Напоминание

Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни


Автор: Филиппова София Енгичаровна
Должность: воспитатель в гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Бугульма
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни
Раздел: начальное образование





Назад




Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И.П. Павлов Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Здоровый образ жизни представляет собой поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. В основе формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни лежат, прежде всего, основополагающие принципы актуальности, научности, доступности, положительного ориентирования, единства теории и практики, активного обучения, единства обучения и воспитания, а также индивидуального и дифференцированного подхода. Я абсолютно уверена в том, что неотъемлемым элементом формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни является гигиеническое воспитание школьников. Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой
преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями. В основном вопросы гигиены освещаются в проце ссе преподавания природоведения, о снов бе з о п а с н о с т и жизнедеятельности, труда, физической культуры, естествознания, биологии (образовательные учреждения), а также охраны труда, техники безопасности (образовательные учреждения с профессиональным обучением). Тематика занятий определяется учебными программами. Внеклассная и внешкольная работа может включать в себя организацию санитарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках, таких как «Юный медик», проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов. Однако более эффективной является организация игровых (особенно в младших классах) и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске санитарных бюллетеней, листовок. Для старшеклассников хорошим способом обучения и воспитания является организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигиенического воспитания является участие школьников в работе клубов, общественных объединений гигиенической и экологической тематики. Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспитания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, которые включают разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, однако нельзя отказываться и от наблюдений (особенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений. Таким образом, и психологам, и учителям, и классным руководителям есть над чем работать.
Процесс формирования отношения к здоровью как ценности может осуществляться классным руководителем по трем взаимосвязанным направлениям: – усвоение знаний о здоровье и его значимости; – внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий; – организация оздоровительной работы. В призме рассмотрения темы настоящей публикации также не могу не отметить элемент формирования положительной мотивации школьников к процессу обучения. Говоря о здоровьесберегающих технологиях, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С начала учебного года у многих детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность, стресс. Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребенка. Гораздо полезнее научить школьника их преодолевать, то есть осуществлять профилактическую работу. Сегодня ребенка важнее научить защищаться от стресса. Он должен уметь осознавать свои неприятности, напряжение, уметь обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использовать специальные упражнения и приемы. При работе с детьми необходимо использовать методики формирования положительной мотивации, обучения школьников способам саморазвития стрессоустойчивости на уроках и во внеурочное время, Исходя из представленной информации, к концептуальным положениям сбережения и укрепления здоровья я могу отнести:  приоритет здоровья над другими ценностями;  здоровье – главная жизненная ценность; забота о здоровье необходима и здоровому и больному человеку;  валеологический подход; т риединый принцип в а л е о л о г и и : формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования;
 принцип здорового образа жизни, соблюдение с а н и т а р н о - гигиенического режима;  организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства;  принцип профилактики здоровья детей, подростков и молодежи;  принцип природосообразности: у ч е т и и с п о л ь з о в а н и е физиологических возможностей детей, подростков и молодежи в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к детям, подросткам и молодежи;  разнообразие методов и средств физического воспитания детей, подростков и молодежи;  использование оздоровительных сил природы, закаливание;  принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов);  отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков;  общедоступный характер занятий культурой и спортом;  обеспечение преемственности и непрерывности различных уровней и форм физического воспитания детей, подростков, молодежи, учащихся, граждан;  широкое взаимодействие с органами государственного и муниципального управления, в том числе образования, учреждениями, организациями, предприятия;  организация досуга учащихся, детей, подростков и молодежи;  популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни. Таким образом, лишь, когда растущий человек для себя поймёт, что сохранение и укрепление здоровья – это личный долг каждого, – тогда мы будем по-настоящему здоровы и будет здоровое поколение.

Список использованной литературы
1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с. 2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 3. Батечко С.А, Бирюков В.С., Арийчук Е.К., Деревянко Н.А. – Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас». Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 480 с. 4. Борисова М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с. 5. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с. 6. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. 7. Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 272 с. 8. Макарова О.С. – Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя физической культуры. – М.: Школьная Пресса. 2002. – 64 с. 9. Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний,старший дошкольный возраст / авт. – сост. О.В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с. 10. Фролов В.Г. – Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с. 11. Харченко Т.Е. – Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 – 88 с. 12. Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет.сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с. 13. Шамова Т.И., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. – №1. – С. 109 – 16. 14. Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности // Воспитание школьников. – 2009. – №8. – С. 16–20.


В раздел образования