Автор: Черкасова Ирина Ривмировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 23
Населённый пункт: Челябинская область, г. Снежинск
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсорная интеграция. Дети с нарушениями восприятия
Раздел: дошкольное образование
Сенсорная интеграция. Дети с нарушениями восприятия
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Оно
начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов
чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким
образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы
и действовать в соответствии с ситуацией.
Сенсорная интеграция
-
является
бессознательным
процессом,
происходящим
в
головном
мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании),
- организует информацию, полученную с помощью органов чувств
(вкус, вид, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и
положение в пространстве),
-
наделяет
значением
испытываемые
нами
ощущения,
фильтруя
информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например,
слушать собеседника и не обращать внимания на посторонний шум),
- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в
которой мы находимся (адаптивный ответ),
-
формирует
базу
для
теоретического
обучения
и
социального
поведения.
Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство
для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает
окружающий
мир,
предметы,
и
делает
выводы
о
них,
основываясь
непосредственно на ощущениях. Поэтому первые семь лет жизни называются
периодом сенсомоторного развития. Сенсорная интеграция, необходимая для
движения. Говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции,
сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые
семь
лет
жизни
организация
сенсомоторных
процессов
идет
должным
образном, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные
навыки.
«Либо она есть, либо ее нет» - про сенсорную интеграцию так сказать
нельзя. Идеальной интеграции либо ее полного отсутствия не бывает ни у
кого.
Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребенка выражается по-
своему.
Нарушение
развития
и
речи
ребенка
–
это
не
то
же
самое,
что
отставание в умственном развитии или нарушении сенсорной интеграции. У
многих детей, чья сенсорная система дает сбои, интеллект обычный или
выше среднего.
Некоторые
распространенные
признаки
и
симптомы
нарушения
сенсорной интеграции
- гиперактивность или повышенная отвлекаемость
- проблемы с поведением
- речь и проблемы с языком
- мышечный тонус и нарушение координации
- проблемы с обучением в школе
1. Нарушение работы вестибулярной системы.
Вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга.
-
Сниженная
активность
вестибулярной
системы.
Вестибулярная
система
не
пропускает
через
себя
должного
количества
сигналов,
и
в
результате
ребенок
лишается «питания»,
которые
другие
дети
получают,
играя и двигаясь. Дети со сниженной вестибулярной системой способны
кататься на американских горках или каруселях гораздо дольше других
- Повышенная активность вестибулярной системы. Падение вызывает
страх
почти
у
всех.
Но
некоторым
детям
свойственна
слишком
сильная
эмоциональная реакция на вестибулярные ощущения, даже без отсутствия
угрозы падения. Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх,
тревогу или нервное напряжение, когда он находится в непривычной позе,
пытается принять такую позу, или когда кто-то другой контролирует его
движение и положение тела.
2. Диспраксия развития. Служит одним из наиболее распространенных
признаков нарушения сенсорной интеграции у детей с проблемами обучения
или иными умеренными нарушения развития. Ребенок с диспраксией хуже
чувствует свое тело и его возможности. Он не видит, как можно развлечься.
Плохо
организованная
схема
тела
влияет
на
письмо,
раскрашивание
и
рисование.
3. Тактильная гиперчувствительность. Это тенденция отрицательно и
эмоционально реагировать на ощущение прикосновения. При повышенной
чувствительности
к
тактильным
раздражителям
человек
ощущает
прикосновения иначе, чем другие люди.
4.
Зрительная
перцепция
и
нарушения
слуха
и
речи.
Способность
перемещать взгляд по странице, различать формы, буквы и цифры – это
фундамент таких навыков, как чтение. Чтобы перемещаться в окружающем
мире, дети координируют свои двигательные, постуральные и тактильные
ощущения с тем, что они видят вокруг себя. Соотнесение того, что мы видим,
с тем, что мы чувствуем, помогает нам планировать сложные действия.
Зона мозга, ответственная за язык и речь, будет хорошо работать только
при наличии надежных связей между ней и остальной частью эффективно
работающего
мозга,
особенно
его
сенсорной
и
двигательной
зонами.
Разговор,
и
особенно
обучение
говорению,
требует
крайне
сложного
двигательного планирования.
Важно помнить, что окружающая среда поставляет нам разного рода
ощущения:
звуковые,
обонятельные,
осязательные,
гравитационные
и,
в
некоторой степени, тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц
и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши
реакции на них заставляют мозг развиваться.
Общество
весьма
озабоченно
обучением,
развитием
языка
и
интеллекта, и куда меньше – закладкой сенсомоторного фундамента для этих
высших
функций.
Телевидение,
видеофильмы,
компьютерные
игры
уже
настолько занимают детей, что качели и песочницы почти забыты.
Как помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции:
1.
Понять проблему, чтобы уяснить потребности ребенка
2.
Помочь ему сохранить позитивную самооценку
3.
Контролировать окружающую среду
4.
Помочь ребенку научиться играть
5.
Обратиться за профессиональной помощью к эрготерапевту.
Список использованной литературы:
1.
Айрес, Э.Дж. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
скрытых проблем развития» - 4-е издание. – М.
: Теревинф, 2016. –
272 с.
2.
Кислинг, Улла. «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,
распознать проблему, помочь обрести равновесие
»
под ред. Е. В.
Клочковой. – 6 изд.
М. : Теревинф, 2016. – 240 с.