Автор: Дриевская Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хоринский детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Хоринский район, село Хоринск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного
возраста в ходе реализации ФГОС
«Чем больше уверенности в движении
детской руки, тем ярче речь ребенка,
чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является
развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными
доказано,
что
развитие
руки
(мелкая
моторика
и
координация
движений
пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная речь.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап
перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни
ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в
жизни человека.
Проблема
развития
мелкой
моторики
у
детей
младшего
дошкольного
возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного
образования».
Представлена
в
целевых
ориентирах
на
этапе
завершения
дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают
серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно
начинать,
задолго
до
поступления
в
школу,
а
именно
с
самого
раннего
возраста.
На
начальном
этапе
жизни
именно
мелкая
моторика
отражает
то,
как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не
могут
застегивать
пуговицы,
сандалии.
Им
бывает
трудно
собрать
рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой, они плохо раскрашивают рисунки.
Поставила цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой
моторики рук у детей младшего возраста.
Определила задачи:
1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.
2.
Способствовать
развитию
речи
и
расширению
словарного
запаса
посредством пальчиковых игр.
3.
Совершенствовать
предметно-пространственную
развивающую
среду
группы.
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в
детском коллективе.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя
решить без участия родителей. С родителями была проведены родительские
собрания, консультации «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»,
оформлена
папка-передвижка
«Игры
и
задания
для
развития
мелкой
моторики»,
информация
для
родителей
«Пальчиковая
гимнастика
для
младшей группы». Провела индивидуальные беседы с родителями детей с
плохо
развитой
моторикой
рук
«Развиваем
мелкую
моторику
дома»,
предложила поиграть в
несложные игры, например с крупой «Найди что
спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой и др.
Следующий аспект – это занятия кружка «Наши пальчики играют». Кружок
работает уже 2 года, проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от
образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по
подгруппам.
Цель кружка:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений
пальцев рук.
Задачи: развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
формировать добрые взаимоотношения между детьми;
развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться
Формы
работы:
пальчиковые
игры,
игры
с
предметами
и
материалами,
массаж рук.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые
игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во
время утреннего приема, после сна, на прогулках. В группе есть картотека
пальчиковых игр, которая постоянно пополняется
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев
руки оказывает массаж. Использую для массажа мячи ежики, карандаши,
шишки. Есть картотека массажа мячами-ежиками.
Очень нравятся детям игры-шнуровки, они
развивают сенсомоторную
координацию,
мелкую
моторику
рук;
развивают
пространственное
ориентирование,
способствуют
усвоению
понятий
"вверху",
"внизу",
"справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.
Самая любимая игра – это игры с прищепками – они
развивают мелкую
моторику,
пространственное
воображение,
способствуют
развитию
интеллекта и мышления, а также становлению речи. Если вначале это были
простые
игры
–
нацепить
прищепки
вокруг
формы,
то
сейчас
это
уже
получается полный шедевр.
Используем счетные палочки. Мои малыши, особенно мальчики, любят
выкладывать из палочек контуры предметов по образцу.
Малыши
любят
игры
с
мелкими
предметами
-
пазлы,
лото,
мозаика,
выкладывание узоров из пробок и пуговиц. Одно из любимых занятий – это
обрывание бумаги, салфетки. Подарок для мам к 8 Марта – это открытка,
сделанная своими руками. Дети обрывали салфетки, скатывали в комок и у
нас получилась мимоза.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также
различные
виды
продуктивной
деятельности:
рисование,
лепка,
конструирование.
Используем
в
работе
с
детьми
раскраски,
дети
с
удовольствием раскрашивают их.
Таким образом, видно, что проводимая работа разнообразна и широко
представлена.
Создавая
в
группе
необходимую
развивающую
среду,
способствующую
развитию
мелкой
моторики,
учитывая
возрастные
особенности
детей,
получив
поддержку
и
помощь
родителей,
смогли
добиваться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к
заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по
развитию
мелкой
моторики
рук
у
детей
способствует
формированию
интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры
головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и
психического здоровья ребенка.
Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием
рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена
дальнейшая
работа
по
развитию
мелких
движений
руки
ребенка,
что
позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в
интеллектуальном
развитии.
Проведена
диагностика
определения
уровня
развития мелкой моторики.
Литература
Большакова С.В. «Формирование мелкой моторики рук» Москва, 2010г.
Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики- развиваем речь» Санкт-Петербург,
2011г.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. «Играем пальчиками-развиваем речь». Москва,
2008г.
Шмелева С.Б. «Пальчиковые игры», Москва, 2010г.
Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»
(первая младшая группа)
Валентина Николаевна Дриевская
•
Актуализация.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей,
имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй
половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а
в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин:
ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей,
увеличение числа патологий беременности (родовые травмы, социальные
проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети
нуждаются в помощи специалистов.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-
Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой
моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт,
что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для
развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного
мозга.
Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей
группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы
прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи,
неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного
запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые
дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной
литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая
моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию,
аппликации, лепке.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики
через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»
•
Цель:
Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на
активизацию речи младших дошкольников.
•
Задачи: Для воспитателя
Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование
увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по
теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в
соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд
для родителей.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду.
Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей,
использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
•
Участники проекта
Воспитатель группы: Дриевская В.Н.
Воспитанники группы
Родители воспитанников группы.
•
Гипотеза:
Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой
моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более
четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст
положительную предпосылку для развития связной речи у детей.
•
Этапы проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание
проекта, прогнозирование результата.
Была подобрана и изучена литература по теме:
Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики»
Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях
в детском саду»
Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей
общих речевых навыков. 2 -3 года»
Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи»
Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Для родителей провели собрание «Ловкие пальчики. Развитие мелкой
моторики».
Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о
значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием.
Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми,
игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в
детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой
моторики в домашних условиях.
Основной этап. Приступая к основному этапу проекта я собрала картотеку
пальчиковой гимнастики по лексическим темам на весь учебный год.
Сентябрь «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»
Октябрь «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»
Ноябрь «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»
Декабрь «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»
Январь «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»
Февраль «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый
гусь»
Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»
Апрель «Раз – весна.», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в
гнезде»
Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»
Изготовили «Информационный стенд для родителей», который содержит
рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях,
приемы самомассажа и массажа, пальчиковые упражнения и игры.
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную
работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например,
прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным
проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее
всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок «Я колечко
примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне
здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора
«Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем».
Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики,
подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как
часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в
индивидуальной работе, на прогулке. Осваивая приемы пальчиковой
гимнастики педагогу необходимо соблюдать некоторые правила:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом
отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не
только позволит подготовить малыша к правильному выполнению
упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя
собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст
частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст
разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с
движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и
возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру,
показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей
ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.
Поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью
взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если
возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте
игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают
что-то неправильно, поощряйте успехи.
На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с
предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети
используют в свободной деятельности:
Игра «Волшебные дорожки»
Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным
проговариванием стихотворения.
Игра «Найди и назови животное»
Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких
животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо
правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом
стихотворение.
Игра «Веселая гусеница»
Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с
проговариванием стихотворения
Так же дети с интересом перекладывали теннисные мячики ложкой из одной
емкости в другую.
Выкладывали буквы и цифры на магнитную доску, составляли узоры из
мозаики.
«Счеты». Используются как массажер и для передвигания косточек. Можно
одновременно проговаривать стихотворение.
«Лабиринт»
Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с
проговариванием стихотворения.
«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть
дорога!»
«Умные шнурочки»
Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия,
составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины
разного цвета и формы, составляя бусы.
Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и
актуальностью проблемы.
Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало
интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой
моторики.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной,
эмоциональной.
Результат проекта
•
Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию
и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались
играми и пособиями в свободной деятельности.
•
Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной,
улучшилась память.
•
Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры
с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Исходя из этого мной было принято решение продолжить работу по
наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать
мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными
и интересными для детей.
Список использованной литературы и интернетресурсов:
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на
занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей
общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»