Напоминание

"Воспитание сегодня, а не завтра"


Автор: Сашина Галина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Кошки сп детский сад "Ласточка"
Населённый пункт: село Кошки,Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание сегодня, а не завтра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание сегодня, а не завтра»

Сашина Галина Викторовна, с.Кошки, ГБОУ СОШ с.Кошки СП д/с «Ласточка»

муниципального района Кошкинский Самарской области, старший воспитатель.

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли

весьма

значительные события, требующие переосмысления многих позиций. Так, согласно

Федеральному

закону

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

дошкольное

образование стало первым уровнем в образовательной системе. В соответствии с

требованиями

ФГОС дошкольного образования

главной задачей стоит развитие

личности

ребёнка.

В

последние

годы

идёт

переосмысление

сущности

патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности

приобретает

всё

большее

общественное

значение,

становится

задачей

государственной важности. С чего же начинать? Бесспорно, с ознакомления ребёнка

с малой родиной. Ребенок должен знать свою малую родину, культуру своего народа,

традиции. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие

впечатления

ещё

не

осознанны

им

глубоко,

но,

пропущенные

через

детское

восприятие,

они

играют

огромную

роль,

в

становлении

личности

патриота.

О

важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на

которой живёшь. Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя

дома». Важно донести до ребёнка, что

родное село славится своей историей,

традициями,

достопримечательностями,

знаменитыми

людьми.

В

своих

педагогических

трудах

В.А

Сухомлинский

говорил

о

том,

что

детство

каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так,

чтобы

в

этом

было

познание

человека

и

Родины,

величия,

красоты

и

глубины

окружающего.

Основополагающим

этапом

необходимо

считать

накопление

социального опыта дошкольниками о жизни в своём родном селе, поведенческих

норм и правил, знакомство с культурой. В народе говорят: «Что посеешь, то и

пожнёшь». Дети растут быстро. Но не успеешь оглянуться, как твой воспитанник

уже взрослый. Какой он? Может быть, что-то доброе вынес из детства? А может

что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить

нельзя!…Воспитание сегодня, а не завтра! Воспитание

зависит от тех основ,

которые мы, взрослые, педагоги и родители, заложим в сознание и сердца детей. Это

опыт человечества, и не просто этикет и хорошие манеры, это понятия глубинные,

прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями,

чувствами.

Николай

Заболоцкий

писал:«…что

есть

красота.

И

почему

её

обожествляют

люди?

Сосуд

она,

в

котором

пустота,

или

огонь,

мерцающий

в

сосуде?» И как бы из глубины времён Николай Добролюбов отвечает: «Красота

заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том

жизненном смысле, который в нём заключается». Для решения этой важной задачи в

дошкольном

учреждении

ведётся

целенаправленная

и

систематическая

работа

с

детьми дошкольного возраста. Ежегодно, составляя годовой план, я как старший

воспитатель,

планирую

мероприятия,

на

развитие

личности

ребенка

в

области

социально

коммуникативного

развития,

познавательного

развития,

речевого

развития,

художественно

эстетического

развития,

физического

развития,

направленные

на

нравственно

патриотическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста.

Кроме

проводимой

работы

педагогов

с

детьми

в

организованной

образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого с детьми, во

взаимодействии с семьёй, социумом, в особенности, проводятся встречи детей с

местными знаменитыми людьми родного села Кошки. И это очень важная работа с

дошкольниками! Для этого я разработала долгосрочный проект ДОУ «Знаменитые

земляки», участниками которого являются дети подготовительной к школе группы,

воспитатели, старший воспитатель, родители. Цель: воспитание интереса и любви к

Родине на основе ознакомления детей со знаменитыми людьми родного села Кошки;

формирование у детей старшего дошкольного возраста целостных представлений о

социальной и окружающей среде родного края и месте человека в ней; гармоничное

проявление патриотических чувств и культуры, любви к малой Родине.

Задачи:

обеспечить

преемственность

поколений,

организовывать

встречи

детей

дошкольного возраста

со знаменитыми людьми, земляками родного села Кошки;

развивать у детей чувство гордости

за

труд и достижения знаменитых людей –

земляков, участников и ветеранов ВОВ; воспитывать уважение к труду и подвигам

земляков, желание быть похожими на них,

формировать чувства

уважения

к

защитникам Родины; расширять знания детей о мужестве воинов и юных героев в

годы Великой Отечественной войны. Основные этапы проекта: подготовительный,

практический, обобщающий.

В целях реализации проекта было проведено много

встреч детей со знаменитыми людьми села Кошки, которые дали положительные

результаты в развитии личности ребёнка, в соответствии с целевыми ориентирами

дошкольного образования.

Начался проект в год 70-летия Дня Победы, когда дети подготовительной к школе

группы, воспитатель группы, родители и старший воспитатель посетили на дому

ветеранов войны – семью Ананко Александра Иосифовича и Антонины Сергеевны,

которые проживают на станции Погрузная (это 2 км. от с.Кошки). Картина встречи

была

неописуемая.

Дети,

затаив

дыхание,

слушали

тихие

интересные

рассказы

ветеранов об их жизни в те далёкие годы страшной войны, все вместе пили чай,

затем дети показали концерт: пели песни, читали стихотворения, танцевали танец. А

затем, потихоньку забирались на колени к нашим дорогим

героям, внимательно

рассматривали их и осторожно трогали медали, обнимали обоих, и даже начинали

спорить,

кто

будет

сидеть

рядом

с

ними.

У

воспитателей

и

родителей

наворачивались слёзы на глазах, видя такую трогательную картину. Хочется сказать,

что

мы

успели!

Мы

видели

глаза

детей,

когда

они

воочию

общались

с

этими

дорогими людьми! Трогали их, любили! Какой интерес дети

проявляли, и им не

хотелось расставаться и уходить. Я говорю, что успели…потому что в этом году их

обоих не стало (а они - мои родители). После встречи был оформлен фотоальбом, а

информация о ветеранах войны занесена в «Книгу Памяти», которую мы создали в

ДОУ. Кроме этого, ежегодно организовываем встречи с ветеранами и участниками

войны

приглашая

их

в

детский

сад

на

праздник

«День

Победы»,

слушаем

их

рассказы ,показываем концерты, дарим подарки.

В 2015 году, в год Литературы мы организовали встречу со знаменитым местным

поэтом села Кошки - И.Ф Акулиничевым. Пригласили его на конкурс «Читающая

семья», в которой приняли участие 3 семьи.

Вначале конкурса Иван Фёдорович

рассказал

о

своей

литературной

деятельности,

показал

напечатанные

сборники,

почитал свои

стихотворения о красоте Кошкинской природы, а затем, любуясь

маленькими

дошколятами,

судил

в

качестве

председателя

жюри

и

слушал

свои

стихотворения,

которые выучили дети подготовительной к школе группы. После

конкурса

дети

окружали

поэта,

всматривались

в

его

глаза,

не

хотелось

с

ним

расставаться.

Он

подарил

детскому

саду

сборники

стихотворений.

Педагоги

продолжают знакомить детей с творчеством местного поэта, заучивают стихи о

родной природе села. Любимым для всех детей и взрослых стало стихотворение И.Ф

Акулиничева «Село родное Кошки». В течение года дети дарят подарки и шлют

поздравления с Днём рождения, Днём Пожилого человека. В этом году мы снова

надеемся

на

встречу

с

Иваном

Фёдоровичем,

так

как

у

нас

запланированы

мероприятия с детьми по знакомству с книжной культурой.

В 2016 году состоялась встреча детей подготовительной к школе группы с местным

художником, педагогом И.Ф Субботиным. Иван Фёдорович рассказал детям о том,

как он стал художником. Затем провёл с детьми мастер – класс «В гармонии с

природой!»

В

ходе

работы

художник

показал

детям,

как

правильно

работать

акварельными красками, гуашью, кистью, как наносить фон и делать рисунок. В

перерыве дети вели диалоговую речь с Иваном Фёдоровичем. Получив ответы на

вопросы, продолжили совместную работу. После завершения работы все вместе

любовались

выполненной

работой!

Глаза

детей

были

наполнены

радостью,

удовлетворением,

восторгом!

Все

присутствующие

поблагодарили

Ивана

Фёдоровича, а он, в свою очередь, поблагодарил всех участников мастер-класса и

подарил картину со знакомым видом. Дети долго рассматривали знакомое место на

картине, но не могли определить, где это место. Иван Фёдорович подсказал, что для

всех это знакомое место, мимо этого дома мы

часто ходим на экскурсии. После

такой встречи, дети вместе с воспитателем оформили выставку детских рисунков

для

родителей.

Вечером

дети

делились

впечатлениями

о

прошедшей

встрече,

рассказывали, как у них всё получилось. Потом

ещё долго

вспоминали эту

замечательную встречу. И каждый раз в изобразительной деятельности на рисовании

дети вспоминали приёмы, которым научил их наш художник - земляк и следовали

таким же приёмам. В перспективе, в этом году запланирована

экскурсия в парк

вместе

с

И.Ф.Субботиным,

для

проведения

изобразительной

деятельности

«Рисование берёзы с натуры». Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно

получить

от

общения

с

хорошими,

добрыми,

знаменитыми

людьми!

Культура

общения,

если

она

впитана

с

детства,

становится

неотъемлемым

достоянием

человека и руководит в дальнейшем его поступками. В ходе работы над проектом

предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили знания детей в сфере

познавательного,

речевого,

художественно

эстетического

развития

путем

ознакомления дошкольников со знаменитыми людьми – земляками. Следовательно,

проведение

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

по

нравственно

патриотическому воспитанию

реализуется в рамках ООП ДО в соответствии с

целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3.Н.В Алёшина «Знакомство с родным городом и страной»\М:Перспектива, 2011

4.О.Л Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» \учебно – методическое пособие,Детство-

Пресс, 2015

5.Т.А Шорыгина «Наша Родина – Россия»\М:, ТЦ Сфера ,2013

6..М.Д Маханёва «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»\М:, АРКТИ, 2014



В раздел образования