Напоминание

"Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда""Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда"


Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: проект
Тема: "Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда""Использование информационных образовательных технологий в работе учителя-логопеда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

357633, г.Ессентуки, пер.Садовый,8а

Тел/факс (87934) 74290. E-mail: alenu23@yandex.

ru

Тема проекта: «Использование информационных

образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Выполнила:

Семенович Алла Эдуардовна, учитель-логопед,

МБДОУ детский сад

№ 23 «Аленушка» г. Ессентуки

Ессентуки 2019 год

1.Актуальность проекта.

Образование,

представляя

собой

одно

из

основных

средств

развития

личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем,

т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам

общества в данную эпоху.

Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее

время.

Непрекращающийся

технический

прогресс,

глобализация

общественных

отношений,

доступность

информации

требуют

и

нового

подхода

к

образовательной

деятельности.

Поэтому

тема

использования

информационно-образовательных

технологий

в

процессе

образовании

коррекционной

деятельности

в

частности)

является

очень актуальной

в

настоящее время.Врамках нашего проекта будет происходить актуальное в

настоящее

время внедрение и освоение в коррекционно-образовательном

процессе современных компьютерных технологий.

У большинства современных детей, посещающих логопедические занятия,

проблемы

в

развитии

восприятия,

внимания,

памяти,

мыслительной

д е я т е л ь н о с т и ,

р а з л и ч н а я

с т е п е н ь

м ото р н о го

н е д о р а з в и т и я ,

несформированность пространственных представлений, особенности приема

и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к

обучению,

нежелание

посещать

дополнительные

занятия,

нестабильное

психоэмоциональное

состояние,

пониженная

работо спо собно сть,

повышенный тонус организма, у детей трех-пятилетнего возраста участились

случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.

Для

ребенка

дошкольного

возраста

игра

это

ведущая

деятельность,

в

которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у

компьютера

имеются

широкие

возможности,

потому

что

правильно

подобранные

развивающие

компьютерные

игры

и

задания

являются

для

ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети

получают

эмоциональный

и

познавательный

заряд,

вызывающий

у

них

желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как

познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки

развития логического мышления.

2. Проблема проекта.

Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме

изучения

и

коррекции

общего

недоразвития

речи

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

а

также

по

проблемам

информатизации

специального образования и применения компьютерных средств обучения в

специальной

педагогике

показал

недостающую

изученность

вопросов,

касающихся повышения эффективности коррекции нарушения развития у

д е т е й

с т а р ш е г о

дошкольноговозраста.Всвязисэтимособуюактуальностьприобретаютисполь

зованиекомпьютерной технологии, позволяющей повысить эффективность

логопедическойработы.

Создание

системы

работы

с

использованием

компьютера

для

работы

с

родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования

у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе,

широко

применяющем

информационные

технологии.Особенностиразвития

современных

детей

свидетельствуют

о

том,

что

они

отличаются

от

их

сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании,

коррекции

и

развитии.

Чтобы

заинтересовать

их,

сделать

обучение

осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы

развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом

занятии

должен

быть

несколько

другой,

более

индивидуализированный.

Решить

эту

проблему

можно

с

помощью

информационной

технологии

обучения

это

педагогическая

технология,

применяющая

специальные

способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику,

компьютеры) для работы с информацией

3. Цель проекта.

-Использование

информационно–образовательных

технологий

в

воспитательно-

образовательном

процессе

для

создания

единой

информационной среды.

-повышение

мотивации

и

активности

ребенка,

эффективности

логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития

детей логопатов

-создание системы работы с использованием компьютера для развития

ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к

жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные

технологии;-внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы

логопеда

4. Задачи проекта.

-расширение

кругозора

дошкольников,

развитие

их

познавательных

процессов

-повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного

типа

информации,

понятного

детям

и

значительно

улучшающего

восприятие

информации,

что

реализует

принцип

наглядности

и

доступности материала)

-повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная

-активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики

рук;

-

формирование

теоретического,

творческого

и

рефлексивного

мышления

обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития-подготовка

детей

к

миру,

построенному

на

цифровых

технологиях.внедрение

компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

5. Ожидаемые результаты

- Повышение эффективности процессаобучения.

- Активизация познавательной деятельностидетей.

- Повышение уровня профессиональногомастерства.

- Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательно-

образовательном процессе.

-

Повышение

заинтересованности

участия

ребенка

в

коррекционно-

образовательном процессе, расширение кругозора ребенка;

- Повышение владения техническими навыками обращения с компьютером;

воспитание личности, адаптированной к жизни в современном обществе.

6. Сроки разработки и реализации проекта.

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г.)

II этап – организационно-проектировочный (октябрь– ноябрь 2017г..)

III этап – практический (декабрь -2017 г. по май 2018 г.)

IV этап – аналитический (май 2018 г.)

7. Ресурсы проекта

Научно–методические:

–разработка механизма, критериев и показателей оценки

результативности реализации проекта;

–внедрение системы методических консультаций по ходу

реализациипроекта;

–накопление методических пособий с рекомендациями по

использованию ИКТ в работе с детьми.

Информационные:

–формирование банка данных по реализациипроекта;

– мониторинговыемероприятия;

организациямероприятийпоинформированию общественности о ходе

реализации проекта

Материально–технические:

-приобретение технических и дидактических средств обучения;

8. Практическая часть проекта

I этап – подготовительный (сентябрь 2017 год)

Задачи

Мероприятия

Формы работы

Разработка

структуры

внедрения

использования

ИКТ

в

воспитательно–

образовательном

процессе

у ч и т е ля –

логопеда

Накопление

информации

по

данному

вопросу,

планировани

е возможного

включения

ИКТ

в НОД

детей.

Использование

и

создание

презентаций, видео- роликов по

всем

лексиче ским

т е м а м ,

физминуток

с

музыкальным

сопровождением.

II этап – организационно-проектировочный (октябрь-ноябрь 2017 г.)

Приобретение мульти-

медийных

программ

для

создания компью-

терногокружка

Накоплениему

льтимедийны

хпрограмм.

Создание

библиотеки

CD

д и с к о в ,

у ч и т ы в а ю щ и х

возрастные

особенности

и

возможности

детей,

а

также

развивающей и познавательной

направленности.

Включение в сетку не-

посредственно образо-

вательной

деятельности

детей

комплексных

занятий

с

и с п о л ь з о в а н и е м

ИКТкружка

Ознакомитьс

я

с

действующи

ми

нормами

и

требованиям

и СанПиН к

занятиям

с

применением

ИКТ

технологий

составить сетку НОД с

учетомСанПиН;

оформитьрабочийкабинет;

подготовить картотеку

физминуток и гимнастики

дляглаз;

разработать

вводные

занятия

длявоспитанник о в по

технике

безопасности

при

работе

с

компьютером.

Создание анкет для

родителей и детей.

Анкетирован

ие родителей

и

д е т е й

с

целью

выяснения

возможносте

й

использован

ия

компьютерн

ых

материалов

Подбор игр и упражнений,

возможных для закрепления

материала родителями

III этап – практический (декабрь 2017г – май 2018г)

Задачи

Мероприятия

Формыработы

О б н о в л е н и е

и

обогащение

предметно–

развивающей

среды

к а б и н е т а учителя–

логопеда

Приобретени

е

необходимых

мультимедий

ных

программ

Для

обуч ения

работы

н а

персональном

компьютере

приобретение

комплекта

CD

дисков

серии

«Бука

СОФТ».

Для

развития

интеллекта

и

психических

процессов

серию

р а з в и в а ю щ и х

д и с к о в

п с и хол о ги ч е с ко го

ц е н т р а

Адалин.

Серию

программ,

разработанной

Санкт–Петер-

б у р г с к и м

и н с т и т у т о м

биологической

обратной

связи

«Учимся и оздоравливаемся»

Обеспечение

пропаганды

педагогических

знаний

и

результатов

работы

учителя–лого-

педа перед родителями

и общественностью

Создание

презентаций

и проведение

открытых

просмотров

р а б о т ы ком-

пьютерного

к р у ж к а для

родителей

ипедагогов.

С о з д а н и е

п р е з е н т а ц и й :

«Организация

работы

детей

старшего дошкольного возраста

в освоении

ИКТ–технологий»,

«Использование ИКТ в ра- боте

п е д а г о г о в Д О У » , «Система

работы

с

деть-

ми

старшего

д о ш ко л ь н о го

в о з р а с т а

в

освоении

ИКТ».

Проведение

открытого

занятия«Коррекционная

работа

с

д е т ь м и

н а

з а н я т и я х с

использованием

ИКТ»

для

р о д и т е л е й

н а

родительскомсобрании.

А п р о б и р о в а н и е

и

в н е д р е н и е

И К Т

в

коррек-ционно–

образователь-

ный

процесс

Отработка

и

коррекция

п л а н о в

и

содержания

де-

ятельности

Систематизациянакопленногооп

ыта.

IV этап – аналитический( май 2018г)

Задачи

Мероприятия

Формыработы

Анализ

результатов

ре-ализации

проекта, кор-

ректировкасо

держания,

подведение

итогов

Разработать

систему

ов-

ладения

воспитанника

-

м и

навыками

р а б о т ы

н а

компьютере

В

результате

изучения

данного

курса

дети

будутзнать:названияифункцииосновных

ч а с т е й

к о м п ь ю т е р а ;

т е х н и к у

безопасности

и

правила

поведения

в

компьютерном кабинете.

Буд у т уметь:

использовать

в

работе

клавиатуру

и

мышь;

называть

части

компьютера;

сравниватьпредметы,объединятьвгруппы

попризнакам; находить закономерности

в

и з о б р а ж е н и и

предметов;составлятьцелоеизчастейидру

гое.

Трансляцияпе

дагогиче-

Обобщениеоп

ытарабо-

Представление презентаций,

скогоопыта

ты и

представлени

е его на

мероприятиях

МБДОУ

«Организация работы детей старшего

дошкольного возраста в освоении ИКТ

технологий

Использование ИКТ в работе педагогов

Открытый просмотр

непосредственно

образовательнойдеятельности

«Коррекционная работа с детьми на

комплексных занятиях

Разработатьп

рограмму

Дополнитьраб

очуюпро-

По просьбе родителей включить в

рабочую про-

действийучит

еля–лого-

грамму;

пополнятьбан

к

грамму раздел по освоению работы на

персо-

педа на

следующийпе

-

презентаций и

видео-

нальномкомпьютере для детей средней

группы.

риодреализац

иипроек-

роликов;

созданиепре-

Занятия начинаются с января и не более

5 – 7

та с

учётомполуче

нных

зентаций,

видеороликов,

минут, один раз в неделю.

результатов

9. Заключение.

В процессе реализации проекта были разработаны и представлены (на

городском методическом объединении, педсовете):

–презентации:

«Компьютерные

технологии

на

занятиях

с

дошкольниками»,

«Использование

ИКТ

в

работе

педагогов ДОУ»,

«Взаимодействие

учителя–логопеда

и

музыкального

руководителя

в

формировании

звукопроизношения

у

дошкольников»,

«Интегрированное

занятие как средство развития ребенка», «Реализация принципа интеграции

образовательных

областейвсоответствиисФГОС»,«Планированияинтегрированныхикомплекс

ныхзанятий»,

-

создана

электронная

база

методической

литературы,

презентаций

и

видеороликов по всем лексическимтемам;

-

апробированымультимедийныепрограммы:«Общееречевоеразвитие»,

«Учимся играть на компьютере», «Развитие интеллекта», «Учимся читать»,

«Подготовка к школе».

- создана страница учителя- логопеда на сайте ДОУ

- -

п р о в о д и м а я

Н О Д

с

в о с п и т а н н и к а м и

д о п о л н я е т с я

презентациями(«Фрукты»,«Временагода»,«Птицы»,«Русскаяизба»,«ДеньПоб

еды»,«Профессии», и другие), видеороликами, «Пробуждение природы», «И.

Бунин.Листопад»,«Осеннеенастроение»,«Жизньлисы»,«Волки»,«Зимнееутро

»идругие, скачанными изинтернетресурсов;

–кабинет пополнился мультимедийными программами психологического

центра "Адалин" («Развитие интеллекта», «Подготовка детей к школе»,

« О б у ч е н и е

ч т е н и ю » ,

« О н л а й н

букварь»сериейпрограмм,разработанныхСанкт–

Петербургскиминститутомбиологической

обратнойсвязи(«Азбуказдоровья»,«Одинмного»,«Слевасправа.Вверхувнизу

»идр.);

–подготовлена

и

проведена

серия консультаций и

мастер–класс

для

педагогов ДОУ и учителей–логопедов по теме «ИКТ в работе педагога»;

–для родителей дошкольников размещены консультации на сайте ДОУ и

персональном сайте;

–родительские

собрания

проводятся

с

демонстрациейпрезентаций;

-

воспитанники

группы

активно

участвуют

во

Всероссийских

и

международных

интеллектуальных

онлайн

викторинах

и

конкурсах,

з а н и м а ют

п р и з о в ы е

м е с т а

и

н е од н о к р ат н о

н а г р а ж д а л и с ь

дипломамилауреатов;

–удобство

хранения,

редактирования

и

доступа

к

большим

объемам

информации:-

оформление

отчетной

и

текущей

документации;

использование

сети

Интернет

для

самообразования (нахождение

электронных

учебников,

статей

по

необходимой

тематике);

создание

электронного

банка

данных:

воспитанников,

педагогов,

родителей;

---

постоянно

пополняется

медиатека

наглядных,

демонстрационных,

электронных материалов к занятиям;

10. Список литературы

1.

Бабакова

Т.Интеграциязанятийнаосновекомпьютерныхпрограмм.//Дошкольноев

оспитание.–1994.–№ 5.–с.32–35.

2.

БеспалькоВ.П.Образованиеиобучениесучастиемкомпьютеров(педагоги

катретьеготысячелетия).–М.: МПСИ,2002.

3.

Волошина,О.В.Развитиепространственныхпредставленийназанятияхин

форматикивдетскомсаду. Информатика. – 2006. – №19.

4.

ГабдуллинаЗ.М.Развитиенавыковработыскомпьютеромудетей4–

7лет.Волгоград:Учитель,2010.

5.

Горвиц,Ю.М.идр.Новыеинформационныетехнологиивдошкольномобр

азовании.Ю.М.Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. – М.: Линка–

Пресс, 1998. – 328с.

6.

Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных

технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

7.

Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя.

Ростов- на-Дону.

8.

Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и

компьютерных технологий для повышения качества обучения.

9.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и

компьютер. М.,2007.

10.Кукушкина О.И. Текстовый редактор MS Word и развитие письменной

речи детей. М., 2004.

11.Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии:

обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.

12.Логопед (журнал), № 5/2008.

13.А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он

же. Основы педагогического дизайна.

14.Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в

России» № 753/23-16 от 25.05.01.

15.Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. Ростов на Дону,

«Феникс», 2009 г.

16.Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном

процессе ДОУ.

17.Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М., «Сфера», 2009

г.

18.Шпаргалки для учителя-логопеда ДОУ. Справочное пособие для

учителя-логопеда. Санкт-Петербург, «Каро», 2007 г.



В раздел образования