Напоминание

"Оркестр русских народных инструментов "Камертон" – взгляд в будущее"


Авторы: Комелькова Галина Алексеевна, Козенкова Оксана Викторовна
Должность: преподаватель, руководитель оркестра "камертон"
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ № 5" г. Омска
Населённый пункт: глрод Омск
Наименование материала: Проект
Тема: "Оркестр русских народных инструментов "Камертон" – взгляд в будущее"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств № 5» города Омска

ПРОЕКТ

Оркестр русских народных

инструментов «Камертон» –

взгляд в будущее

Разработчики проекта преподаватели:

руководитель оркестра - Комелькова Г. А.

концертмейстер оркестра - Козенкова О. В.

Омск, 2017

Проект «Оркестр русских народных инструментов «Камертон» –

взгляд в будущее»

Современная

ситуация

выявила

целый

ряд

концепций,

связанных

с новым

пониманием

роли

и

места

человека

в

социокультурном

пространстве. На рубеже третьего тысячелетия формируется образ свободно

мыслящей личности, осознающей себя и свою значимость в мире, способной

к воспитанию и освоению не только достижений технического прогресса, но

и

культурно-исторического,

духовного

и

эстетического

наследия.

Ограниченная

возможность

творческой

самореализации,

низкое

качество

телевизионных программ и периодических изданий для детей и подростков,

явилось причиной разрушения духовного мира и нравственного сознания

молодого

поколения,

поэтому

перед

педагогической

наукой

в

сфере

образования, в том числе дополнительного, стоит проблема поиска путей,

способствующих максимальному воспитанию общечеловеческих ценностей

и идеалов у ребенка, а в дальнейшем психологически и духовно здоровой

нации.

Школа

искусств,

как

один

из

важнейших

институтов

развития

и воспитания

подрастающей

личности,

становится

центром

актуализации

новых ценностей и, согласно содержанию Федеральных государственных

требований,

предъявляемых

к

учреждениям

детского

дополнительного

образования

Российской

Федерации,

и

требованиям

времени,

одним

из

ведущих

приоритетов

образования

становится

создание

оптимальных

условий для эмоционально-нравственного и духовного воспитания ребенка,

его

личностно-творческой

самореализации

и

приобщения

к

культурным

традициям

через

ознакомление

с

лучшими

образцами

мирового

и национального музыкального наследия.

На протяжении многих столетий русская культура и искусство играли

особую роль в жизни страны и общества: в трудные, смутные времена они

2

спасали

нашу

страну,

позволяя

сохранить

национальную

идентичность

и возродить государство.

Оркестр русских народных инструментов, являясь неотъемлемой частью

учебно-воспитательного

процесса

в

школе

искусств,

открывает

широкий

спектр

возможностей

для

целенаправленного

духовно-нравственного

и культурного

развития

ребенка,

становления

личности

достойного

гражданина России, способного принять и сохранить музыкальные культурно-

исторические

традиции,

однако

на

сегодняшний

день

наблюдается

низкая

заинтересованность

детей

к

национальному

искусству

и

исполнительству

на народных

инструментах,

а

также

недостаточная

разработанность

психолого-педагогических

условий

и

конкретных

инновационных

идей

и технологий для эффективного решения данной проблемы. Следовательно,

возникают противоречия:

- между потребностью государства в гражданах, способных сохранить

этническую идентичность, в частности музыкальное культурно-историческое

наследие, и отсутствием конкретных результативных технологий организации

процесса,

направленного

на

приобщение

подрастающего

поколения

к

русским музыкальным традициям;

-

между

достаточной

теоретической

разработанностью

вопроса

оркестрового

музицирования

и

отсутствием

методического

обеспечения,

инновационных проектов, позволяющего создать условия для повышения

интереса детей к исполнительству на народных инструментах,

их личностно-

творческой

самореализации,

а

также

эмоционально-нравственного

и духовного развития в целом.

Отсюда возникает проблема: Какие инновационные идеи, технологии и

средства обучения в оркестровом классе будут наиболее эффективными для

духовно-нравственного

и

патриотического

воспитания

детей,

повысят

интерес к национальным инструментам?

Вышеизложенные

аспекты

позволяют

утверждать

об

актуальности

изучаемой

проблемы

и

послужили

стимулом

для

разработки

проекта

«Оркестр русских народных инструментов «Камертон» - взгляд в будущее».

3

Пояснительная записка.

Проект «Оркестр русских народных инструментов «Камертон» – взгляд

в

будущее»

был

разработан

на

базе

Бюджетного

образовательного

учреждения дополнительного образования «Детской школы искусств № 5»

города Омска с учетом культурно-исторических, этнических и социально-

экономических особенностей региона и направлен на духовно-нравственное

воспитание

учащихся,

раскрытие

российских

национальных

ценностей

и

приобщения к ним в условиях классно-урочной и концертной деятельности.

В

данном

контексте

под

духовно-нравственным

воспитанием

понимается

специально

организованный

педагогический

процесс,

направленный

на

усвоение учащимися системы общечеловеческих духовно-нравственных и

культурных

ценностей,

а

также

принятие,

сохранение

и

развитие

национальных музыкальных ценностей русского народа.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка

посредством игры в детском оркестре русских народных инструментов как

важнейшего качества личности, необходимого для сохранения музыкально-

этнической идентичности.

Задачи проекта:

1.

Способствовать

овладению

детьми

знаний

о

национальных

инструментах,

привить

уважение

и

бережное

отношение

к

музыкальной

культуре русского народа.

2.

Создать

оптимальные

условия

для

успешной

социализации,

развития

чувств

ответственности,

коллективности

и

сотрудничества

эмоционально-нравственного и духовного воспитания ребенка, развития его

музыкальных

способностей

и

личностно-творческой

самореализации,

ориентированные на музыкальные культурно-исторические традиции.

3.

Повысить

интерес

к

обучению

игре

на

русских

народных

инструментах.

4.

Способствовать

модернизации

и

популяризации

русского

музыкального искусства на примере развития детского русского народного

оркестра «Камертон».

4

5.

Во спитать

о сновы

этниче ской

идентично сти:

ч у в с т ва

сопричастности

и

патриотизма,

принятие

учащимися

музыкального

национального

наследия

и

приобщение

к

работе

по

возрождению,

сохранению и развитию русских народных инструментов.

Проект «Оркестр русских народных инструментов «Камертон» – взгляд

в будущее» ориентирован на воспитание следующих ценностей:

1.

Ценность

искусства

как

источники

красоты

и

гармонии,

развивающие духовную, нравственную и эстетическую сферы человека;

2.

Ценность любви к Родине, народу – проявление духовной зрелости

в

уважении

национальной

культуры

и

традиций,

сохранении

этнической

идентичности, осознанной жизнедеятельности в области культуры во благо

Отечеству;

3.

Ценность познания мира – стремление к приобретению научного

знания, постижению истины;

4.

Ценность

солидарности

принятие

системы

общечеловеческих

духовно-нравственных ценностей, проявление высших способностей – добра,

любви, милосердия, эмпатии.

Вышеперечисленные

ценности

являются

основой

воплощения

инновационных идей в проекте.

Проект

предназначен

для

реализации

в

оркестровом

классе

с учащимися средних и старших классов народного отделения детских школ

искусств. В настоящее время апробирован на базе «Детской школы искусств

города

Омска

с

оркестром

русских

народных

инструментов

«Камертон».

Основные направления проектной деятельности:

- когнитивное;

- духовно-нравственное воспитание;

- развивающее;

- просветительское.

Для получения наилучшего результата необходимо:

1. Знание возрастных особенностей учащихся;

5

2. Активное участие детей в проводимых мероприятиях;

3. Создание оптимальных условий для воспитания и развития;

4. Эффективное

использование

различных

методов

работы

с учениками.

Реализация данного проекта будет результативной, если педагогическая

деятельность будет основываться на следующих принципах:

-

аксиологический принцип, проявляющийся в отношении к русским

народным инструментам как к культурным национальным символам, которые

необходимо

сохранять

и

популяризовать,

а

также

признание

личности

учащегося наивысшей ценностью;

-

принцип

стимулирования,

где

поощрение

ребенка

в

овладении

музыкального инструмента происходит в форме включения его в концертный

состав коллектива или выступления в качестве солиста оркестра;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

при выборе репертуара и форм работы;

- принцип тесного сотрудничества детей, родителей и педагога.

Формы работы: упражнения, разучивание и техническая работа над

музыкальными

произведениями,

создание

музыкального

образа,

зачетные

и контрольные

уроки,

беседы,

внеклассные

мероприятия,

конкурсная

и концертная деятельность, творческие задания, творческие вечера.

Проект включает следующие компоненты:

1.

Диагностический

компонент

определение

уровня

развития

исполнительских навыков и музыкальной эрудированности;

2.

Деятельностный компонент - реализация проекта;

3.

Оценочный компонент – рефлексия, перспективы на будущее.

Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный этап.

6

Ц ел ь : диагностика

уровня

эрудированности

в

области

народных

инструментов

и

навыка

ансамблевого

музицирования,

подбор

репертуара

и распределение партий между участниками оркестра «Камертон».

Предполагаемый результат:

- выявление уровня эрудированности в области народных инструментов

с помощью проведения викторины «Знайка», проблемной дискуссии, беседы;

-

выявление

уровня

развития

навыка

коллективного

музицирования

в процессе чтения с листа партии произведения средней сложности, изучения

и

анализа

документальных

источников

(журнала

по

предмету

«Оркестр

народных

инструментов

младших

классов

«Камертончик»

и

книги

академических концертов);

-

определение

репертуара

на

учебный

год

с

учетом

возрастных

особенностей детей, их уровня подготовки в области инструментального

исполнительства в результате изучения нотной литературы и переложения на

оркестр

народных

инструментов

музыкальных

произведений

различных

жанров и исторических эпох;

- подготовка партий и партитур.

2.

Когнитивный этап.

Ц е л ь : ознакомление

с

историей

оркестра

русских

народных

инструментов «Камертон», базовыми дирижерскими жестами, расширение

знаний

о

русских

народных

инструментах,

выявление

специфики

исполнения произведений различных стилей и жанров.

Предполагаемый результат:

-

осознание

учащимися

себя

потомками

единого

коллектива

«Камертон»

со

своей

историей

становления

и

развития,

традициями,

на которых лежит ответственность за его настоящее и будущее (основные

методы:

рассказ,

беседы,

совместный

просмотр

фотоальбома

и видеозаписей);

7

-

понимание дирижерских жестов (основные методы: объяснение,

показ, упражнения);

- повышение компетентности учащихся народного отделения школы

в области русских народных инструментов через знакомство с шумовыми

инструментами (трещотки, коробочка, ложки, хлопушка, рубель, вертушка,

бубен, треугольник и другие) и основными приемами их звукоизвлечения,

духовыми

(жалейки,

окарина,

свистульки),

струнными

инструментами

(звончатые и клавишные гусли), накопление слуховых впечатлений;

-

осмысление специфических темповых, ритмических, фактурных

особенностей

различных

стилей

и

жанров

музыкальных

произведений,

а также приобретение опыта их грамотного исполнения (основные методы:

прослушивание и анализ аудио- и видеозаписей в исполнении солистов,

симфонического и народного оркестров;

-

разучивание

музыкальных

произведений

различных

жанров

и стилей

(марши,

вальсы,

прелюдии,

обработки

народных

песен,

переложение

произведений

барочного,

классического

и

романтических

стилей для оркестра русских народных инструментов) с предварительным

разбором темповых обозначений, размера, ритмического рисунка, фактуры,

штрихов; беседы, дискуссии.

3.

Развивающий этап.

Ц е л ь : развитие

музыкально-исполнительских

навыков,

коммуникативных способностей, формирование уважительного отношения

к музыкально-культурному наследию русского народа и развитие мотивации

учащихся

к

деятельности,

направленной

на

возрождение,

сохранение

и популяризацию русских народных инструментов.

Предполагаемый результат:

-

повышение

культуры

исполнения

на

народных

инструментах:

овладение

новыми

приемами

звукоизвлечения,

работа

над

образом,

игра

8

с солистами,

где

оркестр

выступает

в

роли

аккомпаниатора,

посещение

и обсуждение концертов оркестров русских народных инструментов;

-

духовно-нравственное

становление

личности:

проведение

творческих вечеров в конце учебного года, развитие бережливого отношения

к

русским

народным

инструментам,

использование

в

классно-урочной

системе коллективного способа обучения, предполагающий передачу знаний,

умений и навыков от ученика к ученику и взаимообучение, который не только

развивает чувства ответственности, сплоченности и единения участников

оркестра,

способствует

успешной

социализации,

но

и

дает

возможность

ощутить себя в роли педагога, носителя музыкальной национальной культуры

и, тем самым, оказать помощь в профессиональном выборе и определить свое

место в социокультурном пространстве;

-

активное

участие

в

работе

по

сохранению

традиций

исполнительской

культуры

на

народных

инструментах,

просветительской

деятельности:

городские,

областные,

региональные,

всероссийские

и

международные

конкурсы

оркестров

(«Вдохновение»,

«Музыкальная

провинция», «Огни Сибири», «Роза ветров», «Золотая Сибирь», «Родники

России»,

«Рождественский

камертон»,

«Русский

музыкальный

лад»),

выступления на ведущих концертных площадках города Омска (БОУ г. Омска

«СОШ № 55», БОУ ДО «ДШИ № 3», «ДШИ № 4» г. Омска, БОУ ДО «ДШИ»

г. Калачинска, ТВЦ Континент, музей им. М. Врубеля, ДК им. А. Малунцева,

ДК им. П. Баранова, Дворец Молодежи, ДК г. Исилькуль, БОУСПО «Омское

музыкальное училище (колледж)

им.

В.Я.Шебалина»,

БОУСПО

«Омский

ко л л е д ж

к ул ь т у р ы

и

и с к у с с т в » ,

Б У К

« Ц е н т р

и с к у с с т в » ,

Омский государственный кукольный театр

«Арлекин», Омский театр юного

зрителя,

Омский

Государственный

Музыкальный

театр,

Органный

зал,

Концертный зал), исполнение учащимися сольных партий в сопровождении

оркестра.

4.

Этап рефлексии.

9

Цель:

оценка эффективности реализации программы.

Предполагаемый результат:

-

определение

эффективности

реализации

программы

в

результате

проведения

зачетных

и

контрольных

уроков

в

конце

каждой

четверти

и повторной викторины в конце года;

-

анализ

результатов

деятельности:

совместный

просмотр

педагога

и учащихся

видеозаписей

с

концертов

с

подробным

самоанализом

и самооценкой, подведение итогов конкурсной деятельности как отдельно

педагогом,

так

и

совместно

с

учениками;

сбор

информации

педагогом:

о выпускниках, продолжающих посещать оркестр после окончания школы

искусств, студентах-выпускниках средних и высших учебных музыкальных

учреждений,

выпускниках-специалистах,

оставшихся

в

профессии

и,

в настоящее

время,

являющихся

педагогами

или

солистами

оркестров

и ансамблей.

5.

Перспективный этап.

Цель: повысить эффективность работы проекта.

Предполагаемый результат:

подведение общих итогов:

- выявление достоинств и недостатков проекта;

-

при

необходимости

корректировка

уже

применяемых

методов,

технологий,

средств

и

содержания

обучения,

воспитания

и

развития

учащихся;

-

поиск

новых,

инновационных

методов,

технологий,

средств

и содержания

обучения,

воспитания

и

развития

учащихся,

позволяющих

повысить

результативность

работы

проекта

«Оркестр

русских

народных

инструментов «Камертон» – взгляд в будущее»

-

определение

перспектив

развития

оркестра

русский

народных

инструментов «Камертон»:

1)

расширить

слушательскую

аудиторию

увеличить

количество

концертов на ведущих городских и областных площадках;

10

2) создать на базе школы ансамбль гусляров, который входил бы в

состав оркестра;

3)

разнообразить

репертуар

оркестра

эстрадно-джазовыми

произведениями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Овладение детьми знаниями о национальных инструментах, развитие

уважительного и бережного отношения к музыкальной культуре русского

народа;

2. Воспитание эмоционально-нравственной и духовной сферы ребенка

посредством игры в детском оркестре русских народных инструментов;

3. Успешная социализация и развитие у учащихся таких чувств как

ответственность, коллективность, сотрудничество, стремление к личностно-

творческой самореализации;

4. Развитие музыкальных способностей и исполнительских навыков,

повышение интереса к обучению игре на русских народных инструментах;

5.

Активное

участие

в

концертах,

способствующих

популяризации

русских народных инструментов в городе Омске и Омской области;

6. Выпускники школы, обучающиеся в средних и высших учебных

музыкальных учреждениях, становятся носителями национальной культуры и

приобщаются

к

работе

по

сохранению

и

развитию

русских

народных

инструментов.

Специфика работы проекта:

1.

Воспитание

духовно-нравственной

личности

ребенка

как

важнейшего качества личности, необходимого для сохранения музыкально-

этнической идентичности

через игру в детском оркестре русских народных

инструментов.

2. Проект ориентирован на учащихся детских школ искусств средних и

старших классов народного отделения.

3.

Проект

предполагает

применение

педагогом

технологии

сотрудничества, технологии коллективной творческой деятельности, а также

11

технологии проблемного и развивающего обучения. Основной метод работы

музыкальная

терапия.

Основные

формы

деятельности:

упражнения,

разучивание

и

техническая

работа

над

музыкальными

произведениями,

создание

музыкального

образа,

зачетные

и контрольные

уроки,

беседы,

внеклассные

мероприятия,

конкурсная

и концертная

деятельность,

творческие задания, творческие вечера.

4.

Отличительными

особенностями

проекта

«Оркестр

русских

народных инструментов «Камертон»» являются:

- подбор репертуара осуществляется с учетом возрастных особенностей

детей, их уровня подготовки в области инструментального исполнительства и

состоит из музыкальных произведения различных жанров и стилей, а также

произведений, отражающих значимые события жизни города Омска и страны.

Репертуар

оркестра

русских

народных

инструментов

«Камертон»

Детской школы искусств № 5 города Омска за 2017-2018 гг.:

Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова «Россия Россией останется»

(соло

артистка

оркестра

«Лад»

Анна

Ракитина,

хор

«Планета

детства» «ДШИ №5», руководитель Ефремкина В. А.);

Г. Свиридов. Музыка из к/ф «Время, вперёд!» (солистка – Лопанова

И. С., фортепиано);

В. Андреев «Листок из альбома» (солистка Иноземцева Екатерина

(домра), преподаватель Зазвонова А. А.);

А.

Новиков

«Эх,

дороги»

(инструментовка

для

оркестра

русских

народных инструментов Г.А. Комельковой);

Р. н. п. «Светит месяц» (соло – ансамбль балалаечников младших

классов, руководители Попова Л. Н. и Чухалов П. С., переложение

для оркестра русских народных инструментов Г. А. Комельковой);

Е.

Тростянский

«Гротеск»

(солист

Чухалов

Павел

Сергеевич,

балалайка);

12

В. Котельников

«Весёлый

муравей»

(соло

ансамбль

звончатых

гуслей, руководитель Козенкова О. И, переложение для оркестра

русских народных инструментов Г. А. Комельковой);

Ю. Кузнецов, А. Прибылов «Шуточная на темы народных песен» с

использованием шумовых ударных инструментов;

Р. н. п. «Ах вы, сени, мои сени» (соло – ансамбль звончатых гуслей,

руководитель Козенкова О. И, переложение для оркестра русских

народных инструментов Г. А. Комельковой);

Глен

Миллер

«Лунная

серенада»

из

к/ф

«Серенада

Солнечной

долины»

(инструментовка

для

оркестра

русских

народных

инструментов Г.А. Комельковой);

Мик Джаггерр, Кит Ричардс «Paint it Black»(Покрасить в чёрное) – из

репертуара рок-группы Rolling Stones;

Маркус Пржибылович «Песня Присциллы» из компьютерной игры

«Ведьмак

(солисты

Исаков

Кеменгер

и

Кухаренко

Дарья

(гитара), преподаватели Эннс Д. И. и Комелькова Г. А.);

Е.

Потина

«Элегия

«Посвящается

маме»

(соло

Маловечкина

Елизавета

(фортепиано),

преподаватель

Степанова

Т.

А.,

переложение для оркестра русских народных инструментов Г. А.

Комельковой);

А. Прибылов

«На

карнавале»

(солисты

–Саруханян

Шалико

(аккордеон) и Клостер Андрей (баян), преподаватели Чернышова О.

М., Калараш В. П.);

- солирующие партии в оркестре исполняются как учащимися школы,

детскими коллективами города Омска (хор «Планета детства» «ДШИ № 5»),

так и музыкантами-профессионалами (артисты и солисты БУК «Русский

камерный оркестр «Лад»).

-

работа

оркестра

направлена

на

возрождение

русских

народных

инструментов, таких как звончатые гусли, жалейки, окарины.

13

5.

Сроки

реализации

программы

–1

год.

Режим

занятий

2

раза

в неделю по 1,5 часа и сводные репетиции 1 раз в месяц по 2 часа.

Этапы реализации программы:

1.

1-7 сентября – проведение диагностики;

2.

с 8 сентября по 20 мая – реализация проекта;

3.

с 21 мая – повторная диагностика, подведение итогов.

Основные нормативно-правовые документы,

положенные в основу проекта:

Конвенция ООН «О правах ребенка»

Закон РФ «О дополнительном образовании».

Устав «Детской школы искусств № 5» города Омска.

Правила внутреннего трудового распорядка ДДТ.

Правила

и

нормы

охраны

труда,

техника

безопасности

и противопожарной защиты.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Методическое обеспечение:

-

рабочая

программа

учебного

предмета

«Оркестровый

класс»,

разработанная

на

основе

Федеральных

государственных

требований

к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства (ПО.01 «Музыкальное исполнительство»;

УП.04 «Народные инструменты» - «Оркестровый класс»);

- образовательная программа «Коллективное музицирование – оркестр

русских народных инструментов»;

- партитуры музыкальных произведений;

- партии.

2. Материально-техническая база:

- помещение для занятий с хорошим освещением;

- пюпитры;

- папки для оркестровых партий;

- медиаторы и поролонки;

- музыкальные инструменты:

домры малые;

домры-альт;

домры-бас;

балалайки примы;

балалайки секунды;

14

балалайки – альт;

контрабас или бас-гитара;

баяны;

аккордеоны;

гусли звончатые;

гусли клавишные;

клавишные инструменты (фортепиано и рояль, синтезатор

или электронное фортепиано для выездных концертов);

жалейки, окарины, свистульки

ударная установка;

ударные

шумовые

инструменты:

трещотка,

хлопушка,

коробочка, ложки, рубель, вертушка, бубен, треугольник и другие;

- аудио- и видеоаппаратура, мультимедиа.

3. Кадровое обеспечение:

- руководители и дирижеры оркестра;

- концертмейстеры;

- педагоги специальных народных инструментов.

4 . Финансово-экономические ресурсы для ремонта и приобретения новых

инструментов, медиаторов, папок для оркестровых партий, пюпитров.

5. Ресурсы социального партнерства для помощи в организации концертной

деятельности на ведущих площадках города и Омской области.

15



В раздел образования