Автор: Манапов Равиль Уразгалиевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Секреты успеха вокально-инструментального ансамбля "Камертон"
Раздел: дополнительное образование
СЕКРЕТ УСПЕХА ВИА «КАМЕРТОН»
Выступление
педагога
дополнительного
образования
Манапова
Р.У.
на
заседании
городской секции педагогов по вокалу, музыке и
фольклору ГМО, г. Норильск, март 2019
Само существование детского вокально-инструментального ансамбля
обусловлено социальным заказом для поиска оптимальных форм работы с
подростками.
Каждый из нас сталкивался с тем, что при встрече со знакомыми
людьми мы задаем вопрос «Как дела, как успехи?». Согласитесь, что реакция
на такой вопрос бывает неоднозначной. Кто-то с оптимизмом улыбается, а
кто-то с сожалением опускает плечи. Почему?
Может, потому, что кому-то в жизни везет чуть больше, а кому-то чуть
меньше.
Может, кого-то «судьба» балует, потому что любит? А может, есть
секрет, которым владеют избранные?
Что же это за «замок», ведущий к успеху?
Как найти «ключ» к успеху?
Знаете ли вы свой «ключ» успеха?
На эти вопросы мы и стараемся
найти ответы с ребятами в нашем
творческом объединении.
Вы, наверное, не будете оспаривать тот факт, что музыкальные школы и
школы искусств являются незаменимым средством приобщения детей к миру
прекрасного, но не у каждого ребенка есть возможность реализации своих
способностей в таких специализированных учреждениях.
Вот
тут-то
мы,
педагоги
дополнительного
образования,
и
можем
предложить свой арсенал знаний и умений для такого контингента учащихся.
Ко
мне
в
творческое
объединение
зачастую
приходят
дети,
не
обладающие особым музыкальным дарованием, но их желание приобщиться
к музыкальному искусству огромно.
Интерес
школьников
к
деятельности
ВИА
позволяет
привлечь
подростков
к
занятиям
музыкой,
заполнить
активным
содержанием
их
свободное
время,
развить
творческие
способности
и
самодисциплину,
чувство
коллективизма,
ответственности,
сформировать
гражданскую
позицию и собственную значимость.
Образовательная
программа,
по
которой
я
занимаюсь
с
детьми,
гарантирует ускоренное обучение, носит системный характер и включает в
себя
комплекс
знаний,
умений
и
навыков,
усвоив
которые
учащиеся
приобретают
опыт
творческой
и
концертной
деятельности,
овладевают
элементами
музыкальной
грамоты,
основами
аккомпанемента
на
музыкальных инструментах.
Моя программа «Музыкальный перекрёсток» состоит из трех модулей:
1.
«Поющая гитара
2.
«Юный барабанщик»
3.
«Волшебные клавиши»
На первых этапах учебного процесса я практикую индивидуальные
занятия с учащимися. Но особый интерес ребята проявляют к групповым
занятиям, где происходит ансамблевое музицирование.
Ансамбль
–
это
творческая
лаборатория,
где
постоянно
идет
эксперимент: от подбора по слуху простейшего аккомпанемента к песне до
создания крупномасштабных сложных по форме композиций. Потребность в
вокально-инструментальном
исполнении
связано
с
таким
важным
для
подростка
фактором,
как
общение,
а
для
педагога
ансамблевое
музицирование особо привлекательно с педагогической, развивающей точки
зрения. Здесь я нахожу решение задач по развитию как музыкальных, так и
личностных качеств ребенка, потому что главной целью работы педагога
дополнительного образования является не только исполнительский уровень
детей, конечная цель ориентирована на личность ученика, на его духовное и
творческое развитие.
В связи с этим выстраивается репертуарный план нашего ансамбля, где
мы изучаем различные направления музыки, стили, жанры, и исполняем
композиции от классических произведений до роковых композиций. Также
репертуар изучаемых произведений подбирается с учетом государственных,
тематических и профессиональных праздников и с учетом предпочтений и
вкусов самих учеников.
Это одна из составляющих нашего успеха.
Еще
немаловажным
фактором
успеха
является
взаимодействие
и
сотрудничество
с
другими
творческими
объединениями.
Так
как
наш
колле кт и в
я вля е т с я
су губ о
и н с т руме н т а льн ы м
и
и с п о л н я е т
инструментальные композиции, для расширения творческого диапазона мы
привлекаем
к
сотрудничеству
вокальные
творческие
коллективы
нашего
учреждения.
Концертная
деятельность
–
особая
часть
работы
коллектива.
Это
своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за
определенный
период
времени,
способный
отразить
как
результаты
проделанной работы, так и степень освоения материала детьми.
Наш ансамбль является активным участником городских фестивалей и
мероприятий, активно выступает в школах города.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций,
одним из которых является инновационная деятельность.
Поэтому для успешного творческого развития ВИА мне как педагогу
необходимо владеть информационными технологиями.
В
своей
работе
использую
различные
компьютерные
программы:
звуковые и нотные редакторы «''Guitar Pro'', «Sibelius», «Audacity».
А
так
же,
я
как
человек
творческий,
стремлюсь
к
саморазвитию,
осваивая
новые
музыкальные
инструменты
и
приобщая
собственным
примером детей к расширению музыкального кругозора и исполнительского
мастерства за рамками общеобразовательной программы.
Еще
хочется
отметить
такую
сторону
деятельности
ВИА,
как
приобщение подростков девиантного поведения. Интерес таких школьников
к деятельности в ансамбле позволяет заполнить активным содержанием их
свободное
время,
развить
творческие
способности
и
самодисциплину,
чувство коллективизма и позицию собственной значимости. Ведь обществу
сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и
талантливым.
Современные
дети
нуждаются
в
развитии
гибкости
и
независимости мышления, веры в свои силы и идеи.
Всё это и дают им занятия в вокально –инструментальном ансамбле.
Работа
вокально–инструментального
ансамбля
в
компьютерный
век
кажется
безумным
желанием
прокатиться
на
машине
времени
«назад
в
прошлое». Но ничто не заменит живое исполнение музыки, и ансамблевая
игра в музыкальном образовании всегда занимала важнейшее место. ВИА
позволяет развивать навык ансамблевой игры в новом формате.
Это и есть секрет нашего успеха.