Автор: Гасымова Вусала Алипаша-Кызы Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №14 "Улыбка" Населённый пункт: ЯНАО Наименование материала: Родительское собрание Тема: Скоро в школу Раздел: дошкольное образование
Автор: Гасымова Вусала Алипаша-кызы
МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка» г. Салехард
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
«Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать
родителей
о
проблемах
первоклассников
(в
период
адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к
школе.
Контингент
участников:
родители
будущих
первоклассников,
воспитатели,
будущий учитель.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: родительская школа.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Скоро в
школу»
Доклад педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке
наших детей к школе. (слайды 1-2)
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду.
Завершается
этап
развития,
именуемый
дошкольным
детством.
Скоро
перед
детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут
первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
(слайд 3)
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к
школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже),
безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно
новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто
под
готовностью
к
обучению
подразумевают
только
определенный
уровень
знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при
переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной
деятельности.
И,
прежде
всего
сформированность
желания
учится
(мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть
между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо»
ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо
читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо
научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную
информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим,
что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
(слайд 4)
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе,
вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что
вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в
школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
1.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма,
при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают
у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой,
вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до
поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки
необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей,
заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него
координация
моторных
навыков,
может
ли
он
играть
в
мяч,
прыгать,
бегать,
может
ли
спокойно
посидеть
в
течение
некоторого
времени,
выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
2.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у
него
специальных
умений
и
навыков
(умения
сравнивать,
обобщать,
анализировать,
классифицировать
полученную
информацию,
иметь
достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе
говоря,
восприятия
речи).
Умственные
умения
могут
выражаться
и
в
умении
читать,
считать.
Однако
читающий
и
даже
умеющий
писать,
ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее
научить
дошкольника
грамотному
пересказу,
умению
рассуждать
и
мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с
другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-
наставников.
Имея
данный
компонент
готовности,
ребенок
может
быть
внимателен
на
протяжении
30-40
минут,
может
работать
в
коллективе.
Привыкнув
к
определенным
требованиями,
манере
общения
педагогов,
дети
начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и
можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив
характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это
наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом
классе
и
в
период
обучения
в
начальной
школе.
Социальный
мотив
характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус:
стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое
рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный
мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может
идти
учиться
в
школу.
Кстати
педагоги
начальной
школы
ориентированы
на
игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют,
используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента,
когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его
в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает
гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал
детский
сад,
подготовительные
курсы.
Начало
школьной
жизни
–
серьезное
испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа
жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
(слайд 5)
к новому педагогу;
к новому коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе
(процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений,
качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а
распорядок
слишком
строг.
Для
них
период
адаптации
к
школе
может
быть
травмирующим.
С
какими
же
проблемами
сталкиваются
в
это
время
первоклассники?
Откуда
берутся
эти
трудности?
И
можно
ли
их
избежать?
Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство
истоков
возможных
школьных
сложностей
и
неприятностей
нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
(слайд 6)
не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще
научиться, для этого школа есть!»),
не
уделяют
внимание
особенностям
его
общения
с
окружающими
взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
на
наличие
или
отсутствие
желания
учиться
(«втянется,
повзрослеет,
глядишь, и всё пройдет»),
не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться
требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты
школьной готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых,
они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить
на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем
предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка
–
будущего
первоклассника,
какие
чувства
и
переживания
ребёнка
могут
стимулировать такие стереотипы воспитания:
(слайд 7)
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!»
(Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти
в школу.)
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах
родительских надежд может стать источником детских страданий, потери
уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Учись
так,
чтобы
мне
за
тебя
краснеть
не
приходилось!»
(родителям
кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто
такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и
спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте
его на путь заведомого обмана.)
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под
постоянной
тяжестью
угрозы
наказания
могут
возникнуть
враждебные
чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную
работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже
самый
маленький,
и
похвалить
его
за
выполненное
задание.
Важно,
чтобы
ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс
обучения становился для него потребностью.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7.
Времена
года
(последовательность,
месяцы,
основные
приметы
каждого
времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц;
овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая
сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный
рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные
линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы
с
опорой
на
геометрические
формы,
аккуратно
закрашивать,
штриховать
карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20.
Соотносить
число
предметов
и
цифру.
Усвоить
состав
чисел:
2,3,4,5.
Читать
простейшие математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях для родителей будущих
первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не
отбить у ребенка желание учиться. (слайд 8)
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
После
школы
,
не
обрушивайте
на
ребенка
тысячу
вопросов,
дайте
расслабиться.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку.
Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа
отдыха
(а
в
первом
классе
хорошо
бы
часа
полтора
поспать)
для
восстановления сил.
Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий
необходимы
10-15
минутные
"переменки",
лучше,
если
они
будут
подвижными.
Во
время
приготовления
уроков
дайте
возможность
ребенку
работать
самому.
Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком,
Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
(слайд 9)
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не
растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Также
предлагаем
вам
обратить
внимание
на
слайд
(слайд
10)
и
посмотреть
адреса сайтов с полезной информацией, которыми вы можете воспользоваться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ (слайд 11)
Список литературы:
Критерии готовности к школе.
Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям
Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье
женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.
Бабаева Т. И. «У школьного порога"».
Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе».
Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе».
Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др.
Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать
родителям будущего первоклассника» .
Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная подготовка
детей к первому классу».