Автор: Лобанова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: пос. Власиха, Московская область
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 "Звездочка"
городского округа Власиха Московской области
"Использование
театрализованной деятельности
в формировании
элементарных математических
представлений у дошкольников"
(Выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Лобанова Светлана Владимировна,
воспитатель д/с №5 "Звездочка"
март 2019 г
Использование театрализованной деятельности
в формировании элементарных математических
представлений у дошкольников
Одним
из
ведущих
видов
деятельности
в
детском
саду
я вл я е т с я игровая
деятельность.
Ярким
эмоциональным
средством,
воздействующим
на
воображение
ребенка,
на
восприятие окружающего мира, на формирование представлений об
этом мире, является театрально-игровая деятельность.
Театрализованную
деятельность
с
успехом
можно
применять и в формировании математических представлений у
детей.
Поделюсь
с
вами
некоторыми
идеями
применения
театрализации
на
занятиях
по
формированию
математических
представлений.
Прежде всего, конечно, очень помогает, впрочем как и во всех
других
видах
деятельности, применение пальчиковых игр. Они
вносят в занятия разнообразие, повышают интерес к ним, помогают
формировать
навыки
счета,
закрепляют
новые
понятия,
представления о предметах, их свойствах, действиях.
Сказки,
сказочные
сюжеты,
использование
сказочных
персонажей вносят в занятия по формированию математических
представлений особенную атмосферу, когда дети, беря на себя
роль
сказочного
персонажа,
решают
какую-то
проблему,
задачу,
помогают другим персонажам узнать что-то новое, справиться с
трудностями.
Это
помогает
быстрее
освоить
материал,
занятия
проходят веселее, продуктивнее, лучше запоминается материал.
П р и в ед у примеры
использования
сюжетов
из
сказок,
сказочных персонажей на занятиях.
В
младшей
и
средней
группе
для
ознакомления
с
геометрической фигурой - кругом, количественным и порядковым
счетом
можно
использовать
сюжет
сказки "Колобок".
У
детей
спрашивается: "Кто первым встретился Колобку? Кто - вторым? Кто
- последним? Сколько всего зверей встретил Колобок?" и т.д.
При
ознакомлении
с
цифрами
1
и
2
в
младшей
группе
почтальон
Печкин
должен
вручить
внукам-зайчатам
от
своих
бабушек посылки, в которых лежат: в одной - 1 морковка, в другой
- 2. Как узнать, в какой посылке морковка для одного внука, а в
2
какой 2 морковки для двух внуков? При обсуждении вариантов
приходим к
выводу
о
том,
что
на
коробках
можно
записать
количество морковок с помощью цифр. И показываю, как выглядят
эти цифры.
Сказочных персонажей из сказок "Репка", "Теремок" тоже
можно использовать для тем "Количественный счет", "Порядковый
счет", для ознакомления с понятиями "впереди, позади, между", с
пространственными
отношениями
"слева
-
справа",
персонажей
сказки "Теремок" можно рассматривать по величине: маленький,
больше, большой.
Герои
сказки "Три
поросенка"
помогали мне закреплять
представления
о
геометриче ских
фигурах.
И с п ол ь зуя
геометрические фигуры мы строили домики для поросят.
Совершив путешествие в сказку "Три медведя", я предлагала
детям
закрепить
умения
определять
про ст ранственно е
расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), сравнивать
предметы мебели и кухонной посуды по величине.
Очень благодатная тема для использования персонажей сказок
- это тема "Решение задач":
- Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами.
С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков
принесла девочка своей бабушке?
- У Пятачка было три воздушных шарика. Во время прогулки с
Винни-Пухом один шарик лопнул. Сколько шариков осталось?
- Сказка "Гуси-лебеди". На яблоньке росло 10 яблочек. Яблонька
попросила девочку съесть 2 яблочка. Сколько яблок осталось на
яблоне?
или
Печка
предложила
девочке
съесть
2
пирожка
с
капустой
и
2
пирожка
с
картошкой.
Сколько
пирожков
должна
съесть девочка, чтобы печка спрятала ее и братца?
Сказку "Белоснежка и семь гномов" можно использовать для
ознакомления с днями недели.
В старшей группе при ознакомлении с действием сложения и
знаком
"плюс"
у
меня
был
персонаж Буратино,
которому
Мальвина дала задание сложить игрушки из 2-х коробок в одну.
Надо было последовательно переложить игрушки в одну сначала из
первой
коробки,
затем
-
из
второй.
Буратино
сделал
это
неправильно. Мы помогали исправить ошибку.
В
теме "Измерение длины" с помощью мерки у меня были
персонажи Винни-Пух и Пятачок. Они мерили расстояние между
3
деревьями шагами.
Винни-Пух
крупнее
Пятачка,
шаги
у
него
длиннее.
Пятачок
меньше
Винни-Пуха,
шаги
у
него
меньше,
короче. В результате выяснили: Чем меньше мерка, тем больше
раз
она
укладывается
в
измеряемой
длине
и,
наоборот,
чем
мерка больше, тем меньше раз она укладывается в длине.
В подготовительной группе
в
теме "Площадь. Измерение
площади" мы
выполняли
задания
вместе
с
героями
сказки
"Приключения Буратино". Мальвина учила Буратино писать. Он
поставил
в
тетради
две
кляксы:
одну
-
красными
чернилами,
другую - синими. Какая из клякс занимает больше места на листе
бумаги? Как проверить? (Наложением).
И дальше - Мальвина вязала коврики для Буратино, Артемона
и Пьеро. Чей коврик занимает больше места (большую площадь)?
Мы взяли в качестве мерки один квадратик (коврики связаны из
квадратиков
одинакового
размера)
и
посчитали
количество
квадратиков в каждом коврике. Выяснили: площадь какого коврика
больше. (Показать наглядно).
Вообще,
все
занятия
можно
вести
от
имени
какого-то
сказочного
персонажа:
Незнайка,
Буратино,
Кот
Леопольд,
Крокодил Гена, Мудрая Сова и т. д. Использовать на занятиях
разные
формы
организации,
такие,
как,
например, занятия-
путешествия (Вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь
какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания),
игры-соревнования,
в
которых
дети
делятся
на
две
команды
и
выполняют различные математические задания.
Взаимодействие с педагогами:
В
старшей
группе
было
занятие
по
теме "Свойства
предметов" (умение находить признаки их сходства и различия,
объединять предметы в группы по общему признаку, знакомство с
таблицами).
Я
использовала
сказочного
персонажа
- кота
Леопольда, сюжет был "День рождения кота Леопольда".
(Сейчас мы вместе с вами поиграем на этом занятии).
1.
- Кот Леопольд готовился к приходу гостей: приготовил
угощение,
вазы
для
цветов.
Давайте
поможем
Леопольду
расставить цветы в вазы, по одному цветку в каждую вазу.
Надо
сделать
так,
чтобы
ромашка
стояла
между
розой
и
васильком, а колокольчик стоял рядом с розой.
4
-
Что получилось? Почему одна ваза осталась пустой? Как
сделать
количество
ваз
и
цветов
одинаковым?
(Добавить
один
цветок или убрать одну вазу?)
-
Как
вы
думаете,
что
коту
Леопольду
будет
приятнее?
(Добавить один цветок - красный мак). Теперь - поровну.
- Давайте поставим все цветы в одну вазу. Стало ли больше
цветов у именинника? А вазочек? (Нет. Мы ничего не убирали и не
добавляли,
а
только
переставили
цветы)
. Закон
сохранения
количества (из-за перемещения предметов их количество не
меняется).
- По какому признаку можно расставить цветы в вазы?
1 . По цвету: в одной вазе будут стоять голубые (синие) цветы -
колокольчик и василек, во второй красные - мак и роза, в третьей -
белая ромашка.
2 . По размеру: маленькие и большие. В одной вазе будут стоять
василек и колокольчик, а в другой - мак, роза и ромашка.
3 . По принадлежности к полевым цветам и садовым: василек,
колокольчик, мак, и ромашку поставим в одну вазу, а садовый
цветок - розу - в другую.
- Кот Леопольд решил навести порядок в комнате к приходу
гостей. Он разложил все свои вещи в шкаф. В математике такие
шкафы называются
таблицами
. В таблице есть строчки, а есть
столбцы. (Показать.)
- Посмотрите, как интересно разложил Леопольд свои вещи.
Какое общее свойство у предметов в первой строке, во второй, в
третьей,
четвертой?
(По
назначению:
1
-
головные
уборы,
2
-
игрушки, 3 - одежда, 4 - обувь).
- Посмотрите, каким изобретательным оказался Леопольд: он
и
в
столбцы
разложил
предметы
по
определенному
признаку.
Какому? (По цвету: зеленые, красные и синие.)
- Задание:
Задумайте какой-нибудь предмет и расскажите,
где он находится, а мы угадаем - какой это предмет.
2. - Наконец, к Леопольду пришли гости: Крокодил Гена и
Чебурашка.
О н и
п о д а р и л и
Л е о п о л ь д у л о т о
-
н а б о р
геометрических
фигур.
Чтобы
правильно
играть
в
это
лото,
необходимо различать свойства этих фигур. Они стали играть в
лото. Задание: Разложить фигуры так, чтобы при каждом шаге
5
выкладывания
фигуры
у
нее
менялся
один
признак.
(Попросить выполнить задание.)
3.
-
Леопольд
и
гости
пошли
пить
чай.
А
в
это
время
прибежали Мышата и утащили две фигурки. Какие фигуры они
спрятали? (Это задание на развитие памяти, внимания.)
При закреплении представлений о геометрических фигурах
и их свойствах можно применить такой игровой прием: предложить
детям выступить в роли геометрических фигур и рассказать о себе,
о
своих
особенностях
и
свойствах,
а
остальные
дети
назовут
предметы окружающей среды, имеющие такую же форму. (Надеть
на
педагогов
маски-шапочки
Круга,
Квадрата,
Треугольника,
Прямоугольника и Овала.)
- В подготовительной группе при знакомстве с числом 7 и его
составом
я
использовала
сказку "Волк
и
семеро
козлят".
Все
задания
на
занятии
сюжетно
связывала
с
этими
сказочными
героями. (Пригласить воспитателей для роли козлят.)
а). - Козлята играли в прятки. 6 козлят побежали прятаться, а
один водил. Сколько всего козлят играли в прятки? как получилось
7? (6 + 1 = 7). И наоборот, было 7 козлят, 6 разбежались, остался 1.
Запишем наши действия с помощью цифр.
б).
-
Набегались,
наигрались,
решили
отдохнуть.
5
козлят
книжки читают, двое - играют в кубики. Эти условия как запишем с
помощью знаков и цифр? (5 + 2 = 7).
в). - Отдохнули, сели делать уроки. 4 козленка решали задачи,
трое - писали буквы. (4 + 3 = 7).
г). - Затем козлята побежали гулять. Их увидел Волк. Козлята
испугались и бросились бежать к своему дому по тропинкам. А
волк - за ними. (Выставляется карта с планом "Как пройти к
домику козлят"?) Козлята побежали прямо, добежали до грибной
поляны, повернули налево, побежали прямо до цветочной поляны,
повернули направо, а вот и домик. Забежали они в домик и закрыли
дверь.
Волк
бежал
за
ними
этим
же
путем. Расскажите,
как
бежал Волк.
д). - Наступил вечер, пора укладываться спать. А мама Коза
решила
довязать варежки
козлятам.
А
один
козленок,
самый
маленький,
разбаловался
и
все
варежки
перепутались.
Давайте
поможем
Козе
их
собрать: надо каждой варежке найти пару.
6
Пару
составляют
варежки
с
одинаковыми
ответами
при
решении примеров. Дети решают примеры, соединяют линиями
пары варежек, раскрашивают эти пары своим цветом и считают,
сколько еще пар варежек Козе надо довязать.
Обучение математике не должно быть скучным для детей,
ребенок запоминает только то, что ему интересно. Я убедилась, что
любая
детская
сказка
может
превратиться
в
занимательное
математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное
использование
системы
специально
подобранных
народных
и
авторских
произведений,
направленных
на
р а з в и т и е
познавательных
способностей,
расширяет
математический
кругозор, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях
окружающей
действительности
и
использовать
математические знания в повседневной жизни.
7