Автор: Ивлева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Солнышко" с. Ариничево"
Населённый пункт: Кемеровская область, Ленинск - Кузнецкий район с. Ариничево
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Игровые технологии как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Игровые технологии как средство
развития речи дошкольников»
Ивлева Светлана Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1
«Солнышко» с.Ариничево».
Ленинск-Кузнецкий район
«Именно в игре ребенок свободно
владеет речью, говорит то,
что думает, а не то, что надо.
В игре нет правильных образцов,
ничто не сковывает ребенка.
Не поучать и, обучать, а играть с ним,
фантазировать, сочинять, придумывать –
вот, что необходимо ребенку»
(Джани Родари)
Актуальность проблемы.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в
прошлое
фильмоскопы.
На
смену
пришли
телевизоры,
компьютеры,
планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с телефона или
диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы
детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации
тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция,
к
сожалению,
постоянно
растет.
Увеличивается
количество
детей
с
нарушениями речи, с задержкой речевого развития.[2, с.9] А речь, как мы
знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в
целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний
день
особенно
актуальна,
т.к.
процент
дошкольников
с
различными
речевыми
нарушениями
остается
стабильно
высоким.
Дети
испытывают
трудности
в
звукопроизношении,
в
овладении
лексико-
грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют
строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало
прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Цель: Выявить возможности игровых технологий в развитии речи
дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речи у детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования: условия для эффективного формирования речи у
детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование речи дошкольников будет осуществляться более
успешно если:
1. Будет создана развивающая предметно – пространственная
образовательная среда.
2. Реализация игр и упражнений, направленных на развитие всех сторон речи
каждого
ребёнка
(звукопроизношение,
словарный
запас,
грамматический
строй, связная речь).
3. В образовательный процесс будут вовлечены родители воспитанников.
Научная новизна определяется тем, что процесс формирования у детей
навыков
речевого
развития
через
игровые
технологии
рассматривается
в
контексте внедрения ФГОС, а именно – как результат интеграции социально
– коммуникативного и познавательного развития.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определенны
следующие задачи:
- изучить технологии развития речи с помощью игры;
- продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;
- развитие связной речи;
- воспитание звуковой культуре речи;
-
развивать
у
детей
социальные
навыки:
общительность,
дружелюбие,
стремление делиться впечатлениями.
Тип
проекта:
практико-ориентированный,
долгосрочный,
открытый,
коллективный.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Участники
проекта:
педагоги,
родители, дети старшего дошкольного
возраста.
1. Поисково-теоретический этап.
Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и
речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике
как
узел,
в
котором
сходятся
различные
линии
психического
развития:
мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей
дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и
др.
С.Л.
Рубинштейн
пишет:
«Речь
–
это
деятельность
общения
-
выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма
существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством
общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или
форма осуществления мышления. [10, с.6]
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического
процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую
коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко
выступают в игре и через игру.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны,
р е ч ь развивается и
активизируется
в
игре,
а
с
другой
стороны
сама
игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным
образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли,
преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
2. Опытно – экспериментальный этап.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней
его жизни.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее
человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество
информации,
в
частности
такую,
которая
несет
большую
смысловую
нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью
органов чувств. В целях развития речи детей среднего дошкольного возраста
использовались игры и занятия, которые включают:
- потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки
звукоподражательные и др.;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
-
рассматривание
и
обсуждение
иллюстраций
к
произведениям
детской
литературы;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики. (Приложение 2).
Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей.
Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается
детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными
повторами
слов.
Важно,
что
в
ходе,
таких
игр
легко
устанавливается
эмоциональный
контакт
взрослого
с
ребенком.
По
мере
овладения
он
начинает самостоятельно играть в эти игры.
В звукоподражательных играх развивается фонетический слух,
интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с
сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию
диалогов,
обогащению
словарного
запаса,
интонационного
и
грамматического
строя
речи.
Чрезвычайно
полезно
для
развития
речи
совместное
чтение
книг,
рассматривание
иллюстраций.
Особое
место
в
работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и
сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают
персонажей,
охотно
называют
их,
вспоминают,
что
знали
раньше.
Привлекательность
для
детей
занятий
с
картинками
связана
с
их
наглядностью,
сочетающейся
со
словом.
Каждая
картинка
изображает
реальные
предметы
и
явления,
имеющие
определенные
словесные
обозначения и названия.
В педагогическом процессе
использовались тематические наборы
картинок
(посуда,
одежда,
овощи,
фрукты);
сюжетные
картинки
с
изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках). Дети
не только называли изображенные на картинках предметы и действия, но и
подбирали их по словесной инструкции, развернуто начинали отвечать на
вопросы. Картинки
играют важную роль в формирование способности
оперировать
образами,
вызванными
словом.
Особое
место
в
играх,
направленных
на
развитие
речи,
занимают
игры
на
развитие
мелкой
моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые
ритмической, несложной речью.
3. Заключительно – обобщающий этап.
По результатам констатирующего эксперимента (Приложение 6) сделали
вывод, что формирование речевого развития у детей находился в основном на
низком и среднем
уровне, что подтвердило необходимость исследования
выдвинутой
проблемы.
С
этой
целью
был
проведён
формирующий
эксперимент, (Приложение 6)
который заключался в разработке игровых
технологий, направленных на речевое развитие детей дошкольного возраста и
апробирование его в работе.
Данные диагностики подтверждают выдвинутую нами ранее гипотезу,
согласно которой, процесс формирования у детей навыков развития речи
через
игровые
технологии
происходит
более
успешно,
если
созданы
соответствующие условия.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы
добьетесь
успехов
в
достижении
цели.
А
наша
цель
–
это
воспитание
грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
Список литературы
1.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 3 - 5 лет. –
М., 2007.
2.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет:
Кн.
для
воспитателя
дет.
сада
/
Под
ред.
Л.
А.
Венгера.
-
М.:
Просвещение, 1988. - 144 с.
3.
Л.В.
Обучение
творческому
рассказыванию
детей
дошкольного
возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991, – С. 3.
4.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. -
352 с.
5.
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
6.
Леонтьев
А.Н.,
Запорожец
А.В.
Вопросы
психологии
ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
7.
Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
8.
Новосёлова
С.
//Дошкольное
воспитание.
1997.
№3,
с.84.
О
новой
классификации детских игр.
9.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.
Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников:
методические
рекомендации
/
И.
С.
Сергеева,
Ф.
С.
Гайнуллова.
-
М.:
КНОРУС, 2016. - 112 c.
10.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер,
2002 г
11.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами
Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ,
2014.-40 с.
12.
Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. –
М., 2008. - 96с.
Приложение 1.
Мероприятия.
Формы и методы.
1
.
И с с л е д о в а н и е
проблем
формирования речевого развития у
детей.
Наблюдения, беседы, интервью,
целевые прогулки, экскурсии; чтение
художественных произведений,
сказок;
- общая беседа;
- рассказывание без опоры на
наглядный материал.
2. Введение родителей в проблему и
привлечение к сотрудничеству.
Анкеты, беседы, "круглый стол".
3.Информационно-просветительская
работа с родителями.
Те сты,
наблюдения
за
в с е м и
субъект ами
о б р а з о в ат е л ь н о го
процесса,
беседы,
обсуждения
педагогических ситуаций.
4. Изучение педагогами литературы
о проблеме формирования речевого
развития
у
детей
путем
игровых
технологий.
Приложение 2.
План работы.
Месяц
Виды и формы работы
Ответственный
с родителями
с детьми
Сентябрь
Анкетирование «О
развитии речи вашего
ребенка»; Памятка для
родителей «Роль семьи в
преодолении речевых
нарушений у детей»;
Семинар - практикум
«Игры со звуками»;
«Развитие
фонематического слуха у
детей».
Дыхательная гимнастика
«Ветер».
Пальчиковая гимнастика
«Дружные пальчики».
Беседа о детском саде.
Дидактическая игра
«Съедобное – несъедобное»,
Сюжетно - ролевая игра
«Подбери одежду по сезону».
Воспитатель
Октябрь
День открытых дверей
Посещение родителями
занятий;
Оформление стенда
«Скорая родительская
помощь»
«Самомассаж и массаж
рук»,
Оформление папки-
передвижки
«Правильное дыхание –
правильная речь».
Дыхательная гимнастика
«Воздушный шар».
Пальчиковая гимнастика
«Грибы».
Беседа «Мой режим дня в
саду».
Сюжетно - ролевые игры
«Поликлиника»,
«В кабинете врача».
Чтение худ. Произведения
К.Чуковского «Федорено
горе».
Чтение стихотворения
И. Бунина «Листопад»
Дидактическая игра
«Перенеси полезные
продукты»,
Воспитатель
Муз.руководитель
Ноябрь
Родительское
собрание
«Движение
и
р еч ь » ;
Выставка игр и пособий
по
развитию
мелкой
моторики
«Развиваем
м е л ку ю
м о т о р и к у » ;
Памятка
для
родителей
« И г р ы
с
м я ч о м » ;
Семинар-практикум
«Как з а н и м а т ь с я
с
р е б е н к о м
д о м а » .
(Приложение 3)
Дыхательная гимнастика
«Ёжик».
Пальчиковая гимнастика
«Месим тесто».
Беседа «Как ты можешь
закаляться».
Дидактические игры
«Подбери пару»,
«Собери предметы по
частям».
Чтение худ. произведения
Русская народная сказка
«Зимовье зверей»;
«Интервью» - придумай и
задай вопрос каждому герою
Воспитатель
Месяц
Виды и формы работы
Ответственный
с родителями
с детьми
из русской народной сказки
«Зимовье».
Декабрь
Выставка
совместных
детско-родительских
т в о р ч е с к и х
р а б о т
«Новогодний вернисаж»;
Совместный
праздник
«В
гостях
у
сказки»;
консультация
«О
пользе
рисования и не только».
Дыхательная гимнастика
«Мыльные пузыри».
Пальчиковая гимнастика
«Фруктовая ладошка».
Беседа: «Мамины
помощники».
Дидактическая игра «Закончи
предложение»;
Новогодний квест.
Новогодний праздник «В
гостях у сказки».
Воспитатель
Январь
Родительское
собрание
«Познавательно-
поисковая
деятельность
– эффективное средство
р а з в и т и я
р е ч и » ;
Консультация
«Развиваем
внимание
и
мышление».
Дыхательная гимнастика
«Насос».
Пальчиковая гимнастика
«Пять воробьев».
Сюжетно - ролевые игры
«Больница», «Аптека».
Дидактическая игра
«Занимательные кубики».
Воспитатель
Февраль
Мастер-класс
«Игровые
технологии как средство
р а з в и т и я
р е ч и
дошкольников»;
О т к р ы т о е
з а н я т и е
«Путешествие
в
Страну
к р а с и в о й
р е ч и » .
(Приложение 4)
Дыхательное упражнение
«Трубач».
Пальчиковая гимнастика
«Прогулка».
Дидактическая игра «Части
тела», «Органы чувств».
Показ сказки «Теремок».
Педагоги ОО
Муз.руководитель
март
Театрализованный
праздник «Мамы разные
важны»;
Литературная
г о с т и н а я
« К о н к у р с
чтецов»;
консультация
« Р а з в и в а е м
р е ч ь
с
помощью скороговорок».
Дыхательная гимнастика
«Веселая пчелка».
Пальчиковая гимнастика
«Машины».
Чтение худ. произведения К.И.
Чуковского «Айболит»
Дидактическая игра: «Письмо
заболевшему товарищу».
Вечер загадок.
Игра с мячом «Один - много».
Воспитатель
Муз.руководитель
апрель
Совместное мероприятие
с
родителями
«Д ень
с м е х а
и
п о т е х и » ;
Консультация «Если ваш
Дыхательная гимнастика
«Лягушонок».
Пальчиковая гимнастика
«Гонки».
Воспитатель
Муз.руководитель
Месяц
Виды и формы работы
Ответственный
с родителями
с детьми
ребенок сквернословит»;
Памятка
для
родителей
« В е с е л ы е
с л о в а » ,
«Весенние слова».
Беседа «Загрязнение
окружающей среды».
Сюжетно - ролевые игры
«Семья», «Больница».
Чтение худож. литературы:
М. Горький " Про Иванушку -
дурачка"; М. Зощенко «Умная
птичка».
Показ сказки «Репка».
май
Родительское
собрание
«Чему
мы
научились»;
Памятка
для
родителей
«Работа
по
развитию
речи
в
летний
период»
Презентация
«Всё,
всё,
в с ё
п р о
н а с » ;
Совместное мероприятие
«Праздник
правильной
речи». (Приложение 4)
Дыхательная гимнастика
«Послушаем свое дыхание».
Пальчиковая гимнастика
«Насекомые».
Дидактическая игра «Доскажи
словечко».
Чтение худож. литературы:
С. Михалков «Дядя Стёпа»;
Д. Самойлов «У слонёнка
день рождение».
Квест «В поисках сюрприза»
(Приложение 5)
Воспитатель
Муз.руководитель
Приложение 3.
Семинар-практикум для родителей
«Как заниматься с детьми дома»
Задачи:
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в
домашних условиях.
2. Познакомить с правилами организации артикуляционной и дыхательной
гимнастики дома.
3.
Обучить
практическому
использованию
разнообразных
упражнений
артикуляционной, дыхательной гимнастики.
Ожидаемые результаты: родители познакомились с комплексами основных
артикуляционных и дыхательных игр и упражнений, с игровыми приемам
развития подвижности и координации органов артикуляции.
Информационно-техническое обеспечение:
презентация «Артикуляционная гимнастика»,
Материалы
и
оборудование:
зерка ла,
по собия
по
р а з в и т и ю
артикуляционного аппарата, речевого дыхания, памятка «Рекомендации по
проведению
упражнений
артикуляционной
гимнастики»,
логопедические
альбомы, тетради, книги.
Логика проведения:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть на нашем необычном
семинаре
.
Сейчас я расскажу о том, как можно научить детей правильно и
красиво говорить.
Звуки
речи
образуются
в
результате
сложного
комплекса
движений
артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности
и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков - фонем и коррекции звукопроизношения любого происхождения; она
включает
упражнения
для
тренировки
подвижно сти
о р г а н о в
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,
мягкого неба.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Эффективность
коррекционно-развивающей
работы
зависит
от
совместной
деятельности
логопеда
и родителей.
Это
спо собствует
скорейшему
преодолению
речевых
нарушений
у
детей,
и
позволяет
вам
отследить положительную динамику развития речи своих детей.
Логопедическое домашнее задание
—
индивидуальная
форма
учебной
деятельности дошкольника.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.
Проводить
артикуляционную
гимнастику
нужно
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
навыки
закреплялись.
Лучше
выполнять
упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении) .
4.
Артикуляционную
гимнастику
выполняют
сидя,
так
как
в
таком
положении
у
ребенка
прямая
спина,
тело
не
напряжено,
руки
и
ноги
находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы
самостоятельно
контролировать
правильность
выполнения
упражнений.
Поэтому
ребенок
и
взрослый
во
время
проведения
артикуляционной гимнастики, могут находиться перед настенным зеркалом.
Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка
лицом к нему) .
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений,
вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может
ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;
различает ли он правую и левую руки.
2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3. Покажите правильное выполнение упражнения.
4.
Предложите
ребенку
повторить
упражнение,
проконтролируйте
его
выполнение.
5.
Следите
за
качеством
выполняемых
ребенком движений:
точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного
движения к другому.
Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это
делают ваши дети.
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень
интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у
Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был
закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика
есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает зубы). Как называется эта
дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно
открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать
свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и
предлагаем
ребенку
сделать
то
же
самое,
а
затем
и
вторая.
И
Язычок
высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался -
холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька,
где он спит. (Обращаем внимание на то, как спокойно лежит язык). Пока не
будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем
первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так
прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание, что
потолок — это небо). Просим погладить небо языком. На следующий день
Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были
открыты,
Язычок
выглянул,
посмотрел
влево,
вправо,
вверх,
вниз
и
почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась
одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся
сказка о Веселом Язычке.
А теперь, уважаемые родители, предлагаю выполнить артикуляционные
упражнения.
Далее
рассказываю
о
правильном
выполнении
артикуляционных
упражнений,
демонстрируя
соответствующую
картинку,
и
зачитываю
четверостишье. Родители выполняют упражнения.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание:
Рот
широко
раскрыть.
Язык
медленно
горизонтально
передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно
менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней
губе.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
На выполнение артикуляционной гимнастики вы потратите в день всего
несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика
органов артикуляции ребенка будет лучше, мышцы крепче и соответственно
произношение звуков на более высоком уровне. Чем лучше развита моторика,
тем быстрее протекает процесс постановки звуков.
Выполняя артикуляционную гимнастику, вы увидите, что сначала при
выполнении детьми упражнений
у
них
наблюдается
напряженность
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезнет, движения станут более координированными.
Не надо говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может
привести
к
отказу,
выполнять
движение.
Лучше
показать
ребенку
его
сформированные умения, подбодрить.
Дыхательные упражнения.
Игры
с
ватными
шариками
и
бутылочками,
свечками
и
другими
предметами.
“Надуй шарик”
Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы
положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за
движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох
через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить
брюшной пресс.
(Повторить 3-5 раз)
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Уважаемые родители!
На
этом
наша
практическая
часть
закончена.
Помните о том, что выполняя гимнастику важно поддержать положительный
эмоциональный настрой у ребенка, для этого вы можете проявить свою
фантазию обратить гимнастику в сказку.
Приложение 4.
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Развивать и
совершенствовать
устную
речь
каждого
ребёнка
(произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
Материалы
и
оборудование:
солнышко,
лучики,
мольберт,
мячь,
колокольчик, удочки, рыбки, река, камушки, клей, листочки.
Словарная работа: улыба, фарфоровая, журчит.
Индивидуальная работа
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город
Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются.
Хотите
узнать,
как?
Тогда
в
путь.
Так
как
город
необычный,
то
и
в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
- А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то
мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак,
отправляемся
в
город Красивой
речи. (Включается
сказочная
музыка)
Закройте,
пожалуйста,
глаза.
Представьте
себе,
что
мы
летим
на
воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля,
которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего
воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах –
з а м о к .
Д а ва й т е ,
е го откроем.
А
п о м о ж е т
н а м
п а л ь ч и к о в а я
гимнастика «Замок» Дети
встают
в
круг
и
выполняют
пальчиковую
гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали
(на
этом
слове
ритмично
постукиваете
друг
об
друга
основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от
себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не
отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие
любимые
наши
ребята,
помогите
нам!
Злые
волшебники
заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш город!
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а - лучики разбросали в разные
стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель
зачитывает
задания,
записанные
на
лучиках
и
выполнив
задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1 задание.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с
изображением животных)
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово,
а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка
2 задание
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с
изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
3 задание.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с
изображением гаража с транспортом)
«Что лишнее?»
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка
-машина, мотоцикл, кузнечик,
- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Воспитатель: ребята вы наверное немного устали, отдохнём.
Физминутка «На лугу».
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались.
Ходьба на месте.
Встанем, глубоко вздохнем,
Движения по тексту.
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед,
Махи руками в стороны, вперед. А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Приседания.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
Хлопки в ладоши.
И ногами топаем!
Топанье ног.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Ходьба на месте.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к речке)
Ребята, скажите что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется,
шипит и т. д.
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с
камешками,
покатайте
их
в
ладонях. (Через
минуту
собирает
камешки.) Вернем
камешки
реке
и
скажем
ей
за
игру «спасибо» (Звучит
аудиозапись «Звуки реки») ,
-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о
драке.
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
4 задание
Ах,
дети,
дети,
у
жителей
города
случилась
беда
–рыбок
из
речки
выбросил и заколдовал злой волшебник. Без вашей помощи им не обойтись.
Чтобы рыбы попали в реку, их нужно поймать и назвать.
Ребята ловят удочками рыбок лежащих на берегу реки, называют рыбку и
отпускают в реку. Дети называют их хором или индивидуально.
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но
любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало
стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
5 задание.
Волшебный колокольчик, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. Звенит колокольчиком и подходит к картинке с
изображением магазина)
«Назови признаки»
-
В стране
Красивой
речи живут
удивительные
слова,
которые
могут
называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
6 задание
Волшебный колокольчик, помоги
Нам дорогу укажи. (Звенит колокольчиком и подходит к изображению
деревьев)
В:- что мы видим?
Д:- дерево
В: А на дереве, посмотрите чего нет? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Чтобы дереву помочь
нужно поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: ребята посмотрите на блюдце появились листочки их мы
прикрепим к нашему дереву. Дерево –ожило. Ребята слышите дерево говорит
вам спасибо.
Дидактическая игра «выдели звук»
-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.
-А
сейчас
приготовьте
ваши
ушки,
внимательно
слушайте
слова,
определите, какой звук повторяется во всех словах?
рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое
оно? .
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки,
пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.
Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали
все.
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное
спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим
на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим
журчание
реки,
чувствуем
запах
свежего
воздуха
после
дождя.
Звучит
музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
-Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
Приложение 5.
Квест «В поисках сюрприза».
Цель: Закрепление полученных ранее знаний.
Задачи:
1. Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря
погружению в различные игровые ситуации, опираясь на предыдущий опыт.
2. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
или коллективно.
3.
Создать
условия
для
развития
внимания,
памяти,
воображения,
двигательной активности.
4. Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого
ребенка.
Виды
детской
деятельности:
игровая,
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками,
познавательно-
исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методические приемы:
Мотивационно-побудительный этап:
Игровая мотивация (проблемная ситуация)
Организационно-поисковый этап:
Познавательная и практическая мотивация
Наглядный метод (показ образца, демонстрация)
Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом,
работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы,
индивидуальные ответы)
Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.
Используемые
технологии:
здоровьесберегающие,
игровые (квест-
технология).
Словарная работа:
Обогащать
словарный
запас
детей.
Проговаривать
уже
знакомые
понятия (магнит - притягивает, сторона геометрической фигуры, углы)
Материал
и
оборудование:
сундук,
схема,
магниты,
поля-клумбы,
чудесный мешочек, скрепки, письма с заданиями, цветы, ключи, сюрприз-
игра.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости.
Дети, поздоровайтесь с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята вы же знаете, что у нас в группе живет групповенок
Кузя, он следит за порядком в группе, но иногда он любит пошалить. Так вот
сегодня я приготовила для вас сюрприз, а Кузя его спрятал где-то в группе и
оставил нам послание. Хотите я вам его прочту:
" Здравствуйте ребята, я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и
легко справитесь с моими заданиями, которые приведут вас к сюрпризу.
Удачи вам. Ваш групповенок Кузя. "
Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания Кузи.
Организационно-поисковый этап:
Воспитатель: Посмотрите, а вот и первое задание:
1. Первое задание:"Волшебный мешочек"
Руку в мешочек скорей опусти, и предмет, что узнал назови.
(Определить
на
ощупь
геометрические
фигуры,
дать
признаки
геометрических фигур)
Индивидуальные ответы детей: Какая геометрическая фигура, сколько у
нее углов, сколько сторон.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, вы молодцы.
Воспитатель: Ребята, а в мешочке еще, что-то осталось. Хотите узнать, что
в нем?
Дети: да.
2. Второе задание.
Распустились здесь цветы небывалой красоты,
Руками трогать их нельзя, а высаживать пора.
Воспитатель: Ребята, а куда высаживают цветы?
Дети: на клумбу?
Воспитатель: Совершенно верно, я даже вижу несколько клумб, хотите на
них посмотреть.
Воспитатель: Ровным кругом друг за другом, по дороге мы пройдем прямо
к клумбе попадем.
Воспитатель: Какие необычные клумбы? На что они похожи?
Дети: на круг, на квадрат, на треугольник,
Воспитатель: а как назвать одним словом -
Дети: геометрические фигуры.
Воспитатель: А вот и цветы, но Кузя сказал, что их нельзя трогать руками?
Что же делать? Посмотрите, здесь еще лежат какие-то предметы? Это же.
Дети: магнит.
Воспитатель: Как он нам поможет?
Дети: (ответы детей: магнит притягивает металлические предметы, а на
цветах металлические скрепки)
Воспитатель: Посмотрите, Кузя оставил схему, как нужно посадить цветы.
Саша, какие цветы будут расти на треугольной клумбе - красные,
Даша, какие цветы будут расти на квадратной клумбе - синие,
Слава, а желтые цветы, на какой клумбе будут расти? на круглой.
Воспитатель: Давайте попробуем. подходите и рассаживайте цветы по
клумбам.
Воспитатель: Посмотрите, какие яркие клумбы у нас получились. Мы все
цветы посадили правильно?
Давайте посчитаем сколько цветов мы посадили на треугольную клумбу?
Давайте посчитаем сколько цветов мы посадили на круглую клумбу?
Давайте посчитаем сколько цветов мы посадили на квадратную клумбу?
Мы с вами молодцы, справились с заданием.
А под цветами лежало новое задание:
Иди по следам, сюрприз ждет вас там.
3. Третье задание
Сюрприз ваш лежит в сундуке, Близко к цели дошли вы уже,
Нужно лишь ключ подобрать, а лежит он на цифре пять.
(подобрать ключ к замку и открыть) Обнаружить новую игру.
1 2 3 4 5
ключ
Воспитатель: Кто может найти ключ и открыть сундук?
Дети: (кто-то открывает сундук.)
Воспитатель: А здесь лежит послание от Кузи.
Хотите, я вам его прочту?
"Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы МОЛОДЦЫ!
Ваш сюрприз новая игра для группы, я думаю,она вам очень понравится. До
свидания Ваш Кузя. "
А вот, и игра - это конструктор, позже мы научимся в нее играть.
А сейчас скажите, какие задания были для вас сложными.
А какие задания были легкими.
Ребята,
мы
справились
со
всеми
заданиями
Кузи.
Были
дружными
и
помогали друг другу.
Приложение 6.
Игровые технологии.
•
Квест;
•
Дидактическая игра;
•
Театрализованные игры;
•
Пальчиковые игры;
•
Игровые приёмы при заучивании стихотворений;
•
Игровые приёмы при развитии звуковой культуры речи;
•
Динамические паузы, физкультминутки;
•
Дыхательная гимнастика;
•
Самомассаж.
Приложение 7.
Сюжетно - ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», театрализованные
игры (сказка «Репка», «Теремок»), чтение художественной литературы.
Приложение 8.
Взаимодействие с семьей.
Приложение 9.
Обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста
по Е. А. Стребелевой.