Напоминание

"Экскурсия в мир музыки"


Автор: Успенская Анжелика Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо
Населённый пункт: г. Сельцо Брянской области
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: "Экскурсия в мир музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лекция-концерт

на тему «Экскурсия в мир музыки»

для воспитанников детского сада

Подготовила: преподаватель

фортепианного отделения ДШИ г. Сельцо

Успенская Анжелика Юрьевна

Г. Сельцо

2019г.

Лекция-концерт: «Экскурсия в мир Музыки»

Добрый день всем, кто присутствует в этом зале! Сегодня учащиеся школы

искусств пришли с концертом в ваш детский сад. Наш концерт необычный. И

называется он «Экскурсия в мир Музыки».

Вы услышите не только музыку в исполнении детей, и я расскажу вам о

музыкальных инструментах, композиторах и музыкальных произведениях.

К т о

ж е

з н а е т,

к т о

э т о

ко м п о з и т о р ы ?

( о т в е т ы

д е т е й ) .

Правильно!

Композиторы это такие люди, которые любые истории, случающееся в

жизни,

изображают

звуками.

Они

сочиняют

музыку

и

записывают

её

специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в

человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие

на разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми

учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших

любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью

и красками.

Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение –

узнаём по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы

можем повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У

каждой м е л о д и и

е с т ь

с в о й

х а р а к т е р

и

н а с т р о е н и е .

Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,

д у м а т ь

с

к о м п о з и т о р о м ,

к о т о р ы й

е ё

д л я

н а с

с о ч и н и л .

Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя

н а

п а р а д е

в

с к а з о ч н о м

к о р о л е в с т в е .

Н о

ч т о

з н ач и т

с л у ш а т ь

м у з ы к у ?

( О т в е т ы

д е т е й )

Это

значит

различать

её

характер,

настроение.

Настроение

у

музыки,

как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и

ч е л о в е к ,

м о ж е т

б ы т ь

з а д у м ч и в о й

и л и

о з о р н о й .

Будьте внимательны и слушайте.

Но, прежде чем начнём

Концерт наш музыкальный,

Я вам, мои друзья,

Одну открою тайну.

Концерт наш необычный

И не совсем привычный

Концерт наш -путешествие

В прекрасную страну

В страну, где льются звуки,

И где нет места скуке,

Где все поют, играют,

И сердце замирает!

О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое

таинственное из всех искусств.

Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в

музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение

и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение

и чувства человека.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Сколько клавиш посмотри:

Черные и белые –

По ним пальцы бегают.

Клавишный мой инструмент.

Фортепиано лучше нет!

Первыми на нашем концерте выступят самые маленькие учащиеся нашей

школы. Они еще не учатся в общеобразовательной школе, а, как и вы, ходят в

детский сад.

Ступачева Есения сыграет для вас песенку танцевального характера,

которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется она «Мишка с куклой

танцуют

полечку», а сочинила эту песенку польский композитор Мария

Качурбина.

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой;

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?

(ответы детей).

Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы услышали, как

задорно топают и звонко хлопают, пританцовывая мишка с куклой. Музыка

весёлая и энергичная.

Следующее произведение, которое мы услышим, называется «Немецкая

песенка». Написал ее русский композитор П. И. Чайковский.

«Немецкая песенка» - это одна из песен, которые услышал композитор во

время своих путешествий. Он написал «Старинную французскую песенку»,

«Итальянскую песенку», «Немецкую песенку». В них отражаются

особенности национальной музыки этих стран. «Немецкая песенка»

напоминает звучание шарманки и похожа на старинный немецкий танец –

«Лендлер», который танцевали крестьяне с кружением и притопами в своих

деревянных башмаках.

Исполнят для нас это произведение Воснятин Самуил.

Следующие произведение, которое исполнят для нас Баценкова Анна

называется «В весеннем лесу» композитора И. Парфенова.

Давайте сначала послушаем это произведение, а потом вы поделитесь со

мной своими впечатлениями об услышанной музыке.

Ч т о

в ы

у с л ы ш а л и

в

э т о й

п ь е с е ?

( о т в е т ы

д е т е й )

Верно! В этой музыке слышны и капли дождика, и пение птиц, и легкий

в е с е н н и й

в е т е р о к .

Сторожева

Полина

исполнит

пьесу «В

цирке»

композитора

М.

Парцхаладзе.

Что

характерно

для

этой

музыки?

(ответы

детей)

В произведении слышны прыжки и ужимки клоунов, быстрые движения по

кругу,

например,

на

велосипеде,

«увидеть»

жонглирование

и

т.д.

Произведение М.И. Глинки «Жаворонок» исполнит для нас Воснятина

Софья. Это задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной

м е л о д и е й

в

ж а н р е

р у с с к о г о

р о м а н с а .

Прежде, чем перейти к следующему музыкальному инструменту, я хочу у

вас спросить: «Какие вы знаете музыкальные инструменты?». И помогут мне

в этом загадки.

Знает каждый с малых лет

Старорусский инструмент.

Три струны и пальцы рук

Извлекают чудный звук.

Как начнёт играть, тот час

Хочется пуститься в пляс.

Так попробуй, отгадай-ка,

Что же это? (балалайка)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив.

Я называюсь… (Скрипка)

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент —

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале. (Гитара)

Клавиатуры черно-белый ряд,

Педали желтым золотом горят …

Меня с собой не унесешь в футляре.

С могучим форте, ласковым пиано,

И тот чрезвычайно прав,

Кто называет нас… (Фортепиано)

Молодцы! А мы продолжаем нашу экскурсию в мир музыки. И следующая

музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном инструменте

гитаре.

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем гитарой.

Кожуховская Елизавета исполнит «Менуэт» композитора И. Кригера.

Менуэт

появился

300

лет

назад

в

стране,

которая

называется

Франция.

Кавалеры надевали парики, шёлковые чулки с узорами и галстуки в виде

больших бантов. Дамы одевали пышные платья из дорогого бархата, атласа,

шёлка с обилием кружевных бантиков и ленточек. А какие у дам были

роскошные фантастические прически! Тяжёлые платья и высокие причёски

дам не позволяли танцорам совершать резкие движения и высокие прыжки,

менуэт танцевали не спеша, важно и грациозно. Менуэты были веселые по

характеру, а также строгие и торжественные.

Ступачев Всеволод исполнит «Маленькую польку» Д. Кабалевского.

Полька! Спляшем поскорей!

Танца нету веселей.

Все пойдут бойко в пляс

И закружит полька нас!

Какое настроение здесь присутствовало?

(ответы детей). Молодцы, ребята!

Все вы знаете, что на музыкальных инструментах можно исполнять

совершенно разную музыку: старинную, народную, песни, танцы. Сейчас мы

услышим

любимую

песню

композитора

М.

Блантера «Катюша»

в

исполнении Мацуева Егора.

Следующий

музыкальный

инструмент

-

скрипка

-

самый

распространенный

струнный

смычковый

инструмент.

«Она

в

музыке

является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии

хлеб

насущный»,

говорили

о

ней

музыканты

еще

в

XVII

веке.

Если

фортепиано мы назвали королём оркестра, то скрипка его душа.

В исполнении Успенской Фаины мы послушаем чешскую народную песню

«Аннушка».

Вы услышали, что это песня подвижная, танцевального характера и веселого

настроения.

«Хоровод» Н. Баклановой исполнит Успенская Фаина. Праздничный,

красочный

хоровод

изображен

с

помощью

отрывистой

мелодии,

четкого

р и т м а ,

п о д в и ж н о г о

т е м п а .

И в заключении праздничной музыкальной экскурсии представляем ещё

один важный музыкальный инструмент, без которого сложно существовать

человечеству!! Кто догадался? Это - голос.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила

звуков произносимых собственным голосом. Пение – тот самый необходимый

инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно

улучшить свое здоровье. При помощи пения можно привести в порядок

легкие, исправить осанку, улучшить кровообращение и даже цвет лица.

На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее

естественное состояние. Если у вас плохое настроение, вы часто болеете,

испытываете усталость и напряженность – совет один – пойте!

Сейчас мы с вами услышим песню «Пестрый колпачок» Г. Струве в

исполнении Костиной Екатерины.

Песню «По секрету всему свету» В. Шаинского и М. Танича исполнит

вокальный ансамбль младших классов.

На этом наша экскурсия подошла к концу. Скажите, вам понуривалось, как

выступали юные музыканты? Давайте еще раз им поаплодируем! А теперь я

обращаюсь к музыкантам – а вам понравилось выступать перед ребятами?

Давайте им тоже поаплодируем, поблагодарим их за внимание!

А вас, дорогие ребята, мы приглашаем в нашу школу искусств учиться

петь, играть на музыкальных инструментах, понимать музыку!



В раздел образования