Напоминание

Подготовка студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в школе


Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна, Ярбилова Сальвина Магомедовна
Должность: к.п.н., доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы. зав.дошкольным отделением чоу "сш "земфира",учитель математики и информатики мбоу гимназии №17
Учебное заведение: ЧОУ СШ "Земфира" , МБОУ гимназии №17
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Ахмедова А.М., к.п.н., доцент кафедры

психологии, социальной педагогики

и социальной работы. Зав.дошкольным

отделением ЧОУ «СШ «Земфира».

Ярбилова С.М.,учитель математики и

информатики МБОУ гимназии №17

Подготовка студентов к осуществлению духовно-нравственного

воспитания в школе

Одной из приоритетных проблем современного общества является

проблема

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего

поколения.

Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании

обусловлена

общегосударственной

потребностью.

Образование

является

одной

из

долгосрочных

стратегий,

которая

обеспечивает

позитивное

взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для

успешного

обучения

учащимся

необходимы

как

знания,

навыки

так

и

духовно-нравственные ценности.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее:

сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и

отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в

процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.

В целях решения сложившейся проблемы, в общеобразовательных школах

был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный

курс

включает

четыре

модуля

по

основам

традиционных

религиозных

культур

народов

России:

«Основы

православной

культуры»,

«Основы

исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской

культуры».

Модуль

«Основы

мировых

религиозных

культур»

направлен

на

ознакомление

учащихся

с

историей

и

культурой

основных

религий,

традиционных для народов Российской Федерации.

Модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение

общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

1

Главной целью данного курса является формирование у школьников

представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры,

воспитание

толерантности,

развитие

способности

самоопределения,

осознанного выбора мировоззрения.

Несмотря на то, что данный курс направлен

на

усвоение

знаний

о

нравственных

идеалах

и

ценностях,

мы

понимаем,

что

вопрос

духовно-

нравственного воспитания школьников на основе Ислама стоит значительно

шире, ибо знание это еще не позиция поведения, не образ жизни. Суть

исламской культуры во многом выражена в традиции передачи нравственных

и этических норм из поколения в поколение, преемственности поколений в

вопросах воспитания.

Система

духовно-нравственного

воспитания

в

частной

общеобразовательной

школе

ЧОУ

«СШ«Земфира»

и

в

работе

классного

руководителя

школы

гимназии

№17

Ярбиловой

С.М.

отличается

от

той,

которую нам предлагают в курсе ОРКСЭ. Духовно-нравственное развитие и

воспитание

в

этих

образовательных

организациях

строится

на

основе

духовно-просветительского детско-юношеского журнала «Амина».

Этот журнал адресован детям, родителям, преподавателям,

воспитателям и всем тем, кому небезразлично воспитание подрастающего

поколения.

Журнал

«Амина»

выполняет

важную

просветительскую,

духовную и педагогическую миссию, так как он учит и воспитывает на

примерах

Священного

Корана

и

мудрости

народа.

Он

дает

детям

образ

идеального мусульманина, образ идеального человека, к которому следует

стремиться всем, независимо от религии и национальности.

ЧОУ «СШ «Земфира» и школа-гимназия №17 являются

экспериментальной

базой

для

студентов

педагогического

университета

и

студентов

гуманитарно

педагогического

колледжа.

Регулярно

группы

студентов работают с детьми дошкольного возраста и младшего школьного

возраста,

проводя

воспитательные

мероприятия

духовно-нравственной

направленности, целью которых является:

2

-формирование

устойчивого

интереса

учащихся

к

подлинным

ценностям

родной истории и культуры;

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- эстетическое развитие детей;

- трудовое воспитание.

Студенты с большим воодушевлением используют журнал на внеклассных

мероприятиях, классных часах. Регулярно организуются круглые столы для

обсуждения и анализа материалов журнала. Детям нравится такая работа, так

как

именно

коллективная

работа

помогает

учащимся

сблизиться

друг

с

другом,

установить

хорошие

отношения. Организация

внеурочной

деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной

сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с

ними

в

более

или

менее

свободной

обстановке

имеют

существенное,

а

нередко и решающее значение для их духовно-нравственного

развития и

воспитания. Такие занятия имеют ценность и для

учителя, так как они

открывают

неожиданные

и

привлекательные

для

обучающихся

стороны

личности

самого

учителя

и,

наконец,

позволяют

пережить

счастливые

минуты

единения,

совместных

переживаний,

человеческой

близости,

что

часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю

ощущение

необходимости

его

работы,

его

социальной

значимости,

востребованности.

Журнал «Амина» используется студентами не только во внеклассной

работе

со

школьниками,

но

и

на

уроках

литературы,

так

как

здесь

публикуются

как

произведения

современных

детских

писателей,

так

и

произведения, авторами которых являются сами дети. Новые современные

стихи и рассказы для детей, в том числе и дагестанских поэтов и писателей,

печатаются в журнале вместе с классическими произведениями для детей, на

которых

выросли

предыдущие

поколения

родителей,

бабушек.

Рубрики

журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые

являются

достойным

дополнением

к

изучению

школьных

предметов:

3

русского языка, природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения

науки и техники), физической культуры, ОБЖ.

Ценности Ислама и все самое лучшее, что есть в нашей религии,

раскрывается

на

страницах

этого

журнала.

Этот

журнал,

несомненно,

является

инструментом

мотивации

к

самопознанию

и

саморазвитию.

«Амина» рассказывает и учит, как надо любить и уважать своих родителей,

как необходимо помогать бедным, уважать старших. Также учит, что в нашей

религии нельзя убивать и воровать, что каждый мусульманин должен брать

пример с нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). Очень

впечатляют детей поучительные рассказы, которые порождают искренность в

человеке и побуждают совершать благое» - отмечает студентка 3 курса ГПК

Кадырагаева Сакинат.

Темы духовности и нравственности, затронутые в журнале, заставляют

школьников

задуматься

о

своем

положении,

действиях,

словах,

которым

порой

не

придают

значения

и

после

обсуждения

делаются

выводы.

Направленность этого журнала – сделать человека лучше, чище, измениться

и совершать благие деяния.

Часто используются нашими студентами и воспитателями номера

журнала,

в

которых

ярко,

красочно

и

доступно

рассказывается

о

мусульманских

праздниках.

Рубрика

«Мусульманский

календарь»

дает

возможность

педагогу

в

интересной

форме

предложить

детям

материал,

посвященный

священным мусульманскими праздниками, а так же

их

значению и правилам поведения во время праздников.

Мы

стремимся,

чтобы

в

нашей

школе

дети

были

уважительными,

искренними, добрыми, чтобы выросли духовно и гармонично развитыми,

любящими свою родину, бережно относились к традициям своего народа,

осознавали

приоритет

общечеловеческих

ценностей

жизни

и

здоровья.

Поэтому все студенты, которые проходят практику в ЧОУ «СШ «Земфира» и

в школе-гимназии №17, ведут регулярную работу по наполнению процесса

обучения материалом

духовно-нравственной направленности. Это в свою

4

очередь подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и

требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их

коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Таким образом, мы можем делать вывод о том, что система воспитания,

принятая

в

вышеуказанных

школах,

является

эффективной

и

дала

свои

результаты:

1)

У

детей

сформированы

первичные

представления

о

духовно-

нравственных

ценностях

в

отношении

семьи,

сверстников

и

взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом

мире.

2)

В плане личностного развития мы можем отметить проявление у

детей

таких

качеств

как

доброжелательность,

эмоционально-

нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков

анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных

ситуациях.

3)

Дети владеют основами исламской культуры, знакомятся с формами

традиционного семейного уклада, понимают свое место в семье и

посильно участвуют в домашних делах.

4)

В семьях мы наблюдаем ориентирование на духовно-нравственное

воспитание детей, укрепляется авторитет семьи.

Таким образом, детско-юношеский, духовно-просветительский журнал

«Амина»

выполняет

на

сегодняшний

день

актуальную

работу

в

помощи

дополнительного образования, поскольку проблема духовного просвещения в

мире дезинформации очень важна. Наша работа по духовно-нравственному

воспитанию школьников должна стать гарантом развития подрастающего

поколения, так как работа направлена на формирование и развитие личности,

сочетающей

в

себе

мировоззренческую

культуру,

Исламскую

культуру,

высокие нравственные идеалы, гуманистическое отношение к миру, к людям,

творческую индивидуальность.

Литература

5

1.

Ахмедьянова,

А.

Г.

Опыт,

проблемы

и

перспективы

духовно

нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова //

Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

2.

Данилюк,

А.

Я.

Концепция

духовно

-

нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М.

Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты

второго поколения).

3.

Кадырова

Е.П.

Программа

формирования

нравственно сти

функционально

грамотной

личности

младшего

школьника

/

Е.П.

Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30

4.

Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного

становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N

11. - c.15-17

5.

Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М. Влияние семейного воспитания на

нравственное

развитие

ребенка

дошкольника

// Семья:

проблемы

межинституционального

взаимодействия

в

с о в р е м е н н ом

мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с

международным участием. ФГБОУ ВО "Чеченский государственный

педагогический университет". 2017. С. 232-236.

6.

Рамазанов

М.Б.,

Расулова

З.М.,

Абдулаева

З.М. Детско-юношеский

духовно-просветительский журнал "Амина" в духовно-нравственном

воспитании школьников и студентов // Педагогическая деятельность

как

творческий

процесс. Материалы

Всероссийской

научно-

практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения

В.А.

Кан-Калика.

Чеченский

государственный

педагогический

университет. 2016. С. 346-354.

6



В раздел образования