Напоминание

"Основные задачи педагога в деле воспитания студента"


Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основные задачи педагога в деле воспитания студента"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства

Статья

на

тему:

«Основные

задачи

педагога

в

деле

воспитания

студента»

Составитель: преподаватель вокальных дисциплин

Колесняк М.В.

Ульяновск, 2019 г.

1

Основные задачи педагога в деле воспитания студента.

В настоящее

время

отмечается,

что

для

достижения

нового

современного качества образования следует более полно использовать

нравственный

потенциал

искусства,

как

средство

формирования

и

развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития

личности. Одна из ведущих ролей в формировании духовной культуры и

мировоззрения подрастающего поколения принадлежит педагогу музыки.

В многоаспектной работе педагога музыкального искусства особое

место занимает певческая деятельность. Пение было и остаётся наиболее

доступной

формой

музыкального

творчества

студентов.

Поэтому

овладение вокальным искусством является системообразующим фактором

в профессиональной деятельности педагога.

Под певческой деятельностью педагога понимается форма активного

взаимодействия педагога со студентами, содержание которого составляет:

развитие певческого голоса и вокального слуха у студентов, а также

духовно – нравственного

формирования

и

воспитания

общей

музыкальной культуры студентов.

В настоящее время вокальная подготовка студентов на музыкальных

факультетах осуществляется главным образом в классе сольного пения,

сориентированного в основном на исполнительскую деятельность.

Однако на вокальных занятиях педагогу необходимо не только

демонстрировать

грамотное

исполнение

разучиваемого

вокального

произведения, но ещё и управлять певческим процессом студента с

целью развития его голоса, вокального слуха и исполнительского

мастерства.

Одной из главных задач педагога при знакомстве с новым учеником

является выявление его певческих возможностей и данных. От этого

зависит правильное построение первых уроков и дальнейшая работа с

новым учеником.

Главной

задачей

в практической работе

с

учеником

является

определение типа голоса обучающегося, выявление вокальных дефектов и

способы их преодоления.

К этим серьёзным дефектам чаще всего относятся: шумный вдох,

зажатость

гортани,

форсирование звука,

пение на

горле

и

заглоте,

неразвитый музыкальный слух.

2

В процессе работы в вокальном классе, педагогу нужно добиться

хорошей постановки голоса обучающегося, сформировать певческий

тон, выявить тембр; научить студента вокальной техники и умению

распоряжаться ею; развить в нём художественное восприятие музыки,

способность

проникать

в

её

содержание,

понимать

её

стилевые

особенности;

научить

музыкальной

декламации

и

музыкальному

исполнению;

привить

хороший

художественный

вкус

и

высокую

требовательность к себе как исполнителю.

Основа

индивидуальных

занятий

в

вокальном

классе

должна

охватывать следующие виды работы:

Изучение и определение типа и диапазона певческого голоса;

Развитие вокального слуха;

Овладение правильным певческим дыханием;

Освобождение от певческих недостатков;

Овладение техническими приёмами правильного звукообразования;

Приобретение необходимых дикционных навыков;

Овладение исполнительской культурой.

Особенности первого периода занятий с начинающими студентами.

Первые занятия педагог проводит в форме беседы, чтобы познакомить

студента с общей установкой работы в вокальном классе.

Из рассказа студента о себе, педагог узнаёт, были ли у него в роду

певцы, что он слышал в детстве, каково его музыкальное окружение,

когда появился голос и как он развивался.

Затем педагог проверяет и оценивает не только вокальные данные

студента: красоту, силу, диапазон, ровность голоса, тембр, музыкальный

слух, а также уровень его музыкальной подготовки, эмоциональность,

общую

культуру

исполнения,

внешние

данные

и

внешнюю

выразительность.

После определения типа голоса студента педагогу следует установить,

от чего зависит тот или иной недостаток в голосе и как его преодолеть.

Занимаясь с начинающими студентами, вне зависимости от качества их

голоса

и

метода

педагога,

следует

придерживаться

некоторых

общепринятых правил проверенных практикой:

3

Уроки не должны превышать 20 -25 минут с перерывами между

вокальными упражнениями. Это объясняет не только тем, что голосовой

аппарат быстро устаёт, но и тем, что в процессе пения требуется

большое направление и концентрация внимания.

Педагог должен внимательно следить за психическим состоянием

студента на уроке. Когда он замечает, что студент утомлён, уходит

неудовлетворённым, то не следует приписывать всё это только плохому

характеру

или

неспособности

ученика.

Нужно

искать

причину

в

собственном подходе.

Важнейшим общепедагогическим принципом является ориентированное

обучение

-

последовательность

развития

голоса

обучающегося,

индивидуальный бережный подход к каждому студенту.

Принцип постепенности и последовательности в решении вокальных

задач

заключается

в

необходимости

осторожного

и

планомерного

усложнения как вокально – технических заданий так и исполнительских

требований.

На вопрос с чего надо начинать занятия - с дыхания, с работы

гортани, я думаю правильным был бы ответ: с того недостатка,

который в наибольшей степени мешает хорошему звукообразованию. Как

же

нужно

развивать

вокальный

слух,

культуру

вокального

исполнительства?

Я посоветую студентам при разучивании вокальных произведений

играть мелодию каждого произведения на инструменте и слушать

высоту звучания инструмента, подстраивать свой голос под инструмент,

вырабатывать слуховой контроль верной интонации и высокой позиции

звука.

Для этого нужно много работать и обязательно играть мелодию и

слушать себя. Студент должен ощущать внутренним слухом высоту

звучания

инструмента

для

того

чтобы

правильно

этот

звук

воспроизвести.

Кроме этого, каждое произведение на занятиях мне приходиться

исполнять по несколько раз целиком, чтобы студент имел представление

о композиторе, грамотности музыкального текста, правильном ритмическом

рисунке, характере и стиле исполняемого произведения.

4

Во время первых начальных занятий, прежде всего, утомляется

нервная система. Обычно педагог следит за усталостью студента по

изменениям в тембре и в качестве выполнения задания.

Первое

занятие

заключается

не

только

в

знакомстве,

но

и

в

индивидуальном подборе упражнений. Упражнения для того, чтобы

внимание студента сосредоточилось на технике голосообразования.

Вокальные упражнения - основное средство приобретения вокальных

навыков. Каждое упражнение ставит определённые цели и задачи.

Вокальные упражнения и вокализы - главная основа развития голоса.

Цель

вокализов

заключается

в

выработке

технических

качеств

вокального исполнительства. Вокализы являются переходным материалом

к художественным произведениям.

Музыкальности

выполнения

вокальных

упражнений

следует

требовать с первого же урока. Желательно как можно скорее отойти от

подыгривания

упражнений,

давать

их

с

хорошо

продуманным

аккомпанементом.

Это

развивает

музыкальность,

обостряет

слух

ученика и создаёт элементарные навыки пения с аккомпанементом.

Профессиональное

пение

как

искусство

является

результатом

продолжительной работы. По ходу разучивания вокального произведения

студенты

получают

сведения

о

музыке,

средствах

музыкальной

выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными

терминами, определяющими характер произведения.

Темп, динамику, исполнение упражнений или вокальных приёмов

должно

быть

осознанно

студентом

с

точки

зрения

механизма

звукообразования и целесообразности их использования.

Совершенно ясно, что развитие певческого голоса студента может

быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого

должны формироваться правильные певческие навыки.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности

содержания и его восприятия студентами. Подчёркивая зависимость

выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку,

следует обратить внимание что не у всех студентов эта способность

одинаково развита.

Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в

первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.

5

Выразительность исполнения является признаком вокальной культуры.

В ней проявляется субъективное отношение студента к окружающему

через исполнение и передачу определённого художественного образа.

Выразительность возникает только тогда, когда студент проявляет своё

отношение к исполнению вследствие понимания того, о чём говорится в

данном произведении.

Сохраняя

выразительность

исполнения,

следует

постепенно

и

осторожно

развивать

у

студента

навык

индивидуального

прочтения

художе ственного

произведения

учитывая,

его

голо с,

т е м б р ,

индивидуальные особенности.

В успехе педагогического процесса огромную роль играет и сам

обучающийся

от

его

желания,

музыкальности,

артистичности,

восприимчивости,

работоспособности,

психического

и

физического

здоровья,

зависит

становление

его

как

грамотного

исполнителя,

сложившейся творческой личности.

Как бы педагог ни был добросовестен, опытен, он мало чего

добьётся, если студент не обладает этими качествами.

Только вместе, ученик и педагог, могут добиться хороших результатов

при взаимном доверии, взаимопонимании, и творческом сотрудничестве.

Рекомендуемая литература:

Агикян М. С. О подготовке студента – вокалиста к педагогической

деятельности «Вопросы вокальной педагогики»: сб. ст. М.: Музыка, 1984

г. Выпуск 7. ст. 38 – 42.

Емельянов В.В. Развитие голоса «Координация и тренаж», С-П, 1997 г.;

И.Н. Вилинская «Значение репертуара в воспитании певца» «Вопросы

вокальной педагогики. Выпуск 3 - М 1966 ст. 52 -53.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб:

Изд. «Питер» 2012 г.



В раздел образования