Напоминание

Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной работе


Автор: Чикачева Анастасия Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №10
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: бразовательный проект
Тема: Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной работе
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Д.Г. Новопашина» ГО

«город Якутск»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА

УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО

ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»

Выполнила:

Чикачева Анастасия Николаевна

учитель географии

МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г.

Новопашина

г. Якутск

2018г.

Аннотация

В

данной

работе

представлены

эффективные

пути

реализации

проектного

метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе

географии средней школы в урочной и внеурочной деятельности.

Определено место методов и приемов изучения вопросов проектной

деятельности,

а

также

основных

функций

педагогических

подходов

и

технологий в географическом образовании.

Обобщен

и

представлен

опыт

педагога

по

технологии

учебного

проектирования,

который

помогает

преодолеть

господство

«знаниевого»

подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать

знания,

научиться

их

анализировать,

сделать

их

более

практико-

ориентированными.

Материалы проекта могут быть использованы учителями географии,

биологии,

руководителями

методических

объединений

учителей-

предметников естественно- научного цикла.

Актуальность

В

целях

создания

необходимых

условий

достижения

нового,

современного качества образования в “Концепции модернизации российского

образования”

говорится

о

необходимости

использования

деятельностного

подхода в обучении. География это один из немногих школьных предметов,

где

ученик

способен

самостоятельно

добывать

информацию,

принимать

нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и

даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью

современного

образования

является

развитие

личностных

качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной,

творческой жизненной позиции.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена

несколькими причинами:

владение

логикой

и

технологией

проектной

деятельности

позволяет

обучающимся

эффективно

о су щ е с т вл я т ь

аналитические,

организационные

функции

в

социально-

культурной сфере;

проектные

технологии

обеспечивают

конкурентоспособность

обучающихся.

Особое место в ряду педагогических технологий занимают технологии

проектного обучения. Проектное обучение успешно зарекомендовало себя в

образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Субъекты

образовательной

деятельности

в

современных

условиях

ожидают,

что

в

процессе

обучения

в

общеобразовательной

школе

у

учащихся

будут

сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и

прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи

до логического конца, принимать альтернативные решения. Одним из таких

методов является проектный метод обучения.

Основным направлениям развития образования сегодня соответствует

проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования -

способность

проектировать.

Но,

несмотря

на

обширную

известность,

наличия

в

педагогике

достаточного

числа

работ,

метод

проектов

слабо

освещен в методической литературе применительно к изучению предметов, в

том числе и к географии. Метод проектов сегодня в основном применяется во

внеурочной

деятельности,

воспитательной

работе.

Однако

требования

Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта

в

урочной

деятельности

учащихся.

Необходимость

дополнения,

корректировки учебно-методического обеспечения определяет актуальность

темы методической разработки "Использование проектной деятельности на

уроках географии".

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего,

развитие

у

школьников

учебно-познавательной

активности,

направленной

на

освоение

нового

опыта.

Работая

над

проектом,

школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически

и

четко

излагать

свои

мысли,

ориентироваться

в

большом

числе

текстовой,

графической

и

цифровой

информации,

анализировать

результаты и представлять новые идеи.

Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии

организованно с

ориентацией на личность каждого ребенка. Школьники

воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового.

Наблюдается

повышенный

интерес

к

занятиям

с

применением

ИКТ

в

проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию

проектной

деятельности,

обращаю

внимание

на

всестороннее

развитие

личности ученика и преследую цели:

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

Гипотеза: использование

проектного

метода

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

по

географии

позволит

повысить

качество

знаний

обучающихся.

Цели и задачи проекта

Ц е л ь : внедрение

проектной

деятельности

в

образовательный

и

воспитательный процесс.

Задачи:

1.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную

на решение задач учебного проекта.

2.

Разработать методические рекомендации по использованию

проектной деятельности при изучении географии.

3.

Воспитать

интерес

к

осуществлению

проектной

деятельности,

дать

возможность

учащимся

увидеть

практическое

применение

полученных

знаний в жизни.

4.

Повысить

учебную

мотивацию

и

результативность

в

изучении

географии.

Основное содержание проекта

Объект исследования: педагогическая практика по

использованию

проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках географии

и внеклассных занятиях.

Методологическую основу опыта составляют культурологический,

социологический,

системный,

деятельностный

подходы,

позволяющие

рассматривать

проектную

деятельность

как

важную

составляющую

общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов

деятельности

по

преобразованию

окружающего

социума

на

основе

объективных ценностей.

Теоретическую

основу

опыта

составили

теории

развивающего

обучения

Д.Б.

Эльконина,

В.В.

Давыдова,

Л.В.

Занкова,

исследования

о

сотрудничестве в обучении (Г.А. Цукерман). В своей работе опираюсь на

методические разработки доктора педагогических наук Кривошапкину

О.М.

Идеи

проектного

обучения

возникли

в

России

практически

параллельно

с

разработками

американских

педагогов.

Под

руководством

русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая

группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в

практике

преподавания.Т

езис

понимания

метода

проектов:

“Все,

что

я

познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания

применить”

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать

что-то

интересное

самостоятельно,

в

группе

или

самому,

максимально

используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать

публично

достигнутого

результат;

это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной

самими

учащимися

в

виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ

решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное

значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Этапы работы над учебным проектом:

Учебный проект

Проблема проекта

Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это

дидактическое

средство,

позволяющее

обучать

проектированию

способа

решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы

при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектная деятельность обучающихся на уроках географии.

Применяя исследовательский

метод

обучения, развиваю

навыки

исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к

географии. Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его

творческий

потенциал.

В

основе

уроков

лежит

деятельностный

способ

обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую

при

изучении

таких

фундаментальных

тем

как

“Оболочки

Земли”,

“Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке,

при

исследовании

какого-либо

предположения,

необходимы

различные

методы (учебный диалог, решение проблемных или исследовательских зада)

В

учебном

исследовании,

как

и

в

научном,

велика

роль

гипотезы.

Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их

постановке.

Объясняю,

что

такое

познавательный

вопрос

и

зачем

он

необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по

карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение

фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы

“Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого

главного в теме.Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового

характера обучения соответствует не только сущности многих современных

образовательных

технологий,

основанных

на

организации

активной

познавательной

деятельности

учащихся,

но

и

идее

о

модели

учебного

процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их

основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание

учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной

задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе

такой

организации

учебного

процесса

лежит

система

упражнений

по

освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на

уроках идеи

проблемного

обучения,

личностно-ориентированного

образования,

индивидуализации

обучения. Все

эти

идеи

помогают

осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Развитию

навыков

исследовательской

деятельности

способствуют

нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-

зачеты, уроки-практикумы.

Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время.

Осуществляю

проектную

деятельность

во

внеурочное

время

на

занятиях элективных курсов:

«Рекреационная география

Якутии » для

учащихся 10 – 11 классов. Особый интерес вызывают проекты, связанные с

изучением экономических, экологических и демографических ситуаций в

нашей

республике,

например:

«Анализ

экологической

ситуации

в

г.

Якутске»,

«Анализ

демографической

ситуации

в

нашей

республике»,

«Экология реки

Лена» и др. Всё это закладывает основы критического

мышления,

способствует

усвоению

социального

опыта,

формированию

личностных оценок происходящему.

Создание

в

школе

условий

для

проектной

работы

способствует

активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний,

добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые

недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.

Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного

процесса.

Основной формой презентации результатов проектной

деятельности

школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в школе.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы,

ученики

закрепляют

их

написанием

рефератов,

п р о вед е н и е м

социологических

мини-исследований,

мини-проектов.

В

ходе

проектной

деятельности

возникает

новая

образовательная

ситуация,

которая

значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в

ходе урока.

Приведу примеры некоторых из них:

В 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс» одна

группа

выполняла

исследовательский

проект

по

следующему

заданию:

оценить

потребление

продуктов

в

своей

семье,

сделать

вывод

о

сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с

учетом

географических

условий,

подходов

к

здоровому,

полноценному

питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. Для этого

необходимо решить следующие задачи:

оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за

месяц;

вычислить средний показатель потребления в течение года;

сделать выводы;

подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;

составить рацион питания семьи.

Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью

изучения

степени

о сведомленно сти

людей

по

проблемам

а г-

ропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить

диаграммы. Подготовить краткое сообщение.

В 10 - 11

классах организуется исследование и защита групповых

проектов

по

характеристике

одной

из

отраслей

Мирового

хозяйства

и

итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира

или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point

и

результатом работы всех групп в конце года

являются электронные

справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира».

В

кабинете

географии

уже

собраны

материалы

мультимедийных

продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими

электронными пособиями оказывают помощь при организации и проведении

уроков. Организация

проектной деятельности способствует

созданию в

классе

особой

образовательной

атмосферы,

дающей

детям

возможность

попробовать

себя

в

различных

направлениях

учебной

деятельности.

Она

позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать

комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения;

поверить в свои силы.

О

результативности

моего

педагогического

опыта

говорят

следующие

показатели:

повысились показатели успеваемости и качества знаний обучающихся;

увеличилось

количество

участников

олимпиад

на

школьном,

муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;

в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах обучающиеся

научились работать в различных программах Word, Excel,

PowerPoint,

сети интернет;

успешное подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии в

форме ЕГЭ.

Эффективность

педагогического

опыта

с

точки

зрения

полученных

результатов

очевидна, что

подтверждается

итогами

государственной

аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.

Приложение № 1

Глоссарий по теме:

«Метод проектов на уроках географии и во внеклассной работе»

1.

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает -

бросание вперед.

2.

"Проект

-

это

прототип,

идеальный

образ

предполагаемого

или

возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел

какого-либо действия" (проф. Е. С. Полат).

3.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через

детальную

разработку

проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,

оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).

4.

Проектная

деятельность

предполагает

использование

широкого

спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных

на реальный практический результат.

5.

П р о д у к т ы

п р о е к т н о й

д е я т е л ь н о с т и : а н а л и з

д а н н ы х

социологического

опроса,

мультимедийный

продукт,

пакет

р е к о м е н д а ц и й ,

W e b - с а й т ,

с р а в н и т е л ь н о -

сопоставительный анализ, коллекция, игра, экскурсия, поход.

6.

Проектные умения: поисковые (исследовательские), умения и навыки

работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные.



В раздел образования