Автор: Рагулин Игорь Евгеньевич
Должность: старший преподаватель военной кафедры
Учебное заведение: Казахского аграрного университета
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Раздел: высшее образование
РАГУЛИН И. Е.
старший преподаватель военной кафедры
Казахского аграрного университета
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Актуальность данной проблемы обусловлена высокими требованиями
государства
и
общества
к
личности
военного
специалиста.
Значимость
патриотического воспитания курсантов в современных условиях объясняется
необходимостью формирования и развития у них патриотических чувств и
сознания,
высокой
социальной
активности,
ответственности,
способности
действовать
в
соответствии
с
интересами
своего
государства.
В
статье
раскрывается
сущность
основных
понятий,
составляющих
содержание
патриотического
воспитания
(таких
как
патриотизм,
патриотическое
сознание, патриотические чувства и др.). На основе анализа нормативных
документов,
концепций
и
программ
по
патриотическому
воспитанию
определены направления патриотического воспитания курсантов в военном
вузе,
раскрыты
составляющие
понятия
«патриотизм».
Организация
патриотического
воспитания
в
военном
вузе
как
педагогическая
система
призвана
обеспечить
целенаправленное
формирование
у
курсантов
государственно-патриотического
сознания
и
развитие
воинских
традиций,
способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных
и военных задач. Организация патриотического воспитания в военном вузе
осуществляется поэтапно. Участие курсантов в различных воспитательных
мероприятиях (выступления на конференциях, встречах с ветеранами войны
и участниками боевых действий, участие в тематических вечерах, конкурсах
и
викторинах
и
др.)
способствует
формированию
воинского
коллектива,
коллективистских
чувств
и
межличностных
отношений,
позитивному
настроению, развитию мотивации к выполнению учебных и воспитательных
задач.
Ключевые
слова: духовное
и
нравственное
развитие
человека,
патриотизм, патриотическое воспитание, защита отечества, воспитание
военнослужащих (курсантов), военный вуз.
Одним
из
важнейших
направлений
подготовки
будущих
офицеров
служит патриотическое воспитание, задачей которого является формирование
патриотической
культуры.
Привязанность
к
Родине,
готовность
к
защите
своего
Отечества,
глубокие
нравственные
и
патриотические
чувства,
беззаветное
выполнение
своего
гражданского
и
воинского
долга
должны
стать основой воспитания курсантов военного вуза.
В
последние
годы
ценностные
ориентации
молодежи
претерпели
существенные изменения, причиной которых является кризис ценностей в
российском
обществе.
Воспитание,
ориентированное
на
приоритет
культурно-исторических ценностей и уважение традиций разных народов,
приобретает особую значимость для страны, а возрождение патриотической
идеи и воспитания патриотизма у будущих офицеров, их готовности надежно
защищать Отечество должно стать одной из важнейших задач военного вуза.
По
мнению
В.И.
Лутовинова,
«от
патриотического
и
духовного
воспитания
молодежи
зависит
настоящее
и
будущее,
в
том
числе
ее
безопасность,
успешность
и
стабильность»
[4,
с.
37].
Воспитание
патриотизма
в
образовательных
организациям
всех
уровней
образования
должно стать первостепенной задачей и занять ведущее место в воспитании
подрастающего
поколения.
Образование
в
вузе,
считает
А.Ю.
Акмалов,
должно быть направлено на «воспитание творческой личности, способной к
восприятию инновационных процессов в обществе и обладающей высокой
общей и профессиональной культурой» [5, с. 17]. Патриотическое воспитание
Т.А.
Спицына
и
Д.В.
Веселов
рассматривают
как
«часть
политики
государства,
направленной
на
воспитание
у
гражданина
идейности,
нравственности,
патриотизма,
моральной
и
психологической
стойкости,
физического совершенствования, овладения военными знаниями» [6, с. 76].
Задачами работы с личным составом являются:
1)
поддержание
уровня
морально-психологического
состояния
военнослужащих;
2) развитие государственно-патриотического сознания;
3) формирование воинских коллективных ценностей и традиций.
Формирование
патриотического
сознания,
чувства
верности
и
воинского
долга,
гордости
за
принадлежность
к
Вооруженным
Силам,
стремление
к
овладению
профессией
офицера
и
готовности
к
защите
Отечества, офицерской чести и достоинства, гражданской позиции и высоких
морально-нравственных
качеств
военнослужащего
Вооруженных
Сил,
а
также
организация
мероприятий,
направленных
на
реализацию
государственных
программ
в
области
патриотического
воспитания,
проведение
мероприятий,
посвященных
дням
воинской
славы,
памятным
дням
Вооруженных
Сил,
празднование
Дня
Победы
в
Великой
Отечественной
войне
1941–1945
годов,
проведение
воинских
ритуалов
и
военных
парадов,
организация
исторической
и
военно-музейной
работы,
участие
курсантов
в
патриотических
акциях,
военно-исторических
конференциях
способствуют
формированию
их
го сударственно-
патриотического
сознания,
пропаганде
воинских
традиций.
Развитие
патриотического сознания у курсантов военного вуза начинается с первых
дней
зачисления
в
военный
вуз
и
продолжается
до
самого
выпуска.
Результатом
подготовительного
этапа
и
важнейшей
вехой
в
развитии
патриотизма у курсантов является церемония принятия Военной присяги.
День
приведения
к
Военной
присяге
является
праздничным
днем
для
курсантов, для их семей. Военная присяга – торжественное обещание, клятва,
которую дает гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил. Принимая
ее, он берет на себя высокие обязательства, составляющие смысл военной
службы.
В последние годы был принят ряд документов, в которых нашли
отражение различные аспекты патриотического воспитания. Накопленный за
последние десятилетия опыт, знания и традиции патриотического воспитания
граждан,
важность
обеспечения
идентичности,
непрерывно сти
воспитательного
процесса,
в
которой
определены
ведущие
направления,
содержание, формы и средства воспитания. Патриотическое воспитание в ней
характеризуется как «систематическая целенаправленная деятельность всех
институтов
воспитания
(органов
государственной
власти,
институтов
гражданского общества, семьи) по формированию патриотического сознания,
отношения
и
деятельности,
выражающихся
в
готовности
к
выполнению
гражданского долга по защите интересов Родины» [9, с. 8]. На основе анализа
Государственной
программы
патриотического
воспитания,
основных
положений
государственных
образовательных
стандартов
высшего
образования,
Требований
Главного
управления
кадров
Министерства
обороны, предъявляемых к выпускникам военных вузов, мной определены и
конкретизированы
основные
направления
организации
патриотического
воспитания в военном вузе:
1)
разработка
системы
патриотического
воспитания,
включающей
содержательный и процессуально-деятельностный компоненты;
2) использование активных методов и интерактивных воспитательных
технологий;
3)
включение
вопросов
патриотического
воспитания
в
учебные
программы изучения дисциплин гуманитарного цикла;
4)
поэтапная
организация
воспитательной
де яте л ьн о с ти ,
направленной
на
развитие
у
курсантов
высоких
морально-нравственных
качеств и чувства патриотизма.
По
мнению
В.
Стрельникова,
патриотизм
является
«характерной
чертой менталитета народа, духовной основой развития государственности»
[10, с. 54]. Патриотизм, проявляющийся в любви к Отечеству, преданности
ему, стремлении своими действиями служить его интересам, готовности к его
защите,
является
определяющим
качеством
и
одним
из
проявлений
духовности
человека.
На
мой
взгляд,
основными
составляющими
патриотизма выступают патриотическое сознание (осознание своего долга
перед Отечеством), патриотическое отношение (субъективно-субъективные
отношения в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек
– природа как естественная среда существования человека»), патриотическая
деятельность
(выполнение
своего
долга
перед
Отечеством).
С
позиций
гуманистического подхода к воспитанию патриотизм следует рассматривать
как
социально
значимую,
общечеловеческую
ценность.
Усвоенные
и
принятые ценности проявляются в патриотическом поведении, нравственных
и гражданских поступках, отношении человека к миру, себе и другим людям,
в его деятельности.
Задачей
патриотического
воспитания
курсантов
в
военном
вузе
является развитие патриотических чувств, сознания, высокой социальной
активности,
гражданской
ответственности,
государственного
мышления,
способности действовать в интересах государства. В соответствии с этим
система
патриотического
воспитания
в
вузе
должна
обеспечить
целенаправленное формирование у курсантов активной жизненной позиции,
развитие у них государственного мышления, готовности к решению важных
государственных задач в соответствии с национальными интересами. Она
должна
способствовать
подготовке
будущих
офицеров
к
такой
военно-
профессиональной деятельности, в которой знания, опыт и личные интересы
соединяются
с
позицией
гражданского
долга,
сопричастностью
к
судьбе
Родины и государственными интересами. На мой взгляд, «только офицеры с
высокоразвитым
чувством
патриотизма,
направленным
на
укрепление
духовно-нравственных
ценно стей,
национальных
традиций
и
государственного
менталитета,
могут
обеспечить
национальную
безопасность» [11, с. 110]. Воспитание курсантов, обладающих чувством
гордости,
ответственности
и
веры
в
истинные
ценности
Родины,
осуществляется в образовательной среде военного вуза, которая не только
оказывает
стимулирующее
воздействие
на
развитие
патриотических
и
гражданских
качеств
курсантов,
но
и
способствует
их
самовоспитанию,
самовыражению
патриотических
чувств,
готовности
к
патриотической
деятельности,
направленной
на
защиту
Отечества.
Патриотическое
воспитание в военном вузе мы рассматриваем как важную составляющую
целостного
воспитательного
процесса,
в
котором
оно
представляет
непрерывную и целенаправленную деятельность всех офицеров, гражданских
преподавателей и курсантов. Патриотическое воспитание как педагогическая
система
включает
целевой,
информационно-содержательный
и
процессуально-деятельностный компоненты. Организация патриотического
воспитания в военном вузе осуществляется поэтапно.
Целью
патриотического
воспитания
на
первом
этапе
является
формирование
и
развитие
у
курсантов
первого-второго
курсов
основных
категорий
(«Отечество»,
«патриотизм»,
«воинский
долг»,
«честь»,
«достоинство»,
«товарищество»,
«дружба»)
в
процессе
изучения
ими
учебных
дисциплин
«История
Отечества»,
«Военная
история»,
«История
военной
педагогики»,
что
способствует
формированию
патриотического
сознания
и
мировоззрения.
Их
изучение
способствует
формированию
у
курсантов
высокого
гражданского
и
патриотического
сознания,
чувства
верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и
обязанностей
по
защите
интересов
Отечества.
С
целью
развития
патриотического
сознания
преподавателями
вуза
проводятся
беседы
по
следующим
темам:
«Нравственные
основы
военной
присяги,
воинских
уставов», «Этика военной службы», «Критерии нравственности в поведении
курсанта» и др. Для курсантов первого курса организуется кинолекторий
«Профессия ‒ военный штурман», проводятся встречи с выпускниками вуза,
его
ветеранами,
воинами-интернационалистами,
а
также
встречи
с
известными
людьми
города
и
области.
Важное
место
в
патриотическом
воспитании занимает деятельность музея Боевой славы, в создании которого
активное участие принимали курсанты. Экскурсии в музее для офицеров,
курсантов,
солдат
срочной
службы,
учащихся
общеобразовательных
организаций,
техникумов
и
колледжей
проводятся
курсантами
старших
курсов, которые являются внештатными экскурсоводами. Большое значение в
патриотическом
воспитании
курсантов
первого
курса
имеет
работа
по
формированию знаний о национально-государственной символике – гербе,
знамени,
гимне,
а
также
государственных
и
национальных
праздниках.
Особое место занимают воинские ритуалы, к которым относятся принятие
военной присяги, вручение знамен и вымпелов, торжественное чествование
героев,
награждение
правительственными
наградами,
участие
в
парадах
Победы.
Участие
в
этих
мероприятиях
вызывает
у
курсантов
чувство
гордости,
развивает
воинскую
честь
и
достоинство,
патриотизм
и
гражданские качества.
На
втором
этапе
целями
патриотического
воспитания
являются
формирование
у
курсантов
патриотического
отношения,
развитие
патриотического мировоззрения, проявляющегося в убежденности курсантов
в
необходимости
защиты
Отечества,
в
осознании
сущности
понятия
«готовность
к
защите
Отечества».
На
этом
этапе
курсанты
третьего-
четвертого
курсов
стремятся
самостоятельно
формулировать
цели
своей
учебной,
служебной
и
общественной
деятельности,
проектировать
собственный
образовательный
маршрут.
Курсанты
становятся
активными
участниками дискуссий: «Что значит быть патриотом?», «В жизни всегда есть
место подвигу» и иных, круглых столов по темам: «Кодекс чести курсанта. В
чем он состоит?», «Творчество и разумный риск в летной деятельности» и
иных, лекций-диалогов, в которых обсуждаются актуальные для курсантов
проблемы:
«Вооруженные
Силы,
их
место
в
государстве»,
«Военно-
политическая ситуация в мире и национальные интересы» и др. Кроме того,
к у р с а н т ы
п р и н и м а ю т
у ч а с т и е
в
п од го т о в ке
и
п р о в е д е н и и
конкурсов, предметных
олимпиад,
научных
конференций
и
подготовке
выставок,
иллюстрирующих
историческую
роль
Вооруженных
Сил
в
укреплении оборонного могущества Отечества, героизм солдат и офицеров в
Великой отечественной войне, а также в военных операциях за рубежом. В
нашем вузе стало традицией проводить научную конференцию курсантов
«Офицеры XXI века». В докладах курсантов находят отражение многовековая
история нашей страны, ее славные боевые традиции, современные проблемы,
которые
являются
неиссякаемым
источником
патриотических
идей
и
действий многих поколений.
На
третьем
этапе
целью
воспитательного
процесса
является
формирование
у
курсантов
высокого
профессионализма,
развитие
их
духовности, проявляющейся в готовности выполнять свой долг, в уважении к
коллегам и сослуживцам, активной патриотической деятельности на благо
Родине.
Безусловно,
воспитательная
работа
на
данном
этапе
в
большей
степени должна быть ориентирована на развитие высокой общей и военно-
профессиональной культуры, носить профессиональную направленность. На
этом
этапе
курсанты
привлекаются
к
организации
воспитательных
мероприятий, посвященных Дню призывника, Дню воинской славы и иным,
которые
проводятся
при
совместной
деятельности
военного
вуза
и
общеобразовательных школ, колледжей и гражданских вузов. Цикл встреч с
военными
специалистами
разных
поколений
позволяет
старшекурсникам
познакомиться с профессиональным опытом штурманов, с особенностями
воинских коллективов и эффективными способами адаптации в них, обсудить
профессиональные проблемы, трудности штурманов, с которыми они могут
встретиться
в
войсках
при
организации
воспитательной,
служебной
и
профессиональной деятельности. На развитие творческой направленности
деятельности
большое
влияние
оказывает
участие
курсантов
в
научно-
исследовательской деятельности, в международных научных конференциях,
конкурсах на лучшую научную работу, семинарах межпредметного характера.
Заключение. Таким образом, патриотическое воспитание в военном
вузе
представляет
собой
целенаправленный,
специально
организованный
процесс. Выполнение курсантами служебных задач является основой для
воспитания у них высокого морального духа, любви к Родине, ее культуре и
традициям, развития готовности самоотверженно защищать свое Отечество,
его свободу и независимость. Поэтапное включение курсантов в подготовку,
организацию и активное участие в различных воспитательных мероприятиях
способствует
развитию
у
них
патриотического
сознания,
отношения
и
деятельности,
формированию
воинского
коллектива,
коллективистских
чувств и межличностных отношений, позитивному настроению, развитию
мотивации
к
выполнению
учебных,
воспитательных
и
служебных
задач.
Результаты воспитания патриотизма курсантов в военном вузе во многом
зависят от скоординированной, совместной деятельности преподавателей и
офицеров
вуза
с
общественными
и
ветеранскими
организациями,
творческими
научными
коллективами.
В
процессе
патриотического
воспитания
следует
активно
использовать
примеры
патриотического
и
нравственного опыта предшествующих поколений, идеи военных ученых и
великих полководцев, беспримерного подвига и героизма военнослужащих,
посвятивших свою жизнь защите своей Родины.
Литература:
1.
Бузский
М.П.
Вырщиков
А.Н.,
Кусмарцев
М.Б.
Теоретические
проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград : Изд-во
ВолГУ, 2015. 90 с.
2. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. М.:
Центр «Перспектива», 2015. 174 с.
3.
Волчкова
А.А.
Патриотизм
и
патриотическое
воспитание
в
общественном мнении провинции и столицы. Москва; Самара: НТЦ, 2015.
139 с.
4. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи – будущее России. Москва:
Фонд Андрея Первозванного, 2015. 208 c.
5.
Акмалов
А.Ю.
Социокультурное
воспитательное
пространство
современного университета // Вестник Южно-Уральского профессионального
института. 2012. Т. 8. № 2. С. 17.
6. Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание
учащихся // Молодой ученый. 2016. №6.1. С. 76-78