Напоминание

"Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками".


Автор: Шаповалова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №3 комбинированного вида Кировского района
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор:

Шаповалова Анастасия Юрьевна

Должность:

воспитатель

Учреждение:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №3 комбинированного вида Кировского

района Санкт - Петербурга

Населённый пункт:

город Санкт – Петербург

Наименование материала:

статья

Тема:

«Использование мнемотехники, как способа развития памяти,

мышления и речи в работе с дошкольниками».

«Использование мнемотехники, как способа развития памяти,

мышления и речи в работе с дошкольниками».

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей.

У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений,

небольшой словарный запас Детям сложно грамматически правильно построить предложение,

грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ, составить

сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Наблюдается бедность

речи, у многих детей плохая дикция. Помимо вышеописанных проблем, у детей дошкольного

возраста возникают трудности с развитием памяти, сохранением и запоминанием информации,

с развитием логического мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и

интересно. И мнемотехника – настоящий кладезь идей. Что же такое мнемотехника?

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это когда человек в своём

воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в

дальнейшем при вспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все

ранее соединённые образы.

Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в

этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном

непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, факты, явления,

близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объём памяти у детей

путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, мышление, воображение,

зрительное и слуховое внимание, развивает кругозор, восприятие, развивает все стороны речи,

развивает у детей умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение

выделять существенные признаки, развивает мелкую моторику.

Мнемотаблицы можно использовать: при заучивании стихов, при пересказах художественной

литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок,

для обогащения словарного запаса, для ознакомления детей с окружающим миром, при

обучении составу числа, при воспитании навыков самообслуживания, при воспитании

культурно-гигиенических навыков, при ознакомлении с основами безопасности

жизнедеятельности.

При обучении детей можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты,

мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или

простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4

предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.

Мнемотаблицы могут быть разными в зависимости от их направленности. Могут быть

простыми и тематическими. Количество квадратов не может превышает девяти.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы и

даются в готовом варианте. А в старшем дошкольном возрасте воспитатель даёт план-схему

только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания

схемы, а в дальнейшем и сами создают ее.

Мнемотаблицы бывают двух видов: обучающие, содержащие познавательный материал, и

развивающие, в которых содержится информация, позволяющая развивать определённые

умения и навыки.

Мнемотаблица должна соответствовать определённым требованиям: чётко отражать основные

свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью, быть простой для

восприятия и доступной для воспроизведения, и действий с ней, соответствовать уровню

развития детей.

Этапы работы с мнемотаблицами заключается в следующем:

1. Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицы и разбирает, что на ней

изображено;

2. Дальше идёт перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в

образы;

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и

др., то есть происходит отработка метода запоминания;

4. Потом дети старшего дошкольного возраста самостоятельно зарисовывают мнемотаблицы;

5. И в последнем этапе дети рассказывают, опираясь на свою мнемотаблицу.

Использование воспитателем мнемотехники открывает огромные возможности для творчества

в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка.



В раздел образования