Напоминание

ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО


Автор: Острикова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Ставропольский колледж связи имени В.А.Петрова
Населённый пункт: Ставропольский край г. Ставрополь
Наименование материала: методический доклад
Тема: ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО

Особенности модульного обучения в СПО

Принципиальными отличиями стандарта нового поколения являются:

1.

перенос акцента с предметно-дисциплинарного подхода на

компетентностный и ожидаемые результаты обучения;

2.

расширение возможностей учебных заведений и развитие

опережающего обучения;

3.

отражение в стандартах доминирующих перспектив, позволяющих

ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность

в будущем;

4.

привлечение к работе над стандартами работодателей и социальных

партнеров;

5.

использование модульной структуры основных профессиональных

образовательных программ;

6.

разработка интегрированных образовательных программ для

многоуровневой системы подготовки специалистов среднего звена.

В новых ФГОС заложена идеология интерпретации содержания образования,

формируемого «от результата»: от характеристик профессиональной

деятельности к целям — минимально заданным результатам

профессионального образования и далее к выбору соответствующих

организационных форм, методов, содержания обучения.

Принцип ориентации на результат является общим для образовательных

стандартов любого типа и уровня образования и компетентность

формируется как специфическая функция в том или ином виде будущей

профессиональной деятельности.

Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный процесс

необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит

принципиальное отличие ФГОС 2 поколения от ФГОС 3 поколения, что такое

компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от

ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям

реализации основных профессиональных образовательных программ и т.д.?

Далее надо была выстраивать принципиально новые взаимоотношения с

потенциальными работодателями.

Что такое компетенции?

competent (лат.) - соответствующий, способный;

Компетенция (в макетах ФГОС СПО и ВПО) - способность применять

знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной

деятельности в определенной области.

Компетенции в самом обобщенном их понимании - это ожидаемые и

измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что

будет способен делать выпускник по завершении всей или части

образовательной программы.

Компетенции включает совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по

отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых

для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Что такое компетентность?

Уровень практической реализации компетенции.

Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,

включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный

опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к

практическому применению.

Компетентность=компетенция.

Компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование к

образовательной подготовке ученика, компетентность - уже состоявшееся его

личностное качество (характеристика). А.В. Хуторской

В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция»

имеет интегральный, метапредметный или надпредметный характер,

обобщенный характер (шире, чем ЗУНы) в своей формирующей основе имеет

не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные

характеристики

Современный подход к преподаванию заключается в построении его на

технологической основе. Общие принципы и правила технологии

преподавания разработаны на основе педагогического опыта мастеров-

новаторов. Одна из особенностей педагогической технологии заключается в

том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой

активности педагога и обучающихся. Всё это позволит оптимизировать

воспитательно-образовательный процесс, повысить качество

профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

Система среднего профессионального образования традиционно является

практико-ориентированной. Однако незыблемые основы обучения долгое

время хранили верность традиционной предметной дифференциации

отдельных учебных дисциплин. Соответственно, и приоритет тех или иных

знаний и умений определялся исключительно в рамках конкретного

предмета. Издержки такого подхода нивелировались уже на производстве, в

процессе приобретения молодым специалистом опыта по решению

комплексных профессиональных задач.

С развитием в России рыночной экономики несостоятельность такого

подхода стала очевидна. Сегодня к профессиональной квалификации

выпускника СПО предъявляются высокие требования по решению

производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений из

отдельных дисциплин в единое целое. Поэтому в профессиональном

обучении произошло неизбежное смещение акцентов: знания стали не целью,

а средством формирования компетентности современного специалиста.

Формированию и реализации нового содержания образования способствует

модульно-компетентностный подход в обучении, ставший одной из ведущих

инноваций в современной российской системе профессионального

образования.

Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить

содержательные, организационные, методические и технологические

компоненты профессионального обучения, а также теоретические и

прикладные аспекты;

обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса,

совмещение в одной организационно - методической структуре

дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала,

методического руководства и системы контроля. Все это позволит

оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество

профессиональной подготовки студентов учреждений СПО.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения

структурируется в автономные организационно - методические блоки —

модули, содержание и объём которых могут варьироватся в зависимости от

дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации

обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории

движения по учебному курсу.

Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей

должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и

комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и

самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и

реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний,

отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым

должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и

представляющий составную часть более общей функции. Модуль является

значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно

сертифицируется.

Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по

специальности; как организационно-методическая междисциплинарная

структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по

тематическому признаку базой; или как организационно-методическая

структурная единица в рамках учебной дисциплины.

Как пример приведу ПМ.04. участие в организации производственной

деятельности малого структурного подразделения

по специальности 11.02.08 «Средства связи с подвижными объектами».

В модуле необходимо освоить три компетенции:

ПК 4.1. Участвовать в планировании и организации работы

структурного подразделения. (основы экономики, экономика организации,

менеджмент, управление персоналом)

ПК 4.2. Участвовать в руководстве работой структурного

подразделения. (менеджмент, психология общения, управление персоналом)

ПК 4.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности

подразделения. (основы экономики (рассчитать необходимую цифровую

информацию), АФХД (дать ей оценку)).

Модуль разбит на два междисциплинарных курса, которые содержат в себе темы и

разделы сразу нескольких учебных дисциплин:

МДК 04.01 Планирование и организация работы структурного

подразделения - основы экономики, экономика организации, анализ

финансово-хозяйственной деятельности;

МДК 04.02. Современные технологии управления структурным

подразделением - менеджмент, психология общения, управление

персоналом.

Особенность билетов к квалификационному экзамену состоит в том, что

желательно в одной производственной ситуации обучающийся должен

показать освоение всех профессиональных компетенций, заложенных в

модуле. Как пример приведён билет из МП.04

Ситуация 1

Руководитель структурного подразделения ООО «Интерком-НН» Фомин

П.Н. 12 марта текущего года издал приказ о реорганизации структуры

предприятия. Эти изменения были вызваны расширением состава услуг,

оказываемых клиентам, получением предприятием лицензии на

осуществление современных телекоммуникационных услуг, увеличением

объема операций современных телекоммуникационных услуг.

Приказом предусматривалось до 1 декабря текущего года создать в

структуре предприятия отдел современных телекоммуникационных услуг и

отдел обработки информации.

В результате внедрения современных телекоммуникационных услуг

планируется снижение себестоимости услуг, выполнение прогноза по доходам

от реализации телекоммуникационных услуг составит 100.9% от прогноза,

эксплуатационные расходы-6630,4тыс. руб., по прогнозу доходы от

реализации телекоммуникационных услуг составляют 9800,5 тыс. руб.,

расходы по статье «Амортизация основных фондов» - 522150,9 тыс. руб.,

удельный вес расходов по статье «Амортизация основных фондов»

в общей сумме эксплуатационных расходов, -31,2%.

Проанализировав ситуацию, необходимо выполнить следующие задания:

1. Рассчитать процент снижения себестоимости телекоммуникационных

услуг структурного подразделения ООО «Интерком-НН»

2.Разработать организационную структуру управления структурного

подразделения ООО «Интерком-НН».

В содержании профессионального образования именно модуль, как новая

структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к

результатам обучения формируются как перечень видов профессиональной

деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический

опыт, который опирается на компетентностно осваиваемые умения и знания.

Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет

достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Таким образом, требования к современному образованию ужесточаются. Это

связано, с одной стороны, с требованиями, предъявляемыми к качеству

выпускаемой продукции, с другой стороны – работодатели теперь хотят

принимать на работу не просто людей имеющих диплом, а специалистов с

глубокими знаниями по специальности, способных работать на современном

оборудовании, знающих передовые методы организации производства и

труда. Все эти навыки молодые люди должны получать в образовательном

учреждении.

(неплохо тренирует навыки работы в команде)



В раздел образования