Напоминание

Воспитание патриотизма на внеклассных мероприятиях по географии


Автор: Кочешков Леонид Валерьевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ Островская СОШ
Населённый пункт: Курганская область, Юргамышский район, с. Губерля
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма на внеклассных мероприятиях по географии
Раздел: среднее образование





Назад





Тема:
Воспитание патриотизма на внеклассных мероприятиях по географии.
Автор:
Кочешков Л.В.
Аннотация:
Статья содержит информацию о роли внеурочной деятельности по географии в формировании патриотизма и любви к родине у школьников на примере географических экскурсий. Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках географии, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором работа школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя географии. Вся внеурочная работа направлена на расширение и более подробное усвоение базовых знаний и умений, на развитие способностей обучаемого, познавательного интереса, на его приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своей местности, своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины, географии в частности. Внеклассная работа должна проводиться в свободное время учеников, она преследует цель развития способностей ребенка и его интересов, удовлетворяет его потребности в познании, общении, восстановлении сил, практической деятельности, улучшении эмоционального состояния, психологической разгрузки, укреплении здоровья. Внеклассная деятельность позволяет ученикам с максимальной пользой использовать свое свободное время. Например, на экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся собирать и оформлять гербарий, наблюдать за процессами и явлениями, совершенствуют приемы общения со сверстниками, составляют планы и карты-схемы пути и т.п. Ученики, принимающие участие в походах по родному краю, более восприимчивы к воспитанию чувства патриотизма. Различная тематика
географических вечеров, игр, и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну. Существует не одно определение понятия "экскурсия". Разные словари, дают схожую трактовку этого понятия: "экскурсия от лат.ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями". В педагогической практике - форма внеклассной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний показывается ученикам в среде прямого наблюдения процессов и явлений. Экскурсия воспитывает внимательность, любознательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр. Экскурсия способствует распространению философских, политических, художественных, научных и других идей, теорий и взглядов. Каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, убедительность и доходчивость. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом. Воспитание патриотизма и любви к Родине на географических экскурсиях происходит за счет непосредственного контакта школьника с объектами природы и культуры своей местности. Большую роль играет внеурочная работа по географии. Огромное количество географической информации, информации о родном крае, остается вне сферы изучения, определенной школьными программами. Изучение такой географической информации, не входящей в школьную программу, является дополнительным источником умственного и духовного обогащения учащихся. Отличительной чертой предмета является то, что география дает ученику наиболее полное представление о мире, в котором он живет. В свою очередь познание окружающего мира требует использования таких методов, как метод наблюдения, работа на местности и т. д. В рамках урока практически невозможно организовать и провести серию практических работ на местности, внеурочное время как раз таки дает возможность проведения подобных мероприятий. Экскурсии, путешествия по стране, походы по родному краю, помогают школьникам лучше узнать природу нашей страны, полюбить родной край, научиться, разумно использовать его богатства, ценить эти богатства и беречь.
Когда ученик непосредственно видит, слышит и осязает окружающий мир, то он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям. О величии нашей Родины уместно говорить при изучении всех курсов географии, особенно курса
географии
России. Россия, наша Родина – самая большая в мире по площади страна, и поэтому ее люди, природа и хозяйство настолько разнообразны. Именно с таких слов целесообразно начинать знакомить учащихся с Россией. Необходимо информировать детей об огромных размерах, великой истории, протяженных границах России, о русском человеке и его характере. О том, что Россию населяют разные народы, все они трудятся во благо своей Родины и едины в любви к ней. Говоря о великих природных объектах России, реках, озерах, морях, не забывать упомянуть и объекты своей родной местности, что наши небольшие речушки являются частью огромных речных систем России. Изучение школьниками истории зарождения народных промыслов показывает, что они зародились из семейной традиции передачи опыта, мастерства, от старшего поколения к младшему, таким образом указывают важность семьи, что в последнее время является серьезным фактором, способствует воспитанию духовных и патриотических основ личности школьника за счет предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в том числе о народном искусстве, как части общемировой культуры. При изучении данных тем целесообразно пользоваться ресурсами школьного музея, в частности материалами о земляках народных умельцах. Возможно проведение экскурсии к одному из таких людей, живущих в своей местности. Так же возможно проведение экскурсии к берегам местной реки, определение её основных гидрологических характеристик, определение направления течения реки, скорости течения, уклона. После определения характеристик реки возможно проведение практической работы с топографическими картами, определению истока и устья реки. Используя карту России объединить линией на контурной карте русло реки своей местности, с руслом реки в которую она впадает и т.д., объединив всю речную сеть от истока реки своей местности до устья главной реки бассейна, и показав на карте море, океан, в который несет свои воды местная река. Данная экскурсия и
следующая за ней практическая работа наглядно покажет единство множества рек России между собой и водами океанов, что в свою очередь даст школьникам понимание их роли в жизни страны, их единстве с другими народами России, разовьет чувство любви к своей Родине.


В раздел образования