Напоминание

Сенсорная интеграция. Дети с нарушениями восприятия


Автор: Черкасова Ирина Ривмировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 23
Населённый пункт: Челябинская область, г. Снежинск
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсорная интеграция. Дети с нарушениями восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорная интеграция. Дети с нарушениями восприятия

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Оно

начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов

чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким

образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы

и действовать в соответствии с ситуацией.

Сенсорная интеграция

-

является

бессознательным

процессом,

происходящим

в

головном

мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании),

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств

(вкус, вид, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и

положение в пространстве),

-

наделяет

значением

испытываемые

нами

ощущения,

фильтруя

информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например,

слушать собеседника и не обращать внимания на посторонний шум),

- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в

которой мы находимся (адаптивный ответ),

-

формирует

базу

для

теоретического

обучения

и

социального

поведения.

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство

для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает

окружающий

мир,

предметы,

и

делает

выводы

о

них,

основываясь

непосредственно на ощущениях. Поэтому первые семь лет жизни называются

периодом сенсомоторного развития. Сенсорная интеграция, необходимая для

движения. Говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции,

сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые

семь

лет

жизни

организация

сенсомоторных

процессов

идет

должным

образном, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные

навыки.

«Либо она есть, либо ее нет» - про сенсорную интеграцию так сказать

нельзя. Идеальной интеграции либо ее полного отсутствия не бывает ни у

кого.

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребенка выражается по-

своему.

Нарушение

развития

и

речи

ребенка

это

не

то

же

самое,

что

отставание в умственном развитии или нарушении сенсорной интеграции. У

многих детей, чья сенсорная система дает сбои, интеллект обычный или

выше среднего.

Некоторые

распространенные

признаки

и

симптомы

нарушения

сенсорной интеграции

- гиперактивность или повышенная отвлекаемость

- проблемы с поведением

- речь и проблемы с языком

- мышечный тонус и нарушение координации

- проблемы с обучением в школе

1. Нарушение работы вестибулярной системы.

Вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга.

-

Сниженная

активность

вестибулярной

системы.

Вестибулярная

система

не

пропускает

через

себя

должного

количества

сигналов,

и

в

результате

ребенок

лишается «питания»,

которые

другие

дети

получают,

играя и двигаясь. Дети со сниженной вестибулярной системой способны

кататься на американских горках или каруселях гораздо дольше других

- Повышенная активность вестибулярной системы. Падение вызывает

страх

почти

у

всех.

Но

некоторым

детям

свойственна

слишком

сильная

эмоциональная реакция на вестибулярные ощущения, даже без отсутствия

угрозы падения. Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх,

тревогу или нервное напряжение, когда он находится в непривычной позе,

пытается принять такую позу, или когда кто-то другой контролирует его

движение и положение тела.

2. Диспраксия развития. Служит одним из наиболее распространенных

признаков нарушения сенсорной интеграции у детей с проблемами обучения

или иными умеренными нарушения развития. Ребенок с диспраксией хуже

чувствует свое тело и его возможности. Он не видит, как можно развлечься.

Плохо

организованная

схема

тела

влияет

на

письмо,

раскрашивание

и

рисование.

3. Тактильная гиперчувствительность. Это тенденция отрицательно и

эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. При повышенной

чувствительности

к

тактильным

раздражителям

человек

ощущает

прикосновения иначе, чем другие люди.

4.

Зрительная

перцепция

и

нарушения

слуха

и

речи.

Способность

перемещать взгляд по странице, различать формы, буквы и цифры – это

фундамент таких навыков, как чтение. Чтобы перемещаться в окружающем

мире, дети координируют свои двигательные, постуральные и тактильные

ощущения с тем, что они видят вокруг себя. Соотнесение того, что мы видим,

с тем, что мы чувствуем, помогает нам планировать сложные действия.

Зона мозга, ответственная за язык и речь, будет хорошо работать только

при наличии надежных связей между ней и остальной частью эффективно

работающего

мозга,

особенно

его

сенсорной

и

двигательной

зонами.

Разговор,

и

особенно

обучение

говорению,

требует

крайне

сложного

двигательного планирования.

Важно помнить, что окружающая среда поставляет нам разного рода

ощущения:

звуковые,

обонятельные,

осязательные,

гравитационные

и,

в

некоторой степени, тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц

и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши

реакции на них заставляют мозг развиваться.

Общество

весьма

озабоченно

обучением,

развитием

языка

и

интеллекта, и куда меньше – закладкой сенсомоторного фундамента для этих

высших

функций.

Телевидение,

видеофильмы,

компьютерные

игры

уже

настолько занимают детей, что качели и песочницы почти забыты.

Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции:

1.

Понять проблему, чтобы уяснить потребности ребенка

2.

Помочь ему сохранить позитивную самооценку

3.

Контролировать окружающую среду

4.

Помочь ребенку научиться играть

5.

Обратиться за профессиональной помощью к эрготерапевту.

Список использованной литературы:

1.

Айрес, Э.Дж. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание

скрытых проблем развития» - 4-е издание. – М.

: Теревинф, 2016. –

272 с.

2.

Кислинг, Улла. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,

распознать проблему, помочь обрести равновесие

»

под ред. Е. В.

Клочковой. – 6 изд.

М. : Теревинф, 2016. – 240 с.



В раздел образования