Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: проект
Тема: "Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда""Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда"
Раздел: среднее профессиональное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
357633, г.Ессентуки, пер.Садовый,8а
Тел/факс (87934) 74290. E-mail: alenu23@yandex.
ru
Тема проекта: «Использование информационных
образовательных технологий в работе учителя-логопеда»
Выполнила:
Семенович Алла Эдуардовна, учитель-логопед,
МБДОУ детский сад
№ 23 «Аленушка» г. Ессентуки
Ессентуки 2019 год
1.Актуальность проекта.
Образование,
представляя
собой
одно
из
основных
средств
развития
личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем,
т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам
общества в данную эпоху.
Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее
время.
Непрекращающийся
технический
прогресс,
глобализация
общественных
отношений,
доступность
информации
требуют
и
нового
подхода
к
образовательной
деятельности.
Поэтому
тема
использования
информационно-образовательных
технологий
в
процессе
образовании
(и
коррекционной
деятельности
в
частности)
является
очень актуальной
в
настоящее время.Врамках нашего проекта будет происходить актуальное в
настоящее
время внедрение и освоение в коррекционно-образовательном
процессе современных компьютерных технологий.
У большинства современных детей, посещающих логопедические занятия,
проблемы
в
развитии
восприятия,
внимания,
памяти,
мыслительной
д е я т е л ь н о с т и ,
р а з л и ч н а я
с т е п е н ь
м ото р н о го
н е д о р а з в и т и я ,
несформированность пространственных представлений, особенности приема
и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к
обучению,
нежелание
посещать
дополнительные
занятия,
нестабильное
психоэмоциональное
состояние,
пониженная
работо спо собно сть,
повышенный тонус организма, у детей трех-пятилетнего возраста участились
случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.
Для
ребенка
дошкольного
возраста
игра
–
это
ведущая
деятельность,
в
которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у
компьютера
имеются
широкие
возможности,
потому
что
правильно
подобранные
развивающие
компьютерные
игры
и
задания
являются
для
ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети
получают
эмоциональный
и
познавательный
заряд,
вызывающий
у
них
желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как
познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки
развития логического мышления.
2. Проблема проекта.
Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме
изучения
и
коррекции
общего
недоразвития
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
а
также
по
проблемам
информатизации
специального образования и применения компьютерных средств обучения в
специальной
педагогике
показал
недостающую
изученность
вопросов,
касающихся повышения эффективности коррекции нарушения развития у
д е т е й
с т а р ш е г о
дошкольноговозраста.Всвязисэтимособуюактуальностьприобретаютисполь
зованиекомпьютерной технологии, позволяющей повысить эффективность
логопедическойработы.
Создание
системы
работы
с
использованием
компьютера
для
работы
с
родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования
у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе,
широко
применяющем
информационные
технологии.Особенностиразвития
современных
детей
свидетельствуют
о
том,
что
они
отличаются
от
их
сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании,
коррекции
и
развитии.
Чтобы
заинтересовать
их,
сделать
обучение
осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы
развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом
занятии
должен
быть
несколько
другой,
более
индивидуализированный.
Решить
эту
проблему
можно
с
помощью
информационной
технологии
обучения
–
это
педагогическая
технология,
применяющая
специальные
способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику,
компьютеры) для работы с информацией
3. Цель проекта.
-Использование
информационно–образовательных
технологий
в
воспитательно-
образовательном
процессе
для
создания
единой
информационной среды.
-повышение
мотивации
и
активности
ребенка,
эффективности
логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития
детей логопатов
-создание системы работы с использованием компьютера для развития
ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к
жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные
технологии;-внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы
логопеда
4. Задачи проекта.
-расширение
кругозора
дошкольников,
развитие
их
познавательных
процессов
-повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного
типа
информации,
понятного
детям
и
значительно
улучшающего
восприятие
информации,
что
реализует
принцип
наглядности
и
доступности материала)
-повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная
-активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики
рук;
-
формирование
теоретического,
творческого
и
рефлексивного
мышления
обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития-подготовка
детей
к
миру,
построенному
на
цифровых
технологиях.внедрение
компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда
5. Ожидаемые результаты
- Повышение эффективности процессаобучения.
- Активизация познавательной деятельностидетей.
- Повышение уровня профессиональногомастерства.
- Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательно-
образовательном процессе.
-
Повышение
заинтересованности
участия
ребенка
в
коррекционно-
образовательном процессе, расширение кругозора ребенка;
- Повышение владения техническими навыками обращения с компьютером;
воспитание личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
6. Сроки разработки и реализации проекта.
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г.)
II этап – организационно-проектировочный (октябрь– ноябрь 2017г..)
III этап – практический (декабрь -2017 г. по май 2018 г.)
IV этап – аналитический (май 2018 г.)
7. Ресурсы проекта
Научно–методические:
–разработка механизма, критериев и показателей оценки
результативности реализации проекта;
–внедрение системы методических консультаций по ходу
реализациипроекта;
–накопление методических пособий с рекомендациями по
использованию ИКТ в работе с детьми.
Информационные:
–формирование банка данных по реализациипроекта;
– мониторинговыемероприятия;
организациямероприятийпоинформированию общественности о ходе
реализации проекта
Материально–технические:
-приобретение технических и дидактических средств обучения;
8. Практическая часть проекта
I этап – подготовительный (сентябрь 2017 год)
Задачи
Мероприятия
Формы работы
Разработка
структуры
внедрения
использования
ИКТ
в
воспитательно–
образовательном
процессе
у ч и т е ля –
логопеда
Накопление
информации
по
данному
вопросу,
планировани
е возможного
включения
ИКТ
в НОД
детей.
Использование
и
создание
презентаций, видео- роликов по
всем
лексиче ским
т е м а м ,
физминуток
с
музыкальным
сопровождением.
II этап – организационно-проектировочный (октябрь-ноябрь 2017 г.)
Приобретение мульти-
медийных
программ
для
создания компью-
терногокружка
Накоплениему
льтимедийны
хпрограмм.
Создание
библиотеки
CD
д и с к о в ,
у ч и т ы в а ю щ и х
возрастные
особенности
и
возможности
детей,
а
также
развивающей и познавательной
направленности.
Включение в сетку не-
посредственно образо-
вательной
деятельности
детей
комплексных
занятий
с
и с п о л ь з о в а н и е м
ИКТкружка
Ознакомитьс
я
с
действующи
ми
нормами
и
требованиям
и СанПиН к
занятиям
с
применением
ИКТ
технологий
составить сетку НОД с
учетомСанПиН;
–
оформитьрабочийкабинет;
подготовить картотеку
физминуток и гимнастики
дляглаз;
разработать
вводные
занятия
длявоспитанник о в по
технике
безопасности
при
работе
с
компьютером.
Создание анкет для
родителей и детей.
Анкетирован
ие родителей
и
д е т е й
с
целью
выяснения
возможносте
й
использован
ия
компьютерн
ых
материалов
Подбор игр и упражнений,
возможных для закрепления
материала родителями
III этап – практический (декабрь 2017г – май 2018г)
Задачи
Мероприятия
Формыработы
О б н о в л е н и е
и
обогащение
предметно–
развивающей
среды
к а б и н е т а учителя–
логопеда
Приобретени
е
необходимых
мультимедий
ных
программ
Для
обуч ения
работы
н а
персональном
компьютере
приобретение
комплекта
CD
дисков
серии
«Бука
СОФТ».
Для
развития
интеллекта
и
психических
процессов
серию
р а з в и в а ю щ и х
д и с к о в
п с и хол о ги ч е с ко го
ц е н т р а
Адалин.
Серию
программ,
разработанной
Санкт–Петер-
б у р г с к и м
и н с т и т у т о м
биологической
обратной
связи
«Учимся и оздоравливаемся»
Обеспечение
пропаганды
педагогических
знаний
и
результатов
работы
учителя–лого-
педа перед родителями
и общественностью
Создание
презентаций
и проведение
открытых
просмотров
р а б о т ы ком-
пьютерного
к р у ж к а для
родителей
ипедагогов.
С о з д а н и е
п р е з е н т а ц и й :
«Организация
работы
детей
старшего дошкольного возраста
в освоении
ИКТ–технологий»,
«Использование ИКТ в ра- боте
п е д а г о г о в Д О У » , «Система
работы
с
деть-
ми
старшего
д о ш ко л ь н о го
в о з р а с т а
в
освоении
ИКТ».
Проведение
открытого
занятия«Коррекционная
работа
с
д е т ь м и
н а
з а н я т и я х с
использованием
ИКТ»
для
р о д и т е л е й
н а
родительскомсобрании.
А п р о б и р о в а н и е
и
в н е д р е н и е
И К Т
в
коррек-ционно–
образователь-
ный
процесс
Отработка
и
коррекция
п л а н о в
и
содержания
де-
ятельности
Систематизациянакопленногооп
ыта.
IV этап – аналитический( май 2018г)
Задачи
Мероприятия
Формыработы
Анализ
результатов
ре-ализации
проекта, кор-
ректировкасо
держания,
подведение
итогов
Разработать
систему
ов-
ладения
воспитанника
-
м и
навыками
р а б о т ы
н а
компьютере
В
результате
изучения
данного
курса
дети
будутзнать:названияифункцииосновных
ч а с т е й
к о м п ь ю т е р а ;
т е х н и к у
безопасности
и
правила
поведения
в
компьютерном кабинете.
Буд у т уметь:
использовать
в
работе
клавиатуру
и
мышь;
называть
части
компьютера;
сравниватьпредметы,объединятьвгруппы
попризнакам; находить закономерности
в
и з о б р а ж е н и и
предметов;составлятьцелоеизчастейидру
гое.
Трансляцияпе
дагогиче-
Обобщениеоп
ытарабо-
Представление презентаций,
скогоопыта
ты и
представлени
е его на
мероприятиях
МБДОУ
«Организация работы детей старшего
дошкольного возраста в освоении ИКТ
технологий
Использование ИКТ в работе педагогов
Открытый просмотр
непосредственно
образовательнойдеятельности
«Коррекционная работа с детьми на
комплексных занятиях
Разработатьп
рограмму
Дополнитьраб
очуюпро-
По просьбе родителей включить в
рабочую про-
действийучит
еля–лого-
грамму;
пополнятьбан
к
грамму раздел по освоению работы на
персо-
педа на
следующийпе
-
презентаций и
видео-
нальномкомпьютере для детей средней
группы.
риодреализац
иипроек-
роликов;
созданиепре-
Занятия начинаются с января и не более
5 – 7
та с
учётомполуче
нных
зентаций,
видеороликов,
минут, один раз в неделю.
результатов
9. Заключение.
В процессе реализации проекта были разработаны и представлены (на
городском методическом объединении, педсовете):
–презентации:
«Компьютерные
технологии
на
занятиях
с
дошкольниками»,
«Использование
ИКТ
в
работе
педагогов ДОУ»,
«Взаимодействие
учителя–логопеда
и
музыкального
руководителя
в
формировании
звукопроизношения
у
дошкольников»,
«Интегрированное
занятие как средство развития ребенка», «Реализация принципа интеграции
образовательных
областейвсоответствиисФГОС»,«Планированияинтегрированныхикомплекс
ныхзанятий»,
-
создана
электронная
база
методической
литературы,
презентаций
и
видеороликов по всем лексическимтемам;
-
апробированымультимедийныепрограммы:«Общееречевоеразвитие»,
«Учимся играть на компьютере», «Развитие интеллекта», «Учимся читать»,
«Подготовка к школе».
- создана страница учителя- логопеда на сайте ДОУ
- -
п р о в о д и м а я
Н О Д
с
в о с п и т а н н и к а м и
д о п о л н я е т с я
презентациями(«Фрукты»,«Временагода»,«Птицы»,«Русскаяизба»,«ДеньПоб
еды»,«Профессии», и другие), видеороликами, «Пробуждение природы», «И.
Бунин.Листопад»,«Осеннеенастроение»,«Жизньлисы»,«Волки»,«Зимнееутро
»идругие, скачанными изинтернетресурсов;
–кабинет пополнился мультимедийными программами психологического
центра "Адалин" («Развитие интеллекта», «Подготовка детей к школе»,
« О б у ч е н и е
ч т е н и ю » ,
« О н л а й н
букварь»сериейпрограмм,разработанныхСанкт–
Петербургскиминститутомбиологической
обратнойсвязи(«Азбуказдоровья»,«Одинмного»,«Слевасправа.Вверхувнизу
»идр.);
–подготовлена
и
проведена
серия консультаций и
мастер–класс
для
педагогов ДОУ и учителей–логопедов по теме «ИКТ в работе педагога»;
–для родителей дошкольников размещены консультации на сайте ДОУ и
персональном сайте;
–родительские
собрания
проводятся
с
демонстрациейпрезентаций;
-
воспитанники
группы
активно
участвуют
во
Всероссийских
и
международных
интеллектуальных
онлайн
викторинах
и
конкурсах,
з а н и м а ют
п р и з о в ы е
м е с т а
и
н е од н о к р ат н о
н а г р а ж д а л и с ь
дипломамилауреатов;
–удобство
хранения,
редактирования
и
доступа
к
большим
объемам
информации:-
оформление
отчетной
и
текущей
документации;
использование
сети
Интернет
для
самообразования (нахождение
электронных
учебников,
статей
по
необходимой
тематике);
создание
электронного
банка
данных:
воспитанников,
педагогов,
родителей;
---
постоянно
пополняется
медиатека
наглядных,
демонстрационных,
электронных материалов к занятиям;
10. Список литературы
1.
Бабакова
Т.Интеграциязанятийнаосновекомпьютерныхпрограмм.//Дошкольноев
оспитание.–1994.–№ 5.–с.32–35.
2.
БеспалькоВ.П.Образованиеиобучениесучастиемкомпьютеров(педагоги
катретьеготысячелетия).–М.: МПСИ,2002.
3.
Волошина,О.В.Развитиепространственныхпредставленийназанятияхин
форматикивдетскомсаду. Информатика. – 2006. – №19.
4.
ГабдуллинаЗ.М.Развитиенавыковработыскомпьютеромудетей4–
7лет.Волгоград:Учитель,2010.
5.
Горвиц,Ю.М.идр.Новыеинформационныетехнологиивдошкольномобр
азовании.Ю.М.Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. – М.: Линка–
Пресс, 1998. – 328с.
6.
Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных
технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
7.
Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя.
Ростов- на-Дону.
8.
Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и
компьютерных технологий для повышения качества обучения.
9.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и
компьютер. М.,2007.
10.Кукушкина О.И. Текстовый редактор MS Word и развитие письменной
речи детей. М., 2004.
11.Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии:
обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
12.Логопед (журнал), № 5/2008.
13.А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он
же. Основы педагогического дизайна.
14.Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в
России» № 753/23-16 от 25.05.01.
15.Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов на Дону,
«Феникс», 2009 г.
16.Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном
процессе ДОУ.
17.Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М., «Сфера», 2009
г.
18.Шпаргалки для учителя-логопеда ДОУ. Справочное пособие для
учителя-логопеда. Санкт-Петербург, «Каро», 2007 г.