Напоминание

"В гости к Лесному Художнику"


Автор: Дудорова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 15 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Заречный, Пензенской области
Наименование материала: Конспект коррекционно-развивающего фрагмента НОД "Развитие мелкой моторики и осязания" для детей с нарушениями ОДА 5 - 6 лет
Тема: "В гости к Лесному Художнику"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фрагмент коррекционной непрерывной образовательной деятельности по разделу

программы «Развитие мелкой моторики и осязания»

для детей 5 – 6 лет

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Составила: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Дудорова Ирина Владимировна

МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Заречный Пензенская обл.

Тема: «В гостях у Лесного Художника».

Продолжительность фрагмента НОД: 25 минут.

Цель: расширение у детей представлений о лесе и его видах, о деревьях с помощью

дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и

межполушарного взаимодействия.

Задачи:

коррекционно-образовательные: развивать у детей представление о различных

видах леса, познакомить с понятиями «лиственный», «смешанный», «хвойный»; умение

находить закономерность в чередовании элементов узора и дорисовывать недостающий

элемент; закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

коррекционно-развивающие:

развивать

целостность

восприятия

изображения;

умение удерживать широко расставленные пальцы на листе бумаги, аккуратно обводить

ладонь и преобразовывать полученный контур ладони в «кленовый» лист; развивать

межполушарное

взаимодействие;

умение

удерживать

равновесие

при

выполнении

ходьбы по балансирам; раскрашивать контурное изображение предмета двумя руками

одновременно;

формировать

зрительно-моторную

координацию;

прослеживающую

функцию глаза; обогащать двигательный опыт детей;

здоровьесберегающие: формировать правильный физиологический вдох; развивать

межполушарное взаимодействие;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование:

магнитно-маркерная

доска;

магниты;

засушенные

берёзовые

листья;

корзинка с кленовым, дубовым и берёзовым листом из бумаги; 3-и берёзовых листа из

бумаги с текстом заданий; мягкая игрушка зайца; подносы с разрезными картинами

осенней тематики

(из 9 и более элементов); картинки с изображением смешанного,

хвойного и лиственного леса (формат А4); д/у «Что в пустом квадрате?» (по числу детей);

листы белой бумаги разной формы и размера; простые и цветные карандаши (по числу

детей);

физкультурное

оборудование

(3-и

гимнастические

палки,

8-мь

грелок,

наполненных на 2/3 холодной и горячей водой, плетёный шнур).

Ход НОД

I. Начало деятельности (3 минуты)

Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.

Дети заняты свободной игровой деятельностью. Дефектолог привлекает внимание

детей к себе.

– Ребята, а что это лежит на подоконнике? (листья берёзы)

– Как они сюда попали?

– С какого дерева слетели эти листья?

– Значит они какие? (берёзовые)

– А в мою корзинку залетел разноцветный лист клёна. Значит он какой? (кленовый).

– Какой ещё лист попал ко мне в корзину? (Дефектолог показывает изображение листа

дуба).

– Ребята, на дне моей корзины лежит большой берёзовый листок, на котором что-то

написано. Интересно узнать что?

(Дефектолог читает вслух послание: «Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в гости.

Жду всех в лесу, в котором растут разные деревья. Лесной Художник. А путь вам

укажут мои подсказки».)

– Принимаем приглашение?

– А как называется лес, в котором произрастают деревья разных пород? (смешанный лес).

– А чтобы попасть в этот лес, предлагаю выполнить следующий «волшебный» ритуал.

Упражнения «Перекрёстное движение рук» (одновременно дотронуться правой рукой

до левого уха, а левой рукой – до правого (крест-на-крест)).

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; межполушарных связей;

синхронизации работы полушарий; общей моторики.

– Вот мы и в лесу.

– Подышим лесным воздухом!

Дыхательное

упражнение (по

Стрельниковой)

«Деревце» (шумный

короткий

вдох

через нос с одновременным разжиманием пальцев рук и такой же короткий выдох с

одновременным сжиманием пальцев рук).

Цель: формирование правильного физиологического вдоха.

И.п. – о.с., туловище слегка наклонено вперед, голова, плечи и руки опущены, руки

немного вытянуты перед собой, пальцы сжаты в кулак.

– Ребята, как называется лес, где растут разные деревья? (смешанный). Показ картинки с

изображением смешанного леса.

–Что растёт на ветках у клёна, дуба, берёзы? (листья)

– Как можно называть такой лес? Показ картинки с изображением лиственного леса.

(Если дети затрудняются ответить, ввожу новое понятие «лиственный»)

– А какие листья у сосны? (иголки)

Кто

знает,

как

ещё

можно

назвать

сосновые

иглы?

(Если

дети

затрудняются

ответить, ввожу новое понятие «хвоя»)

– И если в лесу у всех деревьев хвоя, то, как можно назвать такой лес? (хвойный). Показ

картинки с изображением хвойного леса.

– Ребята,

напомните,

пожалуйста,

в

какой

лес

нас

пригласил

Лесной

Художник? (в

смешанный)

– Я вижу узкую тропинку. Узнаем, куда она ведёт?

II. Основная часть (20 минут)

Цель: получение

новых

знаний,

умений;

развитие

межполушарного

взаимодействия;

общей и мелкой моторики.

Ходьба «По узкой тропинке» (ходьба боковым приставным шагом друг за другом по

гимнастическим палкам, выложенным на полу ломаной линией).

Цель: развитие равновесия, координации движений при ходьбе боком по ограниченной

плоскости приставным шагом.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками (из 6-ти

и более элементов). На край стола прикреплён «берёзовый лист» с новым заданием.

Дефектолог читает: «Ребята, помогите, пожалуйста, собрать в целое мои рисунки,

которые Непоседы-Ножницы разрезали на части. Л.Х.»

– Ребята, что же делать? (Ребята предлагают свою помощь: собрать целое из частей).

Д/и «Разрезные картинки» (из 9 и более элементов)

Цель:

развитие

целостности

восприятия

изображений

и

зрительно-моторной

координации.

.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать

целую

картинку

по

образцу.

Для

детей,

быстро

собирающих

целое

из

частей,

подготовлены дополнительные задания.

Дефектолог:

– Молодцы, ребята! Готовы идти дальше?

– Хотите узнать, куда нас приведёт эта извилистая дорожка?

Ходьба «Перекрестные шаги» (локтем левой руки потянуться к поднимающемуся

навстречу колену правой ноги, слегка коснуться его; затем локтем правой руки

потянуться к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснуться его. Повторить

упражнение 7 – 8 раз; дышать в обычном темпе).

Цель:

гармонизация

работы

левого

и

правого

полушарий;

развитие

равновесия,

координации движений при ходьбе перекрестным шагом по прямой.

Дети

проходят

к

столу,

на

котором

лежат

карточки

для

д/у

«Что

в

пустом

квадрате?». К краю стола прикреплён второй по счёту «берёзовый лист» с новым

заданием.

Дефектолог

читает:

«Ребята,

я

украшал

ковры

узорами

из

листьев.

А

Ветерок-проказник подул и по одному листу с каждого ковра улетело. Кто же мне

поможет завершить работу? Жду вас в гости! Л.Х.»

Д/у «Что в пустом квадрате?» (по заданному чередованию элементов узора).

Цель: развитие зрительного

восприятия, логического мышления; умения находить

закономерность

в

чередовании

элементов

узора

и

дорисовывание

недостающего

элемента.

Дефектолог предлагает выбрать любой образец («ковёр»), внимательно рассмотреть,

выявить закономерность в чередовании элементов узора и дорисовать недостающий.

Предлагает дорисовать на листьях прожилки. Наблюдает за выполнением задания.

Закрепляет понятия «лиственный лес», «хвойный лес».

Дефектолог:

Молодцы, ребята! Вы такие талантливые и внимательные художники!

– Готовы отправиться в путь? А я вижу впереди «кочки». Их нужно перешагивать, высоко

поднимая ноги. Идти следует осторожно, чтобы не упасть.

Упражнение «По кочкам» (балансир) (грелки, наполненные водой, лежат на полу в ряд

через расстояние ними 15 – 20 см).

Цель: развитие координированных движений рук и ног, равновесия в процессе ходьбы

по балансирам.

Дорожка приводит детей к столу, на котором лежат листы белой бумаги разной

формы и размера, простые и цветные карандаши.

К

краю

стола

прикреплён

второй

по

счёту

«берёзовый

лист»

с

новым

заданием.

Дефектолог

читает:

«Ребята,

ответив

на

мой

вопрос,

я

узнаю

кто

самый

наблюдательный: лист какого дерева самый разноцветный? (ответы) По форме он

похож на руку человека (ответы). Ответ я предлагаю вам нарисовать с помощью

ладони и простого карандаша. Лесной Художник»

– Как же можно рисовать с помощью ладони?

– Ребята, предлагаю подготовить руки к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»(по показу).

Ц ел ь : развитие

зрительно-моторной

координации,

зрительного

внимания,

мелкой

моторики.

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

Рисование кленовых листьев (простым карандашом с помощью ладони)

Дефектолог

наблюдает

за

выполнением

работы

детьми.

Предлагает

дорисовать

прожилки и черешок у кленового листа.

Раскрашивание

контурного

изображения

кленового

листа

сразу

двумя

контрастными

цветными

карандашами

соответствии

с

окраской

осеннего

листа) двумя руками одновременно.

Появляется Заяц-Художник. Наблюдает за работой детей, благодарит их за помощь.

Воспитанники передают ему свои работы-отгадки.

III. Итог (2 минуты)

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести

простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.

Ребята,

нам

пора

возвращаться

в

детский

сад!

(Дети

прощаются

со

сказочным

персонажем).

– А чтобы быстрее вернуться в группу и не заблудиться, предлагаю ещё раз использовать

«волшебный» ритуал!

Упражнения «Ухо – нос» (одновременно дотронуться правой рукой до левого уха, а

левой рукой – до кончика носа; затем поменять положение рук: левой рукой до левого

уха, а правой рукой – до носа (крест-на-крест)).

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; межполушарных связей;

синхронизации работы полушарий; общей и мелкой моторики.

(Воспитанники выполняют кинезиологическое упражнение до 7 раз).

– Вот мы и вернулись в свою группу.

– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу?

– Какое задание для вас было трудным?

– Но дружба и взаимопомощь помогают справиться со всеми трудностями! Молодцы!



В раздел образования