Напоминание

"Основы детского театра кукол: распределение ролей по новой пьесе"


Автор: Тюрина Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ
Населённый пункт: Г.о. Лосино-Петровский МО ул. Строителей д.15
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основы детского театра кукол: распределение ролей по новой пьесе"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЖИВЫЕ КУКЛЫ»

Педагог дополнительного образования Тюрина Наталья Александровна

Г. о. Лосино-Петровский, МБУДО ЦДТ

ТЕМА: «Основы детского театра кукол: распределение ролей по новой

пьесе»

ТИП ЗАНЯТИЯ: «Ознакомление с новым материалом»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: традиционное

ЦЕЛЬ:

Распределить

роли

по

пьесе

Г.А.

Кирилловой

«Сказка

про

Кота

Котофеича» (детский спектакль по мотивам русских народных сказок)

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Учить детей анализировать новую пьесу, видеть ее идею.

2. Учить изменять голос, манеру речи в соответствии с характером персонажа

пьесы.

3. Помогать детям в обсуждении образов действующих лиц, их поведения и

взаимоотношений.

Развивающие:

1.

Развивать

интонационную

выразительность

речи,

умение

передавать

голосом

различные

душевные

состояния

и

отдельные

черты

характера

кукольных героев, их манеру речи.

2.

Способствовать

развитию

творческой

самостоятельности

в

передаче

образа.

Воспитательные:

1. Подвести детей к пониманию того, что все роли важны и значимы.

2. Воспитывать в детях уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

3. Воспитывать навыки коллективной работы и сотрудничества.

Педагогические технологии:

Технологии развивающего обучения – интегрированная, театрально-игровая,

диалогового взаимодействия и приёмов коллективной работы.

Методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2.

По

степени

взаимодействия

педагога

и

обучающихся:

беседа,

диалог,

самостоятельная работа.

3.

В

зависимости

от

конкретных

дидактических

задач:

объяснение,

обсуждение материала.

4. По характеру познавательной деятельности: репродуктивный метод.

5.

По

принципу

расчленения

или

соединения

знаний:

аналитический,

классификационный.

Деятельность

обучающихся

на

занятии:

практическая

работа,

творческое

задание, аналитическая работа, самостоятельная деятельность.

Средства

обучения:

театральные

куклы,

ширма,

ТСО,

карточки-

пиктограммы, сценарий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Заполнение журнала.

Организация детьми рабочего места.

Инструктаж по правилам поведения на занятии в театрально-кукольном

объединении.

Психологический настрой. Приветствие.

- Давайте с вами решим, с каким настроением начнем занятие.

- Перед вами 3 лица.

- Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на занятие?

- Итак, мы начинаем занятие с хорошим радостным настроением.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сообщение темы, целей и задач.

- Сначала обсудим содержание пьесы, поговорим о ней.

-

Затем,

после

небольшой

разминки,

попробуем

поговорить

разными

голосами за каждого героя, используя мимику.

-

Учитывая

ваши

голосовые

данные

и

исполнительские

возможности,

распределим роли и попробуем пьесу почитать по ролям.

- По окончании занятия мы подведем итог.

Работа над пьесой.

Диалог. Вопросы – ответы.

- Почему так назвали пьесу?

- Какие куклы-персонажи участвуют в ней? Кто главный герой?

- Почему вы так думаете?

- С чего все начинается?

- Каким мы должны изобразить Кота Котофеича?

- Какими вы видите остальных героев: лису, волка, медведя?

- Почему Кот Котофеич оказался в лесу?

- Что произошло с ним там? Кого он встретил?

- Чему учит сказка?

-

А

сейчас,

прежде,

чем

работать

над

голосами

персонажей,

проведем

разминку для голоса. Давайте встанем в круг.

Упражнения.

«Одуванчик» - сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него.

«Собачье дыхание и лай».

Зарядка для губ. «Веселый пятачок».

Зарядка для шеи и челюсти.

«Удивленный бегемот», «Горячая картошка».

Зарядка для языка.

«Жало змеи», «Уколы».

Расширение диапазона голоса.

«Чудо-лесенка», «Эхо» (по Н. Пикулевой).

Скороговорки.

«Сшила Саша Сашке шапку», «Щетинка у чушки, чешуя у щучки», «Повар

Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек», «Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу».

После речевой разминки дети присаживаются за стол.

Творческое применение знаний и умений.

-

Мы

подготовили

свой

речевой

аппарат

к

активной

творческой

работе,

теперь нам предстоит научиться подбирать голоса для наших героев. Что нам

в

этом

поможет?

Достаточно

ли

просто

изменить

голос?

(Нет,

нужно

использовать мимику).

- Я вам сейчас раздам пиктограммы. Они нам помогут вспомнить об эмоциях,

без которых невозможно играть.

Упражнение с пиктограммами.

Дети, глядя на карточку, называют эмоцию и изображают ее с репликой

одного из героев.

- А теперь вспомним героев сказки в порядке их появления. (Кот, Лиса, Волк,

Медведь). Попробуем их озвучить.

Дети берут кукол, по очереди произносят те или иные реплики героев сказки.

Вместе решают, у кого чей голос получается более похожим.

Распределяются роли.

- Теперь, попробуем почитать каждый за своего героя.

Читка по ролям.

Обсуждение работы.

Проверка имеющихся теоретических знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что такое реплика? (Слова героя в спектакле).

- Что такое ремарка? (Пояснения автора).

- Изобразите с какой мимикой легче озвучить малыша?

- Как получается грубый голос?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.

- Дети, что на занятии сегодня вам особенно понравилось? Почему?

- Чему новому вы сегодня научились?

- Все ли справились с задачами занятия?

- У всех ли получается озвучивать своего героя так, как хотелось бы?

- Вам интересно было на занятии?

- Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами

в конце занятия? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица).

- Молодцы, спасибо.

- А какая самая лучшая награда для артиста?

- Аплодисменты зрителей.

- Мы сегодня хорошо поработали, так давайте поаплодируем друг другу.

- Молодцы. На следующем занятии мы будем знакомиться с новыми песнями

и музыкальным сопровождением к этому спектаклю. До свидания.

Самоанализ занятия.

Анализируя проведенное занятие, можно сделать вывод, что поставленные

задачи были успешно выполнены, т.к. соответствовали возрасту детей:

- дети ознакомились с основами кукольного театра,

- проявляли творческую самостоятельность в создании новых персонажных

образов,

- правильно анализировали идею новой пьесы, построение сюжета,

- учились взаимодействовать друг с другом.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно

высокая.

На занятии была создана непринужденная доверительная обстановка.

Дети с удовольствием озвучивали роли новых персонажей, помогали друг

другу, проявляли навыки коллективной работы и тесного сотрудничества.

Использование

наглядности,

смены

видов

деятельности,

разнообразных

игровых приемов, все это повышало внимание детей, поддерживало интерес

и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

Наряду с положительными моментами имеются и недостатки.

Каждый ребенок имеет свои психологические особенности, поэтому не все

дети смогли полностью раскрыться для общения, были зажаты, несколько

стеснительны. В дальнейшем нужно постараться активнее побуждать детей к

творческой

работе,

к

взаимодействию

между

собой,

речевому

сопровождению своей деятельности.

Уделять внимание обобщению ответов детей.

Стимулировать

внешнюю

и

внутреннюю

активность

для

формирования

новых знаний.

Можно

отметить

то

явление,

когда

ребенок

из

«субъекта

(носителя)

спонтанной

активности

превращается

в

субъект

деятельно сти»,

целенаправленно

реализующего

свою

творческую

активность

в

форме

театрализованной деятельности.

В целом хочу отметить, что занятие прошло успешно. Поставленные задачи

выполнены, о чем свидетельствует выполнение заключительного задания. По

рефлексии детей по окончании занятия было выявлено, что занятие детям

понравилось и они имеют желание и в будущем играть в кукольный театр.



В раздел образования