Автор: Соколова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей"
Раздел: среднее профессиональное
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют их развитию»
(В.М. Бехтерев)
Дети
с
умеренной,
тяжелой
и
глубокой
умственной
отсталостью,
тяжелыми
множественными
нарушениями
развития
имеют
нарушения
речи
разной
степени.
Психофизическое
недоразвитие
характеризуется
также
нарушениями
координации,
точности,
темпа
движений,
что
осложняет
формирование
физических
действий:
бег,
прыжки, и др., а также навыков несложных трудовых действий. Наиболее типичными для
данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими
тонких дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти,
шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и т.д.
В работе с детьми данной категории первостепенное место имеет формирование
жизненно важных компетенций, а именно формирование навыков самообслуживания. Для
того чтобы ребенок научился себя обслуживать – надевать-снимать одежду и обувь,
застегивать
ее
на
пуговицы,
застежки
«молнии»,
липучки,
важно
научить
его
согласованным движениям пальцев рук, и умению пользоваться этими движениями.
В связи с этим на каждом занятии проводятся упражнения по развитию мелкой
моторики
рук.
Однако,
чтобы
ребенок
научился
выполнять
данные
действия
автоматически, необходимо много времени, которого, к сожалению учителю не всегда
хватает.
К
тому
же,
данная
работа
будет
более
успешной,
если
проводить
ее
в
естественных условиях, т.е. дома.
Именно поэтому, я рекомендую родителям своих учеников комплекс упражнений
по
развитию
мелкой
моторики
для
ежедневных
занятий
в
домашних
условиях.
Все
упражнения проводятся в игровой форме, как и занятия в школе, так как это наиболее
эффективная
форма
работы
для
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой
и
глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Упражнение
1.
Катать
карандаш
между
ладонями.
Карандаш
должен
быть
с
гранями. Ладони держать вертикально. Карандаш необходимо прокатывать от основания
ладоней до кончиков пальцев.
Упражнение 2. Рвать бумагу. Позвольте ребенку взять старую газету или другую
бумагу и разорвать ее на кусочки. В дальнейшем можно использовать эти кусочки для
«рваной» аппликации.
Упражнение 3. Упражнение похоже на № 2, но при его выполнении необходимо
мять бумагу пальцами рук (сначала двумя, затем одной).
Упражнение 4. Возьмите любую емкость с крышкой (как пример стаканчик из-под
сметаны). Сделайте в крышке прорезь и предложите ребенку ее наполнить мелкими
предметами. Усилия, прилагаемые ребенком при открывании-закрывании крышки, также
способствует развитию выносливости пальцев рук.
Как вариант упражнения – раскладывание в разные емкости предметов (пуговиц,
бусин, мелких деталей конструктора и др.
Упражнение
5. Упражнения с прищепками. Я использую как подготовительный
этап для обучения работы с ножницами. Чтобы заинтересовать ребенка возьмите цветные
прищепки и соответствующего цвета полоски картона. Ребенок должен открыть прищепку
нажатием пальцев и прикрепить ее к полоске картона.
(Если вы проанализируете действие с прищепками, то увидите, что оно аналогично
приему работы с ножницами).
Упражнение 6. Комплекс упражнений.
Следует отметить, что все упражнения выполняются по зрительному образцу, т.е.
необходимо сначала показать ребенку, как выполнять действие.
Упражнения надо выполнять с каждой рукой поочередно. После выполнения каждой позы,
ребенок может свободно класть руку на стол.