Автор: Костромитина Алла Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№40 ДС "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Тюменская обл Нижневартовск
Наименование материала: "Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста"
Тема: Самоанализ плана по самообразованию
Раздел: дошкольное образование
Самоанализ плана по самообразованию воспитателя
Костромитиной Аллы Валентиновны
2018-2019 уч.год
Тема: « Познавательно- исследовательская деятельность старшего
дошкольного возраста»
Цель:
Расширение
знаний
детей
об
окружающем
мире
в
процессе
познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Изучать методики, технологии по познавательно- исследовательской
деятельности;
2.Создать условия поддержание исследовательской активности детей;
3.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность;
4.Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости,
умение делать выводы;
5.Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность
.
№
Форма проведения
План
Срок
1.
1.Изучение научно –
педагогической
литературы.
Подобрать и изучить литературу
«Экспериментирование в ДОУ»
Сентябрь
2018г
2.
2.Создание условий для
детского
экспериментирования
Оформление экспериментального
уголка атрибутами и материалом.
Октябрь
2018г
3.
Изучение
темы:«Организация мини-
лаборатории в детском
саду»
Разработка перспективных
планов, конспектов
образовательной деятельности по
теме;
Ноябрь
2018г
4.
Создание условий для
детского
экспериментирования
Подбор картотеки опытов и
экспериментов.
Декабрь
2018г
5.
Работа с Интернет-
ресурсом (страничка сайта
ОО)
Пополнить страничку группы на
официальном сайте ОО
материалами
экспериментирование старшего
дошкольного возраста
январь-
февраль
2019г
6.
Корректировка отчета о
самообследование
профессиональной
деятельности;
Пройти процедуру аттестации на
первую квалификационную
категорию
март-
апрель
2019г
7.
Обобщение опыта работы.
Распространить опыт работы в
СМИ
май
2019г
Самоанализ плана по самообразованию воспитателя
Костромитиной Аллы Валентиновны
2018-2019 уч.год
Цель:
Расширение
знаний
детей
об
окружающем
мире
в
процессе
познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Изучать методики, технологии по познавательно- исследовательской
деятельности;
2.Создать условия для поддержании исследовательской активности детей;
3.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность;
4.Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости,
умение делать выводы;
5.Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
№
Форма
проведения
План
Срок
Результат
1.
Работа с
методической
литературой.
Подобрать и
изучить
литературу по
формирование
опытов и
экспериментов
старшего
дошкольного
возраста
сентябрь
октябрь
2018г.
1.Подготовлен перечень
литературных источников по
формированию опытов и
экспериментирование в ДОУ
(приложение1)
2.Подготовлена краткая статья
по изученной теме
«Познавательно-
исследовательская деятельность
старшего дошкольного
возраста»(приложение2)
2.
Работа над
созданием
проекта.
Разработать и
реализовать
проект.
Познавательно-
исследовательско
й деятельности
старшего
дошкольного
возраста
ноябрь
декабрь
2018г
1.
Разработан проект«Детское
экспериментирование в ДОУ»
(приложение3),
2.Реализован проект
отчет.(приложение4.)
3.
Изготовление
лепбука
по«Круговороту
воды»
Применять
материалы
лепбука в работе с
детьми и
родителями.
январь
2019г
Подготовила лепбук Детское
экспериментирование
Круговорот воды.
(приложение5).
2. Применены материалы в
работе с детьми (приложение
6)- фото, листовки
4.
Работа с
интернет
ресурсом
(страничка сайта
ОО)
Пополнить
страничку группы
на официальном
сайте ОО
материалами по
пропаганде
февраль
2019г
Пополнила страницы
официального сайта ОО
материалами Познавательное
экспериментирование
воспитанников старшего
дошкольного возраста в ДОУ:
буклеты
5.
Корректировка
отчета о
самообследован
ие
профессиональн
ой деятельности.
Пройти
процедуру
аттестации на
первую
квалификационну
ю категорию
март –
апрель
2019г
Присвоена первая
квалификационная категория
(приложение 8)
Приказ ХМАО-ЮГРЫ
6.
Обобщение
опыта работы.
Распространить
опыт работы в
СМИ.
Май
2019г
Опубликован материал в СМИ
(приложение9)
Приложение 1.
Перечень литературных источников.
1.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
2.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005.
3.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004.
4.
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
5.
«Опытно-экспериментальная деятельность”» В.В. Москаленко.
6.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.
Н. Прохоровой М. ,2004.
7.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. -М. ,2001.
8.
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Приложение 2
«
Познавательно- исследовательская деятельность старшего
дошкольного возраста»
Познавательно-исследовательская
деятельность
детей
дошкольного
возраста
–
один
из
видов
культурных
практик,
с
помощью
которых
ребенок познает окружающий мир. У большинства детей предпосылки
поисковой
деятельности
развиты
недостаточно
хорошо.
А
ведь
всем
известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является
воспитание
у
него
внутренней
потребности
в
знаниях.
И
экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через
развитие познавательного интереса. Наблюдая за детьми в группе, пришла
к выводу, что недостаточно развит познавательный интерес, владением
разнообразными
способами
познания
окружающего
мира.
Слабо
производят
мыслительные
операции
(затрудняются
задавать
вопросы,
отвечать
на
поставленные
им
вопросы,
анализировать,
сравнивать,
группировать. Я предположила, что при систематической, планомерной и
целенаправленной
работе
произойдут
существенные
положительные
изменения
показателей
познавательной
активности
в
процессе
экспериментирования. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких
физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в
воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по
цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты,
самостоятельно
проводимые
детьми,
способствуют
созданию
модели
изучаемого
явления
и
обобщению
полученных
действенным
путем
результатов. Развитие познавательной активности у детей дошкольного
возраста
особенно
актуально в
современном
мире,
так
как
благодаря
развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и
детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются
устойчивые познавательные интересы Педагог призван подвести ребенка к
получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его в
оображения.
Именно
в
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую
ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Приложение 3
Актуальность разрабатываемого проекта:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО
особенно остро стоит проблема, организации основного ведущего вида
деятельности
в
познании
окружающего
мира
в
период
дошкольного
детства - экспериментирования. Главное достоинство применения метода
экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе
эксперимента:
дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать
отчет
об
увиденном,
формулировать
обнаруженные
закономерности
и
выводы;
происходит
накопление
фонда
умственных
приемов
и
операций,
которые рассматриваются как умственные умения;
Экспериментальная
работа
вызывает
у
ребенка
интерес
к
исследованию
природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную
активность
и
любознательность
ребенка,
активизирует
восприятие
учебного
материала
по
ознакомлению
с
природными
явлениями,
с
основами математических знаний, с этическими правилами жизни в
обществе и т.п. .
Ожидаемый
результат. Развитие
познавательных
интересов
детей,
расширение
опыта
ориентировки
в
окружающем,
сенсорное
развитие,
развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения
и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме,
темпе,
причинах
и
следствиях и др.).
Новизна. Новизной
данного
опыта
является
комплексное
использование
элементов
ранее
известных
и
современных
методик
детского
экспериментирования
.
И
характеризуется
структуризацией
практического материала для организации развивающей среды в группах
детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольник
ами ДОУ.
Цель проекта
:
Способствовать развитию
у детей познавательной
активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях
детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в
свою очередь приведѐт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям,
создать для этого условия.
2.стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию
об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие
открытия
Сроки проекта:
Проект рассчитан на один год для детей подготовительной группы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в
неделю по 30 минут.
Формы работы:
1. подгруппой-группой;
2.Индивидуальная работа.
План предстоящей деятельности:
1.
Выбираем объект исследования.
2.
Подбираем оборудование.
3.
Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
4.
Проводим эксперимент.
5.
Анализируем результат.
1 этап.
Для выявления общих сведений было использовано наблюдение.
Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае
тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно
прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном
внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены
при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить
наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить
положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
2 этап
.
Был разработан календарно-тематический план работы с детьми
на год по экспериментальной деятельности.
3 этап
.
Для развития познавательной активности детей и поддержания
интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок
экспериментирования».
В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов:
природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители,
продукты (мука, соль, сахар), различные сосуды и других предметов
необходимых для проведения тех или иных опытов.
Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для
пользования контейнерах.
Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие
дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой
природой. Делают и изготавливают схемы зарисовки опыта.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с
семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-
экспериментального проекта.
Картотека занятий
по познавательно-исследовательской
деятельности старший дошкольный возраст:
1Тема: «Наша планета - Земля»
Цель:
Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы;
обобщить знания о Земле, как планете.
Ход:
Воспитатель, плавно вращая глобус, обращает внимание детей на то, что
глобус прообраз нашей Земли.
-Земля, на которой мы живем, имеет форму шара. Это доказали
космонавты во время полетов в космос. Ученые сделали модель Земли
и назвали ее глобусом. Посмотрите, вода на нем показана синим цветом,
суша — зеленым, желтым- пески, коричневым- горы. Земля окутана слоем
воздуха, которым мы дышим. Мы с вами познакомимся со свойствами
земли,
воды и воздуха.
1.
Верхний
слой
земли,
на
котором
растут
растения,
называется
почвой. У
многих трав, деревьев, кустарников корни уходят глубоко в землю и
извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и
развития. Но растения могут жить не во всякой почве. В плодородной
почве много старых отмерших листьев, травы, корешков. Они
перегнивают и дают растениям питание. В песке и глине нет питательных
веществ или их там мало, поэтому растения там не могут жить или плохо
развиваются. Но у песка есть свои отличия и у глины тоже есть и они
тоже приносят пользу.
Опыт:
Взять три стакана и поместить в них воронки. В одну воронку
насыпать почву, в другую — столько же песку, в третью — размягченной
глины. Налить одновременно в три стакана одинаковое количество воды.
Вывод: для лучшего роста растений необходима почва.
Воспитатель: Где можно применять глину и песок? Какую пользу они
приносят
природе?
(Зарисовать
результаты
опыта
в
«Тетрадь
для
экспериментирования»)
Тема: «Вода»
Цель:
Создать условия для ознакомления детей со свойствами воды, ее
характерными особенностями, , о пользе и применение воды
для человека и всего живого на Земле. Довести до понимания, что о воде
нужно тоже заботиться и охранять ее.
Ход:
В гости к детям пришел Капитошка. В руках — стакан с водой.
Воспитатель: Здравствуй, Капитошка. А что ты такое принес?
Капитошка: Я только что проходил мимо родника и решил водицы
попить. Да так она мне понравилась, что я ее и вам принес. стакан.
Изображение
на
экране
разных
водных
стихий.Вода
бывает
разная:
соленая
морская,
пресная
речная.А
кто-нибудь
пробовал
родниковую
воду?
Родниковая вода — самая полезная и чистая вода. Она выходит из самых
глубин земли. Но в наших домах тоже есть вода. А она откуда? Рядом
реки нет, моря или озера тоже нет.
Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают(показ слайдов)
в специальном месте. Это водоочистительное сооружение. Сначала вода
проходит
через специальные решетки,
дальше через сетку
в
больших
бассейнах вода отстаивается очищается, потом через фильтры, где вода
становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные
трубопроводы. Вода по эти трубам поступает к нашим домам до самых
высоких этажей.
Упражнения:
1.Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Имеет ли она запах?
2.Налить немного воды на стекло. Что происходит? Она растекается.
3.Взять стакан с водой, опустить туда ложку. Видна ли она? Вода
прозрачная.
4.Бросить в стакан с водой сахар или соль.
Попробовать .Растворилось вводе.
5.Немного воды налить на поверхность и поставить на солнце. Через
некоторое время воды не станет. Она испаряется.
Под воздействием солнечных лучей вода испаряется и поднимается в
виде невидимого пара наверх. В воздухе переохлаждается и
превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Из облака на
землю вода выпадает в виде дождя или снега.(Показ слайда)
Воспитатель:. Вот только я думаю, что хотя на Земле воды много, но ее
нужно охранять. А вы, ребята, как думаете? (ответы детей)
-Я предлагаю подумать ребятам: как можно воду охранять. А затем
проведем соревнование: чья команда больше ответов назовет — та и
победит. Свои ответы можно нарисовать.
-Какие вы молодцы! Вы все правильно сказали. А сейчас
вместе составим памятку по охране воды, разукрасим ее и вывесим у
входа в детский сад.
Памятка:
1.Закрывать кран с водой.
2.Не пускать воду сильной струей.
3.Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну
доверху.
4.Содержать реки, озера, пруды в чистоте, не засорять берега.
Воспитатель: Спасибо, , ты нас многому научил. Дети вместе с
вывешивают памятку у центрального входа.
2.Тема: «Снег и лед»
Цель:
Создать условия для развития интереса к наблюдению за снегом и
льдинками; для выявления их характерных особенностей; развивать
способность сравнивать.
Оборудование: альбомы, краски, ватные тампоны, ватные палочки,
кисти, шерстяные нити; льдинки, снег в стакане, стаканчики.
Ход:
Капитошка в теплой одежде приглашает ребят понаблюдать за
падающими снежинками.
После наблюдения за падающим снегом предлагает их нарисовать,
применяя разные техники. Рассмотреть работы детей, выслушать
объяснения своего рисунка.
Предложить поставить опыты:
1.Положить в один стакан кусочек льда, в другой — комочек снега.
Поставить в сторону. Что быстрее растает? Сравни по цвету. Почему их
нельзя есть?
2.Положи картинки под кусочек льда и кусочек снега. Что ты заметил?
Как это свойство можно назвать? (прозрачный)
3.Положить лед и снежок на ткань на столе. Ударить чем-то тяжелым.
Что ты увидишь? Как это свойство называется? (хрупкий)
4.Подумай, как из воды получить лед? Проведи опыт дома. Предложить
сделать цветные гирлянды и принести в детский сад для украшения
участка.
Результаты опытов зарисовать в
«Тетрадь для экспериментирования».
3.Тема: «Роса»
Цель: Создать условия для развития интереса к наблюдению за росой;
для выявления характерных особенностей росы(прозрачная, холодная,
жидкая);дать сведения о пользе росы.
Ход:
Воспитатель:Ребята, угадайте, о чем эта загадка:
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
-Как вы догадались? (ответы детей.)Послушайте, с чем еще сравнивают
росу в загадках:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.
Вопросы:
Чем роса похожа на капельки дождя?
В какое время суток она образуется? Почему утром?
В какое время года можно наблюдать росу?
Почему роса не появляется зимой?
Роса — это хорошо или плохо?
Видя, что дети заняты рассуждениями о росе, предлагает поиграть в игру.
Дети — это маленькие капельки-человечки. Днем они очень подвижны,
летают в воздухе, резвятся. А с наступлением темноты, когда становится
холоднее, они замедляют свое движение. Чтобы им согреться и отдохнуть
— они опускаются на землю в виде капелек росы.
Воспитатель: А теперь вызовем росу к нам в группу.
1.Холодную металлическую крышку поднести к носику горячего чайника.
На крышке появляются капельки воды.
2.Горлышко стеклянной банки поднести к носику горячего чайника, банку
затем перевернуть вверх дном и поставить на стол. Через некоторое
время воздух в ней охладится и «выпадет» роса.
Свои наблюдения дети рисуют в «Тетради экспериментирования».
Воспитатель:
- Утренняя роса
-Добрая слеза.Ею лес умывается,
С ночкой прощается.
-А еще я знаю много народных примет. Послушайте:
Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде.
Если роса падает утром — к хорошей погоде.
Соловей начинает петь тогда, когда может напиться росы с березового
листа.
-На этом наше занятие заканчивается. Давайте в дальнейших наших
наблюдениях попробуем проверить правильность примет.
4.Тема: «Воздух»
Занятие 1.
Цель:
Создать условия для ознакомления детей с физическими свойствами
воздуха, для развития любознательности и расширения кругозора.
Оборудование: Аквариум с водой, стеклянная банка, стакан,
целлофановый пакет, резиновые мешочки, бумажная салфетка, кубики,
шарики.
У каждой подгруппы детей тазик с водой, стаканчики по количеству
детей, кубики, шарики, резиновые и целлофановые мешочки.
Ход:
В гости к детям пришел Кузя-домовенок, но не с пустыми руками, а с
подарками.
Воспитатель: Кузя, здравствуй. Как мы рады тебя видеть! Я знаю, что ты
с пустыми руками к детям не ходишь. Что ты принес на этот раз
ребятам? Кузя: А вот посмотрите, какое чудо-чудное я приготоРебята,
посмотрите, может, вы увидите, что здесь
спрятано?( ответы детей)
Кузя: Нет, в ней есть кое-что, просто вы это не смогли увидеть. Кузя
предлагает детям наполнить мешочек кубиками. Добавляя кубики,
обращает внимание детей на то, что мешочек делается выпуклым. Тоже
самое проделывают, наполняя мешочек шариками. По мере наполнения,
мешочек делается выпуклым.
Вот видите, чем больше содержимого в мешочке, тем больше туда
положили чего-то.
Воспитатель предлагает Кузе и детям взять целлофановые мешочки,
закрутить отверстие. Продолжая скручивать, наблюдать, как мешочек
надувается, увеличивается в размерах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мешочек стал выпуклым? Но ведь
выпуклым можно сделать мешочек, если в него что-нибудь положить. А
что же с нашим мешочком произошло? (ответы детей)
Кузя: Конечно, ваши мешочки раздувал воздух. Вот только как вы
думаете, воздух был до скручивания, или только появился в момент
скручивания? (ответы детей)
Какой же тогда подарочек я вам приготовил в своей баночке? (воздух)
Воспитатель; Скажите, пожалуйста, а воздух можно обнаружить только
таким способом или ты знаешь еще что-нибудь интересное?
Кузя:
Конечно
знаю.). Вначале
нужно
смять
салфетку,
прикрепить
ее
властелином ко дну стакана. Стакан перевернуть отверстием вниз и, не
наклоняя, опустить ваквариум с водой.
Как вы думаете, вода в стакане есть?( Большинство детей ответит »).
Давайте проверим: вытащим стакан из воды. Салфетка сухая, не
намокла — значит, воды в стакане не было. Тоже делают дети за своими
столами.
Воспитатель: Кузя, ты такой интересный подарочек принес детям.
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что нового вы узнали?
А что понравилось и почему? Спасибо большое, Кузя. Приходи к нам
еще. А мы с ребятами нарисуем сегодняшнее занятие. (Работа в тетради
для экспериментирования)
5.Занятие
«Как обнаружить воздух?»Цель:
Создать условия для ознакомления детей с физическими свойствами
воздуха, для понимания детьми того, что воздух есть не только в
комнате, но и повсюду; для развития любознательности и расширения
кругозора.
Оборудование: на столе аквариум с водой, несколько тазиков с водой,
стаканы с водой, соломки для коктейля, кусочки губки, кусочки кирпича,
немного земли.
Ход:
Пришедший в гости к детям Кузя машет около лица рукой, как опахалом.
Жалуется на жару.
Воспитатель: Кузя, если тебе жарко — попей водички. А зачем же ты
руками машешь?
Кузя: Меня так холодок обдувает и мне не сильно жарко.
Воспитатель: Как интересно! Кузя, а ты знаешь, почему при этом не так
жарко?
Предлагаю всем помахать рукой около лица, подуть на руку. Что вы
ощущаете? ( ответы). После ответов детей, обобщаю, что эти ощущения
вызваны
движением
воздуха.
Мы
можем
чувствовать
воздух,
хотя
не
видим его.
Предлагаю Кузе и детям взять соломинку, опустить одним концом в
воду и слегка подуть. Что мы видим?( пузырьки) Чем это вызвано?
Объясняю, что мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде
пузырьков. Следовательно, если в воде наблюдаются пузырьки, то
это значит, что в ней появился воздух.
Предлагаю посмотреть на стаканы с водой. На стенках видны
пузырьки — это пузырьки воздуха. Значит и воде тоже есть воздух.
Предлагаю посмотреть на стол и подумать, в чем еще может быть
воздух. После обсуждений, выбираю по очереди губку, кирпич,
землю.
В губке видны дырочки. Чем они заполнены? Давайте опустим губку
в воду. Что видим? (Пузырьки — это воздух).
При погружении кирпичика — видим выделение пузырьков воздуха.
При бросании земли в воду мы тоже наблюдаем пузырьки. Значит
в земле тоже есть воздух.
Кузя: Ух, ты, как интересно! Оказывается, воздух есть повсюду: в
комнате, в стакане, в кирпичиках. Спасибо большое! Мне пора уходить.
До свидания.
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Понравилось ли оно
вам? Что нового сегодня узнали?
Занятие 3.
«Где есть воздух?»
Цель:
Создать условия для закрепления и обобщения ранее пройденного
материала. Показать значение воздуха в жизни человека.
Ход:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем говорить о свойствах воздуха, а
Кузи что-то нет. Не знаете, что случилось?
Стук в коридоре и с шумом врывается Кузя.
Кузя: Извините, пожалуйста. Я очень хотел детям сюрприз показать- вот
и опоздал. Ребята, хотите, я вам кое-что покажу?
На экране показывается сюжет мультфильма с ветряной мельницей;
парусника, который несется по волнам. Кузя рассказывает детям о том,
как приводятся они в движение при помощи ветра.
-Ребята, а вы какие примеры о свойствах воздуха можете вспомнить и
рассказать?
Дети подходят к столу с приготовленным оборудованием ( султанчики,
вертушки, полоски бумаги, мыльные пузыри, игрушечный парашют). Дети
по очереди выбирают предмет, рассказывают о свойстве воздуха,
демонстрируя работу предмета. Все рассказы сводятся к тому, что воздух
может перемещаться и перемещаясь, заставляет двигаться другие
предметы.
Воспитатель показывает игрушку- ветрянок и спрашивает, что заставляет
ее вращаться. После выяснения, что ее заставляет двигаться воздух,
воспитатель предлагает детям и Кузе изготовить такую же игрушку.
Приложение 4.
Отчет по самообразованию на тему
«Познавательно- исследовательская деятельность старшего
дошкольного возраста»
Задачи:
1. формировать у детей мышление , воображение, мировоззрения ребѐнка
средствами экспериментирования;
2.развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования
3. установление причинно-следственной зависимости;
3.умение делать выводы, фиксировать результат а также развитие внимания,
восприятия, мышления;
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности в группе «Радуга» был создан уголок
«Научная
лаборатория». Лаборатория
создана
для
развития
у
детей
интереса
к
исследовательской
деятельности,
где и
происходит
развитие первичных
научных
представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности мыслительных
операций (анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация,
наблюдение).
Это
работа
в
лаборатории
предполагает
превращение
детей
в
«ученых»,
которые
проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
В
лаборатория
имеется
(прозрачные
и
непрозрачные
сосуды
разного
объѐма
(пластиковые
бутылки,
стаканы,
миски
и
трубочки,
воронки,
мерные стаканы, тарелки, бросовый материал ,камешки, песок, ракушки,
семена,
инструменты
для
опытов лупа,
термометр,
магнит,
зеркало,
песочные часы).
Место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции;
редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих
открытий,
которые
вызывают
у
детей
чувство
удовлетворения
от
проделанной работы. Детям нравятся занятия- экспериментирование, на
которых совершают самостоятельные первые свои открытия, учатся делать
выводы объяснять, анализировать. С огромным удовольствием проводят
опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, льдом, водой,
магнитом, и пр. Учимся
рассматривать
через
лупу и
сравнивать
соль
морскую и мелкую .Находить различие и сходства в объектах. По теме:
«Вода» проводили опыты: что может произойти с водой если добавить
краситель,
сахар,
муку,
делали
выводы
,что
вода
быстро
растворяет
вещества и меняет цвет.
Так
же
в
процессе
экспериментирования
стимулирую
детей
на
наводящие
вопросы,
«как
вы
думаете!,
что
получиться?».
Проводили
опыты с овощами, дети узнали, что картофель погружается на дно, а
помидор и лук держится на воде.
Имеются дневники опытно - экспериментальной деятельности. В этих
дневниках мы фиксируем результаты экспериментов, делаем поэтапные.
зарисовки.
После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при
уборке рабочего места.
Вывод
В
результате
регулярной
и
систематической
экспериментальной
деятельности
с
различными
объектами
дети
перешли
к
самостоятельной отысканию самого решения. Дети сами проявляют
инициативу и творчество в решении проблемных задач.