Напоминание

Готовность к школе ребенка с общим недоразвитием речи посредством эффективной социализации


Автор: Бронникова Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №37
Населённый пункт: Удмуртская Республика г.Сарапул
Наименование материала: особенности детей с ОНР
Тема: Готовность к школе ребенка с общим недоразвитием речи посредством эффективной социализации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Готовность к школе ребенка с общим недоразвитием речи

посредством эффективной социализации.

Бронникова Е.Р.-учитель-логопед МБДОУ д/с №37, г.Сарапул

Вопросы

готовности

ребенка

дошкольного

возраста

к

школьному

обучению актуальны всегда. Сегодня в условиях Стандарта они имеют новые

основы.

Важным

ориентиром

образовательного

процесса

возрастного

периода (3-7 лет) детей является «сохранение уникальности и самоценности

детства как важного этапа в общем развитии человека»

1

А.Г.Асмолов не

устает

повторять,

что

дошкольный

возраст

не

подготовка

к

школе,

а

жизнь,

здесь

и

сейчас.

Этот

возрастной

период

ценен

тем,

что

ребенок

накапливает

потенциал

будущего

развития,

поэтому

необходимо

создать

оптимальные условия образования и воспитания, которые позволят ему в

становление, саморазвитие.

Однако,

нам

необходимо

помнить,

что

в

Стандарт

дошкольного

образования ориентирует на решение ряда задач, одной из которых

является задача «обеспечения преемственности целей, задач и содержания

образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных

уровней

(далее

-

преемственность

основных

образовательных

программ

дошкольного и начального общего образования)

2

Поэтому в образовательном процессе дошкольной организации стоит

задача создания

условий, которые бы позволили сохранить мир детства и

активизировать

интерес

взрослых

к

развивающей

работе

с

детьм

дошкольного

возраста,

максимальной

реализующей

интеллектуальный

и

личностный потенциала ребенка.

В

данной

ситуации

эффективным

условием

для

решения

задач

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

может

выступить технология эффективной социализации. В 2016г.

1

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования" [1.2.1]

2

1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №37

стало

инновационной

площадкой

Российской

академии

образования

по

теме

«Современная

технология

социализации

детей

в

ДОУ

и

школе:

проектирование

модели

взаимодействия».

Определяющим

в

концепции

данной работы является разработка модели преемственности дошкольного

и начального образования.

Перед учителями – логопедами нашей организации стоит непростая

задача. Логопедическую группу посещают дети,

имеющие недоразвитие

всех компонентов языковой системы, что накладывают отпечаток на развитие

интеллектуальной, психологической и социальной зрелости. У детей с

ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий

уровень

коммуникативных

умений

и

навыков;

ряд

психологических

особенностей,

таких

как

замкнутость,

робость,

нерешительность;

специфические

черты

ограниченная

контактность,

замедленная

включаемость, заниженная самооценка – эти особенности развития ведут к

социально-психологической неготовности ребенка к школе. Специфические

особенности

социализации

детей,

имеющих

ОНР,

позволяют

включить

данную

категорию

детей

в

так

называемую

группу

социального

риска.

Поэтому

проблемы

развития

различных

форм

взаимодействия

со

сверстниками и взрослыми у детей с ОНР, овладения ими коммуникативными

умениями

и

навыками,

приобретает

особую

значимость

в

обеспечении

комфортного перехода на следующую ступень системы образования.

Использование

авторской

технологии

эффективной

социализации

Н.П.Гришаевой

«Современная

технология

эффективной

социализации

ребенка

в

образовательном

комплексе»,

помогает

нам

в

решении

этих

проблем в условиях коррекционно-образовательного процесса.

В

нашем

ДОУ

функционирует

три

группы

для

детей

с

ОНР

наполняемость

каждой

составляет

10-12

человек.

Группы

работают

по

адаптированной

программе

Н.В.Нищевой,

которая

предлагает

проведение

образовательной деятельности по трем подгруппам (3-4человека) с учетом

актуального

развития

детей,

что

обеспечивает

полностью

осуществление

индивидуального подхода, высокую речевую активность каждого ребенка.

2

Но в школе, где наполняемость класса минимум 20 человек, эта форма

проведения создает дополнительные трудности первокласснику, в связи с

замкнутостью,

стеснительностью

особенностями

коммуникативной

сферы

ребенка. Внедряя в практике технологию « Клубный час», мы увидели, что

дети нашей группы стали входить в речевой контакт с воспитанниками ДОУ

менее боязливо, постепенно исчезает страх перед большой численностью

людей, у некоторых ребят возникли дружеские отношения со сверстниками

из других групп.

Совместные мероприятия в рамках проектной деятельности повышают

самооценку детей с особыми потребностями, подчеркивают значимость их

отдельной личности, развивают диалогическую речь, учат самостоятельно,

без помощи наводящих вопросов взрослого строить фразу.

Так

в

условиях

реализации

проекта

«Я

люблю

театр»,

дети

в

совместной деятельности с родителями, воспитателями

и специалистами

групп изготавливают атрибуты, декорации к спектаклю «Глупый мышонок»,

разучивают текст роли персонажей спектакля, рисуют своих персонажей,

посещают

драматический

театр

с

целью

экскурсии,

просмотра

разных

представлений,

«гастролируют»

по

группам

детского

сада.

После

такой

деятельности педагоги совместно с детьми обсуждают свой новый опыт. Нам,

педагогам интересен и полезен опыт проектной деятельности, так как он

достаточно эффективен в приобретении доверительных отношением ребенок-

взрослый,

выражении

творческих

способностей

каждого

ребенка,

предоставлении

свободы

выбора,

самостоятельности.

Дети

испытывают

м а с су

п ол ож и т е л ь н ы х

э м о ц и й ,

о вл а д е ва ют

о п р е д е л е н н ы м и

коммуникативными умениями, осваивают определенные правила поведения,

повышается самооценка, развивается связная речь и самое интересное, что

автоматизация

поставленных

звуков

протекает

без

назойливого

контроля

взрослого.

Для

реализации

задач

инновационной

работы

педагоги

активно

сотрудничают с родителями воспитанников. Родители выступают в качестве

социальных партнеров ДОУ. Работа с родителями строится не только в виде

консультаций, посещений занятий в рамках дня открытых дверей, участия в

семинарах – практикумах, главное, что члены семьи ребенка совместно с ним

играют,

рисуют,

танцуют,

поют

и

т.п.

в

досуговой

деятельности,

что

позволяет взрослым увидеть проблемы поведения и развития ребенка.

3

Повышенное

эмоциональное

напряжение,

тревожность,

агрессия

особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, многонациональность

группа детей отягощает ситуацию. Так как в нашей группе есть русские,

удмурты, грузин, азербайджанец, немка и татары, мы решили реализовать

детско-родительский проект «Многонациональный мир детства», в рамках

которого,

в

течение

нескольких

недель

зависимости

от

количества

национальностей) дети совместно с родителями освещают обычаи, традиции,

особенности национальной кухни, рассказывают о специфике национального

костюма. В конце недели проводится совместное итоговое мероприятие с

песнями и танцами, все участники педагогического процесса погружаются в

атмосферу национального колорита. «Главный герой» недели понимает, что

его

культура,

традиции

интересны

окружающим,

ему

с

восторгом

аплодируют дети и они понимают, что никто из них не хуже и не лучше, и

восхищаются

всеми

одинаково.

Родители,

в

свою

очередь,

оценивают

уважение и искреннюю заинтересованность к национальным особенностям,

принимают активное, живое участие в проекте. Нам важно, что в процессе

проектной

деятельности

у

детей

повышается

устойчивость

к

стрессу,

эмоциональная стабильность, работоспособность, умение регулировать свое

поведение – определенные качества, которыми должен обладать ребенок -

будущий первоклассник.

Одной из форм продуктивного сотрудничества педагогов и родителей в

вопросах

организации

помощи

в

коррекции

развития

ребенка

для

нас

является

совместная

деятельность

взрослых

и

детей

по

изготовлению

пособий, игрушек, построек. Сделанные вместе с родителями игрушки дети с

удовольствием дарят на празднике «Новоселье» в младших группах. Все

большую популярность получают «мастер-классы»

для малышей. Ребята

старших групп передают свой опыт по изготовлению простой игрушки детям

младших групп.

Такое наставничество в стенах детского сада позволяет

детям

с

проблемами

в

развитии

приобрести

уверенность

в

себе,

своих

поступках.

Практика

разновозрастного

общения

снижает

конкурентную

позицию

старших

детей

и

формирует

сочувствие,

помощь

и

поддержку

младших. Позволяет поднять самооценку ребенка, воспитать его значимость.

Впереди

инновационной

площадки

перспективы

исследования

потенциала эффективной социализации в решение задач преемственности

4

детского сада и начальной школы. Для ребенка с ОНР вопрос социализации в

подготовке к школе актуален вдвойне. Воспитание умения пройти позитивно

социализацию в период адаптации к школьной ступени – задача учителя –

логопеда.

Однако, преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время

сводится к подготовке самого ребенка. В результате, за пределами внимания

остается

выявление

общего

и

различного

в

системе

взаимоотношений

воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого

ребенка.

Чтобы

сделать

переход

детей

в

школу

более

мягким

дать

им

возможность

быстрее

адаптироваться

к

новым

условиям,

требованиям,

деятельностям учителя должны знакомиться с формами, методами работы в

дошкольных

учреждениях.

Преемственность

между

дошкольным

и

школьным

уровнями

образования

не

должна

пониматься

только

как

подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности

дошкольного

возраста.

Для

этого

мы

формируем

социальные

умения

и

навыки будущего школьника. ДОУ совместно со школой разработали проект

совместной деятельности, который охватывает три направления: работа с

детьми, сотрудничество с родителями, сотрудничество с педагогами.

Таким

образом,

комплексное

использование

эффективных

технологий

социализации

в

условиях

ДОУ

способствует

эффективной

социализации

детей

с

ОНР,

до стижениям

целевых

ориентиров

с о ц и а л ь н о -

коммуникативного

развития,

повышению

компетентности

родителей,

осуществлению преемственности ДОУ и школы.

5



В раздел образования