Автор: Афанасьева Елена Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа №1583
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Национальные танцы наше национальное достояние.
Раздел: дополнительное образование
Национальные танцы – наше национальное достояние
Жизнь так сложилась, что моя работа так или иначе связана с культурой
и традициями Азербайджана.
Активно участвуем в городских и международных форумах и фестивалях,
и опыт участия в таких мероприятиях дает возможность и стимул, чтобы
идти дальше и не останавливаться на достигнутом. Интерес к народному
танцу
в
последнее
время
особо
проявляется
не
только
со
стороны
государственных структур, общественности, но и науки. По этой причине
этнокультурный танец является законным предметом исследования не только
хореографов.
Формирование
этнокультурной
компетентно сти
в
т а ко й
многонациональной
стране
как
Россия
считаем
обязательным.
На
протяжении
своей
истории
развитие
России
неразрывно
связано
с
полиЭтниЧностью. У нас проживает более 150 национальностей.
Изучение
любого
традиционного
хореографического
искусства
способствует выявлению этнических особенностей и социальных отношений
в обществе, а именно: в танцевальном искусстве нашли отражение различные
стороны
воззрений
человека;
источником
для
изучения
материальной
и
духовной культуры служат музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты,
используемые
во
время
исполнения
танца.
И
следует
заметить,
что
использование традиционного танца как исторического источника помогает
лучше понять этнические процессы.
Ввиду постоянного в России культурного взаимопроникновения (это
российское явление – поликультурность – является уникальным), это им
легко
удается.
Однако
если
раньше
взаимопроникновение
происходило
постепенно и было растянуто во времени, то сейчас, в наше стремительное
время, когда туризмом охвачена уже вся планета, а международные обмены
стали
обычным
делом,
возникает
необходимость
в
формировании
этнокультурной
компетентности.
Знакомство
подрастающего
поколения
с
культурными особенностями народов способствуют взаимному пониманию.
Страны мира столкнулись со стремлением народностей возродить свою
культуру и самобытность, столкнулись с осознанием значимости этнической
идентичности. Проблема межэтнической напряженности в мире в последние
десятилетия
резко
возросла.
В
этой
связи
опыт
поликультурной
России
поистине уникален и может служить прекрасной основой для формирования
этнокультурной
компетентности.
Особенно
актуальным
это
является
для
учащихся хореографических коллективов, которые участвуют в фестивалях и
конкурсах.
Одним
из
наиболее
эффективных
способов
мы
считаем
ф о рм и р о ва н и е
э т н о кул ьт у р н о й
ком п е т е н т н о с т и
с р е д с т в а м и
хореографического
искусства.
Конечно,
это
справедливо
только
для
участника коллектива (как профессионального, так и самодеятельного), но
учитывая возросший интерес и личное участие россиян в занятиях танцами,
можно рассматривать хореографическое искусство как способ формирования
этнокультурной
компетентности.
К
тому
же
воспринимающая
аудитория
заметно расширяется за счет зрителей.
Творческая
направленность
коллектива,
разнообразие
его
репертуара
является
основным
фактором,
который
способствует
раскрытию
индивидуальности
участника
коллектива.
А
Целью
хореографических
мероприятий является не только развитие хореографического искусства, но и
взаимодействие
национальных
культур
разных
народов.
Представляется
возможность не только поделится своим обширным и многогранным опытом
с зарубежными представителями, но и проследить за особенностями развития
хореографического искусства в той или иной стране. Исторически народная
хореография
составляла
основу
репертуара
многих
профессиональных
художественных
коллективов,
занимали
большое
место
в
творчестве
любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности.
Многое в процессе и в формировании этнокультурной компетентности
участников самодеятельного коллектива зависит от личностных качеств его
руководителя. Он должен быть не только прекрасным профессионалом и
активной
творческой
личностью,
он
должен
обладать
также
и
«традиционными»
педагогическими
качествами:
терпением,
готовностью
прийти
на
помощь.
Работая
над
постановками
народных
танцев,
руководитель
должен
находить
такие
формы,
которые
отвечали
бы
возрастным возможностям участников коллектива и одновременно сохраняли
черты
настоящего
народного
искусства.
Руководителями
ансамблей
выступают
профессиональные
хореографы,
чей
интерес
к
народному
творчеству,
глубокое
знание
фольклора
помогают
решать
средствами
хореографии
сценические
образы,
рассказывать
о
жизни,
трудностях,
радостях, погружать участников коллектива в культурные ценности каждого
народа.
Радует, что в России существуют центры, которые поддерживают и
развивают
свою
культуру.
Еще
лучше
когда
представители
разных
национальностей обращаются к культурам других народностей и с гордостью
представляют
их.
Но
искусство
на
сцене
должно
быть
представлено
на
уровне носителя. Это не только культура выступления, но и дань уважения к
истокам. Это выражается в выборе музыки, сюжета, лексики, хореографии,
постановки
танца
и,
костюмах.
Выступая
на
сцене,
нужно
с
уважением
относится к культурным ценностям наших предков. Преподнеся правильно
мы донесем культуру до следующего поколения в первозданном виде. При
постановке нужно изучить историю народа, историю возникновения танца,
значения сюжета, почувствовать себя представителем этого народа, и только
тогда мы сможем передать дух этого народа в своих танцах.
Существует понятие сценическая культура - выход и уход со сцены.
Она
должна
соблюдаться
и
отвечать
профессиональному
уровню
руководителя.
Это
тоже
влияет
на
результат.
(ясно
что
это
поклон
по
завершению танца). Сценический образ –(костюм, головной убор и сделаю
конкретный акцент на волосы у девушке-косы в те времена не теряли свою
актуальность, учитывая что мы исполняем национальные танцы.), наличие
шаровар,. Наличие шаровар не сковывает движения артистов
во время
исполнения,
и
является
обязательным
атрибутом
любого
национального
костюма. Немало важно обратить свое внимание на детали при подборе
костюмов. Элементы должны соответствовать, той национальности, чью кул-
ру вы демонстрируете. Поэтому правильный и доскональный подход – это
главный результат успеха. Музыка , костюмы, лексика -это элементы танца
одного народа, а не микс народностей. и этот фактор даже может оскорбить
ту или иную народность. Мое обращение к хореографам ,каждый должен
проявить
солидарность
и
каждый
должен
и
может
обратиться
к
руководителям национальных коллективов
для успешного результата. В
Москве нет курсов повышения квалификации хореографии всех народностей,
кого мы представляем, и поэтому нам надо не стесняясь обращаться к опыту
и знаниям друг друга.
К Нам детей приводят здоровых, у нас самые травмоопасные занятия.
А некоторые наши
движения, а точнее трюки могут привести к травмам.
Внимательно относитесь к выбору воспитанников, которые грамотно и с
легкостью
исполнят
тот
или
иной
трюк.
Технически
с
легкостью
исполненный трюк, должен отразить артистичность. Не зря гласит пословица
Танцевать ногами — одно, сердцем — другое.
Хореограф,
руководитель ансамбля народного танца «Одлар юрду»,
педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа №1583
им.К.А.Керимова»
Афанасьева Елена Игоревна