Автор: Штанина Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №35
Населённый пункт: город Ульяновск,Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственные проблемы на уроках внеклассного чтения.
Раздел: среднее образование
Нравственные проблемы на уроках внеклассного чтения
Почему выбрала именно эту тему? Много лет работаю в школе и всё больше убеждаюсь в
том,как важно помочь ученикам воспитать в себе духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе, чтобы они жили по законам нравственности , чтобы
были чуткими и отзывчивыми. В этом прежде всего помогают уроки литературы ,
которые должны быть без формализма , с сильным эмоциональным воздействием и
,конечно, доверительными, построенными на уважении к личности каждого ученика.
Очень важно ,чтобы ребята стремились решать для себя такие вопросы:
Как стать необходимым людям?
В чём красота человеческой души?
Как обрести настоящего друга и самому стать настоящим другом?
Поняли, что нравственным самовоспитанием нужно заниматься сознательно,
последовательно и целенаправленно. Наша задача-помочь им идти по жизни , сознательно
отсекая зависть, злобу, лицемерие.
1.Работу начинаю с проведения анкеты.
а) Что такое идеал?
б) Есть ли у тебя идеал?
в) +и – твоего характера?
г) Какие качества характера хотел(а) бы воспитать в себе?
Хочу привести некоторые высказывания ребят:
«Я бы хотела быть доброй…»
«Во-первых ,я хочу управлять собой и не ссориться с родителями, хочу быть более
сдержанным и храбрым»
«Я хотела бы быть сама для кого-то идеалом»
«Я бы хотела бы хорошо учиться…»
2.Обсуждение анкет.
Пример великого писателя Л.Н.Толстого, его теория о нравственном
самоусовершенствовании.
«Чтобы жить честно, надо рваться ,путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать,
и вечно бороться и лишаться. А спокойствие –душевная подлость»,-говорил писатель.
Верность этим принципам вела писателя сквозь все перепитии его долгой жизни. Всегда в
дороге и в борьбе, в напряжении всех сил ума и сердца – это и есть Толстой.
В своих дневниках он излагает правила жизни ,которым ,по его мнению, необходимо
следовать:
1)Что назначено непременно исполнить, то исполняй ,несмотря ни на что.
2)Что исполняешь, исполняй хорошо.
3)Никогда не справляйся в книге, ежели чего-нибудь забудешь, старайся сам вспомнить.
4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою.
3.Обсуждение списка литературы:
-Г. Троепольский . Белый Бим Чёрное ухо.
-А.Алексин. Сигнальщики и горнисты.
-Желязников.Чучело.
-В.Мухина -Петринская .Корабли Санди.
-Р.Фраерман .Дикая собака Динго.
-А.Гавальда.35 кило надежды.
Вы можете не согласиться с выбором книг. Да, изданы они давно, но они не утратили
своей ценности и в наше время. Герои повести «Корабли Санди»-романтики и мечтатели,
энергичные и деятельные ,бескомпромиссные и кристально честные. Их мечта-это их
дело. А мы с ребятами поставили цель- приблизиться к идеалу , а романтика-это героика,
подъём ,близость к идеалу в самой жизни .Ну как не прочитать повесть и не
познакомиться с Леной Бессольцевой, с этим чудным человеком, как называл её дедушка.
Подробнее хочу остановиться на обсуждении повести Р.Фраермана «Дикая собака динго
,или повесть о первой любви»
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о книге Р.Фраермана, человека необычайной скромности
и редкой душевности , который имел очень много друзей. Генеральная тема повестей
Фраермана-пробуждение народа, мысли. любви ,природы .Место действия одно -Дальний
Восток. Его герои неотделимы от края ,где они живут, от тайги и океана, от мирных
рассветов и горных буранов .Позиция художника неизменна- её можно выразить словами
одного из героев: «Я хочу, чтобы все люди были счастливы. Разве нельзя этого сделать?»
-Как бы вы ответили на этот вопрос? Легко ли это сделать?
(Трудны поиски дороги к счастью, каждый пробирается к ней своими тропинками-и
целые народы,и всякий человек, будь ему 14 лет или 36 лет.
Ответ на этот вопрос дать очень сложно и трудно. В процессе нашего разговора о книге
«Дикая собака диного» ,может быть , найдём ответ вместе?
-О чём эта повесть?
(О первой любви, о благородстве ,о высокой нравственности в решении сложных
отношений любви и долга, о контроле воли и разума над непосредственностью чувства.)
-Чтение стихотворения Р.Рождественского «Начало»
(Первая любовь почти у всех бывает трудной и мучительной. Но ведь на то она и
первая…Мв сегодня обратимся к очень поэтичной повести, негромкой, углублённый в
душевный мир героев.)
-Можно ли её пересказать?(нужно только читать, быть наедине с книгой)
(Вечер-час прощания. С него начинается повесть . Последний вечер 15-летней Тани в
пионерском лагере. И закат её детства. Девочка ловила форель.(Чтение начала)
-В самом деле, зачем ей дикая собака динго? Чем привлекает вас Таня?
-Как называет её няня?
(«думная» девочка)
-Почему «думная»? (мимо её сознания ничего не проходит)
Проследим , как раскрывается глубокая натура этой девочки ,душевно чуткая и щедрая ,
как происходит её взросление.
-Кто друзья Тани?
-Как относится Филька к Тане?
-Где и когда проявляется его забота?(осторожная, глубокая , иногда по-детски наивная,
иногда по –взрослому тонкая забота о самом дорогом ему человеке)
-Любит ли он Таню или только дружит с ней?
Об этом в повести ни слова. Но его чувство серьёзнее, чем школьная дружба, оно
поглощает его всего , составляет содержание его душевной жизни. Может быть, это
чувство не названо ,потому что ему нет названия? Неосознанная любовь? Предчувствие
любви?
-Какую драму переживает Таня? Как она относится к отцу?
В ожидании отца сердце её не знает, «умереть от обиды или стучать ещё сильнее».Так
почти до конца повести и борются в ней два чувства: обида на отца , оставившего семью,
и тоска по его любви , по любви к нему.
-Другой человек , которого нельзя обойти молчанием, -это Коля .Как она относится к
этому мальчику?
Таня думает, что он отнял у неё любовь отца, и ревнует. Ей кажется ,что она ненавидит
Колю. Каждое слово, каждый поступок мальчика вызывает её оскорбительный и
несправедливый отпор.
А мы уже достаточно познакомились с Таней и знаем , что её натуре несвойственны
грубость и несправедливость. Недоумевают отец, справедливый Филька, товарищи по
школе, учительница. Старается не выдавать своей растерянности Коля.
-Но есть и другая причина такого отношения? Какая?
Движения чувств не подчинены законам физики .Сила отталкивания от полюса может
определяться силой притяжения к тому же полюсу. Таня предчувствует опасность: Коля
-привлекает её.
-Рыбалка.
-Ёлка у Тани. Подарок Коли -золотая рыбка. Как Таня отнеслась к подарку?
Внешне спокойный фон, праздник. На этом фоне тревожно мечется Таня, предчувствуя
любовь, слёзы на глазах Фильки -он предчувствует потерю Тани, и Коля с потемневшими
после нового оскорбления глазами. Ему тревожно и тоже нелегко. Вечер заканчивается
примиренно. Таня решает больше не думать о Коле.
-Утро. Только о нём и думает. Впервые –с нежностью.
-Сцена на катке.
Если бы эта книга кончилась после эпизода «Буран», это была бы действительно только
повесть о первой любви. Но самый серьёзный внутренний конфликт ещё впереди. Какой?
-Разговор с матерью.
Драматический разговор с матерью ,который стал толчком к формированию характера
Тани, её воли и жизненных взглядов , уже не детских ,а юношеских , бескомпромиссных и
чистых. Когда близок расцвет её любви ,ей открылась другая –долгая, без будущего –
любовь матери.(«Никто не виноват»)
-Последний рассвет. Последние слова повести. Кончилось детство…
Как всё печально…Не расцвела первая любовь: Таня прощается с Колей. Теряет Филька
друга . Прощается Таня с отцом. Теряет отец Таню, ради которой приехал в этот город.
Всё драматично, но сила искусства совершила чудо: повесть светла и прозрачна .Лёгкое
чувство грусти испытываешь, дочитав её. Взрослость-способность думать не только о
себе .а о других.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Самая большая моя мечта» или
«Нравится ли мне мой характер»