Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна, Ярбилова Сальвина Магомедовна
Должность: к.п.н., доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы. зав.дошкольным отделением чоу "сш "земфира",учитель математики и информатики мбоу гимназии №17
Учебное заведение: ЧОУ СШ "Земфира" , МБОУ гимназии №17
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в школе
Раздел: среднее образование
Ахмедова А.М., к.п.н., доцент кафедры
психологии, социальной педагогики
и социальной работы. Зав.дошкольным
отделением ЧОУ «СШ «Земфира».
Ярбилова С.М.,учитель математики и
информатики МБОУ гимназии №17
Подготовка студентов к осуществлению духовно-нравственного
воспитания в школе
Одной из приоритетных проблем современного общества является
проблема
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего
поколения.
Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании
обусловлена
общегосударственной
потребностью.
Образование
является
одной
из
долгосрочных
стратегий,
которая
обеспечивает
позитивное
взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для
успешного
обучения
учащимся
необходимы
как
знания,
навыки
так
и
духовно-нравственные ценности.
Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее:
сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и
отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в
процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.
В целях решения сложившейся проблемы, в общеобразовательных школах
был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный
курс
включает
четыре
модуля
по
основам
традиционных
религиозных
культур
народов
России:
«Основы
православной
культуры»,
«Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры».
Модуль
«Основы
мировых
религиозных
культур»
направлен
на
ознакомление
учащихся
с
историей
и
культурой
основных
религий,
традиционных для народов Российской Федерации.
Модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение
общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
1
Главной целью данного курса является формирование у школьников
представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры,
воспитание
толерантности,
развитие
способности
самоопределения,
осознанного выбора мировоззрения.
Несмотря на то, что данный курс направлен
на
усвоение
знаний
о
нравственных
идеалах
и
ценностях,
мы
понимаем,
что
вопрос
духовно-
нравственного воспитания школьников на основе Ислама стоит значительно
шире, ибо знание это еще не позиция поведения, не образ жизни. Суть
исламской культуры во многом выражена в традиции передачи нравственных
и этических норм из поколения в поколение, преемственности поколений в
вопросах воспитания.
Система
духовно-нравственного
воспитания
в
частной
общеобразовательной
школе
ЧОУ
«СШ«Земфира»
и
в
работе
классного
руководителя
школы
гимназии
№17
Ярбиловой
С.М.
отличается
от
той,
которую нам предлагают в курсе ОРКСЭ. Духовно-нравственное развитие и
воспитание
в
этих
образовательных
организациях
строится
на
основе
духовно-просветительского детско-юношеского журнала «Амина».
Этот журнал адресован детям, родителям, преподавателям,
воспитателям и всем тем, кому небезразлично воспитание подрастающего
поколения.
Журнал
«Амина»
выполняет
важную
просветительскую,
духовную и педагогическую миссию, так как он учит и воспитывает на
примерах
Священного
Корана
и
мудрости
народа.
Он
дает
детям
образ
идеального мусульманина, образ идеального человека, к которому следует
стремиться всем, независимо от религии и национальности.
ЧОУ «СШ «Земфира» и школа-гимназия №17 являются
экспериментальной
базой
для
студентов
педагогического
университета
и
студентов
гуманитарно
педагогического
колледжа.
Регулярно
группы
студентов работают с детьми дошкольного возраста и младшего школьного
возраста,
проводя
воспитательные
мероприятия
духовно-нравственной
направленности, целью которых является:
2
-формирование
устойчивого
интереса
учащихся
к
подлинным
ценностям
родной истории и культуры;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- трудовое воспитание.
Студенты с большим воодушевлением используют журнал на внеклассных
мероприятиях, классных часах. Регулярно организуются круглые столы для
обсуждения и анализа материалов журнала. Детям нравится такая работа, так
как
именно
коллективная
работа
помогает
учащимся
сблизиться
друг
с
другом,
установить
хорошие
отношения. Организация
внеурочной
деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной
сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с
ними
в
более
или
менее
свободной
обстановке
имеют
существенное,
а
нередко и решающее значение для их духовно-нравственного
развития и
воспитания. Такие занятия имеют ценность и для
учителя, так как они
открывают
неожиданные
и
привлекательные
для
обучающихся
стороны
личности
самого
учителя
и,
наконец,
позволяют
пережить
счастливые
минуты
единения,
совместных
переживаний,
человеческой
близости,
что
часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю
ощущение
необходимости
его
работы,
его
социальной
значимости,
востребованности.
Журнал «Амина» используется студентами не только во внеклассной
работе
со
школьниками,
но
и
на
уроках
литературы,
так
как
здесь
публикуются
как
произведения
современных
детских
писателей,
так
и
произведения, авторами которых являются сами дети. Новые современные
стихи и рассказы для детей, в том числе и дагестанских поэтов и писателей,
печатаются в журнале вместе с классическими произведениями для детей, на
которых
выросли
предыдущие
поколения
родителей,
бабушек.
Рубрики
журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые
являются
достойным
дополнением
к
изучению
школьных
предметов:
3
русского языка, природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения
науки и техники), физической культуры, ОБЖ.
Ценности Ислама и все самое лучшее, что есть в нашей религии,
раскрывается
на
страницах
этого
журнала.
Этот
журнал,
несомненно,
является
инструментом
мотивации
к
самопознанию
и
саморазвитию.
«Амина» рассказывает и учит, как надо любить и уважать своих родителей,
как необходимо помогать бедным, уважать старших. Также учит, что в нашей
религии нельзя убивать и воровать, что каждый мусульманин должен брать
пример с нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). Очень
впечатляют детей поучительные рассказы, которые порождают искренность в
человеке и побуждают совершать благое» - отмечает студентка 3 курса ГПК
Кадырагаева Сакинат.
Темы духовности и нравственности, затронутые в журнале, заставляют
школьников
задуматься
о
своем
положении,
действиях,
словах,
которым
порой
не
придают
значения
и
после
обсуждения
делаются
выводы.
Направленность этого журнала – сделать человека лучше, чище, измениться
и совершать благие деяния.
Часто используются нашими студентами и воспитателями номера
журнала,
в
которых
ярко,
красочно
и
доступно
рассказывается
о
мусульманских
праздниках.
Рубрика
«Мусульманский
календарь»
дает
возможность
педагогу
в
интересной
форме
предложить
детям
материал,
посвященный
священным мусульманскими праздниками, а так же
их
значению и правилам поведения во время праздников.
Мы
стремимся,
чтобы
в
нашей
школе
дети
были
уважительными,
искренними, добрыми, чтобы выросли духовно и гармонично развитыми,
любящими свою родину, бережно относились к традициям своего народа,
осознавали
приоритет
общечеловеческих
ценностей
жизни
и
здоровья.
Поэтому все студенты, которые проходят практику в ЧОУ «СШ «Земфира» и
в школе-гимназии №17, ведут регулярную работу по наполнению процесса
обучения материалом
духовно-нравственной направленности. Это в свою
4
очередь подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и
требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их
коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Таким образом, мы можем делать вывод о том, что система воспитания,
принятая
в
вышеуказанных
школах,
является
эффективной
и
дала
свои
результаты:
1)
У
детей
сформированы
первичные
представления
о
духовно-
нравственных
ценностях
в
отношении
семьи,
сверстников
и
взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом
мире.
2)
В плане личностного развития мы можем отметить проявление у
детей
таких
качеств
как
доброжелательность,
эмоционально-
нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков
анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных
ситуациях.
3)
Дети владеют основами исламской культуры, знакомятся с формами
традиционного семейного уклада, понимают свое место в семье и
посильно участвуют в домашних делах.
4)
В семьях мы наблюдаем ориентирование на духовно-нравственное
воспитание детей, укрепляется авторитет семьи.
Таким образом, детско-юношеский, духовно-просветительский журнал
«Амина»
выполняет
на
сегодняшний
день
актуальную
работу
в
помощи
дополнительного образования, поскольку проблема духовного просвещения в
мире дезинформации очень важна. Наша работа по духовно-нравственному
воспитанию школьников должна стать гарантом развития подрастающего
поколения, так как работа направлена на формирование и развитие личности,
сочетающей
в
себе
мировоззренческую
культуру,
Исламскую
культуру,
высокие нравственные идеалы, гуманистическое отношение к миру, к людям,
творческую индивидуальность.
Литература
5
1.
Ахмедьянова,
А.
Г.
Опыт,
проблемы
и
перспективы
духовно
–
нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова //
Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
2.
Данилюк,
А.
Я.
Концепция
духовно
-
нравственного
развития
и
воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М.
Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты
второго поколения).
3.
Кадырова
Е.П.
Программа
формирования
нравственно сти
функционально
грамотной
личности
младшего
школьника
/
Е.П.
Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30
4.
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного
становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N
11. - c.15-17
5.
Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М. Влияние семейного воспитания на
нравственное
развитие
ребенка
–
дошкольника
// Семья:
проблемы
межинституционального
взаимодействия
в
с о в р е м е н н ом
мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. ФГБОУ ВО "Чеченский государственный
педагогический университет". 2017. С. 232-236.
6.
Рамазанов
М.Б.,
Расулова
З.М.,
Абдулаева
З.М. Детско-юношеский
духовно-просветительский журнал "Амина" в духовно-нравственном
воспитании школьников и студентов // Педагогическая деятельность
как
творческий
процесс. Материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения
В.А.
Кан-Калика.
Чеченский
государственный
педагогический
университет. 2016. С. 346-354.
6