Напоминание

"Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей"


Автор: Соколова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Подпорожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют их развитию»

(В.М. Бехтерев)

Дети

с

умеренной,

тяжелой

и

глубокой

умственной

отсталостью,

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития

имеют

нарушения

речи

разной

степени.

Психофизическое

недоразвитие

характеризуется

также

нарушениями

координации,

точности,

темпа

движений,

что

осложняет

формирование

физических

действий:

бег,

прыжки, и др., а также навыков несложных трудовых действий. Наиболее типичными для

данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими

тонких дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти,

шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и т.д.

В работе с детьми данной категории первостепенное место имеет формирование

жизненно важных компетенций, а именно формирование навыков самообслуживания. Для

того чтобы ребенок научился себя обслуживать – надевать-снимать одежду и обувь,

застегивать

ее

на

пуговицы,

застежки

«молнии»,

липучки,

важно

научить

его

согласованным движениям пальцев рук, и умению пользоваться этими движениями.

В связи с этим на каждом занятии проводятся упражнения по развитию мелкой

моторики

рук.

Однако,

чтобы

ребенок

научился

выполнять

данные

действия

автоматически, необходимо много времени, которого, к сожалению учителю не всегда

хватает.

К

тому

же,

данная

работа

будет

более

успешной,

если

проводить

ее

в

естественных условиях, т.е. дома.

Именно поэтому, я рекомендую родителям своих учеников комплекс упражнений

по

развитию

мелкой

моторики

для

ежедневных

занятий

в

домашних

условиях.

Все

упражнения проводятся в игровой форме, как и занятия в школе, так как это наиболее

эффективная

форма

работы

для

обучающихся

с

умеренной,

тяжелой

и

глубокой

умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Упражнение

1.

Катать

карандаш

между

ладонями.

Карандаш

должен

быть

с

гранями. Ладони держать вертикально. Карандаш необходимо прокатывать от основания

ладоней до кончиков пальцев.

Упражнение 2. Рвать бумагу. Позвольте ребенку взять старую газету или другую

бумагу и разорвать ее на кусочки. В дальнейшем можно использовать эти кусочки для

«рваной» аппликации.

Упражнение 3. Упражнение похоже на № 2, но при его выполнении необходимо

мять бумагу пальцами рук (сначала двумя, затем одной).

Упражнение 4. Возьмите любую емкость с крышкой (как пример стаканчик из-под

сметаны). Сделайте в крышке прорезь и предложите ребенку ее наполнить мелкими

предметами. Усилия, прилагаемые ребенком при открывании-закрывании крышки, также

способствует развитию выносливости пальцев рук.

Как вариант упражнения – раскладывание в разные емкости предметов (пуговиц,

бусин, мелких деталей конструктора и др.

Упражнение

5. Упражнения с прищепками. Я использую как подготовительный

этап для обучения работы с ножницами. Чтобы заинтересовать ребенка возьмите цветные

прищепки и соответствующего цвета полоски картона. Ребенок должен открыть прищепку

нажатием пальцев и прикрепить ее к полоске картона.

(Если вы проанализируете действие с прищепками, то увидите, что оно аналогично

приему работы с ножницами).

Упражнение 6. Комплекс упражнений.

Следует отметить, что все упражнения выполняются по зрительному образцу, т.е.

необходимо сначала показать ребенку, как выполнять действие.

Упражнения надо выполнять с каждой рукой поочередно. После выполнения каждой позы,

ребенок может свободно класть руку на стол.



В раздел образования