Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов ДОУ"


Автор: Николаева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка»

Семинар-практикум по годовой задаче:

«Создание здоровьесберегающей модели образовательного процесса на

основе взаимодействия ДОУ и семьи»

Тема: «

Использование здоровьесберегающих технологий в работе

специалистов ДОУ»

Подготовлен:

музыкальный руководитель

Е.Н. Николаева

1

Нарастающее внимание к проблеме сохранения и развития здоровья ребенка

в

процессе

образовательной

деятельности

характеризует

современное

направление

развития

системы

образования

и

определяет

актуальность

поиска

новых

технологий

оздоровительной

работы

в

образовательном

учреждении.

Я

в

своей

работе

выделяю

три

группы здоровьесберегающих технологий:

1.

Технологии

сохранения

и

стимулирования

здоровья: ритмопластика, динамические паузы,

подвижные

игры,

релаксация,

технологии

эстетической

направленности,

гимнастика

пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика

дыхательная,

гимнастика

корригирующая,

гимнастика ортопедическая

(А. Н. Стрельникова)

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры,

самомассаж.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия,

технологии

музыкального

воздействия,

сказкотерапия,

технологии

воздействия

цветом, технологии коррекции поведения,

пс ихо гимна с т ика ,

фо не т ич е с ка я

и

логопедическая ритмика.

Классификация

здоровьесберегающих

технологий:

1 группа - медико-профилактические • организация мониторинга здоровья

дошкольников, • организация контроля требований СанПиНов; • организация

здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2

2

г р у п п а

- м у з ы к а л ь н о -

оздоровительные

технологии

развитие

физических

качеств

дыхательная

гимнастика,

массаж

и

с а м о м а с с а ж ,

п р о ф и л а к т и к а

заболеваний

3

группа

-

здоровьесберегающие

образовательные технологии. Это технология личностно-ориентированного

воспитания и обучения дошкольников.

Ведущий

принцип

таких

технологий

-

учет

личностных

особенностей

ребенка,

индивидуальной

логики

его

развития,

учет

дет ских

и н т е р е с о в .

Основная

задача

этих

технологий

-

обеспечение

эмоционального

комфорта

р е б е н к а

в

п р о ц е с с е

о б щ е н и я

с о

сверстниками и взрослыми в детском саду и

семье.

Начиная свое занятие, а также в течении занятия, я всегда обращаю

внимание на осанку. Но делаю это в игровой форме. Эти потешки можно

выучить с детьми.

1. Певческая установка

"Сидит дед"

Дети сидят сгорбившись и поют:

Сидит дед, ему сто лет.

Затем

садятся

прямо

и

весело

поют:

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие

"Спинка-тростинка"

3

Мы проверим спинку

Спинку-тростинку

Вот она какая

Спиночка прямая!

М. Картушиной

Валеологические песенки

отличное

начало

любого

музыкального

занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию

окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Я использую валеологичесие песенки начале занятия.

Несложные добрые

тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют

на настрой детей, улучшают эмоциональный

климат на занятии.

"Мы с тобою встретились"

Программное

содержание.

Песня-игра

с

двойной

формой

знакомства,

позволяет

восстановить

позитивный контакт друг с другом, способствует атмосфере

доверия.

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя

детей,

имеющих

речевые

нарушения

и

часто

болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не

дает ребенку полностью проговаривать фразы,

правильно

строить

предложения,

даже

петь

песни

приходится

вдыхать

воздух

чаще.

Поэтому

в

своей

работе

я

уделяю

особо

внимание дыхательной гимнастике.

Дыхательная гимнастика «Медвежата»

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный

выдох)

4

4. Развивать продолжительный вдох

В моей практике осуществляется система

пальчиковых упражнений,

сопровождаемая пением

Пальчиковая игра: «Салат»

Тексты

для

этих

игр

должны

быть

довольно-таки

простыми

-

русские

народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые

игры

развивают

речь

ребенка,

двигательные

качества,

повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму,

рисованию), соединяют пальцевую пластику с

выразительным

мелодическим

и

речевым

интонированием,

формируют

образн о-

ассоциативное мышление.

Я хочу вам представить пальчиковую сказку,

которую, вы можете применять в своей работе.

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Оздоровительные

и фонопедические

игры с голосом –это игры

с

голосом,

это подражание звука окружающего мира: человеческому голосу

(крик,

смех,

плачь),

голосам

животных

(мяукать,

хрюкать,

куковать),

«голосам»

неживой

природы

(тикать,

капать).

Звукоподражания

очень

выразительны.

Они

помогают

детям

представить

звучание

окружающей

жизни. Систематическое использование развивающих игр с голосом дает

возможность:

- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

- выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление:

-

расширить

диапазоны

речевого

и

певческого голоса;

-

успешно

развивать

интонационный

и

фонематический слух;

-

готовить

ребенка

к

управлению

своим

голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

5

«Паровоз»

Детский

игровой

массаж

оказывает

влияние

на

физическое

и

психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и

развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса,

является

своеобразным

раздраж и тел ем

рецепторов

кожи

глубже

лежащих

тканей.

Укрепляя

организм

и

содействуя

общему

развитию,

массаж

помогает

предупредить

заболевания.

«Игровой массаж»

Также

можно

использовать

массаж

биологически

активных

точек

для

профилактики простудных заболеваний со словами, например, «Кенгуру»

«Кенгуру»

Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают

жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение

раскрепощаться.

Эти

упражнения

на

формулу

повышения

самооценки

помогают неуверенным и стеснительным детям.

Я хороший”

Я,

я,

я

хороший!

Ты,

ты,

ты

хороший!

Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!

Только смеяться”

Только смеяться и улыбаться!

К р е п ко

д е р ж а т ь с я

и

с н о в а

смеяться!

6

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства

коррекции

эмоциональных

отклонений,

страхов,

двигательных

и

речевых

расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а

также для лечения различных соматических заболеваний.

В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых

состояниях человека можно привести следующие произведения:

«

Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, – при сильном

нервном раздражении.

«Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

«К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта

помогает концентрироваться в течение большого периода времени.

«Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа –

при головной боли.

«Свадебный

марш»

Ф.Мендельсона

нормализует

сердечную

деятельность и кровяное давление.

От утомляемости – Григ «Утро»

От алкоголизма и курения – Бетховен «Лунная соната», Свиридов

«Метель»

От депрессии, половых проблем – Поль Мория «Танго»

Главный принцип здоровьесберегающих технологий: «Не навреди!» — все

применяемые

методы,

приемы,

используемые

средства

должны

быть

обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью

воспитанника.



В раздел образования