Автор: Михеев Евгений Сергеевич
Должность: преподаватель класса кларнета
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №14"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Роль преподавателя-исполнителя в ансамблевом музицировании"
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель класса кларнета МБУДО «ДМШ №14»
Михеев Евгений Сергеевич
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИСПОЛНИТЕЛЯ В АНСАМБЛЕВОМ
МУЗИЦИРОВАНИИ
В
музыкальном
мире
есть
одна
традиционная
незаметная,
но
незаменимая для музыкантов специальность- концертмейстер. Он необходим
на
любом
этапе
работы
-
начиная
от
выбора
программы,
заканчивая
выступлением перед публикой. Данное искусство требует высокого уровня
мастерства,
культуры
и
признания.
Речь
не
только
о
подавляющем
большинстве пианистов в статусе концертмейстера, но и о концертмейстерах
– иллюстраторах в классе аккомпанемента.
Деятельность данных специалистов направлена на решение ряда задач,
связанных
с
воспитанием
личности,
развитием
творческого
потенциала
обучающегося, получением навыков аккомпанирования, чтения с листа и
транспонирования.
Кроме
того,
в
рамках
обучения
у
детей
формируется
художественный
вкус,
растет
уровень
творческой
самостоятельности
и
зарождается стремление к самосовершенствованию [1, с. 278].
Необходимость
художественно
–
эстетического
и
нравственного
воспитания детей закреплена законодательно- Федеральный закон № 145-ФЗ
предусматривает реализацию в детских школах искусств дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств
[2].
Для успешной и плодотворной работы концертмейстеру-иллюстратору
необходимо обладать определенными навыками и умениями. К ним можно
отнести:
1. Хорошее владение инструментом. Техника и артистизм исполнения,
способность охватить образную форму произведения и хороший слух очень
важны для плодотворной работы с участниками ансамбля.
2. Развитые навыки чтения с листа. Свободно играющий с листа
музыкант предрасположен к художественному исполнению. Охват нотного
текста
позволяет
представить
настроение
музыкального
произведения,
обратить внимание на изменения размера, темпа и тональности, а также
уловить динамические градации материала.
3. Владение навыками игры в ансамбле. Умение работать «в команде» -
слаженность игры, возможность дать опору солисту и выдержать звуковой
баланс
между
инструментами
являюсь
определяющими
качествами
успешной совместной работы. Независимо от природных данных ученика,
ансамблевое
музицирование
должно
быть
цельным
и
выигрышным,
подчеркивать лучшие навыки обучающегося.
4.
Транспонирование. Важным навыком для концертмейстера класса
духовых
инструментов
является
умение
транспонировать
произведения
в
другие
тональности.
Этот
навык
особенно
важен,
т.к.
большинство
деревянных
духовых
инструментов
являются
транспонирующими.
Для
освоения навыка транспонирования необходимо представлять внутреннюю
логическую схему развития произведения, линию мелодико-гармонического
движения [3, с.164].
Отдельно следует отметить особенности работы с учениками класса
деревянных
духовых
инструментов.
Нужно
обращать
внимание
на
повышенную роль ощущения дирижерской руки, отмечать моменты взятия
дыхания
солистом,
точное
ощущение
темпа.
Необходимо
учитывать
строение, особенности звукоизвлечения и специфику исполнения на каждом
инструменте - распределение дыхания на фразу и уточнение мест взятия
дыхания очень важные моменты [4, с.107]. Внимание следует обратить и на
возможности аппарата солиста и учесть их при выборе программы.
Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов
деятельности.
Формирование
эмоционально
-
волевых
качеств
в
повседневной
работе
с
обучающими
и
подготовке
их
к
концертному
выступлению
также
лежит
на
плечах
концертмейстера-иллюстратора
[5,
с.72]. Функции концертмейстера – иллюстратора носят в значительной мере
педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в
разучивании с учащимися нового учебного репертуара. Эта педагогическая
сторона концертмейстерской работы требует навыки и знания из области
смежных исполнительских искусств, а также особое педагогическое чутье и
такт.
Таким образом, работа концертмейстера многогранна. Она заключает в
себе
как
творческую,
так
и
педагогическую
деятельность.
Деятельность
концертмейстера-иллюстратора
неразрывно
связана
как
с
развитием
творческого потенциала обучающегося, так и с личностным саморазвитием.
В
рамках
работы
с
учеником
прорабатываются
не
только
технические
моменты, такие как- хорошее владение инструментом, чтение с листа и игра в
ансамбле, но и психологические аспекты формирования волевых качеств
ученика при подготовке к выступлению.
Список использованных источников и литературы:
1.
Горбунова
И.Е.
Ансамблевое
музицирование
как
компонент
содержания
профессиональной
деятельности
будущего
педагога-
музыканта // Вестник КГУ. 2010. №3. с. 276-283.
2.
Федеральный закон от 17.06.2011 г. №145-ФЗ «О внесении изменений
в
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»»
//
Собр.
законодательства Российской Федерации. 2011. №25. Ст. 3538.
3.
Макушкин
В.В.
Современные
тенденции
в
камерно-ансамблевой
музыке // Вестник ЧелГУ. 2010. №11. с. 161-165.
4.
Бутова
Ирина
Алексеевна
Педагогические
условия
формирования
профессиональной
мобильности
музыканта-концертмейстера
//
Сибирский педагогический журнал. 2011. №9. с.105-111.
5.
Мойсеева
Л.А.
Проблемы
формирования
творческого
потенциала
будущих концертмейстеров // Культурная жизнь Юга России. 2014.
№1. с. 69-76.