
игре
(в
ходьбе,
беге,
прыжках,
метании,
наблюдательности,
следопытстве
и
ориентировании,
первой
помощи,
навыках
походной
жизни,
строевых
упражнениях
и
пр.)
являются
по
духу
спортивными,
проводятся
обычно
в
соревновательной
форме,
что
особенно
привлекает ребят.
Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры,
следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде
деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений
между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как
одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего
поколения.
В
военно-спортивных
играх
в
доступной
для
школьника
форме
отражаются
социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная
для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-
патриотического
воспитания,
и
истоки
интереса
ребят
к
этим
играм,
серьезного
и
творческого отношения к ним.
Воспитательные и образовательные возможности
военно-спортивных игр
Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. Воспитательная роль военно-
спортивных
игр
повышается
благодаря
тому,
что
участники
с
большим
интересом
относятся к ним, играют в них охотно. Исследования ученых показали, что основными
мотивами,
поражающими
у
учащихся
интерес
к
военно-спортивной
игре,
являются
следующие.
Во-первых,
желание
удовлетворить
свое
стремление
к
героическим
поступкам,
доказать
свою
взрослость,
самостоятельность,
проверить
свои
силы
в
возможности
проявить
личные
качества,
занять
определенное
место
в
коллективе,
самоутвердиться.
Во-вторых,
стремление
приобрести
некоторые
первичные
военные
знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-
волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности,
в защите своего Отечества.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том,
что
эти
игры
способствуют
развитию
у
учащихся
высоких
нравственных
чувств,
моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности
школьника.
Исключительна
их
роль
в
развитии
познавательной
деятельности.
Игровая
деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями.
Игра всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как
строго
рассчитанное
действие,
игра
немыслима.
Насыщенность
игровых
действий
сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших
условий положительного влияния игры на личность человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение
приобретают
чувства,
побуждающие
ребят
к
деятельности,
к
борьбе
с
трудностями,
желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь
следует,
прежде
всего,
выделить
патриотические
чувства:
любовь
к
Родине,
к
Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны.
Воспитывать
у
подрастающего
поколения
чувство
коллективизма ,
подлинной
дружбы, товарищества и взаимной выручки - одна из важных воспитательных задач
школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии.
Весь
ход
игры,
взаимоотношения
детей
при
выполнении
поставленных
задач,
общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают
ребят, воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою
очередь способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.
Постоянно переживается учащимися в военно-спортивных играх чувство долга и
ответственности . Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед
товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются
товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя
ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-
либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются.
Успешное
же
выполнение
своих
обязанностей
в
игре
всегда
вызывает
одобрение
товарищей
и
порождает
у
играющего
чувство
удовлетворения
и
радости.
Все
это
стимулирует его к более ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.
Военно-спортивные игры способствуют развитию у такого важного качества, как
трудолюбие . Приучая ребят в играх проявлять настойчивость в достижении общей цели,
преодолевать доступные им препятствия, проявлять сообразительность, мы способствуем
воспитанию у них некоторых характерных черт положительного отношения к труду.
Военно-спортивные
игры
способствуют эстетическому
воспитанию .
Строй,
подтянутость,
военно-патриотическая
песня,
элементы
военной
формы,
получение
приказа,
работы
штабов
по
проведению
операции
делают
жизнь
коллектива
ребят
-
участников игры - более эмоциональной и способствуют формированию эстетических
чувств, приучают к порядку, дисциплинированности.
В
процессе
военно-спортивных
игр
воспитываются
и
закаливаются волевые
качества . Значение военно-спортивных игр для формирования волевых качеств учащихся
определяется, прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным
видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания
задачи, составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и,
наконец, проверки всего этого на практике.
В
ходе
игры
создаются
условия
для
многократного
проявления
участниками
инициативы , т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении
поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.
В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у
школьников дисциплинированности . Ребята убеждаются на практике в том, что успех
каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников. Дисциплина -
основное
условие
всех
военно-спортивных
игр.
Нарушение
дисциплины
в
игре
отдельными участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву.
Это обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую
дисциплину
в
игре.
Наблюдения
за
играми
показывают,
что
ребята
перед
игрой
предупреждают друг друга (особенно недисциплинированных) о необходимости строго
соблюдать дисциплину в ходе игры и при разборе о подведении итогов проведенной игры
очень резко осуждают нарушивших дисциплину. Это оказывает большое воздействие на
недисциплинированных, помогает им исправлять свое поведение. Дисциплинирующее
значение приобретают правила игры. Они обычно раскрывают и цель поведения во время
игры, и средства достижения этой цели. Сознательное подчинение правилам и принятым
сообща
условиям
игры
приучает
к самоконтролю ,
к
ответственному
отношению
к
принятым на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил,
ограничению своих личных стремлений к подчинению их условиям игры или взятых на
себя обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает
чувство долга и ответственность за совершаемые поступки, способствует формированию
навыков и привычек дисциплинированного поведения.
Военно-спортивные игры требуют от ребят большой выносливости. Участникам
игр приходится подчас совершать бег на скорость, в сочетании с прыжками, метанием,
переползанием.
Большое значение имеет военно-спортивная игра в деле воспитания у школьников
таких волевых качеств, как решительность и смелость . В играх педагогу, сравнительно
легко
создать
ситуацию,
требующую
от
ребят
решительных
и
смелых
действий.
Основными моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки,
требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их, во-
вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие;
в-третьих, наличие элементов опасности.
Мнение педагогов по поводу ценности военных игр для воспитания мальчиков
всегда было противоречивым. Так как большинство педагогов – женщины, в военных
играх они видят источник развития агрессивности и чаще относятся к ним отрицательно,
не замечая их героический характер, что больше всего привлекает мальчишек. Военно-
спортивные игры (в отличии от компьютерных военных игрушек) могут стать важным
средством
воспитания
основ
мужественности:
в
них
мальчишки
учатся
смелости,
выдержке,
умению
преодолевать
трудности.
При
умелом
руководстве
со
стороны
взрослого, в таких играх делается акцент на воспитании гуманных чувств: они защищают
Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи в т.ч. женщин и детей.
Хорошо зная содержание игр, умея организовать их, педагог, может предусмотреть
указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось
проявить решительность и смелость.
В 2013 г. начала работу над игровым проектом «Тропа к генералу».
По времени проект: длительный (рассчитанный на 4 года)
Участники проекта: ученики первых классов, педагоги и родители.
Проект представлен военно-спортивной игрой
Цель:
Формировать
патриотическое,
нравственное
сознание
у
детей
дошкольного
возраста.
Задачи:
1.
Развивать физические, волевые качества младших школьников;
2.
Дать знания о традициях и истории русского воинства, и особенностями службы
современной армии.
3.
Воспитывать чувство гордости
и уважения к нашим героическим предкам и
сегодняшним защитникам Отечества.
Разработка и проведение проекта включает в себя подготовительный, основной и
заключительный этап.
Подготовительный этап (2013-2014г.)
Задачи:
6.
Познакомиться с опытом и особенностями спортивно-патриотического
воспитания младших школьников, сложившимся в общеобразовательной
школе №45;
7.
Адаптировать разработанный
проект «Тропа к генералу» к условиям
работы с младшими школьниками, внести соответствующие дополнения;
8.
Определить содержание,
формы и методы патриотического воспитания
младших школьников через физическую культуру;
9.
Составить план мероприятий с детьми по данному проекту, разработать
военно-спортивные игры по соответствующей тематике.
Основной этап (2014 – 2016 г.)
Задачи:
1.
Апробировать разработанную военно-спортивную игру «Тропа к генералу»
на
практике
и
выявить
эффективность
предлагаемой
интегративной
методики.
2.
Разработать
военно-спортивные игры по соответствующей тематике на
следующий учебный год.
3.
Организовать совместную деятельности с педагогами, детьми и родителями.
Военно-спортивная игра «Тропа к генералу», проводится как внеклассная работа с
младшими
школьниками
во
внеурочное
время,
планируется
в
соответствии
с
календарными датами как развлечение и имеет единый игровой сюжет, посвященный
определенным историческим событиям,
Военно-спортивная
игра
«Тропа
к
генералу»
включает
в
себя
проведение
подвижных
игр:
«Пограничники»,
«Летчики»,
«Танкисты»,
«Снайпер»
и
др.;
дидактических
игр:
«Армейский
магазин»,
«Чей
предмет»
и
др.;
игр
с
элементами
ориентирования:
«Найди
знамя»,
«Доставь
секретное
донесение»,
«Найди
пакет»;
проведение
конкурсов:
«Меткий
стрелок»,
«Медицинская
помощь»,
«Полоса
препятствий». Тематика и выбор игр соответствует теме игры: «Партизанские тропы»,
«Бравые солдаты», «Мы богатыри», «Зарница».
Эффективные
формы
взаимосвязи
физического
и
патриотического
воспитания детей младшего школьного возраста
Успешному проведению военно-патриотической игры способствует комплексная
предварительная
работа,
которая
предполагает
тесное
сотрудничество
с
классными
руководителями и родителями детей.
Разнообразие форм, методов и приемов, используемых в проекте, способствовали,
не только физическому и патриотическому воспитанию, но и вовлекали детей в активную
познавательную деятельность.
Основные формы, методы и приемы по реализации проекта:
Тематические беседы с детьми, перед началом урока, продолжительность которых
не превышала 5 минут («Почему армия – родная?»,
Использование художественного слова (стихи, речёвки, пословицы, поговорки)
Игровая
деятельность:
подвижные
игры,
военно-патриотические,
игры
с
элементами ориентирования, с/р игра «Тропа к генералу»
Музыкальное
сопровождение
представляет
собой
репертуар
военно-
патриотических
песен.
Этого
рода
мелодии
помогают
детям
сосредоточиться,
подтянуться, четко выполнять движения в такт музыки.
Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных дню Победы, Дню
защитника Отечества.
Праздники
и развлечения ко Дню защитника Отечества «Верные защитники
Отчизны», с участием пап. Этот совместный праздник является не только активным
отдыхом,
но
и
имеет
воспитательное
значение,
способствует
повышению
авторитета отца в глазах своего ребенка. Праздник включает в себя разнообразные
виды физических упражнений, преимущественно на военную тематику в сочетании
с элементами драматизации, викторин, конкурсов, эстафет.
Выставки рисунков, просвещенные Дню защиты Отечества (следует показать
учащимся связь между родами войск и силами флота в современных боевых
действиях для достижения победы)
Заключительный этап (2016-2017г)
Проведение итоговой военно – спортивной игры «Зарница»;
Организация праздника совместно с папами и дедушками к Дню защитника
Отечества «Живи в веках моя Россия»
Подведение итогов, обобщение опыта.
Итогом
систематической
работы
по
завершению
проекта
запланировано
проведение военно-спортивной игры «Зарница».
Игра на местности «Зарница» проводится с целью отработки действий отрядов или
навыков по какой-либо специальности (разведчика, стрелка, связиста и др.). Так, для
разведчиков, изучающих различные способы наблюдения, маскировки и ориентирования
на
местности,
определения
расстояний
и
др.,
в
качестве
практических
занятий
рекомендуются
игры-упражнения
на
местности
«По
следу»,
«Наблюдатели»,
«Умей
маскироваться».
Во
время
отрядных
игр
на
местности
отрабатываются
действия
юнармейского отряда, проверяется его слаженность. Для этой цели используются игры
«Прорваться в тыл», «Бой за высоту», «Три отряда». В этих играх сравнительно легко
создаются такие ситуации, когда необходимо проявить свое мастерство и командиру, и его
заместителю
по
политической
работе
и
разведчикам,
и
связистам,
и
стрелкам,
и
санитарам. Успех в таких играх зависит от четкого взаимодействия всех юнармейцев.
Игры на местности в составе юнармейского батальона «Зарница» имеет задачу подвести
итог определенному периоду (осенний, зимний, весенний) в занятиях юнармейцев. В этих
играх проверяются полученные юнармейцами знаний и умения, слаженность батальона,
определяется лучший отряд в батальоне.
Практическая значимость организации работы над проектом состоит в том, чтобы:
результаты были направлены на совершенствование процесса взаимосвязи
физического и патриотического воспитания младших школьников;
в
разработке
мероприятий
по
патриотическому
воспитанию
младших
школьников
с
активным
включением
средств
и
методов
физической
культуры и спорта;
в предложении новых подходов патриотического воспитания учащихся в
процессе физического воспитания младших школьников.
№
Мероприятия
Сроки
Класс
План мероприятий на 2014-2015гг
План мероприятий на 2015-2016гг
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Класс
1 «Тяжело в учении - легко в бою» ( знакомство с
полководцами А.В. Суворов, М.И.Кутузов и др.)
декабрь
3-и классы
2 «Защитники Отечества»
февраль
3-и классы
3 «Партизанские тропы» (к 9 мая)
май
3-и классы
План мероприятий на 2016-2017гг
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Класс
1
«Армейские учения»
октябрь
4-е классы
2
«Зарница»
ноябрь
4-е классы
3
«Живи в веках моя Россия»
февраль
4-е классы
Заключение
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо
подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться не жалея средств. То, что мы
вложим
в
наших
ребят
сегодня,
завтра
даст
соответствующие
результаты.
Породим
лодырей, невежд и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство, свое
будущее.
Воспитаем
патриотов,
деловых
и
здоровых
людей
—
значит,
можно
быть
уверенным
в
развитии
и
становлении
стабильного
общества.
В
этом
заключается
государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.