Автор: Головина Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: СПБГБПОУ Техникум "Автосервис"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА.
Раздел: среднее профессиональное
СТАТЬЯ
Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел
ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА.
Автор: Головина Н.А.
Ни для кого не секрет, что большинство учащихся, сдающих ГИА или ОГЭ
(последняя версия названия экзаменов в 9х классах) по английскому языку, скорее
всего, будут сдавать и ЕГЭ. Совсем скоро нас всех ждет обязательный ЕГЭ по
английскому языку. В свете этого в своей статье мне хотелось бы уделить внимание
не только перечню требований к уровню подготовки обучающихся, сдающих ОГЭ,
но и типичным ошибкам в разделе «Лексика и грамматика», а также остановиться
на связи экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ.
Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа для проведения ОГЭ и контрольные измерительные
материалы ЕГЭ по иностранному языку имеют общие объекты контроля
(коммуникативные умения выпускников в аудировании, чтении, письменной речи
и говорении, лексико-грамматические навыки) и некоторые общие элементы
содержания.
Для проверки коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся в
экзаменационных работах выпускников IX и XI классов используются одинаковые
типы заданий (задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом), а
также реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных
видов речевой деятельности.
Вместе с тем экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ различаются целями
проведения, некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и
уровнями сложности заданий, временем выполнения работы, что обусловлено
различным содержанием и условиями обучения иностранному языку в
основной и старшей школе.
Изменения в экзаменационной работе 2016 года по сравнению с 2015
годом.
Устная часть ОГЭ приведена в соответствие с концепцией и технологией
проведения устной части ЕГЭ. Устная часть ОГЭ 2016 г. состоит из трех заданий:
чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера; участие в
условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы); тематическое
монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы основного общего образования по
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение
которого проверяется на ОГЭ по английскому языку, составлен на основе
Требований к уровню подготовки выпускников, с учетом Обязательного
минимума содержания основных образовательных программ и Примерных
программ по английскому языку. Перечень требований разбит на три блока,
отражающих содержательно-деятельностный подход к оцениванию достижений
выпускников: УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ, ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ.
Блок УМЕТЬ содержит четыре подраздела, отражающих требования к
уровню подготовки выпускников по четырем видам речевой деятельности:
говорение, аудирование, чтение, письмо. В этот же блок включены подразделы
«Социокультурные умения» и «Компенсаторные умения».
Следующий блок – ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ – содержит требования к
уровню овладения языковыми навыками. Он включает в себя подразделы:
«Орфография», «Фонетическая сторона речи», «Грамматическая сторона речи»,
«Лексическая сторона речи».
Заключительный блок – ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ – делится, в свою очередь, на
три подраздела: «Языковой лексический материал», «Языковой грамматический
материал», «Социокультурная информация».
В кодификаторе все эти требования имеют свои коды. Остановимся более
подробно на том, какими языковыми навыками должны владеть обучающиеся в
грамматической и лексической стороне речи.
Код
требований
Перечень требований к уровню подготовки, достижение которого
проверяется в ходе экзамена
1
УМЕТЬ
2
ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОВЫМИ НАВЫКАМИ
2.3
Грамматическая сторона речи
2.3.1
Распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные
типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий,
специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present,
Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous), отрицатель-
ные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах).
2.3.2
Распознавать и употреблять в речи распространенные и нерас-
пространенные простые предложения, в том числе с
несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
порядке (We moved to a new house last year.)
2.3.3
Распознавать и употреблять в речи предложения с начальным
It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter.)
2.3.4
Распознавать и употреблять в речи предложения с начальным
There + to be (There are a lot of trees in the park.)
2.3.5
Распознавать и употреблять в речи сложносочиненные
предложения с сочинительными союзами and, but, or.
2.3.6
Распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предло-
жения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that,
who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless.
2.3.7
Распознавать и употреблять в речи условные предложения реаль-
ного (Conditional I: If I see Jim, I’ll invite him to our school party.) и
нереального характера (Conditional II: If I were you, I would start
learning French.)
2.3.8
Распознавать и употреблять в речи предложения с
конструкцией I wish (I wish I had my own room.)
2.3.9
Распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией
so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents.)
2.3.10
Распознавать и употреблять в речи предложения с
конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor.
2.3.11
Распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами
на -ing: to love/ hate doing something; Stop talking.
2.3.12
Распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me … to do
something; to look / feel / be happy.
2.3.13
Согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане
настоящего и прошлого.
2.3.14
Распознавать и использовать косвенную речь в утвердительных
и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем
времени.
2.3.15
Распознавать и использовать в речи глаголы в наиболее употреби-
тельных временных формах действительного залога: Present Simple,
Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past
Perfect.
2.3.16
Распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах
страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive,
Past Simple Passive.
2.3.17
Распознавать и употреблять в речи фразовые глаголы (look for и т.п.)
2.3.18
Употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may,
can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would).
2.3.19
Распознавать и употреблять в речи различные грамматические
средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be
going to, Present Continuous.
2.3.20
Распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и
прошедшего времени (причастие I и причастие II).
2.3.21
Распознавать и употреблять в речи имена существительные в
единственном числе и во множественном числе, образованные
по правилу и исключения.
2.3.22
Распознавать и употреблять в речи исчисляемые и
неисчисляемые имена существительные.
2.3.23
Распознавать и употреблять в речи определенный
/неопределенный/нулевой артикль.
2.3.24
Распознавать и употреблять в речи местоимения: личные
(в именительном и объектном падежах, а также в абсолютной
форме), притяжательные, указательные, неопределенные,
относительные, вопросительные.
2.3.25
Распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в
положительной, сравнительной и превосходной степенях,
образованные по правилу и исключения.
2.3.26
Распознавать и употреблять в речи наречия в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, а также наречия,
выражающие количество (many/much, few / a few, little / a little).
2.3.27
Распознавать и употреблять в речи количественные и
порядковые числительные.
2.3.28
Распознавать и употреблять предлоги во фразах, выражающих
направление, время, место действия.
2.3.29
Распознавать и употреблять в речи различные средства связи
в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, at
last, in the end, however и т.д.)
2.4
Лексическая сторона речи
2.4.1
Распознавать и употреблять в речи лексические единицы, обслужи-
вающие ситуации в рамках тематики начальной и основной школы.
2.4.2
Распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные
устойчивые словосочетания.
2.4.3
Распознавать и употреблять в речи реплики-клише речевого
этикета, характерные для культуры англоязычных стран.
2.4.4
Распознавать и использовать следующие аффиксы для
образования глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise.
2.4.5
Распознавать и использовать следующие аффиксы для
образования существительных: -er/or, -ness, -ist, -ship, -ing,
-sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty.
2.4.6
Распознавать и использовать следующие аффиксы для образования
прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ent, -ing, -ous, -ible/able,
-less, -ive, inter-, un-, in-/im-.
2.4.7
Распознавать и использовать суффикс -ly для образования наречий.
3
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
3.1
Языковой лексический материал
3.1.1
Основные значения лексических единиц (слов, словосочетаний),
обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы.
3.1.2
Основные способы словообразования (аффиксация, словосложение,
конверсия).
3.1.3
Значения реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры
стран изучаемого языка.
3.2
Языковой грамматический материал
3.2.1
Особенности структуры простых и сложных предложений
английского языка.
3.2.2
Признаки и значение изученных грамматических явлений.
3.3
Социокультурную информацию…
Типичные ошибки в ОГЭ/ЕГЭ по иностранному языку
Анализ
выполнения
ОГЭ/ЕГЭ,
типичные
ошибки,
мнение
родителей
и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методических пособий
показывают,
что
подготовка
к экзамену
часто
понимается
как
бесконечное
выполнение заданий — без достаточного этапа обучения, разработки стратегии
и алгоритмов действий и последующего анализа. Но столь популярные сборники
контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, более того,
зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют
проработать
все
необходимые
навыки.
К сожалению,
во многих
школах
подготовка
к ОГЭ/ЕГЭ
сводится
к решению
"вариантов" —
очень
часто
без
последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что
корнем проблемы при сдаче ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку является не сам
экзамен, а способ подготовки к нему.
Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ОГЭ/ЕГЭ
по английскому языку остается изучение языка. Без этого трудно рассчитывать
на экзамене на хороший балл. Но есть как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по английскому
и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники.
Раздел "Грамматика и лексика" оказался в 2013 году, например, не таким
сложным, как в 2012 году. Средний процент его успешности повысился до 58%.
Несмотря на это, типичные ошибки из года в год остаются все теми же:
- формы неправильных глаголов и пассивный залог,
- неправильное оформление заданий по словообразованию (записывают
только измененные части слова, а не все слово полностью),
- незнание фразовых глаголов английского языка, входящих в обязательный
список для сдачи ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку
- заполнение пропуска опорным словом без изменения,
- употребление несуществующих слов,
- использование не того отрицательного префикса, который употребляется с
указанным корнем,
-неправильное написание слов.
Подобный результат — свидетельство недостаточной или неправильной
работы с ошибками, которая должна включать в себя определение причины
ошибки, соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы
и закрепляющие упражнения. И надо усвоить: есть строго определенный набор
неправильных глаголов, которые необходимо просто выучить!
Особую
трудность
представляют
задания,
посвященные
лексической
сочетаемости.
Причина
этого,
в первую
очередь,
в недостаточной
работе
с "настоящим" языком. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами
и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.
В этом заключается одна из самых интересных сторон языка, которую зачастую
"скрывают" от учеников, чем снижают вашу увлеченность и заинтересованность
в изучении иностранных языков.
Алгоритм подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по английскому
1.
Начинать готовиться необходимо заранее (задолго до экзамена).
2.
Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться
только к ним: все навыки связаны между собой, и только комплексная работа
позволяет охватить и отработать максимум необходимых умений.
3.
В разделе
"Аудирование"
необходимо
воспринимать
смысл
высказывания целиком, а не "вылавливать" отдельные слова из текста.
4.
В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами,
близкими по смыслу.
5.
В разделе
"Грамматика
и лексика"
обязательно
учить
теорию:
формы неправильных глаголов и пассивный залог.
6.
В разделе
"Письмо"
нужно
тренировать
навыки
письменной
речи,
изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.
7.
Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать
в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.
8.
Развивать навык говорения на английском языке.
Использованная литература:
1. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Е.Н. Соловова.
2008;
2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Говорение.
Аудирование. Malcolm Mann, Steve Taylore Knowles,Елена Клековкина.
Macmillan. 2010;
3.Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по англ.яз. E.Klekovkina, Malcolm
Mann, Steve Taylore-Knowles. Macmillan. 2010;
4.State Exam.Maximiser. Подготовка к Экзаменам. Е.Н.Соловова,И.Е.
Солокова.Longnan. 2007;
5. Интернет – ресурсы.
Аннотация
Ни для кого не секрет, что большинство учащихся, сдающих ГИА или
ОГЭ (последняя версия названия экзаменов в 9х классах) по английскому
языку, скорее всего, будут сдавать и ЕГЭ. Совсем скоро нас всех ждет
обязательный ЕГЭ по английскому языку. В свете этого в своей статье я
постаралась уделить внимание не только перечню требований к уровню
подготовки обучающихся, сдающих ОГЭ, но и типичным ошибкам в разделе
«Лексика и грамматика», а также остановиться на связи экзаменационной
модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ.
В конце статьи мне показалось целесообразным дать алгоритм подготовки
к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку. Хочется надеяться, что представленный
материал будет полезен вам и вашим ученикам при подготовке к ГИА в части
«Лексика и грамматика».