Напоминание

Духовно-нравственное воспитание школьников


Автор: Санникова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №26
Населённый пункт: Г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через

организацию внеурочной деятельности

МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска

Санникова Татьяна Петровна

учителя начальных классов

Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их социализация.

Если

для

обычного

ребенка

социализация

представляет

собой

естественный

процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это

кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые

создают для этого взрослые.

Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны -

создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в

большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в

этом социуме и сформировать доверие к нему.

Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных

видах

деятельности.

Они

не

самостоятельны

и

нуждаются

в

постоянном

сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать

опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к

различным

видам

деятельности

и

возможности

приобретения

навыков

сильно

ограничено. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению

эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д ). Часто мир для

них кажется пугающим и опасным или же наоборот они слишком доверчивы и

наивны. Это есть серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации

ребенка.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,

возможность

социализации

и

роста.

У

этих

детей

ограничено

жизненное

пространство

и

социальная

активность.

Им

трудно

дается

деятельность,

где

требуется смелость. Фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия по

внеурочной

деятельности

-

это

прекрасная

возможность

для

их

продуктивной

творческой деятельности и социального общения. Занятия дают ребенку максимум

возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом

интересов, желаний, возможностей.

Ведущая идея внеурочной деятельности для таких детей - создание комфортной

среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и

его самореализация. Основной задачей на занятиях, является воспитание у детей

эмоционально-

положительного

отношения

к

собственным

достижениям.

В

начальных классах у детей с ОВЗ внеурочная деятельность должна быть построена

на

развитие

восприятия,

мышления,

развитие

мелкой

моторики,

зрительно-

двигательную

координацию,

внимание,

память,

интенсивно

развивать

речь,

обогащать

словарный

запас,

формирование

грамматического

строя

речи.

Достижению этого единства умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо,

поскольку все это лежит в основе гармоничной социализации младших школьников

с проблемами в развитии.

Занятия

необходимо

разрабатывать

с

учетом

возрастных,

психофизических

особенностей воспитанников, личностных качеств. Индивидуальных способностей

каждого

ребенка.

Тематика

занятий

строится

с

учетом

интересов

учащихся.

Возможностей их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы

учитывается

темп

развития

специальных

умений

и

навыков,

уровень

самостоятельности.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковы у всех ребят в силу их

индивидуальных

особенностей,

но

все

же

нужно

дать

каждому

ребенку

возможность

активно

самостоятельно

проявить

себя

и

испытать

радость

творческого труда.

Для

этого

нужно

подбирать

посильные

по

объему

и

сложности

выполнения

задания, чтобы они не разочаровались в своих возможностях.

В целом внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку с ОВЗ получать

свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в

современное

общество

в

качестве

полноценных

его

членов,

обеспечивает

успешную самореализацию ребенка.

У нас дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других

людей, мы стараемся их интегрировать в общеобразовательную среду. Учителя

стараются создать психологические и материально- технические условия, чтобы

обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс,

когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет

через контакт с детьми общеобразовательных классов.

При организации воспитательной работы мы стараемся не разделять детей,

имеющих

ОВЗ,

и

детей

из

образовательных

классов.

И

это

дает

свои

положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и

формирует

человеколюбие

других.

В

отличии

от

учебного

процесса,

который

ограничен

рамками

учебных

планов

и

программ,

воспитательный

процесс

организует по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям,

имеющим различные способности и возможности.

Праздники,

конкурсы,

соревнования,

проводимые

в

школе,

предоставляют

возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Благодаря такой работе

дети

не

чувствуют

себя

изгоями

в

современном

обществе.

Каждому

ученику

оформлен

портфолио,

где

отражается

его

успешность,

динамика

развития.

Проведены

выставки

«Я

с

мамой»,

проект

«Что

я

умею».

По

этому

же

направлению был создан проект «Отцы и дети», где мальчики с отцами посещали

мастер классы в педагогическом училище «Уус туьулгэтэ», занятие у известного

художника,

где сами изготавливали

оберег(харысхал), в доме Арчы посетили

выставку творчества мастеров, проходили благословение… С целью учить детей

чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, животным,

помогать им, поддерживать в трудную минуту призывали принимать участия во

всех акциях. К году экологии участвовали в городской акции «Подкорми птиц»,

дети с родителями изготавливали скворечники и проводили лесную школу по

методам А.С.Макаренко в городском парке. Свой опыт работы распространили в

городском семинаре учителей начальных классов.



В раздел образования