Автор: Барабанщикова Елена Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "Гимназия № 1 г. Новотроицка Оренбургской области"
Населённый пункт: г. Новотроицк
Наименование материала: метадическая разработка, конспект урока русского языка
Тема: Согласные звуки.Буквы, обозначающие согласные звуки.Слова с удвоенными согласными.
Раздел: начальное образование
Русский язык. 1 класс.
Составил: учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 1»
Барабанщикова Е.В.
Тема: «Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с
удвоенными согласными.»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 1 класс
Цель: Развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их
буквами. Дать представление о словах с удвоенными согласными и способах
их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
•
проявляет
учебно-познавательный
интерес
к
новому
учебному
материалу
•
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• соответствующих им действий с учетом конечного результата (деление
слов для переноса).
познавательные
•
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
;
коммуникативные
•
слушает и понимает речь других;
•
договаривается
и
приходит
к
общему
решению
в
совместной
деятельности с одноклассниками
личностные
осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной
деятельности.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по
плану;
развивать
эмоциональную
сферу,
творческое
мышление;
устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы
Презентация «Слова с удвоенными согласными» , В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Чему мы учимся на уроках? ( Мы учимся учиться) (1 слайд)
-Что это значит? (Учиться – это значит понять, что мы не знаем и самим
узнать)
-Сегодня на уроке русского языка вы будете открывать новые знания. Что для
этого надо делать? ( Быть очень внимательными)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
2.1. Урок русского языка начнём с минутки чистописания. (2 слайд)
На экране: бб жж кк мм нн пп сс
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все
согласные, строчные, расположены по алфавиту)
-А
скажите
мне,
пожалуйста,
сколько
согласных
букв
в
алфавите?
( В
алфавите 21 согласная буква)
-А какие бывают согласные буквы? Повторить это нам поможет учебник с.75
упр.1 (Парные и непарные, твердые и мягкие. звонкие и глухие.)
-А теперь давайте прочитаем скороговорку упражнения № 2.
-Какие здесь встречаются звуки и буквы? ( Глухие. Звонкие,парные,твердые и
мягкие.)
- А что мы слышим при произношении этих слов и звуков? (Шум и голос)
_Давайте прочтем с вами правило на с.75
-Молодцы!
Открываем
тетрадочки
и
записываем
сегодняшнее
число,
классная работа.
-Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется
с точно такой-же, как буквы-близнецы)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать
письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а
руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке.
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради.
2.2
- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова.( 3 слайд) Что можете
о них сказать?
- Найдите слово, которое отличается от других.
с.рока
кла..
в.рона
к.рова
(Словарные. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?,
пропущена согласная буква)
-
Слово класс также
является
словарным
словом.
Его
написание
нельзя
проверить, нужно запомнить. Где мы можем посмотреть правильное
написание этого слова? (В орфографическом словаре)
- Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это
слово. Назовите опасное место (сс)
- Что означает слово класс?
-Послушайте внимательно правило.
- Ребята, кто запомнил, как называется орфограмма в слове класс? (Удвоенная
согласная) (4 слайд)
- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я
вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании
писали удвоенные
согласные)
-
Слово класс с удвоенной согласной сс. Может, вы знаете ещё слова с
другими удвоенными согласными? (высказывают мнения)
- Ничего страшного нет в том, что вы не смогли назвать слова. Мы ещё не
учили эту тему. Она у нас на сегодняшнем уроке.
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? («Согласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.») (5 слайд)
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
2.3.
-В
русском
языке
много
слов
с
удвоенными
согласными.
Отгадайте
некоторые из них (слайд 6)
1. Где доска и парта есть,
Чтоб всем ученикам можно было сесть?
В нашей чудесной школе, у нас,
Это просторный наш … (Класс)
2. Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?. (Ванна)
3. В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо, там купили .
За батон, бутылку кваса
Деньги заплатили в…кассу.
2.4.
- Запомните удвоенные согласные в этих словах. А сейчас вам предстоит
поработать в группах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса.
- Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а
другую часть записать на новой строке)
- Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на
строке, нужно их правильно перенести)
-Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну
букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим)
-Молодцы! А теперь каждой группе я даю карточку со словом. Обсудите
дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по
вашему мнению, можно его перенести на строке.
класс ванна касса
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Делили слова для переноса)
- Я прошу поднять руки той группе ребят, которая уверена в правильности
выполнения задания.
-Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить
слова с удвоенными согласными)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, какая цель нашего урока? ( Узнать, как правильно переносить слова
с удвоенными согласными) (7 слайд)
- Вы сами это узнаете и выведете правило, как переносить слова с
удвоенными согласными.
- Работать будете по такому плану: (8слайд)
1. Открыть учебник на стр. 77
2.Найти упражнение 8
3. Прочитать слова.
4.Посмотреть, где стоит знак переноса.
5.Сформулировать правило.
5. Реализация построенного проекта.
- Ответьте на 4-й пункт плана – где стоит знак переноса?
- Какое правило вы вывели?
- Вы получили один общий результат в классе. Проверьте правильность
своего вывода на экране. ( В учебнике нет правила)
(9 слайд)
- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.
Пальчиковая гиимнастика
Вышли мыши кат-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре-
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Разбежались мыши вон.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли по группам. Как надо было
разделить слова? Напишите слова в тетради и правильно перенесите
Ван-на, класс, кас-са
7. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону
(10 слайд)
- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с
удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по
вашему выбору.
1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.
Масса, группа, сумма.
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.
Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.
- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.
Проверка (11 слайд)
-
Встаньте
ребята,
которые
выполняли
1
задание.
Проверьте
по
образцу и оцените работу по критериям.
справился
сомневался
нужно ещё потренироваться
Встаньте
ребята,
которые
выполняли
2
задание.
Проверьте
по
эталону и оцените работу.
-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)
- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». (12 слайд)
При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая
переносится.
- Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те,
которые нельзя перенести.
Ванна, кросс, тонна, грипп, суббота.
+ - + - +.
Взаимопроверка и взаимооценка.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. (13 слайд)
- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной
согласной.
-Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?
- Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика,(14 слайд) а
кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и
согрейте всех своими лучиками.
- Спасибо за урок!