Автор: Санникова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №26
Населённый пункт: Г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников
Раздел: начальное образование
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через
организацию внеурочной деятельности
МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска
Санникова Татьяна Петровна
учителя начальных классов
Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их социализация.
Если
для
обычного
ребенка
социализация
представляет
собой
естественный
процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это
кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые
создают для этого взрослые.
Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны -
создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в
большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в
этом социуме и сформировать доверие к нему.
Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных
видах
деятельности.
Они
не
самостоятельны
и
нуждаются
в
постоянном
сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать
опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к
различным
видам
деятельности
и
возможности
приобретения
навыков
сильно
ограничено. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению
эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д ). Часто мир для
них кажется пугающим и опасным или же наоборот они слишком доверчивы и
наивны. Это есть серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации
ребенка.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,
возможность
социализации
и
роста.
У
этих
детей
ограничено
жизненное
пространство
и
социальная
активность.
Им
трудно
дается
деятельность,
где
требуется смелость. Фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия по
внеурочной
деятельности
-
это
прекрасная
возможность
для
их
продуктивной
творческой деятельности и социального общения. Занятия дают ребенку максимум
возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом
интересов, желаний, возможностей.
Ведущая идея внеурочной деятельности для таких детей - создание комфортной
среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и
его самореализация. Основной задачей на занятиях, является воспитание у детей
эмоционально-
положительного
отношения
к
собственным
достижениям.
В
начальных классах у детей с ОВЗ внеурочная деятельность должна быть построена
на
развитие
восприятия,
мышления,
развитие
мелкой
моторики,
зрительно-
двигательную
координацию,
внимание,
память,
интенсивно
развивать
речь,
обогащать
словарный
запас,
формирование
грамматического
строя
речи.
Достижению этого единства умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо,
поскольку все это лежит в основе гармоничной социализации младших школьников
с проблемами в развитии.
Занятия
необходимо
разрабатывать
с
учетом
возрастных,
психофизических
особенностей воспитанников, личностных качеств. Индивидуальных способностей
каждого
ребенка.
Тематика
занятий
строится
с
учетом
интересов
учащихся.
Возможностей их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается
темп
развития
специальных
умений
и
навыков,
уровень
самостоятельности.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковы у всех ребят в силу их
индивидуальных
особенностей,
но
все
же
нужно
дать
каждому
ребенку
возможность
активно
самостоятельно
проявить
себя
и
испытать
радость
творческого труда.
Для
этого
нужно
подбирать
посильные
по
объему
и
сложности
выполнения
задания, чтобы они не разочаровались в своих возможностях.
В целом внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку с ОВЗ получать
свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в
современное
общество
в
качестве
полноценных
его
членов,
обеспечивает
успешную самореализацию ребенка.
У нас дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других
людей, мы стараемся их интегрировать в общеобразовательную среду. Учителя
стараются создать психологические и материально- технические условия, чтобы
обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс,
когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет
через контакт с детьми общеобразовательных классов.
При организации воспитательной работы мы стараемся не разделять детей,
имеющих
ОВЗ,
и
детей
из
образовательных
классов.
И
это
дает
свои
положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и
формирует
человеколюбие
других.
В
отличии
от
учебного
процесса,
который
ограничен
рамками
учебных
планов
и
программ,
воспитательный
процесс
организует по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям,
имеющим различные способности и возможности.
Праздники,
конкурсы,
соревнования,
проводимые
в
школе,
предоставляют
возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Благодаря такой работе
дети
не
чувствуют
себя
изгоями
в
современном
обществе.
Каждому
ученику
оформлен
портфолио,
где
отражается
его
успешность,
динамика
развития.
Проведены
выставки
«Я
с
мамой»,
проект
«Что
я
умею».
По
этому
же
направлению был создан проект «Отцы и дети», где мальчики с отцами посещали
мастер классы в педагогическом училище «Уус туьулгэтэ», занятие у известного
художника,
где сами изготавливали
оберег(харысхал), в доме Арчы посетили
выставку творчества мастеров, проходили благословение… С целью учить детей
чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, животным,
помогать им, поддерживать в трудную минуту призывали принимать участия во
всех акциях. К году экологии участвовали в городской акции «Подкорми птиц»,
дети с родителями изготавливали скворечники и проводили лесную школу по
методам А.С.Макаренко в городском парке. Свой опыт работы распространили в
городском семинаре учителей начальных классов.