Напоминание

"Вежливость как основа воспитания"


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Село Ашап, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Вежливость как основа воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Занятие: «Вежливость как основа воспитания.»

Цель: знакомство с правилами культурного общения. Знакомство с понятиями

вербальное и невербальное общение. Развитие речевых навыков учащихся и

навыков невербальной выразительности. Создать условия для формирования у

учащихся навыков позитивного общения. Способствовать освоению учащимися

способами общения, позволяющими делать его позитивным и непосредственным.

Задачи:

1. познакомить учащихся с правилами культурного общения;

2. воспитывать культуру поведения в обществе;

3. способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход занятия.

I. Организация класса. Сообщение темы.

Для чего люди общаются.

- Современный культурный человек – это не только образованный человек, но

человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Любая

деятельность – это общение. Общаемся мы с другими людьми, с природой, с

домашними животными, с книгами, со своими игрушками, вещами. Как

происходит общение? Зачем оно нам? Наверное, чтобы становиться более умным,

зрелым в чувствах, мыслях, набираться житейского опыта, уметь находить общий

язык и добиваться взаимопонимания.

Одна из форм общения – слушание собеседника. Сейчас я вам предложу тест

«Умеете ли вы слушать собеседника?». Тест достаточно простой, отвечать на него

нужно только «да» или «нет».

Умеете ли вы активно слушать?

1. Будете ли вы терпеливо дожидаться, пока ваш болтливый собеседник

закончит разговор?

а) да;

б) нет.

2. Вы часто принимаете решение, не дослушав собеседника?

а) да;

б) нет.

3. Вы часто слышите только то, что вам нравится?

а) да;

б) нет.

4. Ваши эмоции часто мешают вам слушать?

а) да;

б) нет.

5. Вы часто смотрите в окно, когда слушаете собеседника?

а) да;

б) нет.

6. После разговора вы помните только то, что было в начале беседы?

а) да;

б) нет.

7. Если речь собеседника сложна, вы сразу перестаёте слушать?

а) да;

3

б) нет.

8. Вы часто с самого начала настроены к собеседнику критически?

а) да;

б) нет.

9. Вы хорошо умеете притворяться, что внимательно слушаете?

а) да;

б) нет.

10.При разговоре вы смотрите на собеседника?

а) да;

б) нет.

- А теперь послушайте ключ к тесту: Если вы ответили «да» только на вопрос

10, а на остальные вопросы – «нет» - вы замечательный слушатель.

V. Решение ситуативных задач.

- Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная

настоящая роскошь. Без него человеку трудно прожить. Но общение не только таит

в себе удовольствие, но иногда приносит и неприятности. Вы все уже достаточно

самостоятельные молодые люди, несмотря на то, что все вы –

несовершеннолетние.

Круг вашего общения разнообразен. Но, так как все мы учимся и в течение

учебного года живем в школе-интернате, чаще всего нам приходится общаться друг

с другом. Все мы очень разные, но в своих правах мы все равны. Давайте вспомним

ситуации, имевшие место в нашем классе, когда общение привело или могло

привести к конфликту.

Учащиеся приводят примеры из личного опыта.

- Юноши в разговоре с девушками очень часто уничижительно говорят об их

чувствах к другим юношам, девушки в ответ словесно оскорбляют юношей.

- Юноши часто обижают младших мальчиков, утверждая, что помогают

воспитателю, воспитывают нарушителей порядка.

Каждая ситуация анализируется, учащиеся высказывают свое мнение, пытаясь

прийти к общему решению.

VI. Составление свода правил «Как правильно слушать».

- Так как в вашем возрасте большая часть конфликтов возникает в разговоре, я

предлагаю вам составить своеобразный свод правил (одновременно правила

записываются или появляются на слайдах).

- Какое главное качество, на ваш взгляд, должен проявить человек, общаясь с

другим человеком?

- Терпение.

- Правило 1: проявляй терпение, не прерывай, не мешай. Помни: задача

слушающего – помочь говорящему в выражении своих проблем.

- Надо ли оценивать говорящего во время беседы?

- Нет, человеку надо дать возможность высказаться до конца.

- Правило 2: не давай оценок человеку – если ты будешь оценивать чувства

говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

- Надо ли категорично решать, кто прав, кто виноват.

- Нет, это может обидеть собеседника.

- Правило 3: не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточь внимание на

точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

- Стоит ли давать советы?

- Всегда надо смотреть по ситуации, не торопиться со своими советами.

- Правило 4: не давай советов – помни, что лучшие решения в конфликте – это те, к

которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

- У нас получилась такая памятка:

Учимся понимать людей и устанавливать контакты.

Но общение – это не только умение слушать, это еще и умение самому выражать

свои эмоции и чувства, говорить о том, что тебе нравится, а что нет, умение

признавать свои ошибки, понимать и прощать слабости другого. Всему этому люди

учатся всю жизнь. Период подросткового возраста интересен тем, что круг общения

у вас очень разнообразен. Поэтому, перед тем, как что-то сделать, сказать каждый

раз вы должны «семь раз отмерять», подумать. Я предлагаю вам еще один тест, на

этот раз более серьезный, отвечать на него надо с карандашом в руке, ответы

вписывать в специальную карточку, которую сейчас получите.

Умеете ли общаться с людьми?

1. Вы любите больше слушать, чем говорить? а) да;б) нет.

КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ1. Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни:

задача слушающего –помочь говорящему в выражении своих проблем.

2. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он

станет защищаться или противоречить тебе.

3. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточь внимание на точке

зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь. 4. Не давай

советов: помни, что лучшие решения в конфликте – это те, к

которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.- Теперь я

хочу подсказать вам несколько правил для установления контакта с

другими людьми:

Учись общаться с людьми в самых обычных ситуациях – дома, в гостях, на

улице: знакомиться, вести беседу, узнавать дорогу, спрашивать время.

Будь внимателен к чувствам других людей. Старайся наблюдать за их

выражением лица, интонациями, позами, движениями, жестами.

Уважай выражение чувств и эмоций другого человека.

Учись выражать свои чувства, говорить о том, что тебе нравиться, а что нет.

Не смейся над внешностью, манерами, привычками других людей.

Учись уступать и прощать слабости другого человека, будь снисходительным.

Не спеши делать категоричные выводы по первому впечатлению. Особенно

избегай резких отрицательных оценок.

Если ты испытал неудачу, не отчаивайся. Никакое умение не дается сразу, а

умение общаться – не из легких!

VIII. Итог занятия.

- О чем мы говорили на занятии?

- Какие основные, на ваш взгляд, правила общения вы запомнили сегодня?

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в

этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни

ругани, ни ссор. Овладение искусством общения, а значит искусством уважения

человека, его внутреннего мира – по-настоящему великая задача. Общайтесь с

удовольствием!

ИГРА

Я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру. Сейчас вам нужно разбиться на

пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей

команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться,

поссориться, помириться, потанцевать. (Давать команду на смену действий

необходимо, ориентируясь на учеников. Поскольку игра может оказаться довольно

забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).

Спасибо, вы отлично всё делали и без слов. А теперь скажите, как одним словом

можно назвать то, что мы с вами сейчас делали? Верно, это называется общением.

Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты

друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об

общении.

Дискуссия Способы общения.

Давайте подумаем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются

друг с другом? Я не говорю о телефоне или радио, я имею в виду, с помощью каких

действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот

счёт? Я буду записывать их на ватмане.

Способы общения:- слова (речь)- интонация· письменная речь- взгляды-

выражение лица (мимика)- жесты- позы

Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения

в ваш список.

Общение или коммуникацию можно разделить на вербальную, которая

осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью

неречевых средств общения.

Вербальное (т.е. речевое) общение – основной способ выражения мыслей, чувств

человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли,

стремление не только говорить, но и, что не менее важно, стремление слушать и

слышать собеседника.

Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные,

тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации.

Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо

больше информации, нежели вербальная. А теперь давайте попробуем определить

какие из перечисленных нами средств общения относятся к вербальным, а какие к

невербальным.

Игра «Комплименты». Сначала давайте поговорим о вербальном общении. Как вы

думаете, каким должно быть наше высказывание, чтобы его приятно было

слушать? (Варианты ответов учеников: правильным, точным, красивым и т. д.).

Каким, по-вашему, должен быть тон высказывания? (Варианты уч-ся сводятся, как

правило, к доброжелательности).

Я предлагаю вам потренироваться в доброжелательности. Давайте сыграем в игру,

она называется «Комплименты». Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки.

По часовой стрелке стоящему рядом говорят комплименты, стараясь быть

предельно искренними.

Сложная ситуация. Выходим без потерь…

Только что вы убедились, как порой непросто сказать другому нужные слова. А как

тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит

очень многое.

Давайте представим себе такую ситуацию, в которой может оказаться любой из

вас:

Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается

урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг

ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной

причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.

Ваши первые слова, которые он услышит? Как вы думаете, можно ли сказать о

своем недовольстве так, чтобы друг ваш признал свою неправоту и согласился с

вашими доводами? С какого слова вы начинали все свою возмущенную речь?

( Ты…..)

Я предлагаю попробовать по-другому…

Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …

1. Я надеюсь…2. Я жду… 3. Мне хотелось бы…4. Я был бы рад, если бы…5. Я боюсь,

что…

6. Меня обижает, когда…7. Я думаю, что…8. Я сожалею, что…9. Мне кажется, что…

10. Я дорожу…

Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы, которые начинаются с

местоимения «Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения

раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я

…» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и

чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой

поступок.

5. Составление правил эффективного и безопасного общениА сейчас давайте

попробуем сформулировать основные правила, которым необходимо следовать,

общаясь с людьми. Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы общение с другим

человеком получилось эффективным?

1. Обязательно улыбайтесь; Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё

дружелюбие и уверенность в себе. Улыбка помогает даже в споре с врагом.2.

Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза. Называя

собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение,

искренность и открытость.

3. Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность; Наш интерес

убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают

даром

4. Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно

собеседнику; Давая собеседнику возможность высказать важные для него темы,

мы показываем свою способность учитывать интересы окружающих.

5. Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности. Если

мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что мы не сможем его

понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и разозлиться - и вместо

разговора будет драка.

6. Рассказ учителя Распознавание невербальных сообщений

Как мы уже говорили вначале, словами человек передаёт не всю информацию в

процессе общения. Часто люди даже больше доверяют невербальным элементам

информации. Ну, например, если сказать: Очень вкусно! - и при этом изобразить на

лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем сказанным словам. А

равнодушная интонация при произнесении слов Я люблю тебя! вообще меняет их

смысл. Информацию, переданную при помощи невербальных средств, можно

научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. Это

очень важно, поскольку невербальная информация действительно намного чаще

соответствует истинным чувствам, чем слова. Для нас столь же важно, чтобы наши

слова не расходились с тем, что мы сообщаем другим людям без помощи слов. Мы

сейчас потренируемся и в этом.

7. Игра - упражнение «Разговор через стекло»

Предлагаю вам поиграть в игру «Разговор через стекло». Правила такие: сейчас вы

рассчитаетесь на первый - второй, и я дам вам задание – изобразить к-л эмоцию

без помощи слов. Первые номера не будут знать, какое задание получили вторые,

и наоборот. Потом каждый представитель первой команды постарается объяснить

второй команде ту эмоцию, которую я вам загадаю. (Представители команд

показывают слова по очереди). Объяснения начинать по моей команде. Говорить

вслух или писать нельзя! Пока я не разрешу, никто не должен произносить ни

звука. Вообще, считайте, что между вами толстое стекло, через которые звуки не

проходят.

Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. Как вы думаете, удалось

ли нам с вами познакомиться с основами эффективного и безопасного общения?

Что интересного и полезног вы услышали на занятии?



В раздел образования