Автор: Старостина Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель клинических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СПО "Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Открытый урок с элементами деловой игры
Тема: Актуальные вопросы сахарного диабета . Роль медицинского сестры в оказания неотложной помощи при гипергликемической коме
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский медико-социальный колледж»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
с элементами деловой игры
Тема: «Актуальные вопросы сахарного диабета .
Роль медицинского сестры в оказания неотложной
помощи при гипергликемической коме».
ПМ 02. «
УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ
ПРОЦЕССАХ
»
МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
060501
Сестринское дело
Самара 2015
Пояснительная записка.
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое
применение в учебном процессе.
Моделирование профессиональной деятельности, активное решении студентами
конкретных клинических ситуаций позволяет продемонстрировать знания и умения,
приобретенные на теоретических и практических занятиях.
Особенное большое значение игровой метод обучения имеет в эндокринологии, где часто
возникают ситуации, требующие быстрых, четких, умелых действий, где промедление в
несколько минут может привести к тяжелейшим последствиям.
Отработка навыков оказания помощи при коматозных состояниях сначала в кабинете
доклинической практики, а затем закрепление знаний и умений в палате интенсивной
терапии стационара или отделении реанимации позволяет повысить уровень
профессиональной подготовки выпускников .
В ходе деловой игры студенты не только отрабатывают технику манипуляций, но
учатся общению с родственниками больного ребёнка, самим ребёнком, после постигают
на практике деонтологические аспекты взаимоотношений персонала, что является
важным воспитательным моментом.
Выбор темы « Сахарный диабет » для деловой игры обусловлен тем, что во всём мире
в последнее время растёт заболеваемость сахарным диабетом как среди взрослого
населения, так и среди детей. У людей в молодом возрасте чаще всего встречаются
впервые выявленный сахарный диабет и они как правило поступают в стационар в
прекоматозном или коматозном состоянии
Однако, организация учебного процесса даже при 6 часовых практических занятиях не
всегда позволяет студентам проследить в стационаре выведение пациента из
прекоматозного и коматозного состояния Отрывочные же наблюдения за тем или иным
периодом оказание помощи затрудняют восприятие процесса оказания помощи как
единого процесса от начало до конца и, следовательно,
не способствуют выработке у
студентов стойкой, стройной, последовательной системы оказания помощи. По той же
самой причине студенты не могут анализировать ошибки, допущенные на предыдущих
этапах лечения и их последствии.
Актуализация темы.
Сахарный диабет относится к наиболее распространённой эндокринной патологии
детского возраста. Поэтому каждая медицинская сестра должна уметь своевременно
распознать это заболевание, уметь выявлять клинические признаки коматозных
состояний и оказывать помощь, владеть методикой экспресс диагностики, знать
основные правила хранения и ведения инсулина
Уметь обучить больного и его родственников самостоятельному введению инсулина
1.
Организаторы: ЦМК № 2 специальных дисциплин.
2. Ведущий: преподаватель Ф.И.О. Старостина Т.Б.
2.
Список участников:
№ группы
Ф. И. студентов
310
Аветисян.А.
310
Аляжина. А.
310
Балаева .Д .
310
Лашина.Т.
310
Миронова. И.
310
Наследова.Э.
310
Митрюкова К.
310
Козелкова З.
310
Феткулова.Л.
310
Щеглова.М.
3.
Место проведения: СМСК, кабинет «Терапия с доклинической практикой» Дата
проведения 26.02.2015
4.
Форма работы на уроке: групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная
5.
Тип
урока:
изучение
и
первичное
закрепление
знаний;
обобщение
и
систематизация
знаний;
применение
полученных
знаний
в
решении
ситуационных задач.
6.Вид урока : открытый урок с элементами деловой игры
7.Цели и задачи урока:
-образовательная: научить студентов:
Знать Сахарный
диабет
1
и
2
типа
у
детей,
взрослых,
пациентов
пожилого
и
старческого возраста: причины, факторы риска, клинические проявления, возможные
осложнения, лечение и профилактика причины развития комы, основные симптомы
коматозных состояний, тактике ведения больных в коматозном состоянии, оказании
неотложной помощи, научить применять полученные знания, закрепить полученные
знания, создать условия для усвоения и т.д.
Уметь
Выполнение назначений врача и обучение пациента и семьи (подготовка к
обследованиям,
медикаментозная
терапия).
Особенности
оказания
сестринской
помощи
в
стационарных
и
поликлинических
условиях выявить
наиболее
информативные признаки; оказать неотложную помощь; выбрать правильную тактику
ведения коматозных больных,
быстро принимать решения и находить адекватные
средства в соответствии со стандартом оказания первой медицинской помощи;
-развивающая:
продолжить формирование у студентов логического мышления,
умения слушать, обобщать, выделять главное,
умение систематизировать полученные данные
вести дискуссию (проводить опрос родственников), слушать и слышать
собеседника
анализировать информацию,делать выводы
обогатить словарный запас, развивать познавательную активность
- воспитательная:
продолжить формирование у студентов навыков самостоятельной работы,
чувства ответственности, взаимопонимания, умения работать в группе,
уверенности в себе,
воспитывать умение работать индивидуально и в команде;
культуры общения.
6.
Средства обучения:
Мультимедийные презентации
схемы
ситуационные задачи
таблицы
9..Оснащкние занятия
функциональные столики,
- лотки, пинцеты, перчатки медицинские,
- лекарственные средства, аннотации к лекарствам.
- валики,
- стерильные марлевые салфетки,
- стерильные ватные шарики, лейкопластырь,
- фантом ягодицы,
- фантом руки,
–
лекарственные средства и другие вещества
–
глюкометр
–
тонометры
–
фонендоскопы
Литература:1.Давлицарова
К.Е.
Основы
ухода
за
больными.
Первая
медицинская помощь. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2004. – 368
с.
2.Котельников Г.П. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учеб.
Пособие/ Под ред. Котельникова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 698 с.
3.Лычев
В.Г.
Основы
сестринского
дела
в
терапии:
пособие
для
студентов
факультета
высшего
сестринского
образования
медицинских
университетов/
4.В.Г. Лычев, В.К. Карманов, - Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 507 с. –
(Медицина).
5.Милькаманович В.К. Терапия: учеб пособие / В.К. Милькаманович. – 2-е изд.-
Мн.: Выш. Шк., 2005. – 608 с.
6.Маколкин
В.И.
Внутренние
болезни.
Тесты
и
ситуацинные
задачи:
учеб.
7.Пособие
для
студентов
учреждений
высш.
Проф.
Образования/
В.И.
Маколкин, В.А. Сулимов, С.И. Овчаренко, Н.С. Морозова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2012. – 304 с.: ил.
7.
План проведения открытого урока
(представляется в виде таблицы с хронометражем)
План проведения урока
№
этапа
Название этапа
Содержание этапа
Цель работы
Время
1.
Организационный
Контроль формы одежды. Отметка
отсутствующих.
Выявить
отсутствующих
3 мин
2.
Вступительное слово
ведущего
преподавателя
Сообщение темы и целей занятия,
актуальности темы в практической
деятельности медицинского
работника.
Мобилизация
внимания.
Активизация
мыслительной
деятельности
студентов.
7 мин
3.
Изучение и
систематизация
материала по теме:
«Актуальность
вопросы при
сахарном диабете.
Роль медицинской
сестры в оказании
неотложной помощи
при
гипергликемической
коме.»
Студенты выступают с докладами,
сопровождаемыми мультимедийными
презентациями;
«Классификация СД» -
Аляжина. А
.
«Этиология и патогенез СД»
Балаева .Д
.
-«Особенности течения СД1типа и 2
типа» - ст
Лашина.Т
.
.
-«Осложнения сахарного диабета:
- гипергликемическая кома
– Миронова. И
.- гиперосмолярная кома.» – ст.
Наследова.Э
.
- «Роль мс в профилактике
осложнений» - ст. Щеглова.М
.
.
Организация
познавательной
работы студентов,
планирование
индивидуальной
деятельности,
умение
пользоваться
визуальной
информацией и
техническими
средствами.
35 мин
4.
Закрепление
полученных знаний
Студентам предлагаются задания в
тестовой форме
Оценить знания
учебной аудитории,
степень усвоения
полученной
информации.
15 мин
5.
Решение
практического
задания путем
моделирования
ситуации
Студентам предлагается ситуационная
задача, выполнение которой должно
быть представлена, как деловая игра
Закрепить
полученные
знания, путем
решения
ситуационного
задания и
моделирования
ситуации
6.
Заключительное
слово ведущих
преподавателей
Подведение итогов урока, анализ
устных выступлений и результатов
контроля
Оценить степень
усвоения нового
материала,
отработки навыков
практической
деятельности.
5 мин
Задания в тестовой форме
Выбрать один правильный ответ
1. Кома – это:
а) Значительная степень торможения ЦНС
б) Значительная степень возбуждения ЦНС
в) Значительная степень угнетения сердечнососудистой деятельности.
г) Значительная степень угнетения дыхательной системы
2. Кома является:
а) Осложнением заболевания
б) Обострением заболевания
в) Рецидивом болезни
г) Самостоятельным заболеванием
3. Какие из перечисленных факторов могут привести к коме:
а) ЧМТ
б) Сахарный диабет
в) Эпилепсия
г) Всё перечисленное верно.
Выбрать два правильных ответа
4. К токсическим комам относятся:
А) Гипотиреоидная
Б) Печеночная
В)Уремическая
Г) травматическая
Выбрать один правильный ответ
5. Быстрое развитие комы характерно для:
А) печеночной комы
Б) гипогликемической комы
В) уремической комы
Г) наркотической
6. К неврологическим комам относятся:
А) гипоксическая
Б) апоплектичекая
В) алкогольная
Г) кетоацидотическая
7. Медленное развитие комы на фоне диареи и рвоты характерно для:
А) Гипогликемической комы
Б) Хлоргидропенической (гипонатриемической)
В) Эпилептической
Г) барбитуровой
8. Быстрое развитие комы у больного с высоким АД, сопровождающееся гиперемией
лица, односторонним гемипарезом, характерно для:
А)геморрагического инсульта
Б) ишемического инсульта
В)менингита
Г) Энцефалита
9. Причинами возникновения гипергликемической комы являются:
а) передозировка диабетона.
б) пропущенная инъекция инсулина.
в) голодание
г) Большие физические нагрузки.
10.Какие проявления характерны для гипогликемической комы:
а) сухой язык.
б) шумное дыхание
в) обильное потоотделение
г) Запах ацетона
11.Причиной возникновения гипогликемической комы является:
а) избыточный приём углеводов
б) малоподвижный образ жизни
в) недостаточная доза инсулина
г) Передозировка инсулина.
12.Диагностическим критерием гипогликемической комы является:
а) гликемия 20 Ммоль/л
б) повышенное содержание молочной кислоты
в) быстрый эффект от введения глюкозы
г) Быстрый эффект от введения инсулина
13.Для оказания неотложной помощи при кетоацидотической коме требуется введение:
а) 5% раствора глюкозы
б) 40% раствора глюкозы
в) 1% раствора морфина
г) 18-20 ЕД короткого инсулина
14.Характерный запах изо рта при гипергликемической коме:
а) алкоголя
б) ацетона
в) аммиака
г) отсутствие запаха
15. При токсических комах проводят:
А) промывание желудка;
Б) дезинтоксикационную терапию;
В) анализ содержимого желудка;
Г) все перечисленное верно .
Эталоны ответов
1.А
2. А
3. Г
4. Б,В
5. Б
6. Б
7. Б
8. Б
9. Б
10. В
11. Г
12. В
13. Б
14. Б
15. Г
Сценарий деловой игры.
Медицинские сестры приёмного покоя принимают
пациента, заполняют врачебную и сестринскую историю болезни, выполняют
зависимые действия медсестры (см. эталон ответа) и транспортируют в палату
интенсивной терапии, где установлен индивидуальный пост.
Медицинская сестра индивидуального поста укладывает пациента, измеряет А/Д,
проводит подсчёт пульса, дыхания, ведёт лист интенсивной терапии, по назначению
врача вводит инсулин в/м.
Процедурная медицинская сестра выполняет: забор крови на биохимическое
исследование и ставит капельницу, ведёт лист интенсивной терапии и документацию.
Критерии оценки.
Каждое задание оценивается максимально в десять баллов.
За каждую допущенную ошибку снимается один балл.
Если при выполнении практического навыка было нарушение асептики и антисептики,
практическое задание не засчитывается, т.е. студент получает ноль баллов.
Эталон ответов
Оказание помощи пациенту в условиях стационара.
Задание №1 (для медицинской сестры приёмного покоя).
На приёмный покой поступает пациент с диагнозом: сахарный диабет, впервые
выявленный, состояние прекомы.
Эталон ответа:
1. Вызвать врача
2. Уложить пациента на кушетку в устойчивом боковом положении.
3. Приготовить всё для промывания желудка и высокого орошения кишечника.
4. Провести высокое орошение кишечника и промывание желудка по стандарту
5. Заполнить лицевую часть врачебной истории болезни.
6. Провести все необходимые анализы (по стандарту ).
7. Ввести в/в струйно 200 мл. изотонического раствора натрия хлорида
(по стандарту ).
Задание №2 (для медицинской сестры поста интенсивной терапии). Поступает
пациент с диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный, состояние прекомы.
Эталон ответа:
1. Физическое исследование (по стандарту ).
2. Выявление проблем пациента.
3. Составление плана сестринских вмешательств:
- укладывание пациента в постель
- подсчёт пульса, измерение А/Д
- Уход за кожей и слизистыми оболочками.
- Учёт диуреза
- Ведение листа интенсивной терапии.
- Введение инсулина п/к (по стандарту )
Задание № 3 (для процедурной медицинской сестры).
В отделение поступил пациент с диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный,
состояние прекомы.
Эталон ответа:
1. Забор крови из вены для биохимического исследования.
2. Подключить капельницу.
3. Провести инъекцию инсулина
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое
применение в учебном процессе.
Моделирование профессиональной деятельности, активное решении студентами
конкретных клинических ситуаций позволяет продемонстрировать знания и умения,
приобретенные на теоретических и практических занятиях.
Особенное большое значение игровой метод обучения имеет в эндокринологии, где часто
возникают ситуации, требующие быстрых, четких, умелых действий, где промедление в
несколько минут может привести к тяжелейшим последствиям.
Отработка навыков оказания помощи при коматозных состояниях сначала в кабинете
доклинической практики, а затем закрепление знаний и умений в палате интенсивной
терапии стационара или отделении реанимации позволяет повысить уровень
профессиональной подготовки выпускников .
В ходе деловой игры студенты не только отрабатывают технику манипуляций, но
учатся общению с родственниками больного ребёнка, самим ребёнком, после постигают
на практике деонтологические аспекты взаимоотношений персонала, что является
важным воспитательным моментом.
Выбор темы « Сахарный диабет » для деловой игры обусловлен тем, что во всём мире
в последнее время растёт заболеваемость сахарным диабетом как среди взрослого
населения, так и среди детей. У людей в молодом возрасте чаще всего встречаются
впервые выявленный сахарный диабет и они как правило поступают в стационар в
прекоматозном или коматозном состоянии
Однако, организация учебного процесса даже при 6 часовых практических занятиях не
всегда позволяет студентам проследить в стационаре выведение пациента из
прекоматозного и коматозного состояния Отрывочные же наблюдения за тем или иным
периодом оказание помощи затрудняют восприятие процесса оказания помощи как
единого процесса от начало до конца и, следовательно,
не способствуют выработке у
студентов стойкой, стройной, последовательной системы оказания помощи. По той же
самой причине студенты не могут анализировать ошибки, допущенные на предыдущих
этапах лечения и их последствии.
КЕРЧЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. Г. ПЕТРОВОЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«САХАРНЫЙ ДИАБЕТ.
ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА У
ДЕТЕЙ»
Преподаватель педиатрии Иванько Г.В.
Рассмотрено предметной педиатрической цикловой комиссией
Протокол №_5___________
от
«__17 декабря___»__2011 _______________
Председатель цикловой комиссии
__________________________ Ефанова С.А.
I Актуализация темы.
Сахарный диабет относится к наиболее распространённой эндокринной патологии
детского возраста. Поэтому каждая медицинская сестра должна уметь своевременно
распознать это заболевание, уметь выявлять клинические признаки коматозных
состояний и оказывать помощь, владеть методикой экспресс диагностики, знать
основные правила хранения и ведения инсулина
Уметь обучить больного и его родственников самостоятельному введению инсулина
ІІ. Учебные цели.
Учебные цели.
Уровни усвоения
1. Уметь: - собирать информацию;
- проводить физическое исследование ребёнка;
- анализировать полученную информацию;
- выявлять проблемы ребёнка;
- заполнять сестринскую историю болезни;
- составлять план сестринских вмешательств;
аШ
2. Осуществлять мотивированный уход при данной патологии.
аШ
3. Оказывать доврачебную помощь при гипергликемической коме.
аШ
ІІІ. Воспитательные цели.
1. Прививать любовь к избранной профессии.
2. Воспитывать чувство ответственности при выполнении зависимых и независимых действий
медсестры.
3. Овладеть этическими и деонтологическими принципами общения с медицинским персоналом и
родственниками больного ребёнка
IV Межпредметное интегрирование.
Дисциплины
Знать
Уметь
I Предшествующие.
1. Анатомия и физиология с основами
патологии.
АФО особенности эндокринной системы, сердечно-сосудистой,
пищеварительных систем. Кровь, ее свойства. АФО нервной системы
Подсчитывать пульс, дыхание, измерять А/Д, проводить пальпацию органов
брюшной полости, определять группы крови, оценивать степень нарушения
сознания.
2. Фармакология с
медицинской
терминологией и
рецептурой.
«Гормональные
препараты.»
Принципы действия, формы выпуска, способы введения, правила хранения.
Выписывать рецепты.
3. Гигиена. «Гигиена питания».
Диетические столы.
Составлять порционник, назначать питание соответственно тяжести.
4. Сестринское дело.
«способы
применения
лекарственных
веществ»
«организация ухода при заболеваниях эндокринной системы».
Правила выполнения инъекций, знать методику парентерального введения
лекарственных веществ
Уметь проводить в/в, в/м и п/к инъекции.
Подключать капельницу, вводить инсулин, промывать желудок, проводить
высокое орошение
кишечника Выявлять проблемы ребёнка, составлять
план сестринских
вмешательств.
5. Основы общей и
медицинской
психологии.
«Психологические
особенности
больных.»
«Основные вопросы деонтологии.»
Вопросы этики и деонтологии при работе с больным ребёнком и его
родственниками в каждом конкретном случае.
Вырабатывать тактику поведения с учётом психического состояния ребёнка
и его родственников.
ІІ. Обеспечиваемые.
1. Медсестринство в реанимации. «Комы».
Знать информацию,
позволяющую
заподозрить
гипергликемическую
кому.
Уметь проводить независимые действия м/с на догоспитальном этапе.
2. Медсестринство в терапии.
«Сахарный диабет».
Знать информацию, позволяющую заподозрить сахарный диабет и кому.
Уметь оказывать доврачебную помощь, выявлять проблемы. Составлять
план сестринских вмешательств.
V. Материальное оснащение.
Документация.
Предметы ухода
Медицинский инструментарий.
1.Индивидуальная карта развития р-ка.
1. Подкладной круг.
1. Зонд для промывания, катетеры, пробирки
2. Сестринская
история болезни.
2. Белье.
2. Иглы, шприцы для в/к, п/к, в/в, в/м введения.
3. План сестринских
вмешательств.
3. Клизмы.
3. Капельницы, капельница-дозатор.
4. История болезни (врачебная).
4. Ведро.
4. Биксы, пинцеты, лотки.
5. Лист интесивн ой
терапии.
5. Таз.
5. Банки с дез. раствором.
6. Бланки-направления
6. Банки для сбора мочи.
6. Стерильный материал, тесты.
7. Памятки.
7. Фартук клеёнчатый.
7. Медикаменты.
VI Действующие лица:
Мать ребёнка 5 лет.
Участковая медицинская сестра
Стажёр-медицинская сестра
Медицинские сестры приёмного отделения-3 человека
Медицинская сестра поста интенсивной терапии.
Процедурная медицинская сестра
Сценарий деловой игры.
Медицинские сестры приёмного покоя принимают
пациента, заполняют врачебную и сестринскую историю болезни,
выполняют зависимые действия медсестры (см. эталон ответа) и
транспортируют в палату интенсивной терапии, где установлен
индивидуальный пост.
Медицинская сестра индивидуального поста укладывает ребёнка,
измеряет А/Д, проводит подсчёт пульса, дыхания, ведёт лист интенсивной
терапии, по назначению врача вводит инсулин в/м.
Процедурная медицинская сестра выполняет: забор крови на
биохимическое исследование и ставит капельницу, ведёт лист интенсивной
терапии и документацию.
Критерии оценки.
Каждое задание оценивается максимально в десять баллов.
За каждую допущенную ошибку снимается один балл.
Бели при выполнении практического навыка было нарушение асептики и
антисептики, практическое задание не засчитывается, т.е. студент получает
ноль баллов.
Эталон ответов
Оказание помощи пациенту в условиях стационара.
Задание №1 (для медицинской сестры приёмного покоя).
На приёмный покой поступает пациент с диагнозом: сахарный диабет,
впервые выявленный, состояние прекомы.
Действуйте!
1. Вызвать врача
2. Уложить пациента на кушетку в устойчивом боковом положении.
3. Приготовить всё для промывания желудка и высокого орошения
кишечника.
4. Провести высокое орошение кишечника и промывание желудка по
стандарту
5. Заполнить лицевую часть врачебной истории болезни.
6. Провести все необходимые анализы (по стандарту ).
7. Ввести в/в струйно 200 мл. изотонического раствора натрия хлорида
(по стандарту ).
Задание №2 (для медицинской сестры поста интенсивной терапии).
Поступает пациент с диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный, состояние прекомы. Действуйте!
1. Физическое исследование (по стандарту ).
2. Выявление проблем ребёнка.
3. Составление плана сестринских вмешательств:
- укладывание ребёнка в постель
- подсчёт пульса, измерение А/Д
- Уход за кожей и слизистыми оболочками.
- Учёт диуреза
- Ведение листа интенсивной терапии.
- Введение инсулина п/к (по стандарту )
Задание № 3 (для процедурной медицинской сестры).
В отделение поступил пациент с диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный,
состояние прекомы.
Действуйте!
1. Забор крови из вены для биохимического исследования.
2. Подключить капельницу.
3. Провести инъекцию инсулина
VII Организационная структура деловой игры. «Сахарный
диабет у детей».
N/N
Этапы деловой игры
Учебные цели в уровнях усвоения
Методы контроля и обучения.
Материалы
методического
обеспечения:
контроля
наглядности,
ТСО,
инструкции, т.п.
Время в мин.
Или % от общего времени занятия.
І
Организация деловой игры.
аШ
П.
Постановка учебных целей и их мотивация.
аШ
Ш.
Распределение ролей.
аШ
IV.
Основной этап.
Достационарная помощь при гипергликемической коме.
1.
Составление легенды заболевания.
аШ
Нетиповая задача
Задание №1
2.
Проведение физического исследование ребёнка
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Задание №2,
тонометр,
фонендоскоп.
3.
Выявление проблем ребёнка
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Сестринская
история
болезни.
4.
Составление плана
сестринских
вмешательств.
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Задание №2, план
сестринских вмешательств.
5.
Сбор материала для лабораторных методов исследования.
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Бланк
направления, тесты для определения сахара и ацетона в моче.
6.
Решение психологических проблем матери.
аШ
Беседа, Профессион альный тренинг.
Задание №4.
Стационарная помощь при гипергликемической коме
7.
Независимые и зависимые действия м/с приёмного покоя при
гипергликемической коме у детей.
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Задание №4.
Истории
болезни, планы
сестринских
вмешательств,
зонд для
промывания.
шприцы, иглы, медикаменты.
8.
Организация ухода за больным ребёнком при гипергликемической коме в условиях стационара.
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Задание №5. Предметы ухода, лист интенсивной терапии, шприцы, иглы.
9.
Зависимые действия м/с при
гипергликемической коме.
аШ
Профессион
альный
тренинг.
Задание №6. Капельницы, шприцы, иглы, пробирки.
Приложение №1
Эталоны ответов
№
п/п
Задание.
Эталон ответа
1.
Задание №1 (для матери больного ребёнка).
У вашего ребёнка впервые выявленный сахарный диабет, состояние прекомы.
Составьте легенды заболевания!
Легенда
Ольга Васильевна! (обращение к участковой медицинской сестре)
Я прошу Вас осмотреть моего Ванюшку. Я замучилась с ним. Месяц назад перенёс «свинку». После
этого у него начались фурункулы. Я его сама лечила, прикладывала ихтиоловую мазь, мазь
Вишневского. Но они не проходят. Похудел сильно, хотя до последнего времени ел очень хорошо.
Последнюю неделю очень много пьёт и много мочится и даже ночью приходится поднимать его.
Если вовремя не подниму, описается. Уже два дня какой-то вялый, тяжело и шумно дышит.
Посмотрите, какой у него язык тёмно-красный, сухой, сам бледный, а щёки красные. И залах изо рта
непонятный, напоминает залах гнилых яблок. Я хотела отвести его к врачу, но он сегодня вырван и
жалуется, что живот болит. Я даже не знаю, к какому врачу его вести и что мне делать с ним.
2.
Задание №2 (для медицинской сестры участка).
Вы - участковая медицинская сестра. Пришли вместе со стажёром к ребёнку 5 лет Иванову Ивану
пригласить его в прививочный кабинет для проведения реакции Манту. Мать считает, что ребёнок
болен и просит осмотреть его.
1. Выслушать мать.
2. Осмотреть ребёнка
3. Поставить врачебный диагноз.
4. Заполнить сестринскую историю болезни.
5. Составить план сестринских вмешательств.
1. Провести физическое исследование ребёнка (по стандарту ).
2. Диагноз: сахарный диабет
Состояние прекомы.
3. Сестринская история болезни (прилагается).
4. План сестринских вмешательств:
- вызвать машину скорой помощи.
- уложить в устойчивом боковом положении.
- отменить кормление ребёнка
Водно-чайная пауза: щелочная минеральная вода, 2% раствор соды, оралит или регидрон по 1
ст.л. каждые 10-15 мин.
- подсчёт пульса, дыхания, измерение А/Д
- сбор мочи, для определения в моче сахара и ацетона методом тестов (по стандарту).
3.
Задание №3 (для стажёра медицинской сестры).
У ребёнка сахарный диабет, состояние прекомы
Проведите необходимые лабораторные исследования на догоспитальном этапе!
Подсчитать пульс, А/Д, ЧДД
1. Собрать мочу (по стандарту)
2. Определить в моче наличие сахара и ацетона методом теста (по стандарту)
3. Подсчитать пульс, А/Д, ЧДД. (по стандартам)
4.
Задание № 1 (для участковой
медицинской сестры)
Решите психологические проблемы
матери.
Беседа медицинской сестры с матерью.
Успокойтесь! Я думаю, что ухудшение состояния у ребёнка связано с заболеванием сахарным
диабетом. Необходимо госпитализировать ребёнка в стационар для обследования и лечения. В
стационаре ему окажут помощь в полном объёме, и он вновь будет здоровым. Если вы будете чётко
выполнять все предписания врача, ребёнок будет расти и развиваться нормально.
Оказание помощи пациенту в условиях стационара.
5.
Задание №12(для медицинской сестры приёмного покоя).
На приёмный покой поступает пациент с диагнозом: сахарный диабет, впервые выявленный,
состояние прекомы.
Действуйте!
1. Вызвать врача
2. Уложить пациента на кушетку в устойчивом боковом положении.
3. Приготовить всё для промывания желудка и высокого орошения кишечника.
4. Провести высокое орошение кишечника и промывание желудка по стандарту
5. Заполнить лицевую часть врачебной истории болезни.
6. Провести все необходимые анализы (по стандарту ).
7. Ввести в/в струйно 200 мл. изотонического раствора натрия хлорида
(по стандарту ).
6.
Задание №2 (для медицинской сестры поста интенсивной терапии). Поступает ребёнок 5 лет с
диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный, состояние прекомы. Действуйте!
1. Физическое исследование (по стандарту ).
2. Выявление проблем ребёнка.
3. Составление плана сестринских вмешательств:
- укладывание ребёнка в постель
- подсчёт пульса, измерение А/Д
- Уход за кожей и слизистыми оболочками.
- Учёт диуреза
- Ведение листа интенсивной терапии.
- Введение инсулина п/к (по стандарту )
.
7.
Задание № 3 (для процедурной медицинской сестры).
В отделение поступил ребёнок 5 лет с диагнозом:
сахарный диабет, впервые выявленный,
состояние прекомы.
Действуйте!
1. Забор крови из вены для биохимического исследования.
2. Подключить капельницу.
3. Провести инъекцию инсулина
Использованная литература.
1. Методические основы подготовки и проведения учебных занятий
в медицинских вузах. В.Е. Милерян.
2. Довідник с медичної допомоги на догоспітальному етапі. Зозуля
Г.Е.
3. Учебник "Педиатрия" Ежова ПС.
4. Общий уход за детьми. Мазурин А.В.