Автор: Успенская Анжелика Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо
Населённый пункт: г. Сельцо Брянской области
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: "Экскурсия в мир музыки"
Раздел: дополнительное образование
Лекция-концерт
на тему «Экскурсия в мир музыки»
для воспитанников детского сада
Подготовила: преподаватель
фортепианного отделения ДШИ г. Сельцо
Успенская Анжелика Юрьевна
Г. Сельцо
2019г.
Лекция-концерт: «Экскурсия в мир Музыки»
Добрый день всем, кто присутствует в этом зале! Сегодня учащиеся школы
искусств пришли с концертом в ваш детский сад. Наш концерт необычный. И
называется он «Экскурсия в мир Музыки».
Вы услышите не только музыку в исполнении детей, и я расскажу вам о
музыкальных инструментах, композиторах и музыкальных произведениях.
К т о
ж е
з н а е т,
к т о
э т о
–
ко м п о з и т о р ы ?
( о т в е т ы
д е т е й ) .
Правильно!
Композиторы это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни,
изображают
звуками.
Они
сочиняют
музыку
и
записывают
её
специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в
человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие
на разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью
и красками.
Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение –
узнаём по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы
можем повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У
каждой м е л о д и и
е с т ь
с в о й
х а р а к т е р
и
н а с т р о е н и е .
Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,
д у м а т ь
с
к о м п о з и т о р о м ,
к о т о р ы й
е ё
д л я
н а с
с о ч и н и л .
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя
н а
п а р а д е
в
с к а з о ч н о м
к о р о л е в с т в е .
Н о
ч т о
з н ач и т
с л у ш а т ь
м у з ы к у ?
( О т в е т ы
д е т е й )
Это
значит
различать
её
характер,
настроение.
Настроение
у
музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
ч е л о в е к ,
м о ж е т
б ы т ь
з а д у м ч и в о й
и л и
о з о р н о й .
Будьте внимательны и слушайте.
Но, прежде чем начнём
Концерт наш музыкальный,
Я вам, мои друзья,
Одну открою тайну.
Концерт наш необычный
И не совсем привычный
Концерт наш -путешествие
В прекрасную страну
В страну, где льются звуки,
И где нет места скуке,
Где все поют, играют,
И сердце замирает!
О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое
таинственное из всех искусств.
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в
музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение
и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение
и чувства человека.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Первыми на нашем концерте выступят самые маленькие учащиеся нашей
школы. Они еще не учатся в общеобразовательной школе, а, как и вы, ходят в
детский сад.
Ступачева Есения сыграет для вас песенку танцевального характера,
которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется она «Мишка с куклой
танцуют
полечку», а сочинила эту песенку польский композитор Мария
Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?
(ответы детей).
Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы услышали, как
задорно топают и звонко хлопают, пританцовывая мишка с куклой. Музыка
весёлая и энергичная.
Следующее произведение, которое мы услышим, называется «Немецкая
песенка». Написал ее русский композитор П. И. Чайковский.
«Немецкая песенка» - это одна из песен, которые услышал композитор во
время своих путешествий. Он написал «Старинную французскую песенку»,
«Итальянскую песенку», «Немецкую песенку». В них отражаются
особенности национальной музыки этих стран. «Немецкая песенка»
напоминает звучание шарманки и похожа на старинный немецкий танец –
«Лендлер», который танцевали крестьяне с кружением и притопами в своих
деревянных башмаках.
Исполнят для нас это произведение Воснятин Самуил.
Следующие произведение, которое исполнят для нас Баценкова Анна
называется «В весеннем лесу» композитора И. Парфенова.
Давайте сначала послушаем это произведение, а потом вы поделитесь со
мной своими впечатлениями об услышанной музыке.
Ч т о
в ы
у с л ы ш а л и
в
э т о й
п ь е с е ?
( о т в е т ы
д е т е й )
Верно! В этой музыке слышны и капли дождика, и пение птиц, и легкий
в е с е н н и й
в е т е р о к .
Сторожева
Полина
исполнит
пьесу «В
цирке»
композитора
М.
Парцхаладзе.
Что
характерно
для
этой
музыки?
(ответы
детей)
В произведении слышны прыжки и ужимки клоунов, быстрые движения по
кругу,
например,
на
велосипеде,
«увидеть»
жонглирование
и
т.д.
Произведение М.И. Глинки «Жаворонок» исполнит для нас Воснятина
Софья. Это задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной
м е л о д и е й
в
ж а н р е
р у с с к о г о
р о м а н с а .
Прежде, чем перейти к следующему музыкальному инструменту, я хочу у
вас спросить: «Какие вы знаете музыкальные инструменты?». И помогут мне
в этом загадки.
Знает каждый с малых лет
Старорусский инструмент.
Три струны и пальцы рук
Извлекают чудный звук.
Как начнёт играть, тот час
Хочется пуститься в пляс.
Так попробуй, отгадай-ка,
Что же это? (балалайка)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь… (Скрипка)
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (Гитара)
Клавиатуры черно-белый ряд,
Педали желтым золотом горят …
Меня с собой не унесешь в футляре.
С могучим форте, ласковым пиано,
И тот чрезвычайно прав,
Кто называет нас… (Фортепиано)
Молодцы! А мы продолжаем нашу экскурсию в мир музыки. И следующая
музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном инструменте
гитаре.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем гитарой.
Кожуховская Елизавета исполнит «Менуэт» композитора И. Кригера.
Менуэт
появился
300
лет
назад
в
стране,
которая
называется
Франция.
Кавалеры надевали парики, шёлковые чулки с узорами и галстуки в виде
больших бантов. Дамы одевали пышные платья из дорогого бархата, атласа,
шёлка с обилием кружевных бантиков и ленточек. А какие у дам были
роскошные фантастические прически! Тяжёлые платья и высокие причёски
дам не позволяли танцорам совершать резкие движения и высокие прыжки,
менуэт танцевали не спеша, важно и грациозно. Менуэты были веселые по
характеру, а также строгие и торжественные.
Ступачев Всеволод исполнит «Маленькую польку» Д. Кабалевского.
Полька! Спляшем поскорей!
Танца нету веселей.
Все пойдут бойко в пляс
И закружит полька нас!
Какое настроение здесь присутствовало?
(ответы детей). Молодцы, ребята!
Все вы знаете, что на музыкальных инструментах можно исполнять
совершенно разную музыку: старинную, народную, песни, танцы. Сейчас мы
услышим
любимую
песню
композитора
М.
Блантера «Катюша»
в
исполнении Мацуева Егора.
Следующий
музыкальный
инструмент
-
скрипка
-
самый
распространенный
струнный
смычковый
инструмент.
«Она
в
музыке
является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии
хлеб
насущный»,
говорили
о
ней
музыканты
еще
в
XVII
веке.
Если
фортепиано мы назвали королём оркестра, то скрипка его душа.
В исполнении Успенской Фаины мы послушаем чешскую народную песню
«Аннушка».
Вы услышали, что это песня подвижная, танцевального характера и веселого
настроения.
«Хоровод» Н. Баклановой исполнит Успенская Фаина. Праздничный,
красочный
хоровод
изображен
с
помощью
отрывистой
мелодии,
четкого
р и т м а ,
п о д в и ж н о г о
т е м п а .
И в заключении праздничной музыкальной экскурсии представляем ещё
один важный музыкальный инструмент, без которого сложно существовать
человечеству!! Кто догадался? Это - голос.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила
звуков произносимых собственным голосом. Пение – тот самый необходимый
инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно
улучшить свое здоровье. При помощи пения можно привести в порядок
легкие, исправить осанку, улучшить кровообращение и даже цвет лица.
На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее
естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,
испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте!
Сейчас мы с вами услышим песню «Пестрый колпачок» Г. Струве в
исполнении Костиной Екатерины.
Песню «По секрету всему свету» В. Шаинского и М. Танича исполнит
вокальный ансамбль младших классов.
На этом наша экскурсия подошла к концу. Скажите, вам понуривалось, как
выступали юные музыканты? Давайте еще раз им поаплодируем! А теперь я
обращаюсь к музыкантам – а вам понравилось выступать перед ребятами?
Давайте им тоже поаплодируем, поблагодарим их за внимание!
А вас, дорогие ребята, мы приглашаем в нашу школу искусств учиться
петь, играть на музыкальных инструментах, понимать музыку!