Напоминание

Экологический праздник "Сохраним нашу Землю"


Автор: Жиренко Надежда Владимировна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "Пристеньская ООШ"
Населённый пункт: с. Пристень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический праздник "Сохраним нашу Землю"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Экологический праздник

«Сохраним нашу Землю»
Внеклассное мероприятие Подготовила: учитель биологии Жиренко Надежда Владимировна. 2016

Цель:
познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам; воспитывать бережное отношение к живой природе, активное участие в деле защиты окружающей среды.
Тип мероприятия
: конкурсная программа.
Оборудование:
листы бумаги, тексты с заданиями, набор предметов бытового мусора, две презентации, компьютер, проектор.
Подготовка к мероприятию
: заранее из учащихся 6-8 классов выбираются члены команд. Каждая команда выбирает капитана, придумывает эмблему и девиз. Ход мероприятия:
Ведущий:
Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы отметить замечательный праздник «День Земли». Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это малень- кая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли. (Звучит мелодия песни «Я люблю эту Землю». На фоне презентации №1 учащиеся читают стихи)
Ведущий:
С Днём Земли всех поздравляем, И всем искренне желаем: Быть нежней и осторожней С нашей Матушкой-природой, И душою к ней стремиться, Быть свободными, как птицы, Из своих квартирных клеток Слушать шёпот листьев, веток, Ежедневно наблюдать Солнца красочный закат, Оглянитесь — жизнь прекрасна, Сколько в ней оттенков разных, Это всё Земля-планета, Любим мы её за это
Праздник "День Земли (Всемирный День Земли)" отмечается 20 марта
. Эта дата была выбрана по той причине, что на это время выпадает день весеннего равноденствия. Считается, что ежегодно в день весеннего равноденствия происходит смена биологического ритма планеты и об- новление природы. Этот праздник начали отмечать жители многих стран мира для того, чтобы как- то выделить тот момент, когда в Северном полушарии начинается весна, а в Южном – осень. ООН отмечает
День Земли
обычно 20-21 марта. Каждый год в честь этого праздника в штаб-квартире ООН, которая расположена в Нью-Йорке, звонят в Колокол мира. Идея проведения Дня Земли зародилась в США. Она была заложена бизнесменом и издателем Джоном Макконеллом, который стал также создателем флага Земли. В ноябре 1969 года, в рамках конференции ЮНЕСКО, посвященной вопросам охраны окру- жающей среды, он представил свой проект празднования этого дня. Руководство города Сан-Фран- циско издало Декларацию о Дне Земли.
21 марта 1970 года состоялось первое организованное

празднование этого дня
. Причем, данная акция сразу привлекла общественное внимание. 26 февраля 1971 года Генеральным секретарем ООН была подписана специальная проклама- ция, посвященная этому событию. В 1971 году была проведена уже целая неделя Земли. Это собы- тие очень быстро завоевало широкую популярность в Америке. Позднее оно превратилось в меж-
дународную акцию. Можно сказать, что
День Земли
является гражданской инициативой, к которой могут присоединяться любые люди, группы и организации. Название
«День Земли»
используется по отношению к различным мероприятиям, которые проводятся весной с целью побуждения жителей всего мира проявлять больше внимания к окружа- ющей среде нашей планеты, которая является хрупкой и уязвимой. Как известно, люди сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву и воду, осушают водоемы. Все это не про- ходит бесследно, очень большую роль в этом играет рост промышленности. Экологическая ситуа- ция, сложившаяся сегодня на Земле, является очень непростой и продолжает ухудшаться с каждым годом. Отношение человека к природе должно меняться сейчас, иначе будет слишком поздно. Обо всем этом мы должны задуматься хотя бы в связи с Днем земли. В этот день в разных уголках на- шей планеты проходят различные мероприятия и акции: активисты организуют уборку территорий, занимаются посадкой деревьев, проводят конференции, выставки, посвященные природе, на ожив- ленных улицах в крупных городах перекрывается автомобильное движение. Сейчас мы немного больше узнаем об этом празднике.
Ведущий
: Сегодня с вами поговорим о природе, окружающей нас среде: земле, воздухе, воде, растениях, животных. Я надеюсь, что это мероприятие поможет вам задуматься над тем, как нужна и важна для нас наша планета. Итак, начинаем. Делимся на три команды. Итак, капитаны, объявите названия своих команд.
Конкурс 1. Кроссворд «Планета Земля»
1 . Целый день Играют в прятки С ветром Рыжие заплатки. (Листопад.) 2. Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния.)
3. Над лесами, над рекой Семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост - Я б достал рукой до звезд. (Радуга.) 4. Хлещет, хлещет по кустам Бьет без промаху. Всю малину исхлестал, Всю черемуху. Ну, зачем так сильно лить. Набок яблоню клонить? (Ливень.) 5. Мышка юркая одна Пробиралась ночью в норку. Вдруг, увидев в небе корку, Громко пискнула она: - Кто-то в небо уволок Сыра вкусного кусок! (Месяц.) 6. Подходила - грохотала. Стрелы на поле метала. Нам казалось - шла с бедой, Оказалось - шла с водой. Подошла да пролилась – Вдоволь пашня напилась! (Туча.) 7. На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина. У нее теперь ангина. (Град.) 8. Лишь солнце погасло И стало темно, Как по небу кто-то Рассыпал зерно. Какое? Не знаю... Одно лишь добавлю, Что было блестящим И ярким оно. (Звезды.) 9. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват, А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! (Небо.) 10. Кто-то ночью утащил лес, Был он вечером, а утром исчез. Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. (Туман.) 11. Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся. А едва появится – Взгляд отводим, прячемся: Уж очень оно яркое И жаркое-прежаркое. (Солнце.) 12. Упала лента алая В луга, за край села. Весь день ее искала я, Да так и не нашла... Но лишь вокруг Сгустилась тьма, Как лента вдруг нашлась сама!.. (Заря.)
Ведущий.
Молодцы! Вы прекрасно разбираетесь в явлениях природы, но это была лишь разминка. Пришло время проверить ваши истинные знания.
Конкурс 2.
Три больших конверта прикреплены к доске. В каждом из них даны вопросы на три темы: «Расте- ния», «Животные», «География». Капитаны команд выбирают конверт и в течение 5 минут ко- манда должна ответить на максимально большее число вопросов.
Растения
1. Это известное растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, кото- рые оно создает в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очи- щению воздуха от вредных примесей. (Тополь.) 2. Этот торжественный пышный цветок получил свое название в честь работавшего в России уче- ного-ботаника по фамилии Георги. Существует более 8000 сортов этого цветка. (Георгин.) 3. У этого крупного дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко даже отколоть маленькую щепочку. За это свойство дерево и получило свое название (Вяз.) 4. Это название одновременно и высших чиновников, правителей Древнего Китая, и вкусный слад- кий фрукт, который родом из этой же страны. (Мандарин.) 5. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незре- лом виде. (Огурец.) 6. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя ее вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.) 7. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами. А как оно называется? (Росянка.) 8. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Листвен- ница.) 9. Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (Дуб.) 10. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней десен. (Сосна.) 11. Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелеными. (Ольха.)
12. Коала на языке аборигенов Австралии означает «непьющий». Этот зверек, называемый еще сумчатым медведем, питается только листьями и побегами одного растения, съедая в день около килограмма зеленой массы. Какое растение составляет основу рациона коалы? (Эвкалипт.) 13. Когда в Россию завезли это растение а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое вре- мя не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель.) 14. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у нем- цев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.) 15. Дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.) 16. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.) 17. А в России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», на- зывают этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.) 18. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.) 19. Яркий праздничный цветок и пряность с острым, резким запахом. (Гвоздика.) 20. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и хо- лодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.) 21. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником са- хара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен.) 22. Летучие семена - парашютики - этого травянистого растения далеко разносятся летним ве- терком. (Одуванчик.)
Животные
1. Южно-американская лягушка имеет ярко-красный цвет кожи. О чем предупреждает такая окрас- ка? (Эта лягушка ядовита.) 2. Слово «гиппо» в переводе с латинского языка означает «лошадь». Название какого животного переводится как «речная лошадь»? (Гиппопотам.) 3. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Почтовые голуби.) 4. Морж, касатка, тюлень - жители холодных арктических морей. Что помогает им не замерзнуть в ледяной воде? (Толстый слой подкожного жира.) 5. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страу- сы.) 6. Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, пере- понки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.)
7. Есть такая народная загадка: «В воде искупался, да сух остался». Конечно, ты знаешь, про кого она. А ведь действительно, у водоплавающих птиц перья в воде не намокают. А почему? (Потому что они смазаны жиром.) 8. Этот великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 912 м, наряду со страу- сом эму изображен на гербе Австралии. Кто это? (Кенгуру.) 9. Ни один запах в мире не может сравниться по силе и нестерпимости с тем, который распростра- няет это изящное на вид животное. Этот запах разносится на несколько километров, пропитывая предметы на целые месяцы. Человек, попавший в струю запаха, теряет сознание, а зверь - на время слепнет. Что это за животное? (Скунс.) 10. У этого животного рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других живот- ных, имеющих рога. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. Что это за животное? (Носо- рог.) 11. За полярным кругом, в стране вечных снегов, очень многие животные имеют эту особенность. Хищникам она помогает незаметно подкрадываться к добыче, а возможным жертвам - прятаться от врагов. Назовите эту особенность. (Белая окраска.) 12. Почему молоко китихи, которое она выделяет прямо в воду, не растворяется в ней? (Оно очень жирное.) 13. Эта лягушка имеет длину 32-33 см и массу около 3 кг. Да и названа она, как и самый крупный в мире жук, по имени мифического силача. Назовите и лягушку, и жука. (Голиаф.) 14. Это крошечное насекомое-паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых. (Блоха.) 15. На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающие, рыбы, насекомые, птицы, рептилии. А каких же животных больше всего? (Насекомых.) 16. Название этого млекопитающего нежное и ласковое, а сам он - хищник. Кто это? (Ласка.) 17. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьем»? (Сверчка.) 18. Название этого крупного млекопитающего два раза встречается на звездном небосклоне. (Большая и Малая Медведица.) 19. Это название имеют и жук, поедающий муравьев, и царь зверей. (Лев.) 20. Какие рыбы имеют названия рабочих инструментов? (Пила, молот, игла.) 21. Это надоедливое насекомое имеет более 750 000 разновидностей и является одним из самых многочисленных на Земле. (Мухи.) 36. Почему весной охота строго запрещена? (Потому что весной у животных появляются детены- ши.)
География
1. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Се- верном полюсе, а пингвин - на Южном.) 2. Самая плодородная почва. (Чернозем.) 3. Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)
4. Назовите город и реку, которые имеют одно и то же название. (Москва, Орел.) 5. Назови географические объекты, названные в честь знаменитых путешественников? (Магелла- нов пролив, город Хабаровск, остров Тасмания.) 6. В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.) 7. В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.) 8. Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.) 9. Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.) 10. Какой полуостров жалуется на свою малую величину? (Ямал.) 11. Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.) 12. Какое время года в Южной Америке и в Австралии в июле? (Зима.) 13. Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антаркти- да.) 12. Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии.) 13. Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.) 14. Родина футбола и баскетбола. (Англия.) 15. Самая длинная река в мире. (Нил.) 16. Какой город в России называют Северной Венецией, так как он, подобно итальянскому городу Венеция, находится на нескольких десятках островов? (Санкт-Петербург.) 17. Однажды на один из городов США полился необычный дождь: с неба сыпались камешки, водо- росли и даже лягушки! Какое природное явление предшествовало такому «дождику»? (Смерч.) 18. Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А зна- ешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.) 19. Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? (На Южном полюсе.) 20. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия.) 21. Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.) 22. Этим словом мы называем и спортивный комплекс для занятий плаванием, и часть земной по- верхности, с которой по ручьям и рекам собирается вода в больший водоем (озеро или реку). Что это за слово? (Бассейн.)
Ведущий
: Умницы! Оказывается, так много знаете о нашей планете. Действительно, она огромна и безумно красива. Нет такого уголка на Земле, который не вызывал бы у нас восхищения. Но над на- шей планетой нависла угроза. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид жи- вотных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.5 миллионов тонн вредных газов ежегодно выбрасываются в атмосферу земли. В воды миро- вого океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.
Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком! В природе нет ничего лишнего. Природа – сама гармония. Мы не имеем право что-то изменять в ней. Есть такая наука – экология. Кто знает, что она изучает? ( Ведущий ждет ответа от учеников) Да, экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
Третий конкурс «Дай советы»
. В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ». Как вы думаете, что это за советы? Примерные ответы учащихся. 1. Не разводи костров в сухую погоду. 2. Не руби в лесу деревьев. 3. Не разоряй муравейники. 4. Не пугай птиц , не разоряй гнезд. 5. Не бери в лесу животных. 6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми. 7. Не рви лесные и полевые цветы. 8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов. 9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.
Ведущий:
SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! шепчут человеку леса. Пощади! вторит Земля , ты вы- рубаешь деревья, это лишает меня влаги, я иссыхаю… Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
Четвёртый конкурс "

SОS "

1 тур. "Встреча с Красной книгой"
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1966 г.) 2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земно- водные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения"). 3. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них усло- вия.) 4. Когда была издана Красная книга Белгородской области? (в 2005 г.) 5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу Белгородской области?
2 тур. "Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убе- жать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. По- следняя птица погибла в 1681 году. (Дронт) 2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
3 тур. "Праздник «День Земли»"
1. Назовите два основных периода проведения Международных Дней Земли? (21 марта и 22 апре- ля). 2. Когда и кем впервые был учреждён этот праздник? (21 марта 1971 г. Генеральным секретарём ООН У Таном). 3. В каком государстве впервые появился Колокол Мира? (Японии). 4.Когда в России впервые была проведена акция «Колокол Мира в День Земли»? (в 1998 г). 5. Какими мероприятиями отмечают этот праздник? (Проводят экологические акции, принимают участие в озеленении дворов и улиц) ( Подведение результатов конкурса, награждение победителей).
Ведущий
(читает стихотворение Е. Шкловского «Ты береги нас»). Смотрю на глобус – шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги». В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги». Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек. В тебя мы верим - не солги, Ты береги нас, береги». Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу...» Вот на этой ноте я хочу закончить наш мероприятие.
Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето. Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с. 2. В. В. Парин, Ф. П. Космолинский, Б. А. Душков « Наша Земля» (издание 2-е, переработанное и дополненное), М.: «Просвещение», 1975, 223 стр. 3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2001. – 128 с. 4. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Вол- гоград: Учитель, 2007. – 139 с. 5. Новрузов З.Н. Природа не прощает ошибок. М., 1998.


В раздел образования