Творческое проектирование и исследование как средство активизации профессионального самоопределения школьников в предпрофильной подготовке (из опыта работы)
Автор: Лисичникова Вера Георгиевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ№5" Населённый пункт: Забайкальский край город Балей Наименование материала: статья Тема: Творческое проектирование и исследование как средство активизации профессионального самоопределения школьников в предпрофильной подготовке (из опыта работы) Раздел: среднее образование
Творческое проектирование и исследование как средство активизации
профессионального самоопределения школьников в предпрофильной
подготовке (из опыта работы)
В
современной
школьной
практике
используются
различные
педагогические
технологии,
обеспечивающие
активизацию
творческих
способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее
продуктивными
являются
проектные
творческие
исследовательские
технологии обучения.
В процессе проектной исследовательской деятельности проявляется и
формируется
самостоятельная
мыслительная
деятельность
учащихся:
им
приходится
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы,
в
этот
период
происходит подъем воображения и глубокое его преображение.
Работа
с
одаренными,
талантливыми
и
способными
детьми,
их
выявление и развитие является одним из главных направлений проектной
исследовательской
деятельности.
Исследовательская
деятельность
создает
условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент,
может быть еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь
проектной
исследовательской
деятельностью,
могут
качественно
развить
свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия
для
интеллектуального
развития. Метод
проектов
–
это
дидактическое
средство,
которое
способствует
формированию
навыков
целеполагания
и
позволяет
учащимся
находить
оптимальные
пути
до стижения
сформулированных
целей
при
соответствующем
руководстве
со
стороны
педагога.
Новизна
использования
метода
проектов
заключается
в
отказе
от
формального обучения учащихся умениям и навыкам без определения цели
выполняемой работы и ее значимости для учащихся, их семьи, школы и
переходе
к
мотивированному
выполнению
упражнений
перед
началом
проекта или в процессе выполнения с целью получения изделия заданного
качества.
При
выполнении
проектов
используются
общедидактические
принципы:
научность,
доступность,
связь
с
жизнью,
преемственность,
последовательность,
личностная
ориентация
содержания
учащихся,
интеграция содержания и его дифференциация и др.
Метод проектов
позволяет
учащимся
в
системе
овладеть
организационно-практической
деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее
реализации
в
модели,
изделии,
услуге;
интегрировать
знания
из
разных
областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи,
создавая материальные ценности. Метод проектов развивает творческие и
интеллектуальные
способности
учащихся,
их
самостоятельность,
ответственность, мотивацию к обучению. Метод органически включает в
себя ряд специальных воспитательных приемов:
1. Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов).
2.Формирование
творческих
начал
(способностей,
активно сти,
самостоятельности, инициативности).
3.
Мотивация
и
стимулирование
деятельности.
Представление
учащимся
права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию
труда.
4.
Организация
деятельности
и
формирование
опыта
общественного
поведения.
5. Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.
Авторской программой предусмотрено выполнение двух проектов в
год.
Каждый
проект
ориентирует
учащихся
на
усвоение
обязательного
минимума содержания общего образования и определенных компонентов
проекта.
Программой
предусмотрено
выделение
часов
на
защиту
выполненного
проекта.
Контроль
и
качество
выполненного
проекта
осуществляет
не
только
учитель,
но
и
одноклассники,
а
также
гости
приглашенные
на
защиту
(родители,
классный
руководитель,
учителя-
предметники и др.).
Учебный
проект
представляет
собой
вид
учебной
деятельности
учащихся, включающий:
- выявление потребностей людей и общества;
- определение конструкторско- технологической или иной творческой задачи
по предмету проектирования;
- разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие
или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
- выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
- выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
- изготовление изделия;
- проведение испытаний в реальной ситуации;
- оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.
Результаты работы над проектом оформляются в виде дневника проектной
деятельности:
-Проблема (лист №1)
-Исследовательская работа по теме проекта (лист №2)
- Идеи решения проблемы (лист №3)
- Итоговая идея решения проблемы (лист №4)
- Выбор материала для изготовления изделия (лист №5)
- Выполнение цветного эскиза изделия (лист №6)
- Планирование этапов работы над изготовлением изделия (лист №7)
- Выполнение чертежа изделия (лист №8)
- Технологическая карта изделия (лист №9)
Последовательность выполнения
работы
Графическое
изображение
Инструменты и
приспособления
- Экономическое обоснование (лист №10)
- Экологическая экспертиза (лист №11)
- Самооценка проекта (лист №12)
Существует ряд проблем на которые хотелось бы обратить внимание
при организации проектной деятельности. Первая – изучение школьников,
выявление
психофизиологических
особенностей,
интересов,
склонностей
каждого
из
них.
Без
этого
невозможен
личностно
ориентированный,
индивидуальный подход к детям, и без этого на мой взгляд, она не будет
успешной и тем более творческой. Контактируя и взаимодействуя на уроках
обслуживающего
труда,
я
постоянно
наблюдаю
и
анализирую
их
деятельность. Помогают изучать школьников тесты, опросники, анкеты.
Вторая проблема – выбор, определение темы проекта. Она связана с первой,
поскольку
совершенно
ясно,
что
в
первую
очередь
надо
учитывать
индивидуальные особенности школьника. Выбор осуществляется в основном
тремя путями. Один из них – тему проекта выбрал сам ученик без чьей- либо
подсказки и настаивает на ней. Учителю необходимо удостовериться, что
выбор
обоснованный,
не
случайный,
а
продуманный,
учитывающий
возможности и самого школьника. Другой путь – тему проекта предлагает
учитель. Этот путь будет тогда предпочтительным, если учитель хорошо
знает ребят и в состоянии предложить нечто интересное и посильное для
данного ученика. И, наконец, третий путь – тема проекта определяется при
поддержке
родителей.
Здесь
очень
важна
роль
взаимодействия
семьи
и
школы. Но иногда попадаются родители, которые выбирают тему не столько
для
ребенка,
сколько
для
себя.
Поэтому,
такого
родителя
необходимо
поправить. Разумное участие родителей в проектной деятельности не только
допустимо, но и полезно. С такими родителями необходимо встречаться и
давать консультацию, как правильно с точки зрения учебно-воспитательных
задач следует помогать своим детям в работе над проектом.
Третья
проблема
–
это
организация
проектной
деятельности
учащихся.
Всякая
организация
предполагает
четкое
планирование.
В
нашем
случае
план
–
это
тщательно
продуманный
перечень
этапов
работы
ребят
над
проектом. Важно установить правильно сроки работы над каждым этапом
проекта. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к
четкости и порядку.
В начале своей работы с творческими проектами ребята большую часть
работы делали в школе, но времени для этого катастрофически не хватало.
Теперь значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной
частью, оформлением, ребята выполняют дома.
Оценивание
творческих
проектов
проводится
по
следующим
критериям:
Критерии оценивания
Балл
ы
Качество пояснительной записки
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
Оформление титульного листа (соответствие требованиям)
Соответствие содержания главам проекта
Полнота содержания (наличие всех глав проекта)
Полнота библиографии (список литературы)
Качество эскизов, схем, рисунков
Цитируемость
Качество защиты
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
Аргументированность выбора темы, обоснование потребности
Практическая
направленность
проекта
и
значимо сть
выполненной работы
Культура речи, использование наглядных примеров
Ответы на вопросы, объем и глубина знаний по теме (или
предмету), эрудиция, межпредметные связи
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, стремление
использовать
ответы
для
успешного
раскрытия
темы,
дружелюбие
Качество изделия
1
.
2
.
3
.
4
.
5
Соответствие стандартам
Оригинальность материального воплощения
Уровень творчества
Качество технологической обработки
Практическая ценность
.
Итого баллов:
Проект
«Мой
путь
в
профессию»
как
условие
активизации
профессионального самоопределения школьников
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная
социально-
педагогическая
задача
школы.
Адекватное
профессиональное
самоопределение
является
непременным
условием
достижения
успеха
в
трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по
работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных
специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся
социально-экономической и профессиональной среде.
Умение
анализировать
содержание
профессий,
оценивать
свои
профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и
профессиональный
выбор
–
одна
из
ключевых
компетенций
выпускника
современной
общеобразовательной
школы.
В
«Концепции
модернизации
российского образования на период до 2010 г.», одобренной Правительством
РФ, предусмотрено улучшение профессиональной ориентации молодежи.
Э ф ф е к т и в н о й
ф о р м о й
с и с т е м а т и з а ц и и
и
у г л у б л е н и я
профориентационных знаний и умений
учащихся в
9 классе является
выполнение
ими
творческого
проекта
«Мой
путь
в
профессию».
Он
включает в себя следующие разделы:
Значение выбора профессии в жизни человека и общества: сущность и
этапы профессионального самоопределения;
ситуация выбора профессии
«хочу-могу-надо»;
возможные
последствия
неправильного
выбора
профессии
для
личности
и
общества;
типичные
ошибки
при
выборе
профессии; основные правила выбора профессии; мои жизненные ценности,
смысл и цель в жизни;
Мои профессиональные способности и возможности. Здесь учащиеся
отражают
результаты
предварительной
диагностики
таких
своих
важных
характеристик, как профессиональные интересы и склонности, темперамент,
характер, воля, воображение, внимание, память, мышление, тип личности,
состояние здоровья, уровень самооценки;
Моя
будущая
профессия
и
карьера:
предполагаемая
профессия,
ее
формула
и
профессиограмма,
мотивы
выбора
профессии:
кто
оказал
наибольшее
влияние,
степень
своей
пригодности
к
ней,
согласованность
профнамерения
с
родителями,
способ
ее
приобретения,
перспектива
профессионального роста, предполагаемый заработок;
Профессиональная проба: обоснование выбора пробы, ее содержание.
Анализ и самооценка пробы.
Моя
готовность
к
профессиональному
самоопределению,
карта
самоконтроля готовности к выбору профессии;
Разработана
карта
оценивания
готовности
ребят
к
профессиональному
самоопределению. Она включает в себя следующие показатели:
- осознание цели и смысла своей жизни;
- трудолюбие;
- понимание значения выбора профессии в жизни человека;
- выбор профессии;
- знание правил выбора профессии;
-сформированность мотивов выбора профессии;
- знание последствий неправильного выбора профессии;
-
сформированность
интереса
и
склонностей,
связанных
с
выбором
профессии;
- наличие способностей к будущей профессии (внимание, память, мышление
и т.д.)
- знание формулы профессии, содержания и условий труда по избираемой
профессии;
- наличие опыта и первоначальных профессиональных сведений;
-
степень
профпригодности
к
выбранной
профессии
(отсутствие
медицинских противопоказаний);
- знание требований профессии к человеку;
-
зн а н и е
во зм ож н о с т и
п ол у ч е н и я
п р о ф е с с и и
и
п е р с п е к т и в
профессионального роста;
-
знания
по
общеобразовательным
предметам,
связанным
с
будущей
профессией;
- эффективность профпробы.
Каждый из показателей учащиеся оценивают в баллах следующим образом:
«3» - качество сформировано полностью
«2» - качество сформировано частично
«1» - качество не сформировано
В зависимости от количества набранных баллов определяются низкий (16-
20),
средний
(22-35),
высокий
(36-48)
уровни
готовности
к
профессиональному самоопределению.
Оценивание творческих проектов проводится по следующим критериям:
- сложность и качество выполненного проекта;
- полнота пояснительной записки;
- аргументированность сообщения и ответов на вопросы;
- уровень оформления и показа результатов профессиональных проб.
Была
изучена
степень
влияния
творческих
проектов
«Мой
путь
в
профессию»
на реальный выбор выпускниками основной школы профиля
дальнейшего обучения. Для этого учащиеся девятых классов школы
№5
проранжировали
по
степени
наибольшего
влияния
на
профессиональное
намерение следующие факторы: общеобразовательные предметы, занятия по
технологии,
внеклассные
профориентационные
мероприятия,
творческий
проект «Мой путь в профессию», советы родителей, родственников, друзей,
примеры литературных героев.
Коэффициент субъективной значимости определялся по формуле:
Кс=Пр/Пн, где Пр – количество учащихся, поставивших проект «Мой путь в
профессию»
на
1-е
место
по
степени
влияния
на
профессиональное
намерение;
Пн – количество учащихся, имевших профнамерение. Он оказался в среднем
равным 0, 69.
Для определения коэффициента объективной значимости была использована
формула: Ко=Пр/Ву, где
Пр – число выпускников, избравших профили
обучения
в
старшей
школе
в
соответствии
с
проектом;
Ву
–
всего
выпускников девятых классов. Этот коэффициент оказался равным 0,54.
К основным
результативным показателям эффективности проектной
деятельности в предпрофильной подготовке явилось:
1)
Достаточная
информация
о
профессиях
и
путях
ее
получения.
Показателем достаточности информации в данном случае является ясное
представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных специалистах.
2)
Потребность
в
обоснованном
выборе
профессии.
Показатель
сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе
профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по
получению необходимой информации о той или иной профессии, желание
пробы
своих
сил
в
конкретных
областях
деятельности,
самостоятельное
составление своего профессионального плана.
3) Уверенность старшеклассника в социальной значимости труда, т.е.
формирование отношения к нему как к жизненной ценности.
4) Степень самопознания школьника. От
того, насколько глубоко он
сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет
зависеть обоснованность его выбора.
5)
Наличие
у
учащегося
обоснованного
профессионального
плана.
Показателем
обоснованности
является
умение
соотносить
требования
профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей.
Имеется в виду те из них, которые непосредственно влияют на успех в
профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества. Их
сформированность
–
дополнительный
критерий
обоснованности
выбора
профессии .
Для
оценки
успешности
применения
в
курсе
«Технология»,
раздел
«Профессиональное самоопределение» проектных методик, использовалось
несколько методов:
1.Сравнение
результатов,
полученных
при
использовании
методики
Чернявской А.П. «Профессиональная готовность»
на первом занятии и в
конце учебного года.
Методика
помогла
выявить
уровень
развития
основных
параметров
профессиональной
зрелости:
автономности,
информированности
о
мире
профессий
и
умения
соотнести
информацию
со
своими
особенностями,
умения
принимать
решение,
умения
планировать
свое
будущее,
эмоциональной включенности в ситуацию решения.
А
И
Р
П
Э
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Методика "Профессиональная готовность"
Параметры
Баллы
Сравнивая результаты диагностики, полученные на первом и последнем
занятии,
делаем
вывод:
выполнение
проекта
помогло
старшеклассникам
повысить уровень профессиональной готовности. Это можно увидеть и по
возросшему
уровню
автономности
(понимание
своих
сильных
и
слабых
сторон, умение определить их в себе и использовать наилучшим образом, в
рассказах
осебе
преобладают
высказывания
об
обобщенных
личностных
качествах, устойчивых особенностях поведения, направленности, интересах
и увлечениях, убеждениях и ценностных установках, сопоставлении себя с
другими людьми, своих мнений с мнениями других),
и по увеличению
информированности о мире профессий, и по умениям принимать правильные
решения на основе соответствия личности каждого интересам, способностям,
знаниям.
Каждым
из
ребят
были
составлены
профессиограммы
по
интересующей их профессии. Профессиограмма является информационным
документом, необходимым для ознакомления с изучаемой профессией. Цель
профессиограммы
–
создать
целостное
представление
об
особенностях
выбранной профессии (содержание и характер труда, предмет, средства и
результаты труда, связь с другими специальностями, уровень необходимых
знаний и умений), требованиях, предъявляемых профессией к работнику,
медицинские противопоказания.
Правильно
составленная
профессиограмма
позволяет
повысить
уровень
информированности
о
выбираемой
профессии
и
совершить
адекватный профессиональный выбор.
Результатом профессионального самоопределения в старшем школьном
возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально
окрашенный и реалистичный план ближайших шагов на профессиональном
пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).
П о
итога м
ра зв ит ия
ре бе нка
в
школе
ре зульт атом
е г о
профессионального
самоопределения
должна
быть
готовность
к
выбору
профессии,
обдумыванию,
придумыванию,
проектированию
вариантов
профессиональных жизненных путей. А результатом его самостоятельной
деятельности
является
составление личного
профессионального
жизненного плана . С точки зрения психологии личные профессиональные
планы
–
разновидность
внутренних
регуляторов
поведения.
Руководство
выбором
профессии
и
должно
в
значительной
степени
сводиться
к
построению,
коррекции
или
перестройке
именно
таких,
внутренних
регуляторов деятельности и поведения.
Каждым учащимся был составлен личный профессиональный план и
включен
в
итоговый
проект
«Мой
путь
в
профессию».
Личный
профессиональный
план
–
это
фундамент
будущей
профессиональной
деятельности человека, его карьеры. Успешность проведенной работы можно
проследить
по
ясности
и
определенности
планов,
их
полноте,
реалистичности,
логической
обоснованности,
согласованности
с
ярко
выраженными интересами, склонностями.
Делаем вывод: полученные данные свидетельствуют о большом влиянии
выполнения
творческого
проекта
«Мой
путь
в
профессию»
на
профессиональное самоопределение учащихся.