Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА


Автор: Рагулин Игорь Евгеньевич
Должность: старший преподаватель военной кафедры
Учебное заведение: Казахского аграрного университета
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Раздел: высшее образование





Назад




РАГУЛИН И. Е.

старший преподаватель военной кафедры

Казахского аграрного университета

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Актуальность данной проблемы обусловлена высокими требованиями

государства

и

общества

к

личности

военного

специалиста.

Значимость

патриотического воспитания курсантов в современных условиях объясняется

необходимостью формирования и развития у них патриотических чувств и

сознания,

высокой

социальной

активности,

ответственности,

способности

действовать

в

соответствии

с

интересами

своего

государства.

В

статье

раскрывается

сущность

основных

понятий,

составляющих

содержание

патриотического

воспитания

(таких

как

патриотизм,

патриотическое

сознание, патриотические чувства и др.). На основе анализа нормативных

документов,

концепций

и

программ

по

патриотическому

воспитанию

определены направления патриотического воспитания курсантов в военном

вузе,

раскрыты

составляющие

понятия

«патриотизм».

Организация

патриотического

воспитания

в

военном

вузе

как

педагогическая

система

призвана

обеспечить

целенаправленное

формирование

у

курсантов

государственно-патриотического

сознания

и

развитие

воинских

традиций,

способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных

и военных задач. Организация патриотического воспитания в военном вузе

осуществляется поэтапно. Участие курсантов в различных воспитательных

мероприятиях (выступления на конференциях, встречах с ветеранами войны

и участниками боевых действий, участие в тематических вечерах, конкурсах

и

викторинах

и

др.)

способствует

формированию

воинского

коллектива,

коллективистских

чувств

и

межличностных

отношений,

позитивному

настроению, развитию мотивации к выполнению учебных и воспитательных

задач.

Ключевые

слова: духовное

и

нравственное

развитие

человека,

патриотизм, патриотическое воспитание, защита отечества, воспитание

военнослужащих (курсантов), военный вуз.

Одним

из

важнейших

направлений

подготовки

будущих

офицеров

служит патриотическое воспитание, задачей которого является формирование

патриотической

культуры.

Привязанность

к

Родине,

готовность

к

защите

своего

Отечества,

глубокие

нравственные

и

патриотические

чувства,

беззаветное

выполнение

своего

гражданского

и

воинского

долга

должны

стать основой воспитания курсантов военного вуза.

В

последние

годы

ценностные

ориентации

молодежи

претерпели

существенные изменения, причиной которых является кризис ценностей в

российском

обществе.

Воспитание,

ориентированное

на

приоритет

культурно-исторических ценностей и уважение традиций разных народов,

приобретает особую значимость для страны, а возрождение патриотической

идеи и воспитания патриотизма у будущих офицеров, их готовности надежно

защищать Отечество должно стать одной из важнейших задач военного вуза.

По

мнению

В.И.

Лутовинова,

«от

патриотического

и

духовного

воспитания

молодежи

зависит

настоящее

и

будущее,

в

том

числе

ее

безопасность,

успешность

и

стабильность»

[4,

с.

37].

Воспитание

патриотизма

в

образовательных

организациям

всех

уровней

образования

должно стать первостепенной задачей и занять ведущее место в воспитании

подрастающего

поколения.

Образование

в

вузе,

считает

А.Ю.

Акмалов,

должно быть направлено на «воспитание творческой личности, способной к

восприятию инновационных процессов в обществе и обладающей высокой

общей и профессиональной культурой» [5, с. 17]. Патриотическое воспитание

Т.А.

Спицына

и

Д.В.

Веселов

рассматривают

как

«часть

политики

государства,

направленной

на

воспитание

у

гражданина

идейности,

нравственности,

патриотизма,

моральной

и

психологической

стойкости,

физического совершенствования, овладения военными знаниями» [6, с. 76].

Задачами работы с личным составом являются:

1)

поддержание

уровня

морально-психологического

состояния

военнослужащих;

2) развитие государственно-патриотического сознания;

3) формирование воинских коллективных ценностей и традиций.

Формирование

патриотического

сознания,

чувства

верности

и

воинского

долга,

гордости

за

принадлежность

к

Вооруженным

Силам,

стремление

к

овладению

профессией

офицера

и

готовности

к

защите

Отечества, офицерской чести и достоинства, гражданской позиции и высоких

морально-нравственных

качеств

военнослужащего

Вооруженных

Сил,

а

также

организация

мероприятий,

направленных

на

реализацию

государственных

программ

в

области

патриотического

воспитания,

проведение

мероприятий,

посвященных

дням

воинской

славы,

памятным

дням

Вооруженных

Сил,

празднование

Дня

Победы

в

Великой

Отечественной

войне

1941–1945

годов,

проведение

воинских

ритуалов

и

военных

парадов,

организация

исторической

и

военно-музейной

работы,

участие

курсантов

в

патриотических

акциях,

военно-исторических

конференциях

способствуют

формированию

их

го сударственно-

патриотического

сознания,

пропаганде

воинских

традиций.

Развитие

патриотического сознания у курсантов военного вуза начинается с первых

дней

зачисления

в

военный

вуз

и

продолжается

до

самого

выпуска.

Результатом

подготовительного

этапа

и

важнейшей

вехой

в

развитии

патриотизма у курсантов является церемония принятия Военной присяги.

День

приведения

к

Военной

присяге

является

праздничным

днем

для

курсантов, для их семей. Военная присяга – торжественное обещание, клятва,

которую дает гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил. Принимая

ее, он берет на себя высокие обязательства, составляющие смысл военной

службы.

В последние годы был принят ряд документов, в которых нашли

отражение различные аспекты патриотического воспитания. Накопленный за

последние десятилетия опыт, знания и традиции патриотического воспитания

граждан,

важность

обеспечения

идентичности,

непрерывно сти

воспитательного

процесса,

в

которой

определены

ведущие

направления,

содержание, формы и средства воспитания. Патриотическое воспитание в ней

характеризуется как «систематическая целенаправленная деятельность всех

институтов

воспитания

(органов

государственной

власти,

институтов

гражданского общества, семьи) по формированию патриотического сознания,

отношения

и

деятельности,

выражающихся

в

готовности

к

выполнению

гражданского долга по защите интересов Родины» [9, с. 8]. На основе анализа

Государственной

программы

патриотического

воспитания,

основных

положений

государственных

образовательных

стандартов

высшего

образования,

Требований

Главного

управления

кадров

Министерства

обороны, предъявляемых к выпускникам военных вузов, мной определены и

конкретизированы

основные

направления

организации

патриотического

воспитания в военном вузе:

1)

разработка

системы

патриотического

воспитания,

включающей

содержательный и процессуально-деятельностный компоненты;

2) использование активных методов и интерактивных воспитательных

технологий;

3)

включение

вопросов

патриотического

воспитания

в

учебные

программы изучения дисциплин гуманитарного цикла;

4)

поэтапная

организация

воспитательной

де яте л ьн о с ти ,

направленной

на

развитие

у

курсантов

высоких

морально-нравственных

качеств и чувства патриотизма.

По

мнению

В.

Стрельникова,

патриотизм

является

«характерной

чертой менталитета народа, духовной основой развития государственности»

[10, с. 54]. Патриотизм, проявляющийся в любви к Отечеству, преданности

ему, стремлении своими действиями служить его интересам, готовности к его

защите,

является

определяющим

качеством

и

одним

из

проявлений

духовности

человека.

На

мой

взгляд,

основными

составляющими

патриотизма выступают патриотическое сознание (осознание своего долга

перед Отечеством), патриотическое отношение (субъективно-субъективные

отношения в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек

– природа как естественная среда существования человека»), патриотическая

деятельность

(выполнение

своего

долга

перед

Отечеством).

С

позиций

гуманистического подхода к воспитанию патриотизм следует рассматривать

как

социально

значимую,

общечеловеческую

ценность.

Усвоенные

и

принятые ценности проявляются в патриотическом поведении, нравственных

и гражданских поступках, отношении человека к миру, себе и другим людям,

в его деятельности.

Задачей

патриотического

воспитания

курсантов

в

военном

вузе

является развитие патриотических чувств, сознания, высокой социальной

активности,

гражданской

ответственности,

государственного

мышления,

способности действовать в интересах государства. В соответствии с этим

система

патриотического

воспитания

в

вузе

должна

обеспечить

целенаправленное формирование у курсантов активной жизненной позиции,

развитие у них государственного мышления, готовности к решению важных

государственных задач в соответствии с национальными интересами. Она

должна

способствовать

подготовке

будущих

офицеров

к

такой

военно-

профессиональной деятельности, в которой знания, опыт и личные интересы

соединяются

с

позицией

гражданского

долга,

сопричастностью

к

судьбе

Родины и государственными интересами. На мой взгляд, «только офицеры с

высокоразвитым

чувством

патриотизма,

направленным

на

укрепление

духовно-нравственных

ценно стей,

национальных

традиций

и

государственного

менталитета,

могут

обеспечить

национальную

безопасность» [11, с. 110]. Воспитание курсантов, обладающих чувством

гордости,

ответственности

и

веры

в

истинные

ценности

Родины,

осуществляется в образовательной среде военного вуза, которая не только

оказывает

стимулирующее

воздействие

на

развитие

патриотических

и

гражданских

качеств

курсантов,

но

и

способствует

их

самовоспитанию,

самовыражению

патриотических

чувств,

готовности

к

патриотической

деятельности,

направленной

на

защиту

Отечества.

Патриотическое

воспитание в военном вузе мы рассматриваем как важную составляющую

целостного

воспитательного

процесса,

в

котором

оно

представляет

непрерывную и целенаправленную деятельность всех офицеров, гражданских

преподавателей и курсантов. Патриотическое воспитание как педагогическая

система

включает

целевой,

информационно-содержательный

и

процессуально-деятельностный компоненты. Организация патриотического

воспитания в военном вузе осуществляется поэтапно.

Целью

патриотического

воспитания

на

первом

этапе

является

формирование

и

развитие

у

курсантов

первого-второго

курсов

основных

категорий

(«Отечество»,

«патриотизм»,

«воинский

долг»,

«честь»,

«достоинство»,

«товарищество»,

«дружба»)

в

процессе

изучения

ими

учебных

дисциплин

«История

Отечества»,

«Военная

история»,

«История

военной

педагогики»,

что

способствует

формированию

патриотического

сознания

и

мировоззрения.

Их

изучение

способствует

формированию

у

курсантов

высокого

гражданского

и

патриотического

сознания,

чувства

верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и

обязанностей

по

защите

интересов

Отечества.

С

целью

развития

патриотического

сознания

преподавателями

вуза

проводятся

беседы

по

следующим

темам:

«Нравственные

основы

военной

присяги,

воинских

уставов», «Этика военной службы», «Критерии нравственности в поведении

курсанта» и др. Для курсантов первого курса организуется кинолекторий

«Профессия ‒ военный штурман», проводятся встречи с выпускниками вуза,

его

ветеранами,

воинами-интернационалистами,

а

также

встречи

с

известными

людьми

города

и

области.

Важное

место

в

патриотическом

воспитании занимает деятельность музея Боевой славы, в создании которого

активное участие принимали курсанты. Экскурсии в музее для офицеров,

курсантов,

солдат

срочной

службы,

учащихся

общеобразовательных

организаций,

техникумов

и

колледжей

проводятся

курсантами

старших

курсов, которые являются внештатными экскурсоводами. Большое значение в

патриотическом

воспитании

курсантов

первого

курса

имеет

работа

по

формированию знаний о национально-государственной символике – гербе,

знамени,

гимне,

а

также

государственных

и

национальных

праздниках.

Особое место занимают воинские ритуалы, к которым относятся принятие

военной присяги, вручение знамен и вымпелов, торжественное чествование

героев,

награждение

правительственными

наградами,

участие

в

парадах

Победы.

Участие

в

этих

мероприятиях

вызывает

у

курсантов

чувство

гордости,

развивает

воинскую

честь

и

достоинство,

патриотизм

и

гражданские качества.

На

втором

этапе

целями

патриотического

воспитания

являются

формирование

у

курсантов

патриотического

отношения,

развитие

патриотического мировоззрения, проявляющегося в убежденности курсантов

в

необходимости

защиты

Отечества,

в

осознании

сущности

понятия

«готовность

к

защите

Отечества».

На

этом

этапе

курсанты

третьего-

четвертого

курсов

стремятся

самостоятельно

формулировать

цели

своей

учебной,

служебной

и

общественной

деятельности,

проектировать

собственный

образовательный

маршрут.

Курсанты

становятся

активными

участниками дискуссий: «Что значит быть патриотом?», «В жизни всегда есть

место подвигу» и иных, круглых столов по темам: «Кодекс чести курсанта. В

чем он состоит?», «Творчество и разумный риск в летной деятельности» и

иных, лекций-диалогов, в которых обсуждаются актуальные для курсантов

проблемы:

«Вооруженные

Силы,

их

место

в

государстве»,

«Военно-

политическая ситуация в мире и национальные интересы» и др. Кроме того,

к у р с а н т ы

п р и н и м а ю т

у ч а с т и е

в

п од го т о в ке

и

п р о в е д е н и и

конкурсов, предметных

олимпиад,

научных

конференций

и

подготовке

выставок,

иллюстрирующих

историческую

роль

Вооруженных

Сил

в

укреплении оборонного могущества Отечества, героизм солдат и офицеров в

Великой отечественной войне, а также в военных операциях за рубежом. В

нашем вузе стало традицией проводить научную конференцию курсантов

«Офицеры XXI века». В докладах курсантов находят отражение многовековая

история нашей страны, ее славные боевые традиции, современные проблемы,

которые

являются

неиссякаемым

источником

патриотических

идей

и

действий многих поколений.

На

третьем

этапе

целью

воспитательного

процесса

является

формирование

у

курсантов

высокого

профессионализма,

развитие

их

духовности, проявляющейся в готовности выполнять свой долг, в уважении к

коллегам и сослуживцам, активной патриотической деятельности на благо

Родине.

Безусловно,

воспитательная

работа

на

данном

этапе

в

большей

степени должна быть ориентирована на развитие высокой общей и военно-

профессиональной культуры, носить профессиональную направленность. На

этом

этапе

курсанты

привлекаются

к

организации

воспитательных

мероприятий, посвященных Дню призывника, Дню воинской славы и иным,

которые

проводятся

при

совместной

деятельности

военного

вуза

и

общеобразовательных школ, колледжей и гражданских вузов. Цикл встреч с

военными

специалистами

разных

поколений

позволяет

старшекурсникам

познакомиться с профессиональным опытом штурманов, с особенностями

воинских коллективов и эффективными способами адаптации в них, обсудить

профессиональные проблемы, трудности штурманов, с которыми они могут

встретиться

в

войсках

при

организации

воспитательной,

служебной

и

профессиональной деятельности. На развитие творческой направленности

деятельности

большое

влияние

оказывает

участие

курсантов

в

научно-

исследовательской деятельности, в международных научных конференциях,

конкурсах на лучшую научную работу, семинарах межпредметного характера.

Заключение. Таким образом, патриотическое воспитание в военном

вузе

представляет

собой

целенаправленный,

специально

организованный

процесс. Выполнение курсантами служебных задач является основой для

воспитания у них высокого морального духа, любви к Родине, ее культуре и

традициям, развития готовности самоотверженно защищать свое Отечество,

его свободу и независимость. Поэтапное включение курсантов в подготовку,

организацию и активное участие в различных воспитательных мероприятиях

способствует

развитию

у

них

патриотического

сознания,

отношения

и

деятельности,

формированию

воинского

коллектива,

коллективистских

чувств и межличностных отношений, позитивному настроению, развитию

мотивации

к

выполнению

учебных,

воспитательных

и

служебных

задач.

Результаты воспитания патриотизма курсантов в военном вузе во многом

зависят от скоординированной, совместной деятельности преподавателей и

офицеров

вуза

с

общественными

и

ветеранскими

организациями,

творческими

научными

коллективами.

В

процессе

патриотического

воспитания

следует

активно

использовать

примеры

патриотического

и

нравственного опыта предшествующих поколений, идеи военных ученых и

великих полководцев, беспримерного подвига и героизма военнослужащих,

посвятивших свою жизнь защите своей Родины.

Литература:

1.

Бузский

М.П.

Вырщиков

А.Н.,

Кусмарцев

М.Б.

Теоретические

проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград : Изд-во

ВолГУ, 2015. 90 с.

2. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. М.:

Центр «Перспектива», 2015. 174 с.

3.

Волчкова

А.А.

Патриотизм

и

патриотическое

воспитание

в

общественном мнении провинции и столицы. Москва; Самара: НТЦ, 2015.

139 с.

4. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи – будущее России. Москва:

Фонд Андрея Первозванного, 2015. 208 c.

5.

Акмалов

А.Ю.

Социокультурное

воспитательное

пространство

современного университета // Вестник Южно-Уральского профессионального

института. 2012. Т. 8. № 2. С. 17.

6. Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание

учащихся // Молодой ученый. 2016. №6.1. С. 76-78



В раздел образования