Автор: Короткевич Светлана Викторовна
Должность: ст преподаватель каф.типая
Учебное заведение: УО ГГУ им.Ф Скорины
Населённый пункт: г. Гомель
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие учебной автономии обучающихся посредством проектной методики
Раздел: высшее образование
Короткевич Светлана Викторовна,
ст.преподаватель кафедры ТиПАЯ,
УО ГГУ им. Ф.Скорины, Гомель, Беларусь.
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ.
Современное
общество,
характеризующееся
постоянным
ускорением
и
непредсказуемостью экономического и технологического развития, всеобщей
компьютеризацией,
затрагивающей
большинство
сфер
человеческой
деятельности,
предъявляет
новые
требования
к
системе
образования
и
качествам, и компетенциям молодых специалистов. Среди прочих можно
выделить
способность
к
творческому
мышлению,
инициативность,
коммуникабельность, умение работать в команде, принимать сложные, иногда
неординарные решения в различных ситуациях.
Исследователями
ведется
активный
поиск
эффективных
путей,
способствующих
успешному
овладению
необходимых
компетенций.
Отечественными исследователями разрабатываются как в целом концепции
автономного
учения
обучаемых,
так
и
методики
развития
стратегий
автономного учения по видам речевой деятельности.
Важным условием готовности учащихся к самостоятельной работе, на наш
взгляд,
является
использование
проектной
деятельности
в
учебно-
воспитательном процессе. Под проектом (от лат. - projectus, «брошенный
вперёд»)
мы
понимаем
комплексную
инновацию,
включающую
как
конкретное
представление
о
цели,
так
и
процесс
осуществления
запланированных
мероприятий
по
достижению
намеченных
целей
с
имеющимися ресурсами [1].
Проектная
деятельность
позволяет
учащемуся
стать
полноправным
субъектом
процесса
обучения,
т.к.
является
двусторонним
процессом,
подразумевающим
совместную
деятельность
ученика
(чаще
группы
учеников), разрабатывающего личностно и социально значимый проект, и
преподавателя,
координирующего
работу
над
проектом,
оказывающего
необходимую помощь в виде консультаций и следящего за приобретением
учащимся
новых
компетенций
и
развитием
уже
имеющихся.
Проектная
деятельность учащихся носит ярко выраженный инновационный характер,
поскольку
предполагает
разработку
продукта,
обладающего
практической
или теоретической новизной. В большинстве случаев инновационность будет
субъективной,
связанной
с
развитием
личности
учащегося
-
субъекта
проектной деятельности.
Вузовская программа (прежде всего это касается гуманитарных дисциплин)
до сих пор была ориентирована большей частью на использование несколько
иных,
в
основном
лекционно-семинарских,
форм
обучения,
основанных,
преимущественно, на репродуктивном способе познания. Между тем именно
проектная
деятельность,
предполагающая
самостоятельное,
критическое
конструирование студентами своих знаний и умений в рамках законченной
учебной
темы
или
учебного
раздела,
может
стать
действенной
организационной
формой
работы
в
системе
традиционных
для
вуза
спецкурсов (или курсов по выбору) [2]. В чем же заключается успешность
проектной методики?
Во-первых, метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,
значимой
для
участников
проекта.
Заметим,
что
решение
достаточно
конкретной проблемы лежит в основе практически любого спецкурса. Однако
здесь
достаточно
распространенной
является
схема,
по
которой
преподаватель «вычитывает» актуальную с его точки зрения тему, а студент,
фиксируя определенные ее положения, получает информацию в готовом виде.
Во-вторых,
проектная
деятельность
-
это
деятельность,
направленная
на
достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. При этом
разработка
проблемы
должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В-третьих,
общий
результат
работы
над
проектом
достигается
путем
использования
согласованных
методов
и
способов
деятельности
всеми
участниками проекта, что, в свою очередь, способствует развитию навыков
коллективного труда. При этом особое значение приобретает личный интерес
и
индивидуальные
потребности
каждого
участника
проекта.
У
каждого
студента
появляется
возможность,
участвуя
в
общем
проекте,
находить
ответы
на
интересующие
лично
его
вопросы.
В
результате,
ведущей
становится именно личность студента, его познавательная деятельность, а не
преподавание.
Традиционная
парадигма
образования
-
преподаватель
-
учебник - студент» - заменяется на новую: «студент – учебник (источник
информации)
–
преподаватель».
Студенты
самостоятельно
разрабатывают
систему пошаговых мероприятий для выполнения каждой сформулированной
задачи.
Таким образом, основными характеристиками проекта мы будем считать
следующие:
инновационность,
наличие
конкретной
цели
и
результата,
ограничение по ресурсам и времени, командная работа участников проекта.
Все
это
способствует
формированию
и
развитию
учебной
автономии
обучающихся.
Литература:
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохорова.- М:
Советская энциклопедия, 1986.-1600с.-
2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф.
дисс... д-ра псих, наук.-М.,2000.-52с