Автор: Николаева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Сказка»
Семинар-практикум по годовой задаче:
«Создание здоровьесберегающей модели образовательного процесса на
основе взаимодействия ДОУ и семьи»
Тема: «
Использование здоровьесберегающих технологий в работе
специалистов ДОУ»
Подготовлен:
музыкальный руководитель
Е.Н. Николаева
1
Нарастающее внимание к проблеме сохранения и развития здоровья ребенка
в
процессе
образовательной
деятельности
характеризует
современное
направление
развития
системы
образования
и
определяет
актуальность
поиска
новых
технологий
оздоровительной
работы
в
образовательном
учреждении.
Я
в
своей
работе
выделяю
три
группы здоровьесберегающих технологий:
1.
Технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья: ритмопластика, динамические паузы,
подвижные
игры,
релаксация,
технологии
эстетической
направленности,
гимнастика
пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика
дыхательная,
гимнастика
корригирующая,
гимнастика ортопедическая
(А. Н. Стрельникова)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры,
самомассаж.
3. Коррекционные технологии: Арттерапия,
технологии
музыкального
воздействия,
сказкотерапия,
технологии
воздействия
цветом, технологии коррекции поведения,
пс ихо гимна с т ика ,
фо не т ич е с ка я
и
логопедическая ритмика.
Классификация
здоровьесберегающих
технологий:
1 группа - медико-профилактические • организация мониторинга здоровья
дошкольников, • организация контроля требований СанПиНов; • организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2
2
г р у п п а
- м у з ы к а л ь н о -
оздоровительные
технологии
•
развитие
физических
качеств
•
дыхательная
гимнастика,
•
массаж
и
с а м о м а с с а ж ,
•
п р о ф и л а к т и к а
заболеваний
3
группа
-
здоровьесберегающие
образовательные технологии. Это технология личностно-ориентированного
воспитания и обучения дошкольников.
Ведущий
принцип
таких
технологий
-
учет
личностных
особенностей
ребенка,
индивидуальной
логики
его
развития,
учет
дет ских
и н т е р е с о в .
Основная
задача
этих
технологий
-
обеспечение
эмоционального
комфорта
р е б е н к а
в
п р о ц е с с е
о б щ е н и я
с о
сверстниками и взрослыми в детском саду и
семье.
Начиная свое занятие, а также в течении занятия, я всегда обращаю
внимание на осанку. Но делаю это в игровой форме. Эти потешки можно
выучить с детьми.
1. Певческая установка
"Сидит дед"
Дети сидят сгорбившись и поют:
Сидит дед, ему сто лет.
Затем
садятся
прямо
и
весело
поют:
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие
"Спинка-тростинка"
3
Мы проверим спинку
Спинку-тростинку
Вот она какая
Спиночка прямая!
М. Картушиной
Валеологические песенки –
отличное
начало
любого
музыкального
занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию
окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Я использую валеологичесие песенки начале занятия.
Несложные добрые
тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют
на настрой детей, улучшают эмоциональный
климат на занятии.
"Мы с тобою встретились"
Программное
содержание.
Песня-игра
с
двойной
формой
знакомства,
позволяет
восстановить
позитивный контакт друг с другом, способствует атмосфере
доверия.
Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя
детей,
имеющих
речевые
нарушения
и
часто
болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не
дает ребенку полностью проговаривать фразы,
правильно
строить
предложения,
даже
петь
песни
–
приходится
вдыхать
воздух
чаще.
Поэтому
в
своей
работе
я
уделяю
особо
внимание дыхательной гимнастике.
Дыхательная гимнастика «Медвежата»
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей
2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный
выдох)
4
4. Развивать продолжительный вдох
В моей практике осуществляется система
пальчиковых упражнений,
сопровождаемая пением
Пальчиковая игра: «Салат»
Тексты
для
этих
игр
должны
быть
довольно-таки
простыми
-
русские
народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.
Пальчиковые
игры
развивают
речь
ребенка,
двигательные
качества,
повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму,
рисованию), соединяют пальцевую пластику с
выразительным
мелодическим
и
речевым
интонированием,
формируют
образн о-
ассоциативное мышление.
Я хочу вам представить пальчиковую сказку,
которую, вы можете применять в своей работе.
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Оздоровительные
и фонопедические
игры с голосом –это игры
с
голосом,
это подражание звука окружающего мира: человеческому голосу
(крик,
смех,
плачь),
голосам
животных
(мяукать,
хрюкать,
куковать),
«голосам»
неживой
природы
(тикать,
капать).
Звукоподражания
очень
выразительны.
Они
помогают
детям
представить
звучание
окружающей
жизни. Систематическое использование развивающих игр с голосом дает
возможность:
- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление:
-
расширить
диапазоны
речевого
и
певческого голоса;
-
успешно
развивать
интонационный
и
фонематический слух;
-
готовить
ребенка
к
управлению
своим
голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
5
«Паровоз»
Детский
игровой
массаж
оказывает
влияние
на
физическое
и
психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и
развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса,
является
своеобразным
раздраж и тел ем
рецепторов
кожи
глубже
лежащих
тканей.
Укрепляя
организм
и
содействуя
общему
развитию,
массаж
помогает
предупредить
заболевания.
«Игровой массаж»
Также
можно
использовать
массаж
биологически
активных
точек
для
профилактики простудных заболеваний со словами, например, «Кенгуру»
«Кенгуру»
Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают
жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение
раскрепощаться.
Эти
упражнения
на
формулу
повышения
самооценки
помогают неуверенным и стеснительным детям.
“Я хороший”
Я,
я,
я
хороший!
Ты,
ты,
ты
хороший!
Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!
Только смеяться”
Только смеяться и улыбаться!
К р е п ко
д е р ж а т ь с я
и
с н о в а
смеяться!
6
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства
коррекции
эмоциональных
отклонений,
страхов,
двигательных
и
речевых
расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а
также для лечения различных соматических заболеваний.
В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых
состояниях человека можно привести следующие произведения:
«
Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, – при сильном
нервном раздражении.
«Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.
«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта
помогает концентрироваться в течение большого периода времени.
«Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа –
при головной боли.
«Свадебный
марш»
Ф.Мендельсона
–
нормализует
сердечную
деятельность и кровяное давление.
От утомляемости – Григ «Утро»
От алкоголизма и курения – Бетховен «Лунная соната», Свиридов
«Метель»
От депрессии, половых проблем – Поль Мория «Танго»
Главный принцип здоровьесберегающих технологий: «Не навреди!» — все
применяемые
методы,
приемы,
используемые
средства
должны
быть
обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
воспитанника.