Автор: Бронникова Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №37
Населённый пункт: Удмуртская Республика г.Сарапул
Наименование материала: особенности детей с ОНР
Тема: Готовность к школе ребенка с общим недоразвитием речи посредством эффективной социализации
Раздел: дошкольное образование
Готовность к школе ребенка с общим недоразвитием речи
посредством эффективной социализации.
Бронникова Е.Р.-учитель-логопед МБДОУ д/с №37, г.Сарапул
Вопросы
готовности
ребенка
дошкольного
возраста
к
школьному
обучению актуальны всегда. Сегодня в условиях Стандарта они имеют новые
основы.
Важным
ориентиром
образовательного
процесса
возрастного
периода (3-7 лет) детей является «сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека»
1
А.Г.Асмолов не
устает
повторять,
что
дошкольный
возраст
–
не
подготовка
к
школе,
а
жизнь,
здесь
и
сейчас.
Этот
возрастной
период
ценен
тем,
что
ребенок
накапливает
потенциал
будущего
развития,
поэтому
необходимо
создать
оптимальные условия образования и воспитания, которые позволят ему в
становление, саморазвитие.
Однако,
нам
необходимо
помнить,
что
в
Стандарт
дошкольного
образования ориентирует на решение ряда задач, одной из которых
является задача «обеспечения преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней
(далее
-
преемственность
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования)
2
Поэтому в образовательном процессе дошкольной организации стоит
задача создания
условий, которые бы позволили сохранить мир детства и
активизировать
интерес
взрослых
к
развивающей
работе
с
детьм
дошкольного
возраста,
максимальной
реализующей
интеллектуальный
и
личностный потенциала ребенка.
В
данной
ситуации
эффективным
условием
для
решения
задач
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
может
выступить технология эффективной социализации. В 2016г.
1
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" [1.2.1]
2
1
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №37
стало
инновационной
площадкой
Российской
академии
образования
по
теме
«Современная
технология
социализации
детей
в
ДОУ
и
школе:
проектирование
модели
взаимодействия».
Определяющим
в
концепции
данной работы является разработка модели преемственности дошкольного
и начального образования.
Перед учителями – логопедами нашей организации стоит непростая
задача. Логопедическую группу посещают дети,
имеющие недоразвитие
всех компонентов языковой системы, что накладывают отпечаток на развитие
интеллектуальной, психологической и социальной зрелости. У детей с
ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий
уровень
коммуникативных
умений
и
навыков;
ряд
психологических
особенностей,
таких
как
замкнутость,
робость,
нерешительность;
специфические
черты
–
ограниченная
контактность,
замедленная
включаемость, заниженная самооценка – эти особенности развития ведут к
социально-психологической неготовности ребенка к школе. Специфические
особенности
социализации
детей,
имеющих
ОНР,
позволяют
включить
данную
категорию
детей
в
так
называемую
группу
социального
риска.
Поэтому
проблемы
развития
различных
форм
взаимодействия
со
сверстниками и взрослыми у детей с ОНР, овладения ими коммуникативными
умениями
и
навыками,
приобретает
особую
значимость
в
обеспечении
комфортного перехода на следующую ступень системы образования.
Использование
авторской
технологии
эффективной
социализации
Н.П.Гришаевой
«Современная
технология
эффективной
социализации
ребенка
в
образовательном
комплексе»,
помогает
нам
в
решении
этих
проблем в условиях коррекционно-образовательного процесса.
В
нашем
ДОУ
функционирует
три
группы
для
детей
с
ОНР
наполняемость
каждой
составляет
10-12
человек.
Группы
работают
по
адаптированной
программе
Н.В.Нищевой,
которая
предлагает
проведение
образовательной деятельности по трем подгруппам (3-4человека) с учетом
актуального
развития
детей,
что
обеспечивает
полностью
осуществление
индивидуального подхода, высокую речевую активность каждого ребенка.
2
Но в школе, где наполняемость класса минимум 20 человек, эта форма
проведения создает дополнительные трудности первокласснику, в связи с
замкнутостью,
стеснительностью
особенностями
коммуникативной
сферы
ребенка. Внедряя в практике технологию « Клубный час», мы увидели, что
дети нашей группы стали входить в речевой контакт с воспитанниками ДОУ
менее боязливо, постепенно исчезает страх перед большой численностью
людей, у некоторых ребят возникли дружеские отношения со сверстниками
из других групп.
Совместные мероприятия в рамках проектной деятельности повышают
самооценку детей с особыми потребностями, подчеркивают значимость их
отдельной личности, развивают диалогическую речь, учат самостоятельно,
без помощи наводящих вопросов взрослого строить фразу.
Так
в
условиях
реализации
проекта
«Я
люблю
театр»,
дети
в
совместной деятельности с родителями, воспитателями
и специалистами
групп изготавливают атрибуты, декорации к спектаклю «Глупый мышонок»,
разучивают текст роли персонажей спектакля, рисуют своих персонажей,
посещают
драматический
театр
с
целью
экскурсии,
просмотра
разных
представлений,
«гастролируют»
по
группам
детского
сада.
После
такой
деятельности педагоги совместно с детьми обсуждают свой новый опыт. Нам,
педагогам интересен и полезен опыт проектной деятельности, так как он
достаточно эффективен в приобретении доверительных отношением ребенок-
взрослый,
выражении
творческих
способностей
каждого
ребенка,
предоставлении
свободы
выбора,
самостоятельности.
Дети
испытывают
м а с су
п ол ож и т е л ь н ы х
э м о ц и й ,
о вл а д е ва ют
о п р е д е л е н н ы м и
коммуникативными умениями, осваивают определенные правила поведения,
повышается самооценка, развивается связная речь и самое интересное, что
автоматизация
поставленных
звуков
протекает
без
назойливого
контроля
взрослого.
Для
реализации
задач
инновационной
работы
педагоги
активно
сотрудничают с родителями воспитанников. Родители выступают в качестве
социальных партнеров ДОУ. Работа с родителями строится не только в виде
консультаций, посещений занятий в рамках дня открытых дверей, участия в
семинарах – практикумах, главное, что члены семьи ребенка совместно с ним
играют,
рисуют,
танцуют,
поют
и
т.п.
в
досуговой
деятельности,
что
позволяет взрослым увидеть проблемы поведения и развития ребенка.
3
Повышенное
эмоциональное
напряжение,
тревожность,
агрессия
–
особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, многонациональность
группа детей отягощает ситуацию. Так как в нашей группе есть русские,
удмурты, грузин, азербайджанец, немка и татары, мы решили реализовать
детско-родительский проект «Многонациональный мир детства», в рамках
которого,
в
течение
нескольких
недель
(в
зависимости
от
количества
национальностей) дети совместно с родителями освещают обычаи, традиции,
особенности национальной кухни, рассказывают о специфике национального
костюма. В конце недели проводится совместное итоговое мероприятие с
песнями и танцами, все участники педагогического процесса погружаются в
атмосферу национального колорита. «Главный герой» недели понимает, что
его
культура,
традиции
интересны
окружающим,
ему
с
восторгом
аплодируют дети и они понимают, что никто из них не хуже и не лучше, и
восхищаются
всеми
одинаково.
Родители,
в
свою
очередь,
оценивают
уважение и искреннюю заинтересованность к национальным особенностям,
принимают активное, живое участие в проекте. Нам важно, что в процессе
проектной
деятельности
у
детей
повышается
устойчивость
к
стрессу,
эмоциональная стабильность, работоспособность, умение регулировать свое
поведение – определенные качества, которыми должен обладать ребенок -
будущий первоклассник.
Одной из форм продуктивного сотрудничества педагогов и родителей в
вопросах
организации
помощи
в
коррекции
развития
ребенка
для
нас
является
совместная
деятельность
взрослых
и
детей
по
изготовлению
пособий, игрушек, построек. Сделанные вместе с родителями игрушки дети с
удовольствием дарят на празднике «Новоселье» в младших группах. Все
большую популярность получают «мастер-классы»
для малышей. Ребята
старших групп передают свой опыт по изготовлению простой игрушки детям
младших групп.
Такое наставничество в стенах детского сада позволяет
детям
с
проблемами
в
развитии
приобрести
уверенность
в
себе,
своих
поступках.
Практика
разновозрастного
общения
снижает
конкурентную
позицию
старших
детей
и
формирует
сочувствие,
помощь
и
поддержку
младших. Позволяет поднять самооценку ребенка, воспитать его значимость.
Впереди
инновационной
площадки
перспективы
исследования
потенциала эффективной социализации в решение задач преемственности
4
детского сада и начальной школы. Для ребенка с ОНР вопрос социализации в
подготовке к школе актуален вдвойне. Воспитание умения пройти позитивно
социализацию в период адаптации к школьной ступени – задача учителя –
логопеда.
Однако, преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время
сводится к подготовке самого ребенка. В результате, за пределами внимания
остается
выявление
общего
и
различного
в
системе
взаимоотношений
воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого
ребенка.
Чтобы
сделать
переход
детей
в
школу
более
мягким
дать
им
возможность
быстрее
адаптироваться
к
новым
условиям,
требованиям,
деятельностям учителя должны знакомиться с формами, методами работы в
дошкольных
учреждениях.
Преемственность
между
дошкольным
и
школьным
уровнями
образования
не
должна
пониматься
только
как
подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности
дошкольного
возраста.
Для
этого
мы
формируем
социальные
умения
и
навыки будущего школьника. ДОУ совместно со школой разработали проект
совместной деятельности, который охватывает три направления: работа с
детьми, сотрудничество с родителями, сотрудничество с педагогами.
Таким
образом,
комплексное
использование
эффективных
технологий
социализации
в
условиях
ДОУ
способствует
эффективной
социализации
детей
с
ОНР,
до стижениям
целевых
ориентиров
с о ц и а л ь н о -
коммуникативного
развития,
повышению
компетентности
родителей,
осуществлению преемственности ДОУ и школы.
5