Автор: Шаповалова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №3 комбинированного вида Кировского района
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками".
Раздел: дошкольное образование
Автор:
Шаповалова Анастасия Юрьевна
Должность:
воспитатель
Учреждение:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №3 комбинированного вида Кировского
района Санкт - Петербурга
Населённый пункт:
город Санкт – Петербург
Наименование материала:
статья
Тема:
«Использование мнемотехники, как способа развития памяти,
мышления и речи в работе с дошкольниками».
«Использование мнемотехники, как способа развития памяти,
мышления и речи в работе с дошкольниками».
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей.
У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений,
небольшой словарный запас Детям сложно грамматически правильно построить предложение,
грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ, составить
сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Наблюдается бедность
речи, у многих детей плохая дикция. Помимо вышеописанных проблем, у детей дошкольного
возраста возникают трудности с развитием памяти, сохранением и запоминанием информации,
с развитием логического мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и
интересно. И мнемотехника – настоящий кладезь идей. Что же такое мнемотехника?
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это когда человек в своём
воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в
дальнейшем при вспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все
ранее соединённые образы.
Актуальность мнемотехники для детей дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в
этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном
непроизвольный характер: дети лучше запоминают предметы, события, факты, явления,
близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объём памяти у детей
путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, мышление, воображение,
зрительное и слуховое внимание, развивает кругозор, восприятие, развивает все стороны речи,
развивает у детей умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение
выделять существенные признаки, развивает мелкую моторику.
Мнемотаблицы можно использовать: при заучивании стихов, при пересказах художественной
литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок,
для обогащения словарного запаса, для ознакомления детей с окружающим миром, при
обучении составу числа, при воспитании навыков самообслуживания, при воспитании
культурно-гигиенических навыков, при ознакомлении с основами безопасности
жизнедеятельности.
При обучении детей можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты,
мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или
простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4
предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
Мнемотаблицы могут быть разными в зависимости от их направленности. Могут быть
простыми и тематическими. Количество квадратов не может превышает девяти.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы и
даются в готовом варианте. А в старшем дошкольном возрасте воспитатель даёт план-схему
только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания
схемы, а в дальнейшем и сами создают ее.
Мнемотаблицы бывают двух видов: обучающие, содержащие познавательный материал, и
развивающие, в которых содержится информация, позволяющая развивать определённые
умения и навыки.
Мнемотаблица должна соответствовать определённым требованиям: чётко отражать основные
свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью, быть простой для
восприятия и доступной для воспроизведения, и действий с ней, соответствовать уровню
развития детей.
Этапы работы с мнемотаблицами заключается в следующем:
1. Сначала воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицы и разбирает, что на ней
изображено;
2. Дальше идёт перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в
образы;
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и
др., то есть происходит отработка метода запоминания;
4. Потом дети старшего дошкольного возраста самостоятельно зарисовывают мнемотаблицы;
5. И в последнем этапе дети рассказывают, опираясь на свою мнемотаблицу.
Использование воспитателем мнемотехники открывает огромные возможности для творчества
в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка.