Автор: Лопаева Анна Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: УрГПУ
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Основы формирования у детей дошкольного возраста умения соблюдать правила поведения в социуме
Раздел: дошкольное образование
Важнейшей
составляющей
жизни
человека
как
сознательного
существа
является
постижение
им
своего
бытия,
освоение
знаний
об
окружающем мире и самом себе. Слово «наука» в переводе с греческого
языка означает «знание». Но наука – далеко не единственная и не самая
древняя форма постижения бытия.
Одной из самых ранних, древних форм постижения бытия является
мифологическая форма. Мифология в переводе с греческого языка означает
слово, рассказ, предание. Мифы ничего не объясняли, не убеждали логикой
построения
рациональной
мысли.
Мифы
своеобразно
оправдывали
происходящее в природе и социальной жизни определёнными священными
установками.
Они
создавали
для
древних
людей
естественную
среду
духовного
обитания,
не
требующую
объяснения.
Мифы
охватывали
все
формы жизнедеятельности людей. Мифология – это бесписьменная форма
постижения бытия, мифы передавались в культуре человеческого сообщества
устно:
их
рассказывали,
запоминали,
передавали
своим
соплеменникам,
своим подрастающим детям. Чужаками считали тех людей, которые не знают
«наших» мифов, верят иным мифическим героям. Знание одних и тех же
мифов устанавливало в среде людей единство взглядов. А это уже функция
образования.
Становление
педагогического
знания
невозможно
понять,
если
не
брать во внимание религиозную форму постижения бытия. Она предполагает
принятие
определённых
сторон
действительности
на
веру.
Всё
самое
сложное, неопределённое и непостижимое. В жизни человек преодолевал и
разрешал с помощью веры. Беспомощность перед болью, потерями, страх
смерти, беззащитность и одиночество, мучительные поиски смысла жизни,
трепет перед тайной рождения и развития ребёнка ставит многих людей
перед необходимостью познания мира.
Художественная форма постижения бытия реализуется с помощью
зрительных,
слуховых
ощущений
и
их
чувственного
переживания,
в
результате чего возникают яркие художественные образы. Такие образы на
личностном уровне создают особую «вторую реальность», нередко более
устойчивую
и
значимую
для
человека,
чем
та,
что
обосновывается
средствами научных изысканий.
Погружаясь в мир образов, созданных звуком, цветом, пластичными
формами движений, словом, человек постигает глубоко личные, интимные
проблемы, он входит в мир человеческих ценностей, куда рациональным
путём научного познания проникнуть трудно.
Художественная форма постижения бытия проникает в эту область
тонко и глубоко, затрагивая такие состояния человека, которые почти или
совсем
неподвластны
рациональному
осмыслению.
Именно
в
общении
с
искусством,
под
влиянием
сильных
художественных
образов,
переживая,
человек
способен
присваивать
убеждения.
Декларативно
их
навязать
невозможно.
Научная
форма
постижения
бытия
по
праву
владеет
огромным
массивом педагогического знания. Научное познание стремится познать мир
в
его
объективном
существовании.
Наука
всегда
обращена
к
опытной
достоверности,
логической
обоснованности,
всеобщности
выводов.
Полученные новые знания наука выражает, в первую очередь, в словесно –
понятийной
форме
категорий,
принципов,
концепций,
теорий.
Поэтому
каждая наука, как рационально – теоретический способ постижения бытия,
имеет
свой
язык,
свою
систему
методов
исследования,
в
том
числе
теоретических, так как, изучая многие процессы и явления, учёный не может
буквально
их
«трогать
руками»,
а
должен
обходиться
теоретическими
построениями.
Формы
постижения
бытия
не
только
последовательно
развивались
в
истории
человечества,
но
и
сменяли
друг
друга
в
своей
актуальности
и
убедительности
для
определённого
времени.
Нетрудно
заметить, что наше время тяготеет к научной форме постижения бытия. Но
менее
актуальные,
с
точки
здравого
смысла,
формы
постижения
бытия
(например,
мифологическая
или
религиозная)
вовсе
не
уходят
на
«периферию»
культуры.
Они
по-прежнему
выполняют
свои
функции,
но
практика образования к ним не обращается.
Между
тем
современная
психология
обнаружила,
что
ребёнку
свойственная
мифологическая
форма
постижения
бытия.
Мир
взрослых
людей, их жизнь и отношения абсолютно не понятны детям. Чтобы вступить
в
общение
с
взрослыми,
ребёнок
должен
как-то
обозначить
явления
окружающей жизни, присвоить их смыслы. Он делает это с помощью мифов.
Поэтому
самые
первые
впечатления
детской
жизни,
пережитые
и
принятые в мифологической форме, так сильны. В детском сознании они
трудно вытесняются научными объяснениями, которые начинают давать в
школе.
Маленькие дети безудержно фантазируют – это их мифотворчество.
Они расставляют «смысловые метки» в предметном и пространственном
мире,
который
осваивают.
Так
в
социальном
опыте
детей
младшего
школьного
возраста
живут
образы
«раненного
дерева»,
«больной
реки»,
«весёлого леса». Они одушевляют объекты и явления окружающего мира,
входят с ними в контакт в своих фантазиях, готовы о них заботиться и
дружить с ними.
Сама наука конца ХХ века (теория техники, квантовая физика и др.)
доказала
существование
творческих
сил
Вселенной.
Законы
квантовой
механики и уравнение Шрейдингера о волновых функциях мира убеждают,
что
управляет
миром
Творец.
Вот
почему,
по
мнению
В.И.Вернадского,
идеалом развития науки должно быть взаимодействие её с другими формами
постижения бытия.
Педагогика как наука вырастала в истории культуры, последовательно
воспринимая, аккумулируя все достижения мифологической, религиозной и
художественной
форм
постижения
бытия,
обобщая
опыт
практики
воспитания.
Поэтому
педагогика,
кроме
научного
способа
постижения
педагогических явлений и процессов, обращается и к мифологическому, и к
религиозному, и к художественному.
Приобщение к знаниям, их накопление, передача и развитие были
одним
из
важнейших
факторов
сохранение
и
выживание
человека,
формирования человечества как такового на протяжении многих веков. Не
будет преувеличением сказать, что образование – воспитание генетически
заложено
в
человеческой
природе.
Уже
на
первобытной
стадии
представителями человеческого рода была присуща инстинктивная забота о
потомстве
(свойственная
также
животному
миру).
Подобным
образом
представляются
истоки
воспитательной
деятельности
в
эволюционно
–
биологических
теориях
(Ш.Летурно,
Дж.Симпсона,
А.Эспинас).
Психологическая
теория
воспитания
объясняет
его
происхождение
присущими детям инстинктами подражания взрослым (П.Монро). В любом
случае первобытное воспитание осуществлялось как процесс постепенного
накопления
знаний,
причём
на
инстинктивном
уровне,
диктуемом
требованиями
выживания
и
сохранения
рода.
«В
первобытном
обществе
ребёнок обучался в процессе повседневной жизни. Он не готовился к жизни,
как
это
стало
значительно
позже,
а
прямо
включался
в
неё»
[2.C.6
ДжуринскийА.Н. История педагогики. М.1998]. В первобытном воспитании
уже
содержалось
повседневное
знание.
Наиболее
важные
его
результаты
закреплялись
в
тотемах
и
табу
–
системе
поклонений,
предписаний
и
запретов, за соблюдением которых бдительно следили старейшины. Чувство
единосущности с природой, отличавшее древнего человека, помогало ему
жить в наиболее естественных, согласных с природой ритмах. Постепенное
выделение из животного мира, осознание себя особой частичкой природы
позволило
человеку
создавать
средства
воздействия
на
среду,
её
преобразования. Накопление и передача знаний, выходя далеко за рамки
простого
приспособления
(как
у
животных),
приобретали
всё
более
сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили
начало
образования
и
воспитания.
Начинают
возникать
организационные
формы образования и воспитания, появляются «учителя» - члены общины с
определёнными
функциями,
правами
обязанностями
по
воспитанию
подрастающего поколения.
По мере развития общественных отношений открывается новый этап
в практике воспитания, где основную роль играет семья. Представляя собой
результат
стихийного
разделения
труда
и
социально
–
имущественного
расслоения общества, семья становится важной социально – экономической
единицей,
ячейкой
общества.
Единое
для
общины
воспитание
всё
более
приобретает
сословно
–
имущественный
характер.
Сословные
различия
прямо
выражаются
в
воспитании:
по-разному
обучаются
дети
в
семье
вождей, воинов, ремесленников. В семьях знати дети, освобождённые от
ранней
заботы
о
куске
хлеба,
могли
получать
достаточно
основательное
образование, к которому всё чаще привлекались и «специалисты». В таких
случаях
обучение
физическому
труду
считалось
недостойным,
уделом
низших.
Уже
в
ранней
античности
родителям
законодательным
образом
предписывалось подготовить своё потомство к вхождению в жизнь. Как
правило, отец обучал сына своему ремеслу, и поэтому нередки были целые
династии
(много
колен
на
протяжении
нескольких
веков)
–
врачей,
ремесленников, священников, воинов. Столь же закономерно юридически
закреплялось наследование власти, что являлось важным и необходимым в
тех условиях фактором стабильности общественных устоев и государства.
Характерно, что законодательство многих древних государств освобождало
детей от заботы о родителях, если те не обеспечивали им необходимое
образование
и
воспитание.
Неудивительно
и
то,
что
смертной
казнью
наказывался
наследник,
промотавший
отцовское
состояние.
Философ
Демокрит был судим в родном городе Абдере, именно по этой статье: он
отпустил на волю рабов, а унаследованные деньги потратил на путешествия.
Но даже в те далёкие времена великий философ сумел отвести обвинения,
когда на требование предъявить, что он приобрёл, ответил: «Знания!»
Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и
воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо,
чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт
предшествующих поколений, обогащали и совершенствовали его, вносили
свой
вклад
в
развитие
материальной
и
духовной
культуры.
Связь
и
преемственность
между
поколениями
обеспечиваются
воспитанием.
Ему
принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и
физическом развитии человека.
Воспитание
–
это
осмысленное
целенаправленное
взращивание
человека. Воспитание – одна из основных категорий педагогики, которая
исследует место, роль, закономерности и перспективы воспитания в процессе
социализации человека.
Систематический
процесс
формирования
личности
в
целях
подготовки
к
активному
участию
в
общественной,
производственной
и
культурной
жизни
осуществляется
в
организованной
совместной
деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждениях,
детских и молодёжных организациях, общественности.
Воспитание
тесно
связано
с
обучением;
многие
его
задачи
достигаются
главным
образом
в
процессе
обучения,
как
важнейшего
воспитательного
средства.
Вместе
с
тем
воспитательное
воздействие
на
человека оказывает весь уклад жизни общества, развитие науки и техники,
литература,
искусство,
средства
массовой
информации
–
печать,
радио,
телевидение.
Основные виды воспитания – семейное, домашнее, и общественное.
Последнее
в
ходе
истории
развития
общества
приобретает
всё
большее
значение в формировании личности.
Как
явление,
присущее
всем
общественно
–
экономическим
формациям,
воспитание
имеет
некоторые
общие
признаки
(передача
накопленного
опыта,
овладение
знаниями,
забота
о
здоровье
и
развитие
физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям,
содержанию, организации и методам воспитание существенно изменяется в
зависимости от истории развития общественных отношений.
В
первобытном
обществе
воспитание
ограничивалось
простым
усвоением жизненно – практического опыта старших поколений младшими.
Воспитание
осуществлялось
главным
образом
в
процессе
трудовой
деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было
направлено на физическое развитие подрастающего поколения, на освоение
ими трудовых умений и навыков. Опыт воспитания обобщался тогда в виде
житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение.
Поскольку
в
первобытном
обществе
не
существовало
классов,
все
дети
получали одинаковое воспитание. Разделение труда между мужчинами и
женщинами
обусловило
некоторые
различия
воспитания
мальчиков
и
девочек.
С возникновением классов воспитание становится классовым; класс
эксплуататоров использует его для укрепления своего господства. Знатные и
богатые
«свободные
»
люди
Древней
Греции
и
Рима
получали
разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных
учебно-воспитательных
учреждениях.
Воспитание
рабов
и
их
детей
ограничивалось подготовкой к тяжёлому физическому труду. Таким образом
воспитание усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом
обществе разделение физического и умственного труда.
При феодализме воспитание носило ярко выраженный сословный
характер.
Воспитание
детей
каждого
сословия
имело
свои
задачи,
содержание
и
формы.
Так,
дети
светских
феодалов
получали
преимущественно рыцарское воспитание. Дети крестьян воспитывались в
семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в
ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих
семьях; позднее в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые
школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей торговцев.
Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание.
В буржуазном обществе на смену сословной школе приходит школа
классовая.
Буржуазное
воспитание,
проникнутое
частнособственнической,
стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия.
Дети имущих классов, которых готовили к тому, чтобы занимать командные
посты
в
области
экономики,
политики,
науки
и
культуры,
получали
соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях. В
школах для народа детей воспитывали так, чтобы создавать для буржуазии
пригодных слуг, которые были бы способны создавать ей прибыль и вместе с
тем не тревожили бы её покоя и безделья.
На
Руси
сформировался
отличный
от
западноевропейского
культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание
и
образование,
своим
отношением
к
общечеловеческим
ценностям,
способами
передачи
их
от
поколения
к
поколению.
В
Древней
Руси
существовали различные формы воспитания и обучения.
В
Х-ХII
веках
существовала
своеобразная
форма
домашнего
воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5 -7 лет малолетний княжич
отдавался
на
воспитание
в
другую
семью
–
кормильцу,
которого
князь
выбирал
из
числа
воевод,
знатных
бояр.
Кормилец
выполнял
несколько
функций.
Он
был
наставником
и
воспитателем
для
ребёнка,
а
также
распоряжался
делами
порученной
ему
отдельной
волости
от
имени
воспитанника. В обязанности кормильца входило умственное, нравственное и
военно-физическое
воспитание,
а
также
раннее
привлечение
княжича
к
государственным делам. Такое социально-педагогическое воспитание носило
название «кормильство».
Другой
институт
воспитания
в
Древней
Руси
носил
название
«дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть родного дядьки. В
свою
очередь
отец
ребёнка
брал
на
воспитание
детей
родной
сестры.
«Дядьки» были наставниками племянников, а те - их помощниками. Позднее
образовался
институт
«кумовства».
Это
когда
«дядьки»
из
воспитателя
племянников в своей семье трансформировался в наставника детей в семье
родителей.
С ХVIII
века родители перестали отдавать своих детей в чужие
семьи.
С
этого
времени
появилась
воспитательная
функция
в
семье.
Семейное воспитание строилось на основе народных традиций. Методы и
приёмы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло
отражение
в
народных
песнях,
сказках,
притчах,
былинах,
загадках,
колыбельных песнях. В них раскрывались лучшие черты славянского народа:
уважения
к
старшим,
доброта,
сила
духа,
смелость,
трудолюбие,
взаимопомощь.
Позже появились институт «мастеров грамоты» - одиночек и школы
«мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного
просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения
грамоте. Как правило, ори основывали школы: в семье, в домах учителей, при
монастырях и церквах.
XIV
– XV
веках
происходило
формирование
Русского
централизованного
государства
с
центром
в
Москве.
Создавались
благоприятные
условия
для
развития
просвещения
во
многих
городах.
Открылись приходские школы при храмах и монастырях, частные школы, где
обучались грамоте и счёту дети не только духовенства, но и ремесленников и
купцов.
В XVI
веке
постановления
Стоглавого
собора
создали
систему
православного
образования.
Под
управлением
епархиальных
архиереев
учреждались
школы
для
священнослужителей.
В
организации
обучения
наметились три ступени: начальная, профессиональная и высшая.
XVII веке в Москве стали открываться школы, созданные по образцу
европейских грамматических школ и давшие как светское, так и богословское
образование.
Для социальной педагогики, как в прочем и для других наук и даже
для общества в целом XVIII – XIX века стали поистине переломными. В это
время
оформляются
ведущие
направления
в
социальной
педагогике
и
происходят
её
становление
как
науки.
Во
второй
половине XVIII
века
накопились серьёзнейшие социальные изменения, приведшие к революциям,
реформам, и, в конечном счёте – к смене общественно строя. В передовых
странах
мира
утвердился
капитализм
с
его
рыночными
отношениями
и
новым буржуазным правом.
В XIX
веке
социальные
преобразования
ускоряют
экономическое
развитие,
появляются
новые
техника
и
технологии.
Для
этого
периода
характерна
большая
потребность
в
специалистах.
Новые
социально
–
экономические
отношения
дали
мощный
толчок
развитию
философии,
других наук, в том числе и социальной педагогике.
Социальная
педагогика
изучает
социальное
воспитание
человека,
которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Термин «социальная
педагогика» был предложен немецким педагогом Ф Дистервегом в середине
XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале XX века.
В
России
социальная
педагогика,
зародившись
в
конце XIX века,
получила развитие в первое десятилетие XX века в работах С.Т.Шацкого,
А.С.Макаренко. Но многие научные идеи не получили своего развития, и к
30-м
годам
социальная
педагогика
как
научная
отрасль
прекратила
своё
существование. И только в 80-е – 90-е годы XX века социальная педагогика
начинает
активно
развиваться
в
России.
В
связи
с
тем,
что
социальная
педагогика
является
достаточно
молодой
отраслью
знания,
её
сущность,
категориальный аппарат ещё находятся в стадии разработки.
В настоящее время социальная педагогика рассматривается как наука
о воспитательном влиянии социальной среды, и как отрасль педагогики,
рассматривающая
социальное
воспитание
всех
возрастных
групп
и
социальных
категорий
людей
в
организациях,
специально
для
этого
созданных.
Предметом
социальной
педагогики
выступают
педагогические
аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в
общество.
Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат.
К основным категориям относят: социализация, социально – педагогическая
деятельность и социально – педагогическая деятельность; где социализация –
процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных
норм,
саморазвитие
и
самореализация
личности
в
обществе;
социальное
воспитание
–
процесс
создания
условий
для
социального
становления
личности;
социально
–
педагогическая
деятельность
–
деятельность,
направленная
на
оказание
помощи
человеку
в
достижении
успеха
в
ситуациях, в установлении социально – приемлемых отношений в различных
институтах общества.
Существует большое количество концепций социализации, которые
можно условно объединить в две группы: субъект – объектный и субъект –
субъектный
подходы.
В
рамках
субъект
–
объектного
подхода
человеку
отводится
пассивная
роль
в
процессе
социализации,
то
есть
она
рассматривается как процесс адаптации человеку к обществу, формирует
каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект –
субъектном подходе человек находится в активной позиции. Он не только
адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на
самого себя.
В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют
особенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их
соотносят
с
возрастной
периодизацией
жизни
человека.
И.С.Гессен
рассматривал процесс социального становления как три этапа или ступени.
Первый
этап
–
дошкольный
период,
когда
ребёнок
осваивает
социальные нормы и роли через игровую деятельность.
Второй
этап
–
школьный
период,
когда
ребёнок
активно
познаёт
окружающую
жизнь,
её
законы
и
требования.
Важнейшим
средством
введения человека в мир культуры являются знания.
Третий
этап
–
этап
завершения
формирования
личности
через
самообразования,
внешкольное
и
послешкольное
образование,
когда
личность совершенствует своё собственное «Я».
Рассмотрим подробно первую ступень социализации – дошкольный
период. Отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей
дошкольного, в то числе и раннего возраста носит название дошкольной
педагогики.
Родоначальником
дошкольной
педагогики
как
важнейшей
отрасли
педагогической науки является Я.А.Коменский. В его книге «Материнская
школа»
впервые
была
представлена
система
дошкольного
воспитания.
Многие
положения
теории
Коменского
актуальны
и
для
современной
педагогики.
Дошкольная
педагогика
выделилась
из
общей
педагогики
во
2-й
половине XIX века. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием
детской психологии и становление её как самостоятельной отраслью знания,
а с другой – появлением и распространением воспитательных дошкольных
учреждений. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с
первых лет жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских
детей английский социалист – утопист Р.Оуэн.
Выделению
дошкольного
воспитания
в
специальную
отрасль
способствовали
педагогическая
система
и
практическая
деятельность
немецкого педагога Ф.Фребеля. В России были организованы детские сады
по системе Ф.Фребеля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них.
В 60-е годы XIX века на развитие дошкольного воспитания в России
огромное влияние оказал К.Д.Ушинский.
XIX
век
отмеченный
выдающимися
достижениями
в
области
естествознания,
физики,
математики,
был
благоприятен
и
для
развития
педагогической
науки.
Внутри
педагогики
наблюдается
дифференциация
знаний,
выделяются
и
обосабливаются
её
отдельные
части,
такие
как,
например, дошкольная педагогика.
XX век с его бурными социально – политическими изменениями во
многих странах поставили перед педагогикой проблему: воспитания человека
в новом обществе. Теоретические работы Н.К.Крупской охватывают широкий
круг
педагогических
проблем,
в
том
числе
имеющих
непосредственное
отношение
к
воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
Ядро
учения
А.С.Макаренко – теория воспитательного коллектива. Гуманный характер
воспитании и обучения, бережное отношение к личности – таков лейтмотив
педагогического учения В.А.Сухомлинского.
Целью дошкольной педагогики является воспитание благополучного,
разносторонне развитого счастливого ребёнка. Каждая цель подкрепляется и
аргументируется определённой концепцией. Рассмотрим на примере одного
исторического
периода,
как
менялись
концепции
воспитания
детей
при
единой цели. Показателен в этом отношении период 1917-1998 годы в нашей
стране. Данный отрезок времени характерен тем, что именно в этот отрезок
время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного
воспитания
и
происходили
социальные,
общественно
–
политические
изменения.
После
революции
1917
года,
изменившей
общественный
строй
страны, была формулирована цель воспитания – обществу нужен человек с
твёрдыми
идейными
убеждениями,
готовый
отстаивать
и
развивать
коммунистические
идеалы.
Для
реализации
сформулированной
цели
воспитания разрабатывались разные концепции. В 20-х – начале 30-х годов
ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция
определила основные
направления
реализации
поставленной
цели:
воспитание
в
детях
(дошкольников в том числе) идейной направленности, коллективизма.
Признавалась
необходимость
учёта
индивидуальных
и
возрастных
особенностей ребёнка. Концепция конкретизировалась не в программе (её
ещё не было в то время), а в «Методических письмах».
В
30-е
годы
в
этой
концепции
происходят
изменения:
из
неё
постепенно
уходит
требование
учёта
и
ориентира
на
индивидуальное
развитие
ребёнка
и
заменяется
на
воспитание
в
детях
идейности,
коллективизма, трудолюбия. Появляются первые программные документы –
«Программа работ дошкольных учреждений» (проект, 1932год) и «Программа
и внутренний распорядок детского сада» (1934 год).
Признание педологии лженаукой в 1936 году резко сместило акценты
с
индивидуального
воспитания
на
коллективное.
В
конце
30-х
годов
к
указанным
выше
положениям
в
концепцию
вводится
требование
патриотического
и
интернационального
воспитания.
Выходят
новые
программные документы (1938, 1954 годы).
50-е
годы
характеризуются
вниманием
к
умственному
развитию
подрастающего поколения. В эти годы в дошкольных учреждениях было
введено обязательное обучение детей (Программа 1953-1954 годов).
Постановление 1959 года об объединении яслей и детского сада в
единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и
обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962 года). В
дальнейшем эта Программа переиздавалась с некоторыми дополнениями и
уточнениями вплоть до 1979 года.
Общественно – политическое событие конца 80-х годов потребовало
разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения, начиная
с
дошкольного
возраста.
Появляется
концепция
личностно
–
ориентированной модели воспитания (1989 год). Ведущей идеей становится
идея
воспитания,
направленного
на
развитие
индивидуальности,
самобытности
личности.
В
новой
концепции
отсутствовали
требования
воспитания идейности, патриотизма, коллективизма, трудолюбия. На первый
план
выдвигается
развитие
творчества,
интеллекта,
индивидуальной
неповторимости.
Важным событием явился факт принятия народами мира (позже и
нашей страной) Декларации прав ребёнка (1959 год) и Конвенции о правах
ребёнка (1989 год).
В Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, говорится о
том,
что
ребёнок
обладает
важными
правами:
правом
на
защиту,
на
социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на
кров, на уважение к его личности и др.
Конечно, принятие документа ещё не означает, что все его положения
активно реализуются в нашей стране. Нужны не только новые концепции и
программные
документы
–
требуется
изменить
педагогиче ское
мировоззрение всего населения, и педагогов, прежде всего. А для этого
необходимо время. Но тем не менее уже в Конвенции воспитания 1989 года
прослеживаются новые подходы, б′ольшая ориентация на развитие личности
и уважение к ней.
Формирование личности человека - это последовательное изменение
и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду,
другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. На формирование
личности
влияют
три
фактора:
воспитание,
социальная
среда
и
наследственные
задатки.
Процесс
становления
личности
ребёнка
осуществляется
в
условиях
воспитания
и
обучения
путём
присвоения
общественно – исторического опыта человечества. Это происходит в разных
видах
деятельности.
В
итоге
ребёнок
входит
в
систему
социальных
отношений того общества, в котором он живёт.
Освоение
социального
опыта
ребёнком
–
длительный
и
сложный
процесс. Трудности заключаются в том, что с одной стороны ребёнок должен
освоить
сложный
по
содержанию,
объёму
и
степени
обобщённости
человеческий опыт, с другой стороны – он не владеет способами освоения
этого опыта. Сам процесс социализации часто неуловим, но его результаты
очевидны и впечатляющи.
Многие жизненные навыки, нормы поведения дети усваивают очень
рано, без специального обучения, «впитывая», как воздух, традиции и опыт
семейных отношений.
Процесс
«запечатления»
в
сознании
эмоционально
переживаемых
образов
окружающего
мира
у
детей,
особенно
в
раннем,
дошкольном,
детстве, до3-5 лет, совершается очень активно, и, как правило, необратимо.
Всё, что спонтанно усваивает ребёнок в своём общении со средой в этот
период,
становится
эмоциональной
базой
для
следующего
развития
и
остаётся, по сути, на всю жизнь.
Мы
обращаемся
к
характеристике
социализации
именно
как
педагогического явления. Педагогика, как наука о педагогических процессах,
призвана выявить: педагогическую природу социализации; её взаимосвязи в
целостном процессе образования личности; пути, способы, организационные
формы, включения воспитанников в социальные отношения; педагогические
условия,
которые
помогают
ребёнку,
подростку,
юноше
познавать
социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной
жизни.