Напоминание

Национальные танцы наше национальное достояние.


Автор: Афанасьева Елена Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа №1583
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Национальные танцы наше национальное достояние.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Национальные танцы – наше национальное достояние

Жизнь так сложилась, что моя работа так или иначе связана с культурой

и традициями Азербайджана.

Активно участвуем в городских и международных форумах и фестивалях,

и опыт участия в таких мероприятиях дает возможность и стимул, чтобы

идти дальше и не останавливаться на достигнутом. Интерес к народному

танцу

в

последнее

время

особо

проявляется

не

только

со

стороны

государственных структур, общественности, но и науки. По этой причине

этнокультурный танец является законным предметом исследования не только

хореографов.

Формирование

этнокультурной

компетентно сти

в

т а ко й

многонациональной

стране

как

Россия

считаем

обязательным.

На

протяжении

своей

истории

развитие

России

неразрывно

связано

с

полиЭтниЧностью. У нас проживает более 150 национальностей.

Изучение

любого

традиционного

хореографического

искусства

способствует выявлению этнических особенностей и социальных отношений

в обществе, а именно: в танцевальном искусстве нашли отражение различные

стороны

воззрений

человека;

источником

для

изучения

материальной

и

духовной культуры служат музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты,

используемые

во

время

исполнения

танца.

И

следует

заметить,

что

использование традиционного танца как исторического источника помогает

лучше понять этнические процессы.

Ввиду постоянного в России культурного взаимопроникновения (это

российское явление – поликультурность – является уникальным), это им

легко

удается.

Однако

если

раньше

взаимопроникновение

происходило

постепенно и было растянуто во времени, то сейчас, в наше стремительное

время, когда туризмом охвачена уже вся планета, а международные обмены

стали

обычным

делом,

возникает

необходимость

в

формировании

этнокультурной

компетентности.

Знакомство

подрастающего

поколения

с

культурными особенностями народов способствуют взаимному пониманию.

Страны мира столкнулись со стремлением народностей возродить свою

культуру и самобытность, столкнулись с осознанием значимости этнической

идентичности. Проблема межэтнической напряженности в мире в последние

десятилетия

резко

возросла.

В

этой

связи

опыт

поликультурной

России

поистине уникален и может служить прекрасной основой для формирования

этнокультурной

компетентности.

Особенно

актуальным

это

является

для

учащихся хореографических коллективов, которые участвуют в фестивалях и

конкурсах.

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

мы

считаем

ф о рм и р о ва н и е

э т н о кул ьт у р н о й

ком п е т е н т н о с т и

с р е д с т в а м и

хореографического

искусства.

Конечно,

это

справедливо

только

для

участника коллектива (как профессионального, так и самодеятельного), но

учитывая возросший интерес и личное участие россиян в занятиях танцами,

можно рассматривать хореографическое искусство как способ формирования

этнокультурной

компетентности.

К

тому

же

воспринимающая

аудитория

заметно расширяется за счет зрителей.

Творческая

направленность

коллектива,

разнообразие

его

репертуара

является

основным

фактором,

который

способствует

раскрытию

индивидуальности

участника

коллектива.

А

Целью

хореографических

мероприятий является не только развитие хореографического искусства, но и

взаимодействие

национальных

культур

разных

народов.

Представляется

возможность не только поделится своим обширным и многогранным опытом

с зарубежными представителями, но и проследить за особенностями развития

хореографического искусства в той или иной стране. Исторически народная

хореография

составляла

основу

репертуара

многих

профессиональных

художественных

коллективов,

занимали

большое

место

в

творчестве

любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности.

Многое в процессе и в формировании этнокультурной компетентности

участников самодеятельного коллектива зависит от личностных качеств его

руководителя. Он должен быть не только прекрасным профессионалом и

активной

творческой

личностью,

он

должен

обладать

также

и

«традиционными»

педагогическими

качествами:

терпением,

готовностью

прийти

на

помощь.

Работая

над

постановками

народных

танцев,

руководитель

должен

находить

такие

формы,

которые

отвечали

бы

возрастным возможностям участников коллектива и одновременно сохраняли

черты

настоящего

народного

искусства.

Руководителями

ансамблей

выступают

профессиональные

хореографы,

чей

интерес

к

народному

творчеству,

глубокое

знание

фольклора

помогают

решать

средствами

хореографии

сценические

образы,

рассказывать

о

жизни,

трудностях,

радостях, погружать участников коллектива в культурные ценности каждого

народа.

Радует, что в России существуют центры, которые поддерживают и

развивают

свою

культуру.

Еще

лучше

когда

представители

разных

национальностей обращаются к культурам других народностей и с гордостью

представляют

их.

Но

искусство

на

сцене

должно

быть

представлено

на

уровне носителя. Это не только культура выступления, но и дань уважения к

истокам. Это выражается в выборе музыки, сюжета, лексики, хореографии,

постановки

танца

и,

костюмах.

Выступая

на

сцене,

нужно

с

уважением

относится к культурным ценностям наших предков. Преподнеся правильно

мы донесем культуру до следующего поколения в первозданном виде. При

постановке нужно изучить историю народа, историю возникновения танца,

значения сюжета, почувствовать себя представителем этого народа, и только

тогда мы сможем передать дух этого народа в своих танцах.

Существует понятие сценическая культура - выход и уход со сцены.

Она

должна

соблюдаться

и

отвечать

профессиональному

уровню

руководителя.

Это

тоже

влияет

на

результат.

(ясно

что

это

поклон

по

завершению танца). Сценический образ –(костюм, головной убор и сделаю

конкретный акцент на волосы у девушке-косы в те времена не теряли свою

актуальность, учитывая что мы исполняем национальные танцы.), наличие

шаровар,. Наличие шаровар не сковывает движения артистов

во время

исполнения,

и

является

обязательным

атрибутом

любого

национального

костюма. Немало важно обратить свое внимание на детали при подборе

костюмов. Элементы должны соответствовать, той национальности, чью кул-

ру вы демонстрируете. Поэтому правильный и доскональный подход – это

главный результат успеха. Музыка , костюмы, лексика -это элементы танца

одного народа, а не микс народностей. и этот фактор даже может оскорбить

ту или иную народность. Мое обращение к хореографам ,каждый должен

проявить

солидарность

и

каждый

должен

и

может

обратиться

к

руководителям национальных коллективов

для успешного результата. В

Москве нет курсов повышения квалификации хореографии всех народностей,

кого мы представляем, и поэтому нам надо не стесняясь обращаться к опыту

и знаниям друг друга.

К Нам детей приводят здоровых, у нас самые травмоопасные занятия.

А некоторые наши

движения, а точнее трюки могут привести к травмам.

Внимательно относитесь к выбору воспитанников, которые грамотно и с

легкостью

исполнят

тот

или

иной

трюк.

Технически

с

легкостью

исполненный трюк, должен отразить артистичность. Не зря гласит пословица

Танцевать ногами — одно, сердцем — другое.

Хореограф,

руководитель ансамбля народного танца «Одлар юрду»,

педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа №1583

им.К.А.Керимова»

Афанасьева Елена Игоревна



В раздел образования