Напоминание

"Основные подходы к коррекции и развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"


Автор: Ильницкая Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 20 "Золушка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Основные подходы к коррекции и развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные подходы к коррекции и развитию

эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Коррекция и развивающие занятия призваны исправлять последствия

неправильного воспитания нарушившего гармоническое развитие,

социализацию личности. Суть занятий заключается в том, что главным

способом коррекционно-развивающего воздействия является организация

активной деятельности ребёнка, в ходе реализации которой создаются

условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется

необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.

Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной

деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие

«ведущая деятельность». В дошкольном и младшем возрасте такой ведущей

деятельностью является игра в различных её разновидностях. Поскольку в

ситуации игры ребёнку

понятна необходимость приобретения новых знаний и

способов действия, он сам стремится научится тому, чего еще не умеет. Успех

коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной,

комплексной оценки результатов диагностического обследования.

Коррекционная работа должна быть направлена на качественное

преобразование различных функций, а так же на развитие различных

способностей ребёнка. В любой коррекционной работе должно

присутствовать задачи трёх видов: коррекционных, профилактических и

развивающих. Каждый ребёнок находится на различных уровнях развития: на

уровне благополучия; соответствующем норме развития; на уровне риска- это

означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития,

объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного

хода развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов

личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в

развитие интеллекта ребёнка и наоборот. При определении целей и задач

коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь

актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными

трудностями развития ребёнка, а нужно исходить из ближайшего прогноза

развития. Во время принятые меры позволяют избежать различного рода

отклонений в развитии.

Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребёнка

позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счёт

идентификации сильных сторон личности ребёнка, посредством механизма

компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на

ребёнка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в

развитии, на их предупреждения, но и на создание благоприятных условий

для наиболее полной реализации потенциальных возможностей

гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы

должны быть сформулированы как система задач трёх уровней:

1.коррекционного-исправление отклонений и нарушений развития,

разрешение трудностей развития;

2.профилактического-предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

3.развивающего-оптимизация, стимулирование, обогащение содержание

развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и

эффективность коррекционно-развивающих программ.

Для целенаправленного развития эмоциональной сферы детей дошкольного

возраста, существуют различные методы практической коррекции.

Рассмотрим некоторые из них.

Игротерапия.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и

взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких

отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу,

страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя

в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых

последствий. Психо-коррекционный эффект игровых занятий у детей

достигается благодаря установлению положительного эмоционального

контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые

негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности

детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с

предметами.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен

лишь при условии, что (педагог, психолог) сенситивный к чувствам ребёнка,

принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности

ребёнка принять на себя ответственность за решение проблемы. Целям

коррекции, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребёнка на

игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными

эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые

доставляют им неприятности.

В игротерапии используются как структурированные, так и

неструктурированные игры. К структурированным играм относятся игры в

семью (людей, животных), кукольный театр, строительные выражающие

конструктивные и деструктивные намерения. К неструктурированным играм

относятся двигательные игры и упражнения, игры с водой, песком, глиной;

группа игр принадлежащих к фонду арттерапии (рисование пальцами,

кистью, цветными карандашами). В частности занятия с

неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах

игротерапии, когда чувства ребёнка ещё не выделены и не осознаны им.

Арттерапия.

Артттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через

развитие способности самовыражения и самопознания. Арттерапия может

использоваться как в виде основного метода, так и качестве одного из

вспомогательных методов. В зависимости от характера творческой

деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арттерапии:

рисуночную терапию основанную на изобразительном искусстве;

библиотерапию как творческое прочтение литературных произведений;

музыкотерапию. Показания для проведения рисуночной терапии являются:

трудности эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи,

трудности общения, замкнутости. Применение арттерапевтических методов в

коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

1.Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.

2.Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств,

переживаний и эмоциональных реакций.

Как правило арттерапевтические методы присутствуют в любой программе

коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве

средства коррекции. Многочисленные методы музыкотерапии

предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в

качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание

музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование),

так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных

приемов для усиления их воздействия и повышение эффективности.

отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в

поведении при коммуникативных затруднениях. Музыка является средством

снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение. Программа

музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения

настроения, динамики и темпов с учётом их различной эмоциональной

нагрузки. Цель методик заключается в обучении детей распознаванию

эмоций.

Проективный рисунок (рисуночная терапия).

Рисование – творческий акт, который даёт выход своим чувствам, желаниям,

мечтам. Рисование широко используется для снятия психического

напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении проблем,

переживаний ребёнка. Управляя и направляя тематику рисунков, можно

добиться переключения внимания ребёнка на конкретные значимые

проблемы. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Рисунок позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в

общении, эмоциональные проблемы. Игры и упражнения с изобразительным

материалом предполагают экспериментирование с красками, карандашами,

бумагой, пластилином, мелом и т.д. В рисунке ребёнка могут преобладать

различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику

изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности

личностного переживания ребёнком своих отношений с миром. Необходимо

иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый

диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к

различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к

каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребёнка.

Детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны

материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё

тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать

краски, большие кисти, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой

доске.

Проективный рисунок может выполнятся цветными мелками, карандашами,

фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных

умений во внимание не принимается. Речь идёт о том, как с помощью

художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются

эмоциональные переживания ребёнка.

Сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод использующий сказочную форму для интерпретации

личности, развития творческих способностей, совершенствования

взаимодействий с окружающим миром. Выделяют следующие

коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к

напряжённым эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование

физиологических и эмоциональных стрессов. Сказкотерапия понимается как

процесс знакомства с сильными сторонами личности ребёнка, поиск

нестандартных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие

ребёнка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать,

рисовать, драматизировать. Сказки дают ребёнку опору в условиях

неопределённого эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным

переживаниям. Сказки напоминают о важных социальных и моральных

нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что

такое плохо. Она даёт возможность отреагировать на значимые эмоции,

выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания

странных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребёнок учится

разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится глубоким и

насыщенным.

Куклотерапия.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с

любимым героем мультфильма, сказки, любимой игрушкой. В качестве

основного приёма коррекционного воздействия используется кукла как

промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Ребёнок,

познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует

воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным

объектом такой моциальной проекции достаточно долгое время являются

куклы. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и

интерперсональных конфликтов, улучшение социальной адаптации, при

коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а

также для работы с детьми имеющими эмоциональную травму. Процесс

изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом

изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.

Во время работы у них развивается произвольность психических процессов,

появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается

воображение. Оживляя куклу ребёнок видит, что каждое его движение

немедленно отражается на её поведении. Таким образом, он получает

оперативную недерективную связь на свои действия. Это помогает ему

самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы

максимально выразительным.

Проблемой осознания человеком своих эмоций занимались зарубежные и

отечественные психологи. Эмоции указывают непосредственное влияние на

перцептивные процессы. Основные эмоциональные состояния делятся на

собственно эмоции, чувства, аффекты, страсти и стрессы.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Они помогают ребёнку

приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции способствуют

социальному и нравственному развитию. Эмоции являются источником

радости и страдания. С возрастом дети начинают лучше идентифицировать

эмоции. Негативные эмоции у ребёнка формируют: тревожность, агрессию,

страхи. Отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями,

сверстниками, недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи всё это

приводит к эмоциональному неблагополучию. Для коррекционных занятий

применяются все те методики которые рассматривались выше в данной

статье. Применяя данные методики позволят получить позитивные

результаты. Бережное, терпеливое, доброе отношение к детям – вот основной

совет воспитания счастливых, здоровых и успешных людей.



В раздел образования