Напоминание

Развитие учебной автономии обучающихся посредством проектной методики


Автор: Короткевич Светлана Викторовна
Должность: ст преподаватель каф.типая
Учебное заведение: УО ГГУ им.Ф Скорины
Населённый пункт: г. Гомель
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие учебной автономии обучающихся посредством проектной методики
Раздел: высшее образование





Назад




Короткевич Светлана Викторовна,

ст.преподаватель кафедры ТиПАЯ,

УО ГГУ им. Ф.Скорины, Гомель, Беларусь.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ.

Современное

общество,

характеризующееся

постоянным

ускорением

и

непредсказуемостью экономического и технологического развития, всеобщей

компьютеризацией,

затрагивающей

большинство

сфер

человеческой

деятельности,

предъявляет

новые

требования

к

системе

образования

и

качествам, и компетенциям молодых специалистов. Среди прочих можно

выделить

способность

к

творческому

мышлению,

инициативность,

коммуникабельность, умение работать в команде, принимать сложные, иногда

неординарные решения в различных ситуациях.

Исследователями

ведется

активный

поиск

эффективных

путей,

способствующих

успешному

овладению

необходимых

компетенций.

Отечественными исследователями разрабатываются как в целом концепции

автономного

учения

обучаемых,

так

и

методики

развития

стратегий

автономного учения по видам речевой деятельности.

Важным условием готовности учащихся к самостоятельной работе, на наш

взгляд,

является

использование

проектной

деятельности

в

учебно-

воспитательном процессе. Под проектом (от лат. - projectus, «брошенный

вперёд»)

мы

понимаем

комплексную

инновацию,

включающую

как

конкретное

представление

о

цели,

так

и

процесс

осуществления

запланированных

мероприятий

по

достижению

намеченных

целей

с

имеющимися ресурсами [1].

Проектная

деятельность

позволяет

учащемуся

стать

полноправным

субъектом

процесса

обучения,

т.к.

является

двусторонним

процессом,

подразумевающим

совместную

деятельность

ученика

(чаще

группы

учеников), разрабатывающего личностно и социально значимый проект, и

преподавателя,

координирующего

работу

над

проектом,

оказывающего

необходимую помощь в виде консультаций и следящего за приобретением

учащимся

новых

компетенций

и

развитием

уже

имеющихся.

Проектная

деятельность учащихся носит ярко выраженный инновационный характер,

поскольку

предполагает

разработку

продукта,

обладающего

практической

или теоретической новизной. В большинстве случаев инновационность будет

субъективной,

связанной

с

развитием

личности

учащегося

-

субъекта

проектной деятельности.

Вузовская программа (прежде всего это касается гуманитарных дисциплин)

до сих пор была ориентирована большей частью на использование несколько

иных,

в

основном

лекционно-семинарских,

форм

обучения,

основанных,

преимущественно, на репродуктивном способе познания. Между тем именно

проектная

деятельность,

предполагающая

самостоятельное,

критическое

конструирование студентами своих знаний и умений в рамках законченной

учебной

темы

или

учебного

раздела,

может

стать

действенной

организационной

формой

работы

в

системе

традиционных

для

вуза

спецкурсов (или курсов по выбору) [2]. В чем же заключается успешность

проектной методики?

Во-первых, метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

значимой

для

участников

проекта.

Заметим,

что

решение

достаточно

конкретной проблемы лежит в основе практически любого спецкурса. Однако

здесь

достаточно

распространенной

является

схема,

по

которой

преподаватель «вычитывает» актуальную с его точки зрения тему, а студент,

фиксируя определенные ее положения, получает информацию в готовом виде.

Во-вторых,

проектная

деятельность

-

это

деятельность,

направленная

на

достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. При этом

разработка

проблемы

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В-третьих,

общий

результат

работы

над

проектом

достигается

путем

использования

согласованных

методов

и

способов

деятельности

всеми

участниками проекта, что, в свою очередь, способствует развитию навыков

коллективного труда. При этом особое значение приобретает личный интерес

и

индивидуальные

потребности

каждого

участника

проекта.

У

каждого

студента

появляется

возможность,

участвуя

в

общем

проекте,

находить

ответы

на

интересующие

лично

его

вопросы.

В

результате,

ведущей

становится именно личность студента, его познавательная деятельность, а не

преподавание.

Традиционная

парадигма

образования

-

преподаватель

-

учебник - студент» - заменяется на новую: «студент – учебник (источник

информации)

преподаватель».

Студенты

самостоятельно

разрабатывают

систему пошаговых мероприятий для выполнения каждой сформулированной

задачи.

Таким образом, основными характеристиками проекта мы будем считать

следующие:

инновационность,

наличие

конкретной

цели

и

результата,

ограничение по ресурсам и времени, командная работа участников проекта.

Все

это

способствует

формированию

и

развитию

учебной

автономии

обучающихся.

Литература:

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохорова.- М:

Советская энциклопедия, 1986.-1600с.-

2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф.

дисс... д-ра псих, наук.-М.,2000.-52с



В раздел образования