Автор: Комарова Татьяна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Нижнего Новгорода
Наименование материала: статья
Тема: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С
ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Комарова Татьяна Константиновна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №70»
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно
иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурноисторическому,
социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к
проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия «социальное
развитие в пространстве - времени Детства» (Д.И. Фельдштейн), исследуется
культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается
представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова).
Становление в современной науке такого восприятия детства требует качественного
переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и
форм, в которых она осуществляется, т.е. самой образовательной среды. Утверждение
приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит перед необходимостью
изучения возможностей преобразования старой организационной формы,
обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую,
соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий
учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды
осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как
особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с этим
должна организовываться образовательная среда дошкольников. В широком
контексте развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное
пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности
осуществляется процесс развития личности.
С позиций психологического контекста развивающая среда — определенным образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее
обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин и др). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда»
понимается "комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических,
эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей и взрослых" (С.А.Смирнов). Качество образования в ДОУ
рассматривается на современном этапе как качество условий, качество процесса
образования, качество результатов. В этом аспекте особое место занимает развивающая
среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение). Предметно-
развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить
социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального
и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Проведенные
научные исследования (С.Л. Новосѐлова) подтвердили, что обогащение предметных и
социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и
психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет
возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной
среде. В соответствии с п. 3.3.1 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная
среда должна обеспечивать «максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства Организации, Группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития». МБДОУ «Детский сад № 70» - новое современное учреждение, которое
распахнуло свои двери детям и их родителям в декабре 2015 года. В настоящее время в
учреждении функционирует 16 групп, 3 из которых – группы компенсирующей
направленности. Количество воспитанников, посещающих МБДОУ – 383. Педагоги ДОУ
столкнулись с тем, что групповые помещения небольшие, однако на каждом этаже есть
холлы, которые могли бы стать весьма содержательными и интересными для детей и их
родителей. Одной из задач годового плана на 2016-2017 учебный год стало формирование
социокультурной предметно-пространственной среды в ДОУ. С этой целью, был
разработан проект развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления
дошкольников с правилами дорожного движения «Город знатоков правил дорожного
движения»
Цель: создание условий для формирования у детей знаний, умений, навыков безопасного
осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
формирование социокультурной предметно-пространственной среды в группах и
дополнительных помещениях ДОУ для ознакомления дошкольников с правилами
дорожного движения. Предполагаемый результат:
Оформленный уголок для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения
(вне групповых помещений);
Система авторских игр и дидактических пособий для реализации поставленных целей по
обучению дошкольников 3-7 лет правилам дорожного движения
1. Описание авторских игр и пособий. Для реализации поставленных целей и задач,
рабочей группой МАДОУ «Детский сад № 70» оформлен уголок безопасности в холле
Учреждения, который представлен:
А) выставочный комплекс (для организации выставок детско-родительского творчества).
Выставочный комплекс оформлен в виде проспекта с многоэтажными домами, проезжей
частью, голубыми небесами с воздушным транспортом.
Б) комната для ознакомления детей с ПДД.
Комната представлена учебной зоной с дорожными знаками, разнообразными машинами,
игровым полем, авторскими дидактическими играми и пособиями.
1. Игровое поле «Проспект Молодѐжный», на котором используются элементы
конструктора Лего - для моделирования различных ситуаций на дороге. «Жители» макета
– человечки Лего, которые свободно перемещаются на макете, позволяя детям развивать
сюжеты театрализованных игр заданных тематик.
2. Дидактическое пособие «Собери дорожный знак». Дидактические задачи: 1)
Знакомство детей с классификацией дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные) и их видами. 2) Формирование умения моделировать
дорожные знаки методом наложения. 3) Развитие творчества, воображения. 4) Воспитание
интереса к моделированию, как процессу создания чего-то нового, необычного.
Пособие включает в себя две взаимодополняющие игры:
1) «Дорожный знак»
2) «Моделирование дорожных знаков»
«Дорожный знак» Пособие включает в себя 8 альбомов из прозрачных страниц,
сброшюрованных между собой, для моделирования дорожных знаков: - «Дети», -
«Надземный пешеходный переход», - «Подземный пешеходный переход», -«Пешеходный
переход», - «Велосипедная дорожка», - «Пешеходная дорожка», - «Движение пешеходов
запрещено», - «Движение велосипедов запрещено».
Первая страница каждого альбома – название, форма, цвет знака.
Вторая и последующие страницы – составные элементы знака.
Педагог предлагает детям познакомиться с тем или иным дорожным знаком и составить
его из нескольких элементов путем наложения. После того, как дети запомнят знак,
возможно предложить его нарисовать, для этого использовать листы с нанесенным
изображением: А) как подкладной лист для копирования; Б) как образец для
срисовывания.
«Моделирование дорожных знаков» Игра состоит из геометрических фигур синего и
красного цвета, символизирующих дорожные знаки – предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные: -«Дети», - «Пешеходный переход», - «Пешеходная
дорожка», - «Движение пешеходов запрещено», - «Велосипедная дорожка», -
«Железнодорожный переезд», - «Жилая зона», - «Конец жилой зоны». -
Кроме того, в игре представлены съемные элементы знаков 2-х видов:
1) Целое изображение – для детей от 3 лет
2) Составное изображение (из мелких частей) – для детей от 5 лет.
Педагог предлагает детям собрать дорожный знак: А) по имеющемуся образцу; Б) по
памяти; В) придумать свой знак и объяснить его значение.
3) Дидактическая игра - ходилка «Прогулки по дорогам Автозаводского района».
Дидактические задачи: 1. Знакомство детей с достопримечательностями района, в
котором мы живем. 2. Закрепление знаний правил дорожного движения. 3. Формирование
представлений о различных дорожных ситуациях. 4. Развитие детского словотворчества
(придумывание и составление загадок о правилах дорожного движения). 5. Развитие
связной монологической речи (составление описательных рассказов о прогулках по
улицам родного района). 6. Развитие умения отгадывать загадки, понимать их скрытый
смысл. 7. Воспитание интереса к истории своего района. 8. Воспитание умения
выполнять игровые действия в соответствии с правилами, умения договариваться.
Пособие включает в себя: 1) Игровое поле. 2) Игровые магнитные фишки. 3) Игровой
кубик. 4) Альбом «Отгадайте загадку» 5) Альбом «Отгадайте загадку»
1) Игровое поле расположено на магнитной доске, состоит из 18 заламинированных,
склеенных между собой листов бумаги зеленого цвета, на которых нанесены изображения
основных достопримечательностей Автозаводского района города Нижнего Новгорода. В
центре игрового поля – изображение детского сада, который является отправной точкой.
В течение игры дети «путешествуют» по дорогам Автозаводского района, знакомятся с
памятниками архитектуры, встречают на пути знаки и обозначения: 1) Синий круг –
обычный ход 2) Зеленый круг с изображением того или иного дорожного знака –
ознакомительный ход.
Педагог называет изображенный знак, относит его к той или иной категории знаков.
3) Большой красный круг – отгадай задку. Педагог предлагает отгадать одну из загадок из
прилагаемого альбома «Отгадай загадку».
4) Большой желтый круг – назови знак. Педагог предлагает назвать 1 знак из
предлагаемой на данном круге категории знаков.
5) Желтые и красные стрелки, предлагающие перейти на определенный ход.
По мере того, как дети проходят предлагаемые испытания, воспитатель знакомит их с
достопримечательностями района. Игра заканчивается, когда следуя по предлагаемому
пути, дети возвращаются в детский сад.
Игровые магнитные фишки.
Игровой кубик.
Альбомы «Отгадайте загадку», «Загадайте загадку». Альбомы находятся на столе рядом с
игровым полем. В альбоме «Загадай загадку» представлены загадки о дорожных знаках,
улице, дороге. В альбом «Загадай загадку» воспитатель вместе с детьми записывает
придуманные детьми загадки и небольшие повествовательные рассказы.