Напоминание

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА.


Автор: Головина Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: СПБГБПОУ Техникум "Автосервис"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СТАТЬЯ

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Раздел

ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА.

Автор: Головина Н.А.

Ни для кого не секрет, что большинство учащихся, сдающих ГИА или ОГЭ

(последняя версия названия экзаменов в 9х классах) по английскому языку, скорее

всего, будут сдавать и ЕГЭ. Совсем скоро нас всех ждет обязательный ЕГЭ по

английскому языку. В свете этого в своей статье мне хотелось бы уделить внимание

не только перечню требований к уровню подготовки обучающихся, сдающих ОГЭ,

но и типичным ошибкам в разделе «Лексика и грамматика», а также остановиться

на связи экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ.

Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная работа для проведения ОГЭ и контрольные измерительные

материалы ЕГЭ по иностранному языку имеют общие объекты контроля

(коммуникативные умения выпускников в аудировании, чтении, письменной речи

и говорении, лексико-грамматические навыки) и некоторые общие элементы

содержания.

Для проверки коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся в

экзаменационных работах выпускников IX и XI классов используются одинаковые

типы заданий (задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом), а

также реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных

видов речевой деятельности.

Вместе с тем экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ различаются целями

проведения, некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и

уровнями сложности заданий, временем выполнения работы, что обусловлено

различным содержанием и условиями обучения иностранному языку в

основной и старшей школе.

Изменения в экзаменационной работе 2016 года по сравнению с 2015

годом.

Устная часть ОГЭ приведена в соответствие с концепцией и технологией

проведения устной части ЕГЭ. Устная часть ОГЭ 2016 г. состоит из трех заданий:

чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера; участие в

условном диалоге-расспросе (ответы на заданные вопросы); тематическое

монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания.

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших

общеобразовательные программы основного общего образования по

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение

которого проверяется на ОГЭ по английскому языку, составлен на основе

Требований к уровню подготовки выпускников, с учетом Обязательного

минимума содержания основных образовательных программ и Примерных

программ по английскому языку. Перечень требований разбит на три блока,

отражающих содержательно-деятельностный подход к оцениванию достижений

выпускников: УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ, ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ.

Блок УМЕТЬ содержит четыре подраздела, отражающих требования к

уровню подготовки выпускников по четырем видам речевой деятельности:

говорение, аудирование, чтение, письмо. В этот же блок включены подразделы

«Социокультурные умения» и «Компенсаторные умения».

Следующий блок – ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ – содержит требования к

уровню овладения языковыми навыками. Он включает в себя подразделы:

«Орфография», «Фонетическая сторона речи», «Грамматическая сторона речи»,

«Лексическая сторона речи».

Заключительный блок – ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ – делится, в свою очередь, на

три подраздела: «Языковой лексический материал», «Языковой грамматический

материал», «Социокультурная информация».

В кодификаторе все эти требования имеют свои коды. Остановимся более

подробно на том, какими языковыми навыками должны владеть обучающиеся в

грамматической и лексической стороне речи.

Код

требований

Перечень требований к уровню подготовки, достижение которого

проверяется в ходе экзамена

1

УМЕТЬ

2

ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОВЫМИ НАВЫКАМИ

2.3

Грамматическая сторона речи

2.3.1

Распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные

типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий,

специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present,

Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous), отрицатель-

ные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах).

2.3.2

Распознавать и употреблять в речи распространенные и нерас-

пространенные простые предложения, в том числе с

несколькими обстоятельствами, следующими в определенном

порядке (We moved to a new house last year.)

2.3.3

Распознавать и употреблять в речи предложения с начальным

It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter.)

2.3.4

Распознавать и употреблять в речи предложения с начальным

There + to be (There are a lot of trees in the park.)

2.3.5

Распознавать и употреблять в речи сложносочиненные

предложения с сочинительными союзами and, but, or.

2.3.6

Распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предло-

жения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that,

who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless.

2.3.7

Распознавать и употреблять в речи условные предложения реаль-

ного (Conditional I: If I see Jim, I’ll invite him to our school party.) и

нереального характера (Conditional II: If I were you, I would start

learning French.)

2.3.8

Распознавать и употреблять в речи предложения с

конструкцией I wish (I wish I had my own room.)

2.3.9

Распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией

so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents.)

2.3.10

Распознавать и употреблять в речи предложения с

конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor.

2.3.11

Распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами

на -ing: to love/ hate doing something; Stop talking.

2.3.12

Распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me … to do

something; to look / feel / be happy.

2.3.13

Согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане

настоящего и прошлого.

2.3.14

Распознавать и использовать косвенную речь в утвердительных

и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем

времени.

2.3.15

Распознавать и использовать в речи глаголы в наиболее употреби-

тельных временных формах действительного залога: Present Simple,

Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past

Perfect.

2.3.16

Распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах

страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive,

Past Simple Passive.

2.3.17

Распознавать и употреблять в речи фразовые глаголы (look for и т.п.)

2.3.18

Употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may,

can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would).

2.3.19

Распознавать и употреблять в речи различные грамматические

средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be

going to, Present Continuous.

2.3.20

Распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и

прошедшего времени (причастие I и причастие II).

2.3.21

Распознавать и употреблять в речи имена существительные в

единственном числе и во множественном числе, образованные

по правилу и исключения.

2.3.22

Распознавать и употреблять в речи исчисляемые и

неисчисляемые имена существительные.

2.3.23

Распознавать и употреблять в речи определенный

/неопределенный/нулевой артикль.

2.3.24

Распознавать и употреблять в речи местоимения: личные

(в именительном и объектном падежах, а также в абсолютной

форме), притяжательные, указательные, неопределенные,

относительные, вопросительные.

2.3.25

Распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в

положительной, сравнительной и превосходной степенях,

образованные по правилу и исключения.

2.3.26

Распознавать и употреблять в речи наречия в положительной,

сравнительной и превосходной степенях, а также наречия,

выражающие количество (many/much, few / a few, little / a little).

2.3.27

Распознавать и употреблять в речи количественные и

порядковые числительные.

2.3.28

Распознавать и употреблять предлоги во фразах, выражающих

направление, время, место действия.

2.3.29

Распознавать и употреблять в речи различные средства связи

в тексте для обеспечения его целостности (firstly, finally, at

last, in the end, however и т.д.)

2.4

Лексическая сторона речи

2.4.1

Распознавать и употреблять в речи лексические единицы, обслужи-

вающие ситуации в рамках тематики начальной и основной школы.

2.4.2

Распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные

устойчивые словосочетания.

2.4.3

Распознавать и употреблять в речи реплики-клише речевого

этикета, характерные для культуры англоязычных стран.

2.4.4

Распознавать и использовать следующие аффиксы для

образования глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise.

2.4.5

Распознавать и использовать следующие аффиксы для

образования существительных: -er/or, -ness, -ist, -ship, -ing,

-sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty.

2.4.6

Распознавать и использовать следующие аффиксы для образования

прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ent, -ing, -ous, -ible/able,

-less, -ive, inter-, un-, in-/im-.

2.4.7

Распознавать и использовать суффикс -ly для образования наречий.

3

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

3.1

Языковой лексический материал

3.1.1

Основные значения лексических единиц (слов, словосочетаний),

обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы.

3.1.2

Основные способы словообразования (аффиксация, словосложение,

конверсия).

3.1.3

Значения реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры

стран изучаемого языка.

3.2

Языковой грамматический материал

3.2.1

Особенности структуры простых и сложных предложений

английского языка.

3.2.2

Признаки и значение изученных грамматических явлений.

3.3

Социокультурную информацию…

Типичные ошибки в ОГЭ/ЕГЭ по иностранному языку

Анализ

выполнения

ОГЭ/ЕГЭ,

типичные

ошибки,

мнение

родителей

и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методических пособий

показывают,

что

подготовка

к экзамену

часто

понимается

как

бесконечное

выполнение заданий — без достаточного этапа обучения, разработки стратегии

и алгоритмов действий и последующего анализа. Но столь популярные сборники

контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, более того,

зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют

проработать

все

необходимые

навыки.

К сожалению,

во многих

школах

подготовка

к ОГЭ/ЕГЭ

сводится

к решению

"вариантов" —

очень

часто

без

последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что

корнем проблемы при сдаче ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку является не сам

экзамен, а способ подготовки к нему.

Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ОГЭ/ЕГЭ

по английскому языку остается изучение языка. Без этого трудно рассчитывать

на экзамене на хороший балл. Но есть как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по английскому

и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники.

Раздел "Грамматика и лексика" оказался в 2013 году, например, не таким

сложным, как в 2012 году. Средний процент его успешности повысился до 58%.

Несмотря на это, типичные ошибки из года в год остаются все теми же:

- формы неправильных глаголов и пассивный залог,

- неправильное оформление заданий по словообразованию (записывают

только измененные части слова, а не все слово полностью),

- незнание фразовых глаголов английского языка, входящих в обязательный

список для сдачи ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку

- заполнение пропуска опорным словом без изменения,

- употребление несуществующих слов,

- использование не того отрицательного префикса, который употребляется с

указанным корнем,

-неправильное написание слов.

Подобный результат — свидетельство недостаточной или неправильной

работы с ошибками, которая должна включать в себя определение причины

ошибки, соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы

и закрепляющие упражнения. И надо усвоить: есть строго определенный набор

неправильных глаголов, которые необходимо просто выучить!

Особую

трудность

представляют

задания,

посвященные

лексической

сочетаемости.

Причина

этого,

в первую

очередь,

в недостаточной

работе

с "настоящим" языком. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами

и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.

В этом заключается одна из самых интересных сторон языка, которую зачастую

"скрывают" от учеников, чем снижают вашу увлеченность и заинтересованность

в изучении иностранных языков.

Алгоритм подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по английскому

1.

Начинать готовиться необходимо заранее (задолго до экзамена).

2.

Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться

только к ним: все навыки связаны между собой, и только комплексная работа

позволяет охватить и отработать максимум необходимых умений.

3.

В разделе

"Аудирование"

необходимо

воспринимать

смысл

высказывания целиком, а не "вылавливать" отдельные слова из текста.

4.

В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами,

близкими по смыслу.

5.

В разделе

"Грамматика

и лексика"

обязательно

учить

теорию:

формы неправильных глаголов и пассивный залог.

6.

В разделе

"Письмо"

нужно

тренировать

навыки

письменной

речи,

изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.

7.

Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать

в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.

8.

Развивать навык говорения на английском языке.

Использованная литература:

1. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Е.Н. Соловова.

2008;

2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Говорение.

Аудирование. Malcolm Mann, Steve Taylore Knowles,Елена Клековкина.

Macmillan. 2010;

3.Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по англ.яз. E.Klekovkina, Malcolm

Mann, Steve Taylore-Knowles. Macmillan. 2010;

4.State Exam.Maximiser. Подготовка к Экзаменам. Е.Н.Соловова,И.Е.

Солокова.Longnan. 2007;

5. Интернет – ресурсы.

Аннотация

Ни для кого не секрет, что большинство учащихся, сдающих ГИА или

ОГЭ (последняя версия названия экзаменов в 9х классах) по английскому

языку, скорее всего, будут сдавать и ЕГЭ. Совсем скоро нас всех ждет

обязательный ЕГЭ по английскому языку. В свете этого в своей статье я

постаралась уделить внимание не только перечню требований к уровню

подготовки обучающихся, сдающих ОГЭ, но и типичным ошибкам в разделе

«Лексика и грамматика», а также остановиться на связи экзаменационной

модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ.

В конце статьи мне показалось целесообразным дать алгоритм подготовки

к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку. Хочется надеяться, что представленный

материал будет полезен вам и вашим ученикам при подготовке к ГИА в части

«Лексика и грамматика».



В раздел образования