Напоминание

Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников


Автор: Кокоткина Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Н.Н. Яковлева"
Населённый пункт: город Олекминск
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«Применение современных педагогических технологий в обучении младших

школьников».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным

тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая

школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед

начальным образованием новые цели.

Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по

предмету, то задачи «Новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и

пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.

Каждый

учитель

при

обучении

и

воспитании

школьников

ставит

перед

собой

определённую

цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в

воспитании

всесторонне развитой

личности; учить

детей быть честными, добрыми,

отзывчивыми, т.е. быть настоящим человеком. Именно поэтому, работаю над проблемой

«Применение

современных

педагогических

технологий

в

обучении

младших

школьников».

Полученный педагогический

опыт

считаю актуальным, поскольку

проводимая

работа над данной темой позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся,

развивает

творческие

способности

детей. Мои

ученики

ежегодно

участвуют

в школьных научно-практических

конференциях

с

исследовательскими

работами

(«Родословная моей семьи», «Береза – священное дерево», «Берегите воду», «Моя школа»

и др.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы.

Смысл

диагностирования

вижу

в

том,

чтобы

получать

по

возможности

реальную

и

наглядную

картину

развития

ребёнка,

его

способности

наблюдать,

анализировать,

сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли

решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно

работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают

и

принимают

учебные

задания,

проверяют

свою

работу

и

работу

напарника;

умеют

сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а

главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества,

сопереживания и взаимоуважения.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых

принципов и приемов).

Главный

заряд

трудолюбия

ребята

получают

на

уроке.

Поэтому

первую

ступень

мы

должны сделать настолько правильной, чтобы невозможно из начальной школы выпустить

человека без достойных знаний, без хорошего здоровья.

В моем классе способности у ребятишек самые разные. И моя высокая миссия

учителя

увидеть

их

и

помочь

им

раскрыться.

Поэтому

я

превращаю

свои

уроки

в

совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие

активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят

стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского

характера,

дискуссии,

познавательные

игры,

интегрированные

уроки

с

применением

мультимедийных

технологий.

Культура,

интеллектуальность

и

нравственный

облик,

педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и

проводимых

мероприятий.

При

этом

применение

ИКТ

на

уроках

повышает

статус

учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные

диски, разрабатываю уроки – презентации. На первом месте для меня, как для учителя,

перед

методикой

преподавания

в

начальных

классах

стоит

задача

взаимодействия

современных образовательных технологий с традиционными.

Наличие теоретической базы опыта.

Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я

убедилась,

что

большое

значение

ведущих

педагогов

придается

развитию

личности

ребенка.

В учебном процессе я работаю по программе «Школа России», которая полностью

соответствует стандартам второго поколения.

В программе «Школа России» построена

новая модель обучения, которая:

во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового

типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности,

способного принимать самостоятельные решения;

во-вторых, программа доступна массовой школе;

в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических

основ,

учебников,

программ,

методических

разработок

до

системы

контроля

и

мониторинга результатов обучения;

в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.

В своей педагогической деятельности стараюсь всегда находится в постоянном

творческом

поиске,

научилась

сочетать

традиционные

методы

и

формы

обучения

с

инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников

соответствовали современным требованиям образования, использую такие технологии,

как: технологии

проблемного

обучения,

информационно-компьютерные,

игровые,

здоровьесберегающие, технологии сотрудничества, проектные, исследовательские.

1. Технология проблемного обучения — это методы, основанные на создании проблемных

ситуаций,

активной

познавательной

деятельности

учащихся,

состоящей

в

поиске

и

решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за

отдельными

фактами

явление,

закон.

Результатом

использования

данных

технологий

считаю следующее:

1)

проблемное

обучение

активизирует

мыслительную

деятельность,

без

которой

школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

2)

у

большинства

учащихся

формируется

положительная

мотивация

к

изучению

предметов, познавательный интерес;

3)

возрастает

эффективность

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей

учащихся;

2. Информационно-коммуникативные технологии.

Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового

поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов. Владение ИКТ

позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы

с использованием программы Power Point;

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического

материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и

другие виды работ). Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко

изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

2. Как сопровождение объяснения учителя

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля знаний

Анализ уроков с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация и активность

увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

3. Проектные технологии

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,

предвидеть,

формирует

адекватную

самооценку

и,

главное,

происходит

интенсивное

развитие

детей.

А

деятельность

формирует

мышление,

умения,

способности,

межличностные

отношения.

Приоритет

отдаётся

самостоятельной

познавательной

деятельности учеников - проектной деятельности. Наблюдается повышенный интерес к

занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую

практику

технологию

проектной

деятельности,

обращаю

внимание

на

всестороннее

развитие личности ученика и преследую следующие цели:

активизация воспитательного процесса;

формирование у учащихся интереса к творческому решению той или иной задачи;

развитие

и

обогащение

социально-личностного

опыта

посредством

включения

детей в сферу межличностного взаимодействия.

Данный

метод

стимулирует

самостоятельность

учащихся,

их

стремление

к

самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и

сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

4. Игровые технологии.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством

игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как

детям удобно и естественно его взять. Ребенок получает удовольствие не только от

позитивного результата учебы, но и от самого процесса. Для того чтобы заинтересовать

ребенка,

необязательно

устраивать

целое

театрализованное

представление,

можно

включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требую особой подготовки

и их использование несложно.

5. Технология сотрудничества.

Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать

потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве.

Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки

таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу,

сопереживать.

Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся

такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей;

- создавать благоприятный психологический климат,

- атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт

возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и

проверить умение обучать других.

Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески

подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что

повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и

во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему

здоровью

необходимое

условие

успешно сти

современного

ч е л о в е к а .

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку

предусматривает

чёткое

чередование

видов

деятельности.

Для

этого

использую

следующие приемы:

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

вхождение в рабочий день

ситуация выбора и успеха

создание благоприятного эмоционально-психологического климата

использование приемов рефлексии

2.

На

каждом

уроке

провожу

физкультминутки.

Обязательное

условие

эффективного

проведения

физкультминуток

положительный

эмоциональный

фон.

И

особенно,

использование музыкальных физминуток, очень полюбившимся моим ученикам.

3. Провожу родительские собрания по данной тематике.

Заключение

Итогом проведенной работы было то, что:

дети научились самостоятельно работать;

не бояться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее

решение;

расширять и добывать новые знания;

оценивать результат выполненной работы;

Дети

учатся

с

удовольствием,

не

боятся

контрольных

работ,

у

них

выработалась

адекватная

самооценка

и

положительная

учебная

мотивация.

Кроме

этого

у

ребят

сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск

ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая

свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету

помогает

мне

в

создании

для

учащихся

оптимальных

условий

для

личностного

самовыражения,

развития

способностей,

умения

обосновывать

свои

действия,

самостоятельно

ориентироваться

при

выполнении

нестандартных

заданий,

свободно

высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий

обеспечивает более высокое качество знаний.

Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются на учёбе,

- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- активизация творческой и познавательной активности учащихся;

- формирование положительных личностных качеств ученика;

- создание благоприятного психологического климата в классе;

- стабильное качество знаний по предметам;

- высокий уровень обученности учащихся

Ведущая педагогическая идея.

Для меня главное – всё, что делаю, должно работать на личностный рост моих

учеников. Я учиу детей, любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый

образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным

для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к

изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное

поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и

побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств.

Каждый

урок

строю

таким

образом,

чтобы

ученики

наблюдали,

сравнивали,

классифицировали, группировали, делали выводы.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос,

тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои

ученики

уже

умеют

работать

с

учебной

и

справочной

литературой, составлять

планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение

современных

образовательных

технологий

в

процессе

обучения

предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного

самовыражения,

развития

способностей,

умения

обосновывать

свои

действия,

самостоятельно

ориентироваться

при

выполнении

нестандартных

заданий,

свободно

высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий

обеспечивает высокое качество знаний.

Результативность

опыта

(ориентированность

опыта

на

конкретный

практический результат, успехи и достижение обучаемых).

Итогом

проведенной

работы

было

то,

что

дети

научились

самостоятельно

работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее

решение, добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Кроме этого

у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов,

поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят,

отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не

правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

Повышение

качества

знаний

учащихся,

развитие

способностей

каждого

ученика;

Приобретение

навыка

самостоятельно

организовывать

свою

учебную

деятельность;

Активизация

познавательной

деятельности

и

творческой

активности

учащихся;

Формированию личностных качеств ученика;

Формирование

умения

организовать

сбор

информации

и

правильно

ее

использовать;

Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового

образа жизни;

Полученный педагогический

опыт

считаю актуальным, поскольку

проводимая

работа

позволяет

получать

высокие

результаты

подготовки

учащихся,

развивает

творческие

способности детей.

На протяжении ряда лет большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру»,

«Русский медвежонок», «Золотое руно», «Инфознайка», в которых они охотно участвуют.

Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные конкурсы и олимпиады,

которые

расширяют

кругозор

учащихся,

развивают

творческое

мышление,

повышают

самооценку

учащихся.

Считаю,

что

участие

в

таких

мероприятиях

является

альтернативным способом получения знаний.

Опытом своей работы охотно делюсь с коллегами школ города и района.



В раздел образования