Напоминание

Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников


Автор: Лобанова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: пос. Власиха, Московская область
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 "Звездочка"

городского округа Власиха Московской области

"Использование

театрализованной деятельности

в формировании

элементарных математических

представлений у дошкольников"

(Выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Лобанова Светлана Владимировна,

воспитатель д/с №5 "Звездочка"

март 2019 г

Использование театрализованной деятельности

в формировании элементарных математических

представлений у дошкольников

Одним

из

ведущих

видов

деятельности

в

детском

саду

я вл я е т с я игровая

деятельность.

Ярким

эмоциональным

средством,

воздействующим

на

воображение

ребенка,

на

восприятие окружающего мира, на формирование представлений об

этом мире, является театрально-игровая деятельность.

Театрализованную

деятельность

с

успехом

можно

применять и в формировании математических представлений у

детей.

Поделюсь

с

вами

некоторыми

идеями

применения

театрализации

на

занятиях

по

формированию

математических

представлений.

Прежде всего, конечно, очень помогает, впрочем как и во всех

других

видах

деятельности, применение пальчиковых игр. Они

вносят в занятия разнообразие, повышают интерес к ним, помогают

формировать

навыки

счета,

закрепляют

новые

понятия,

представления о предметах, их свойствах, действиях.

Сказки,

сказочные

сюжеты,

использование

сказочных

персонажей вносят в занятия по формированию математических

представлений особенную атмосферу, когда дети, беря на себя

роль

сказочного

персонажа,

решают

какую-то

проблему,

задачу,

помогают другим персонажам узнать что-то новое, справиться с

трудностями.

Это

помогает

быстрее

освоить

материал,

занятия

проходят веселее, продуктивнее, лучше запоминается материал.

П р и в ед у примеры

использования

сюжетов

из

сказок,

сказочных персонажей на занятиях.

В

младшей

и

средней

группе

для

ознакомления

с

геометрической фигурой - кругом, количественным и порядковым

счетом

можно

использовать

сюжет

сказки "Колобок".

У

детей

спрашивается: "Кто первым встретился Колобку? Кто - вторым? Кто

- последним? Сколько всего зверей встретил Колобок?" и т.д.

При

ознакомлении

с

цифрами

1

и

2

в

младшей

группе

почтальон

Печкин

должен

вручить

внукам-зайчатам

от

своих

бабушек посылки, в которых лежат: в одной - 1 морковка, в другой

- 2. Как узнать, в какой посылке морковка для одного внука, а в

2

какой 2 морковки для двух внуков? При обсуждении вариантов

приходим к

выводу

о

том,

что

на

коробках

можно

записать

количество морковок с помощью цифр. И показываю, как выглядят

эти цифры.

Сказочных персонажей из сказок "Репка", "Теремок" тоже

можно использовать для тем "Количественный счет", "Порядковый

счет", для ознакомления с понятиями "впереди, позади, между", с

пространственными

отношениями

"слева

-

справа",

персонажей

сказки "Теремок" можно рассматривать по величине: маленький,

больше, большой.

Герои

сказки "Три

поросенка"

помогали мне закреплять

представления

о

геометриче ских

фигурах.

И с п ол ь зуя

геометрические фигуры мы строили домики для поросят.

Совершив путешествие в сказку "Три медведя", я предлагала

детям

закрепить

умения

определять

про ст ранственно е

расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), сравнивать

предметы мебели и кухонной посуды по величине.

Очень благодатная тема для использования персонажей сказок

- это тема "Решение задач":

- Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами.

С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков

принесла девочка своей бабушке?

- У Пятачка было три воздушных шарика. Во время прогулки с

Винни-Пухом один шарик лопнул. Сколько шариков осталось?

- Сказка "Гуси-лебеди". На яблоньке росло 10 яблочек. Яблонька

попросила девочку съесть 2 яблочка. Сколько яблок осталось на

яблоне?

или

Печка

предложила

девочке

съесть

2

пирожка

с

капустой

и

2

пирожка

с

картошкой.

Сколько

пирожков

должна

съесть девочка, чтобы печка спрятала ее и братца?

Сказку "Белоснежка и семь гномов" можно использовать для

ознакомления с днями недели.

В старшей группе при ознакомлении с действием сложения и

знаком

"плюс"

у

меня

был

персонаж Буратино,

которому

Мальвина дала задание сложить игрушки из 2-х коробок в одну.

Надо было последовательно переложить игрушки в одну сначала из

первой

коробки,

затем

-

из

второй.

Буратино

сделал

это

неправильно. Мы помогали исправить ошибку.

В

теме "Измерение длины" с помощью мерки у меня были

персонажи Винни-Пух и Пятачок. Они мерили расстояние между

3

деревьями шагами.

Винни-Пух

крупнее

Пятачка,

шаги

у

него

длиннее.

Пятачок

меньше

Винни-Пуха,

шаги

у

него

меньше,

короче. В результате выяснили: Чем меньше мерка, тем больше

раз

она

укладывается

в

измеряемой

длине

и,

наоборот,

чем

мерка больше, тем меньше раз она укладывается в длине.

В подготовительной группе

в

теме "Площадь. Измерение

площади" мы

выполняли

задания

вместе

с

героями

сказки

"Приключения Буратино". Мальвина учила Буратино писать. Он

поставил

в

тетради

две

кляксы:

одну

-

красными

чернилами,

другую - синими. Какая из клякс занимает больше места на листе

бумаги? Как проверить? (Наложением).

И дальше - Мальвина вязала коврики для Буратино, Артемона

и Пьеро. Чей коврик занимает больше места (большую площадь)?

Мы взяли в качестве мерки один квадратик (коврики связаны из

квадратиков

одинакового

размера)

и

посчитали

количество

квадратиков в каждом коврике. Выяснили: площадь какого коврика

больше. (Показать наглядно).

Вообще,

все

занятия

можно

вести

от

имени

какого-то

сказочного

персонажа:

Незнайка,

Буратино,

Кот

Леопольд,

Крокодил Гена, Мудрая Сова и т. д. Использовать на занятиях

разные

формы

организации,

такие,

как,

например, занятия-

путешествия (Вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь

какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания),

игры-соревнования,

в

которых

дети

делятся

на

две

команды

и

выполняют различные математические задания.

Взаимодействие с педагогами:

В

старшей

группе

было

занятие

по

теме "Свойства

предметов" (умение находить признаки их сходства и различия,

объединять предметы в группы по общему признаку, знакомство с

таблицами).

Я

использовала

сказочного

персонажа

- кота

Леопольда, сюжет был "День рождения кота Леопольда".

(Сейчас мы вместе с вами поиграем на этом занятии).

1.

- Кот Леопольд готовился к приходу гостей: приготовил

угощение,

вазы

для

цветов.

Давайте

поможем

Леопольду

расставить цветы в вазы, по одному цветку в каждую вазу.

Надо

сделать

так,

чтобы

ромашка

стояла

между

розой

и

васильком, а колокольчик стоял рядом с розой.

4

-

Что получилось? Почему одна ваза осталась пустой? Как

сделать

количество

ваз

и

цветов

одинаковым?

(Добавить

один

цветок или убрать одну вазу?)

-

Как

вы

думаете,

что

коту

Леопольду

будет

приятнее?

(Добавить один цветок - красный мак). Теперь - поровну.

- Давайте поставим все цветы в одну вазу. Стало ли больше

цветов у именинника? А вазочек? (Нет. Мы ничего не убирали и не

добавляли,

а

только

переставили

цветы)

. Закон

сохранения

количества (из-за перемещения предметов их количество не

меняется).

- По какому признаку можно расставить цветы в вазы?

1 . По цвету: в одной вазе будут стоять голубые (синие) цветы -

колокольчик и василек, во второй красные - мак и роза, в третьей -

белая ромашка.

2 . По размеру: маленькие и большие. В одной вазе будут стоять

василек и колокольчик, а в другой - мак, роза и ромашка.

3 . По принадлежности к полевым цветам и садовым: василек,

колокольчик, мак, и ромашку поставим в одну вазу, а садовый

цветок - розу - в другую.

- Кот Леопольд решил навести порядок в комнате к приходу

гостей. Он разложил все свои вещи в шкаф. В математике такие

шкафы называются

таблицами

. В таблице есть строчки, а есть

столбцы. (Показать.)

- Посмотрите, как интересно разложил Леопольд свои вещи.

Какое общее свойство у предметов в первой строке, во второй, в

третьей,

четвертой?

(По

назначению:

1

-

головные

уборы,

2

-

игрушки, 3 - одежда, 4 - обувь).

- Посмотрите, каким изобретательным оказался Леопольд: он

и

в

столбцы

разложил

предметы

по

определенному

признаку.

Какому? (По цвету: зеленые, красные и синие.)

- Задание:

Задумайте какой-нибудь предмет и расскажите,

где он находится, а мы угадаем - какой это предмет.

2. - Наконец, к Леопольду пришли гости: Крокодил Гена и

Чебурашка.

О н и

п о д а р и л и

Л е о п о л ь д у л о т о

-

н а б о р

геометрических

фигур.

Чтобы

правильно

играть

в

это

лото,

необходимо различать свойства этих фигур. Они стали играть в

лото. Задание: Разложить фигуры так, чтобы при каждом шаге

5

выкладывания

фигуры

у

нее

менялся

один

признак.

(Попросить выполнить задание.)

3.

-

Леопольд

и

гости

пошли

пить

чай.

А

в

это

время

прибежали Мышата и утащили две фигурки. Какие фигуры они

спрятали? (Это задание на развитие памяти, внимания.)

При закреплении представлений о геометрических фигурах

и их свойствах можно применить такой игровой прием: предложить

детям выступить в роли геометрических фигур и рассказать о себе,

о

своих

особенностях

и

свойствах,

а

остальные

дети

назовут

предметы окружающей среды, имеющие такую же форму. (Надеть

на

педагогов

маски-шапочки

Круга,

Квадрата,

Треугольника,

Прямоугольника и Овала.)

- В подготовительной группе при знакомстве с числом 7 и его

составом

я

использовала

сказку "Волк

и

семеро

козлят".

Все

задания

на

занятии

сюжетно

связывала

с

этими

сказочными

героями. (Пригласить воспитателей для роли козлят.)

а). - Козлята играли в прятки. 6 козлят побежали прятаться, а

один водил. Сколько всего козлят играли в прятки? как получилось

7? (6 + 1 = 7). И наоборот, было 7 козлят, 6 разбежались, остался 1.

Запишем наши действия с помощью цифр.

б).

-

Набегались,

наигрались,

решили

отдохнуть.

5

козлят

книжки читают, двое - играют в кубики. Эти условия как запишем с

помощью знаков и цифр? (5 + 2 = 7).

в). - Отдохнули, сели делать уроки. 4 козленка решали задачи,

трое - писали буквы. (4 + 3 = 7).

г). - Затем козлята побежали гулять. Их увидел Волк. Козлята

испугались и бросились бежать к своему дому по тропинкам. А

волк - за ними. (Выставляется карта с планом "Как пройти к

домику козлят"?) Козлята побежали прямо, добежали до грибной

поляны, повернули налево, побежали прямо до цветочной поляны,

повернули направо, а вот и домик. Забежали они в домик и закрыли

дверь.

Волк

бежал

за

ними

этим

же

путем. Расскажите,

как

бежал Волк.

д). - Наступил вечер, пора укладываться спать. А мама Коза

решила

довязать варежки

козлятам.

А

один

козленок,

самый

маленький,

разбаловался

и

все

варежки

перепутались.

Давайте

поможем

Козе

их

собрать: надо каждой варежке найти пару.

6

Пару

составляют

варежки

с

одинаковыми

ответами

при

решении примеров. Дети решают примеры, соединяют линиями

пары варежек, раскрашивают эти пары своим цветом и считают,

сколько еще пар варежек Козе надо довязать.

Обучение математике не должно быть скучным для детей,

ребенок запоминает только то, что ему интересно. Я убедилась, что

любая

детская

сказка

может

превратиться

в

занимательное

математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное

использование

системы

специально

подобранных

народных

и

авторских

произведений,

направленных

на

р а з в и т и е

познавательных

способностей,

расширяет

математический

кругозор, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших

закономерностях

окружающей

действительности

и

использовать

математические знания в повседневной жизни.

7



В раздел образования