Напоминание

"Роль преподавателя-исполнителя в ансамблевом музицировании"


Автор: Михеев Евгений Сергеевич
Должность: преподаватель класса кларнета
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №14"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Роль преподавателя-исполнителя в ансамблевом музицировании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель класса кларнета МБУДО «ДМШ №14»

Михеев Евгений Сергеевич

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИСПОЛНИТЕЛЯ В АНСАМБЛЕВОМ

МУЗИЦИРОВАНИИ

В

музыкальном

мире

есть

одна

традиционная

незаметная,

но

незаменимая для музыкантов специальность- концертмейстер. Он необходим

на

любом

этапе

работы

-

начиная

от

выбора

программы,

заканчивая

выступлением перед публикой. Данное искусство требует высокого уровня

мастерства,

культуры

и

признания.

Речь

не

только

о

подавляющем

большинстве пианистов в статусе концертмейстера, но и о концертмейстерах

– иллюстраторах в классе аккомпанемента.

Деятельность данных специалистов направлена на решение ряда задач,

связанных

с

воспитанием

личности,

развитием

творческого

потенциала

обучающегося, получением навыков аккомпанирования, чтения с листа и

транспонирования.

Кроме

того,

в

рамках

обучения

у

детей

формируется

художественный

вкус,

растет

уровень

творческой

самостоятельности

и

зарождается стремление к самосовершенствованию [1, с. 278].

Необходимость

художественно

эстетического

и

нравственного

воспитания детей закреплена законодательно- Федеральный закон № 145-ФЗ

предусматривает реализацию в детских школах искусств дополнительных

предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

[2].

Для успешной и плодотворной работы концертмейстеру-иллюстратору

необходимо обладать определенными навыками и умениями. К ним можно

отнести:

1. Хорошее владение инструментом. Техника и артистизм исполнения,

способность охватить образную форму произведения и хороший слух очень

важны для плодотворной работы с участниками ансамбля.

2. Развитые навыки чтения с листа. Свободно играющий с листа

музыкант предрасположен к художественному исполнению. Охват нотного

текста

позволяет

представить

настроение

музыкального

произведения,

обратить внимание на изменения размера, темпа и тональности, а также

уловить динамические градации материала.

3. Владение навыками игры в ансамбле. Умение работать «в команде» -

слаженность игры, возможность дать опору солисту и выдержать звуковой

баланс

между

инструментами

являюсь

определяющими

качествами

успешной совместной работы. Независимо от природных данных ученика,

ансамблевое

музицирование

должно

быть

цельным

и

выигрышным,

подчеркивать лучшие навыки обучающегося.

4.

Транспонирование. Важным навыком для концертмейстера класса

духовых

инструментов

является

умение

транспонировать

произведения

в

другие

тональности.

Этот

навык

особенно

важен,

т.к.

большинство

деревянных

духовых

инструментов

являются

транспонирующими.

Для

освоения навыка транспонирования необходимо представлять внутреннюю

логическую схему развития произведения, линию мелодико-гармонического

движения [3, с.164].

Отдельно следует отметить особенности работы с учениками класса

деревянных

духовых

инструментов.

Нужно

обращать

внимание

на

повышенную роль ощущения дирижерской руки, отмечать моменты взятия

дыхания

солистом,

точное

ощущение

темпа.

Необходимо

учитывать

строение, особенности звукоизвлечения и специфику исполнения на каждом

инструменте - распределение дыхания на фразу и уточнение мест взятия

дыхания очень важные моменты [4, с.107]. Внимание следует обратить и на

возможности аппарата солиста и учесть их при выборе программы.

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов

деятельности.

Формирование

эмоционально

-

волевых

качеств

в

повседневной

работе

с

обучающими

и

подготовке

их

к

концертному

выступлению

также

лежит

на

плечах

концертмейстера-иллюстратора

[5,

с.72]. Функции концертмейстера – иллюстратора носят в значительной мере

педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в

разучивании с учащимися нового учебного репертуара. Эта педагогическая

сторона концертмейстерской работы требует навыки и знания из области

смежных исполнительских искусств, а также особое педагогическое чутье и

такт.

Таким образом, работа концертмейстера многогранна. Она заключает в

себе

как

творческую,

так

и

педагогическую

деятельность.

Деятельность

концертмейстера-иллюстратора

неразрывно

связана

как

с

развитием

творческого потенциала обучающегося, так и с личностным саморазвитием.

В

рамках

работы

с

учеником

прорабатываются

не

только

технические

моменты, такие как- хорошее владение инструментом, чтение с листа и игра в

ансамбле, но и психологические аспекты формирования волевых качеств

ученика при подготовке к выступлению.

Список использованных источников и литературы:

1.

Горбунова

И.Е.

Ансамблевое

музицирование

как

компонент

содержания

профессиональной

деятельности

будущего

педагога-

музыканта // Вестник КГУ. 2010. №3. с. 276-283.

2.

Федеральный закон от 17.06.2011 г. №145-ФЗ «О внесении изменений

в

Закон

Российской

Федерации

«Об

образовании»»

//

Собр.

законодательства Российской Федерации. 2011. №25. Ст. 3538.

3.

Макушкин

В.В.

Современные

тенденции

в

камерно-ансамблевой

музыке // Вестник ЧелГУ. 2010. №11. с. 161-165.

4.

Бутова

Ирина

Алексеевна

Педагогические

условия

формирования

профессиональной

мобильности

музыканта-концертмейстера

//

Сибирский педагогический журнал. 2011. №9. с.105-111.

5.

Мойсеева

Л.А.

Проблемы

формирования

творческого

потенциала

будущих концертмейстеров // Культурная жизнь Юга России. 2014.

№1. с. 69-76.



В раздел образования