Напоминание

Нравственные проблемы на уроках внеклассного чтения.


Автор: Штанина Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №35
Населённый пункт: город Ульяновск,Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственные проблемы на уроках внеклассного чтения.
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственные проблемы на уроках внеклассного чтения

Почему выбрала именно эту тему? Много лет работаю в школе и всё больше убеждаюсь в

том,как важно помочь ученикам воспитать в себе духовные и душевные качества,

необходимые человеку в обществе, чтобы они жили по законам нравственности , чтобы

были чуткими и отзывчивыми. В этом прежде всего помогают уроки литературы ,

которые должны быть без формализма , с сильным эмоциональным воздействием и

,конечно, доверительными, построенными на уважении к личности каждого ученика.

Очень важно ,чтобы ребята стремились решать для себя такие вопросы:

Как стать необходимым людям?

В чём красота человеческой души?

Как обрести настоящего друга и самому стать настоящим другом?

Поняли, что нравственным самовоспитанием нужно заниматься сознательно,

последовательно и целенаправленно. Наша задача-помочь им идти по жизни , сознательно

отсекая зависть, злобу, лицемерие.

1.Работу начинаю с проведения анкеты.

а) Что такое идеал?

б) Есть ли у тебя идеал?

в) +и – твоего характера?

г) Какие качества характера хотел(а) бы воспитать в себе?

Хочу привести некоторые высказывания ребят:

«Я бы хотела быть доброй…»

«Во-первых ,я хочу управлять собой и не ссориться с родителями, хочу быть более

сдержанным и храбрым»

«Я хотела бы быть сама для кого-то идеалом»

«Я бы хотела бы хорошо учиться…»

2.Обсуждение анкет.

Пример великого писателя Л.Н.Толстого, его теория о нравственном

самоусовершенствовании.

«Чтобы жить честно, надо рваться ,путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться. А спокойствие –душевная подлость»,-говорил писатель.

Верность этим принципам вела писателя сквозь все перепитии его долгой жизни. Всегда в

дороге и в борьбе, в напряжении всех сил ума и сердца – это и есть Толстой.

В своих дневниках он излагает правила жизни ,которым ,по его мнению, необходимо

следовать:

1)Что назначено непременно исполнить, то исполняй ,несмотря ни на что.

2)Что исполняешь, исполняй хорошо.

3)Никогда не справляйся в книге, ежели чего-нибудь забудешь, старайся сам вспомнить.

4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою.

3.Обсуждение списка литературы:

-Г. Троепольский . Белый Бим Чёрное ухо.

-А.Алексин. Сигнальщики и горнисты.

-Желязников.Чучело.

-В.Мухина -Петринская .Корабли Санди.

-Р.Фраерман .Дикая собака Динго.

-А.Гавальда.35 кило надежды.

Вы можете не согласиться с выбором книг. Да, изданы они давно, но они не утратили

своей ценности и в наше время. Герои повести «Корабли Санди»-романтики и мечтатели,

энергичные и деятельные ,бескомпромиссные и кристально честные. Их мечта-это их

дело. А мы с ребятами поставили цель- приблизиться к идеалу , а романтика-это героика,

подъём ,близость к идеалу в самой жизни .Ну как не прочитать повесть и не

познакомиться с Леной Бессольцевой, с этим чудным человеком, как называл её дедушка.

Подробнее хочу остановиться на обсуждении повести Р.Фраермана «Дикая собака динго

,или повесть о первой любви»

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о книге Р.Фраермана, человека необычайной скромности

и редкой душевности , который имел очень много друзей. Генеральная тема повестей

Фраермана-пробуждение народа, мысли. любви ,природы .Место действия одно -Дальний

Восток. Его герои неотделимы от края ,где они живут, от тайги и океана, от мирных

рассветов и горных буранов .Позиция художника неизменна- её можно выразить словами

одного из героев: «Я хочу, чтобы все люди были счастливы. Разве нельзя этого сделать?»

-Как бы вы ответили на этот вопрос? Легко ли это сделать?

(Трудны поиски дороги к счастью, каждый пробирается к ней своими тропинками-и

целые народы,и всякий человек, будь ему 14 лет или 36 лет.

Ответ на этот вопрос дать очень сложно и трудно. В процессе нашего разговора о книге

«Дикая собака диного» ,может быть , найдём ответ вместе?

-О чём эта повесть?

(О первой любви, о благородстве ,о высокой нравственности в решении сложных

отношений любви и долга, о контроле воли и разума над непосредственностью чувства.)

-Чтение стихотворения Р.Рождественского «Начало»

(Первая любовь почти у всех бывает трудной и мучительной. Но ведь на то она и

первая…Мв сегодня обратимся к очень поэтичной повести, негромкой, углублённый в

душевный мир героев.)

-Можно ли её пересказать?(нужно только читать, быть наедине с книгой)

(Вечер-час прощания. С него начинается повесть . Последний вечер 15-летней Тани в

пионерском лагере. И закат её детства. Девочка ловила форель.(Чтение начала)

-В самом деле, зачем ей дикая собака динго? Чем привлекает вас Таня?

-Как называет её няня?

(«думная» девочка)

-Почему «думная»? (мимо её сознания ничего не проходит)

Проследим , как раскрывается глубокая натура этой девочки ,душевно чуткая и щедрая ,

как происходит её взросление.

-Кто друзья Тани?

-Как относится Филька к Тане?

-Где и когда проявляется его забота?(осторожная, глубокая , иногда по-детски наивная,

иногда по –взрослому тонкая забота о самом дорогом ему человеке)

-Любит ли он Таню или только дружит с ней?

Об этом в повести ни слова. Но его чувство серьёзнее, чем школьная дружба, оно

поглощает его всего , составляет содержание его душевной жизни. Может быть, это

чувство не названо ,потому что ему нет названия? Неосознанная любовь? Предчувствие

любви?

-Какую драму переживает Таня? Как она относится к отцу?

В ожидании отца сердце её не знает, «умереть от обиды или стучать ещё сильнее».Так

почти до конца повести и борются в ней два чувства: обида на отца , оставившего семью,

и тоска по его любви , по любви к нему.

-Другой человек , которого нельзя обойти молчанием, -это Коля .Как она относится к

этому мальчику?

Таня думает, что он отнял у неё любовь отца, и ревнует. Ей кажется ,что она ненавидит

Колю. Каждое слово, каждый поступок мальчика вызывает её оскорбительный и

несправедливый отпор.

А мы уже достаточно познакомились с Таней и знаем , что её натуре несвойственны

грубость и несправедливость. Недоумевают отец, справедливый Филька, товарищи по

школе, учительница. Старается не выдавать своей растерянности Коля.

-Но есть и другая причина такого отношения? Какая?

Движения чувств не подчинены законам физики .Сила отталкивания от полюса может

определяться силой притяжения к тому же полюсу. Таня предчувствует опасность: Коля

-привлекает её.

-Рыбалка.

-Ёлка у Тани. Подарок Коли -золотая рыбка. Как Таня отнеслась к подарку?

Внешне спокойный фон, праздник. На этом фоне тревожно мечется Таня, предчувствуя

любовь, слёзы на глазах Фильки -он предчувствует потерю Тани, и Коля с потемневшими

после нового оскорбления глазами. Ему тревожно и тоже нелегко. Вечер заканчивается

примиренно. Таня решает больше не думать о Коле.

-Утро. Только о нём и думает. Впервые –с нежностью.

-Сцена на катке.

Если бы эта книга кончилась после эпизода «Буран», это была бы действительно только

повесть о первой любви. Но самый серьёзный внутренний конфликт ещё впереди. Какой?

-Разговор с матерью.

Драматический разговор с матерью ,который стал толчком к формированию характера

Тани, её воли и жизненных взглядов , уже не детских ,а юношеских , бескомпромиссных и

чистых. Когда близок расцвет её любви ,ей открылась другая –долгая, без будущего –

любовь матери.(«Никто не виноват»)

-Последний рассвет. Последние слова повести. Кончилось детство…

Как всё печально…Не расцвела первая любовь: Таня прощается с Колей. Теряет Филька

друга . Прощается Таня с отцом. Теряет отец Таню, ради которой приехал в этот город.

Всё драматично, но сила искусства совершила чудо: повесть светла и прозрачна .Лёгкое

чувство грусти испытываешь, дочитав её. Взрослость-способность думать не только о

себе .а о других.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Самая большая моя мечта» или

«Нравится ли мне мой характер»



В раздел образования